Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономические показатели деятельности организаций в сфере культуры: себестоимость, цена, прибыль, рентабельность. Сущность понятий, принципы расчета, динамика




 

Показатели экономические – величины, критерии, уровни, измерители, которые позволяют судить о состоянии экономики мира, страны, региона, предприятия, семьи и изменении этого состояния, об экономическом развитии, росте, подъеме или спаде. Принято различать количественные и качественные показатели, а также единичные и групповые (агрегированные, синтетические, сводные, обобщенные).

В зависимости от области применения показатели делятся на аналитические, прогнозные, плановые (применяемые при составлении планов), расчетные (определяемые путем расчетов и используемые для установлении прогнозных и плановых), отчетные (используемые при составлении отчетов, в которых отражается реально достигнутое состояние), статистические (применяемые в статистике).

Себестоимость - это стоимостная оценка используемых в процессе произ­водства ресур­сов, основных фондов, трудовых затрат и других затрат на про­изводство и реализацию продукции.

Себестоимость рассчитывается двумя основными способами:

1) по укрупненным экономическим элементам затрат (материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления от заработ­ной платы на социальные нужды; амортизация основных фондов и прочие затраты);

2) по статьям калькуляции или по месту возникновения затрат (общепроизводственные затраты, общехозяйственные затраты, коммерческие затраты и пр.)

Цена – денежное выражение стоимости товара. Расчет цены производится разными способами:

1) затратные методы (метод полных издержек – списание всех затрат на единицу товара, к которым добавляется необходимая прибыль; метод стандартных издержек позволяет формировать цены на основе расчета затрат по нормам у учетом отклонений фактических затрат от нормативных);

2) параметрические методы (метод удельной цены основан на формировании цен по одному из главных параметров качества товара; метод баллов заключается в использовании экспертных оценок значимости параметров товаров)

Прибыль – это основной финансовый результат предприятия, представляющий собой выражен­ный в денежной форме чистый доход предпринимателя, на вложен­ный капитал, характе­ризующий его вознаграждение за риск осущест­вления предпринимательской деятельно­сти.

Основными методами планирования прибыли являются:

1. Метод прямого счета. Прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации товарной продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью. Применяется как правило при небольшом ассортименте выпускаемой продукции по-ассортиментно.

2. Аналитический метод применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции и заключается в определении влияния отдельных факторов на прибыль. прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой продукции, а по всей в целом.

3. Метод совмещенного расчета включает элементы первого и второго способов.

Рентабельность – это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет включают чистую прибыль) или к затраченным средства, или к выручке от реализации, или к активам предприятия.

Специфика экономики культуры и искусства состоит в том, что нужные для вычисления эффективности измерители выражаются в большом количестве разного рода натуральных показателей. Если для производственной сферы ресурсная составляющая и произведенная продукция измеряются в стоимостном выражении, определяемом директивно или рынком, то в культуре такой возможности нет.

Результаты деятельности можно разделить на непосредственные и конечные. Непосредственные результаты - это создаваемые культур­ные блага, конечные -эффект от этих благ для их получателей.

Конечным результатом культурной деятельности являются те из­менения, которые она вызывает в общественном и индивидуальном соз­нании, в качестве социальной среды и т.п.

Конечные результаты деятельности в сфере культуры выражаются в распространении социальных ценностей и идеалов, формировании личности, повышении качества жизни и т.д. Огромное значение имеет создание средствами культуры позитивного имиджа страны (региона, муниципалитета).

Сложность прямого количественного измерения конечных общест­венно значимых результатов (социальных эффектов) культуры. Невоз­можность применения стандартных процедур оценки. Поиск соответст­вующих критериев и индикаторов социальной результативности культу­ры. Использование социологического инструментария: опросов, анкети­рования, интервьюирования населения, профессиональной экспертизы.

