Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура и искусство» как отрасль национального хозяйства.




Отрасль традиционно определяется как совокупность организаций, производящих однородную продукцию из одинакового сырья или ока­зывающих однородные услуги непромышленного характера, и соответ­ствующих органов управления.

Под отраслью "культура и искусство" понимают совокупность ор­ганизаций, основная деятельность которых связана с сохранением, соз­данием, распространением и представлением культурных благ и ценно­стей, а также органов управления культурой.

Отрасль "культура и искусство" имеет внеэкономические, социаль­но-культурные цели, но это не умаляет значения действующих здесь экономических механизмов.

Можно назвать следующие черты, ха­рактерные для экономической деятельности субъектов в отрасли культура:

– продукция отрасли - культурное благо - предназначена для удовлетворения культурных, художественных потребностей и на­правлена на эстетическое развитие потребителя;

– основная производственная деятельность, осуществляемая в отрасли, имеет в значительной мере творческий характер, т.е. интел­лектуальной деятельности, обладающей чертами неповторимости, оригинальности и уникальности;

– технология производства и потребления продуктов основана на использовании законов художественного творчества и художест­венного восприятия;

– преобладающая экономическая форма продукции - услуга;

– основные факторы, определяющие цену продукции - уникальность (редкость) и художественность. Значительная часть про­дукции не подвержена моральному старению, наоборот, время ­фактор роста ее цены;

– технология производства продуктов ориентирована, главным образом, на совместный характер их потребления (в группах, кол­лективно) и основана на механизме прямой и обратной связи между производителем и потребителем продукции, потребление не пред­полагает систематического характера и не основано на администра­тивном воздействии;

– продукция про изводится либо штучная, либо небольшими партиями, в связи с чем производство имеет характер единичного или мелкосерийного;

– предметом производства, его основным «материалом» явля­ется потребитель продукции, что требует высокого уровня затрат на формирование тру­дового фактора производства - работников. Производство на этом основании является трудоемким, а требования, предъявляемые к ра­ботникам, - высокими;

– главным фактором производства на стороне предложения являются творческие способности работников;

– главным фактором производства на стороне спроса является свободное время посетителя, от его объема зависят технологический ритм и финансовые ресурсы производства;

– средства производства (техника, оборудование) играют вспомогательную роль и не влияют на производительность труда работников основного производства;

– в организации производства значительна роль подготови­тельных процессов (репетиций, написания пьес, музыки, картин, ор­ганизации экспозиции, комплектования и др.), отнимающих боль­шую часть временных и трудовых затрат.

Экономические границы отрасли определяются характером выпол­няемых функций. Совокупность видов деятельности, обладающих этими черта­ми, и образует отрасль культуры, состав которой можно предста­вить в виде двух взаимосвязанных подотраслей:

1 подотрасль - «искусство» - объединяет виды деятельности, направленные на создание новых художественных форм. Включает деятельность театров, концертных и эстрадных организаций, кино­студий, цирков, филармоний, фестивалей, музыкальных коллекти­вов, а также деятельность литераторов, актеров, режиссеров, музы­кантов, скульпторов и других представителей творческих художест­венных профессий, выступающих на индивидуальной основе.

II подотрасль - «культурное просвещение» - область сохране­ния, распространения, применения созданных в подотрасли «искус­ство» художественных форм, включает деятельность организаций клубного типа, музеев, выставочных залов, парков культуры и от­дыха, зоопарков, библиотек и архивов, заповедников, планетариев, кинотеатров и других организаций, а также культурно­просветительную деятельность на индивидуальной основе.

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) отрасль культуры отражена в подразделе О. 92 «Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорту». В подразделе производители объединены на основе двух признаков - преобладающей экономической формы и продукции (услуга) и функционального назначения (большинство производителей организуют свободное время населения).

Отрасль культуры имеет быстро развивающуюся инфраструктуру, которую образуют книгоиздательства, реставрационные мас­терские, звукозаписывающие производства, кино копировальные фабрики, предприятия по производству специального оборудования (светотехники, кино и фотоаппаратуры и материалов и др.), реклам­ные и гастрольные агентства, продюсерские и дистрибьюторские компании, образовательные учреждения (музыкальные школы и школы искусств, консерватории, вузы культуры, искусства), научно-исследовательские институты и методические центры, организации управления культурой (Министерство и его агентства, региональные управления культуры).

Организации, составляющие инфраструктуру культуры, по характеру выполняемых функций можно разделить на: управленческие; производственные; образовательные; научно-методические; снабженческо-сбытовые.

Эти организации, а также индивидуальные производители обеспечивают отрасль культуры необходимыми факторами (усло­виями) производства. Сами они входят в состав других отраслей[4], однако технологические связи объединяют их деятельность с орга­низациями культуры. Так, например, киностудии работают по дого­ворам с кастинговыми агентствами, кинокопировальными фабрика­ми, продюсерскими компаниями и т.д., включая их услуги в процесс производства и реализации фильма. Библиотеки сотрудничают книжными коллекторами, магазинами, методическими центрами, институтами культуры, комбинатами по изготовлению библиотечного оборудования и т.д.

Отрасль культуры и ее инфраструктура образуют сферу культуры - совокупность отраслей, занятых производством культурного продукта, его распространением и созданием для этого необходимых условий, это совокупность отраслей, объединенных экономико-технологическими связями (отношениями).

Основное звено отрасли «культура и искусство» - организации культуры и искусства.

Организация культуры - организация, основная деятельность ко­торой направлена на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению.