Сложно количественно измерить те изменения в экономике, которые происходит в результате культурной дея­тельности, а именно: рост производительности труда, прирост национального дохода (или внутреннего валовоro продукта), рациональное использование свободного времени населения, а также повышение культурного уровня населения за счет потреб­ления услуг культуры, как дополнительного потребительского блага и товара. Количественно эти параметры не всегда удается выразить поэтому в практике планирования развития культуры обычно пользуются некоторыми непрямыми показателями обеспеченности населения материально-вещественными условиями потребления услуг, показатели которых зачастую не отражают реального культурного процесса. Это количество:

– обслуженного населения теми или иными услугами культу­ры (число зрителей, читателей, посетителей музеев и т.д.);

– учреждений культуры (театров, клубов, музеев, киноуста­новок, зрительских мест);

– мероприятий, осуществляемых этими учреждениями куль­туры (число спектаклей, киносеансов, экскурсий, клубных мероприятий и т.д.). Эти показатели могут измеряться в абсолютных и относительных показателях (на 10 тыс. человек населения).

Достоинства и недостатки этих показателей очевидны по­скольку, с одной стороны, они позволяют осуществлять мониторинг культурного обеспечения отдельных регионов, городов, населенных пунктов, а с другой – не отражают реального объе­ма культурных благ и услуг, потребляемых населением, так как рост количества учреждений культуры может сопровождаться не только повышением, но и снижением количества посетителей. Натуральные показатели не позволяют в силу их несоизмеримости дать сводную картину уровня культурного обеспечения на­селения, а также отразить изменения структуры потребления.

Более универсальными являются показатели, выражающие денежную оценку потребляемых населением культурных благ и услуг (доходы учреждений культуры, бюджета, расходы семейного бюджета на культуру и т.д.). Однако убыточность большинства учреждений культуры, бесплатный или льготный характер их предоставления населению, приводят к тому, что денежная оцен­ка осуществляется по затратам учреждений или государства, что не совпадает с рыночной оценкой и создает определенные искажения реальных объемов услуг и культурных благ.

В учетной, а частично и плановой практике к показателям развития культуры принято относить:

1. по библиотекам

– количество библиотек, в том числе на 10 тыс. населе­ния;

– количество книг в библиотеках в абсолютном и относи­тельном выражениях:

– количество читателей;

2. по учреждениям клубного типа

– количество клубов, в том числе на 1000 населения раздельно дли разного типа населенных пунктов (городское, сельское население);

– количество мероприятий и клубных объединений;

3. по музеям

– количество музеев в абсолютном и относительном значениях;

– количество посетителей;

– количество выставок и экспозиций по каждому музею;

– величину музейных фондов по каждому музею.

4. по учреждениям искусства

– количество театров (о том числе, по жанрам), их вме­стимость (в абсолютном значении и по отношению к 10 тыс. населения);

– количество мероприятий, а также валовой сбор денежных средств т собственных доходов.

5. кинематографии

– количество произведенных кинофильмов;

– количество кинотеатров;

– количество киноустановок;

– количество зрителей;

– валовой сбор денежных средств;

6. радио и телевидению

– объем передач в среднесуточном исчислении;

– средневзвешенный процент охвата населения теле- и радиовещанием.

Эффективность хозяйствования отдельного учреждения или предприятия культуры в рыночных условиях также измеряется в зависимости от формы предоставления услуг населению. При платном оказании культурных услуг для предприятий, полу­чающих доходы, сопоставимые с расходами или превышающие их, можно использовать коммерческие показатели эффективно­сти (прирост собственных доходов, рентабельность, снижение убыточности и т.д.). Однако в большинстве случаев эффектив­ность хозяйственных операций определяется степенью рацио­нальности использования ресурсов, либо теми же показателями посещаемости учреждений культуры и количеством посетителей, обслуживаемых одним работником учреждения культуры, а так­же - наполняемостью залов и т.п. Для сравнения обычно при­меняют некоторую желаемую (нормативную, среднюю) величину.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...