К организациям культуры относятся театры, кинотеатры, концерт­ные организации и коллективы, цирки, библиотеки, музеи, клубные (культурно-досуговые) учреждения, парки культуры и отдыха (сады), зоопарки (зоосады) и т.д.

Библиотеки подразделяются на публичные (муниципальные), учеб­ные, научные, специальные (по отраслям знаний) и специализирован­ные, предназначенные для обслуживания определенных категорий на­селения.

Клубные (культурно-досуговые) учреждения подразделяются наДворцы и Дома культуры, городские и сельские клубы, социо­культурные комплексы, центры досуга и т.п.

Среди музеев выделяют краеведческие, историко-архитектурные, исторические и военно-исторические, литературно-мемориальные, есте­ственно-научные, художественные и т.п.

Театры делятся на театры оперы и балета, музыкальной комедии, драматические, юного зрителя, кукол и прочие (пантомимы, теней и т.п.)

В состав концертных организаций входят филармонии, самостоя­тельные концертные залы; концертные объединения, в том числе занимающиеся гастрольной и фестивальной деятельностью и пр.

Самостоятельные концертные коллективы могут быть филармо­ническими и эстрадными. К филармоническим коллективам относят симфонические оркестры, камерные оркестры и ансамбли, оркестры народных инструментов, духовые оркестры, народные хоры, прочие филармонические коллективы.

Цирки подразделяют на стационарные, передвижные (шапито), зооцирки.

В системе Минкультуры России подавляющее большинство цирков входят в состав Российской Государственной цирковой компании «Росгосцирк».

Театры, концертные организации и коллективы, цирки образуют группу организаций исполнительских искусств (в более ранней терминологии - театрально-зрелищные предприятия).

Каждая организация культуры играет свою особую роль и занимает определенное место в отрасли. Значение и функции организаций куль­туры меняются под воздействием общественных отношений.

В 2004 году в Российской Федерации насчитывалось 112 тысяч ор­ганизаций культуры и учебных заведений культуры и искусств.

Организации культуры могут входить в состав профильного ведомства, возглавляемого Минкультуры РФ, а также находиться в составе других ведомств. В то же время в составе ведомства Минкультуры, помимо организаций культуры, находя организации других отраслей.

Общее число организации культуры приближается к 180 тысячам. При этом число работников культуры равняется 1,2 млн. человек, что составляет 2% от занятых в народ­ном хозяйстве.

Обеспеченность населения организациями культуры характе­ризуют следующие цифры: на 1 млн. жителей в России приходится 4 театра (для сравнения: в Австрии - 24, Швеции – 13,6, Франции ­- 9,6, Великобритании – 8,9), 347 библиотек (в Финляндии - 2500,Че­хии - 708), 15 музеев (в Нидерландах - 35, Швеции - 34, Германии ­- 32, Чехии - 33).,

Приведенные данные свидетельствуют, с одной стороны, о значительности масштабов сети организаций культуры РФ и поло­жительной динамике многих видов и, следовательно о перспективах развития отрасли в целом, а с другой стороны, о необходимости раз­вивать сеть организаций культуры, используя для этого систему ме­тодов организационно-правового, экономического, а также социаль­но-политического характера.

Функции отраслевого управления осуществляют следующие орга­ны исполнительной власти:

- на федеральном уровне – Министерство культуры Российской Федерации;

- на региональном уровне – управления, комитеты, департамен­ты, министерства культуры субъектов РФ;

- на муниципальном уровне – отделы, управления, комитеты, де­партаменты культуры администраций муниципальных образований.

В условиях децентрализации системы управления органы управле­ния культурой на региональном и муниципальном уровне подчиняются соответствующим органам исполнительной власти, проводящим само­стоятельную культурную политику на своей территории. Вместе с тем это не исключает взаимодействия органов управления культурой раз­ных уровней.

Основные тенденции развития отрасли "культура и искус­ство" на современном этапе.

1. Разрушение отраслевой "вертикали" — формирование иерархии органов управления культурой на федеральном, региональном и муни­ципальном уровнях.

2. Структурные сдвиги в отрасли. Сокращение сети массовых уч­реждений культуры (библиотек, клубов), парков культуры и отдыха. Рост сети театров, концертных организаций и коллективов, музеев.

3. Диверсификация и интеграция. Развитие новых типов учрежде­ний культуры, которые одновременно используют многообразные фор­мы деятельности, традиционно относящиеся к различным видам учреж­дений культуры и даже к другим отраслям социальной сферы, — цен­тров досуга, эстетических центров, социально-культурных и культурно-спортивных комплексов и др.

4. Развитие альтернативных государственным организаций культу­ры. Формирование в культуре частного сектора (в основном, в концерт­ном и галерейном деле). Расширение спектра общественных движений и объединений в культуре.

5. Разделение организаций культуры на коммерческие и некоммер­ческие. Развитие коммерческого сектора, рассматривающего культур­ную деятельность как вид бизнеса.

6. Появление нетрадиционных, внебюджетных источников финан­сирования государственных (муниципальных) некоммерческих организаций культуры: доходов от реализации авторских прав, доходов от предпринимательской деятельности,, средств спонсоров, грантов благо­творительных фондов и т.п.

7. Развитие элементов рыночной инфраструктуры культурной дея­тельности — театральных агентств, продюсерских фирм, бирж (ярма­рок), фондов, негосударственных вузов культуры и искусств и др.

8. Переосмысление роли организаций и органов управления куль­турой, внедрение в их деятельность современных информационных и управленческих технологий (социально-культурное проектирование, фандрейзинг, связи с общественностью — PR и т.д.). Новые требования к кадрам культуры.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...