Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

создания и функционирования образовательной организации

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

РУК-9. Организационно-экономическая модель

создания и функционирования образовательной организации

«образовательный комплекс»

(72часа)

Модуль 4. Формирование организационной структуры образовательного комплекса с учетом специфики уровней образования

(12 час.)

 

Автор курса

 

Федоров Александр Михайлович,

кандидат педагогических наук,

профессор кафедры экономики образования

 

Утверждено на заседании кафедры

____________________________________

Протокол № ________ от ______________

Зав.кафедрой______________________

 

Москва

Структура учебной программы повышения квалификации

1. Введение

 

1.1. Актуальность заявленного модуля Учебной программыопределяется перспективами развития системы образования столичного мегаполиса, сформулированными в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Государственнойпрограмме города Москвы на среднесрочный период 2012-2016 гг. «Столичное образование».

Система образования в Российской Федерации находится в состоянии модернизации. Происходят системные изменения в содержании образования,организации образовательного процесса, оценке качества планируемых результатов,образовательной инфраструктуре. Вносятся изменения в законодательствоРоссийской Федерации в области образования, разработан и поэтапно вводитсяфедеральный государственный образовательный стандарт общего образования.

В рамках введения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения, реализации государственной программы города Москвы насреднесрочный период (2012-2016гг.) «Развитие образования города Москвы«Столичное образование» и нового Закона «Об образовании в Российской Федерации» назрела необходимость оптимизации сети образовательных организаций и модернизации их инфраструктуры и уклада жизнедеятельности.

В последнее время все большее распространение получают образовательные комплексы – форма организации образовательных систем как объединения организационноинтегрированных образовательных учреждений, реализующихкомплекс взаимосвязанных образовательных программ различныхуровней.Образовательный комплекс характеризуется высокойстепенью организационной(включая ресурсную)интеграции ивзаимосвязи реализуемых образовательных программ (Д.А.Новиков, Н.П.Глотова).

Создающиеся на базе дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных школ в рамках реализации Программы «Столичное образование»образовательные комплексы играют особую роль в гармоничном развитии ребенка с момента его вхождения в социальную среду- детский сад, пребывания в ней и трансформации своего первого социальногоопыта при переходе в начальную школу. Сделать этот процесс наиболеекомфортным, построить «социально-образовательный лифт» - основная цель образовательногокомплекса, основными характеристиками которогоявляются:

- преемственность ступеней образования для детей от 3 до 17 лет, гарантирующая готовность выпускника детского сада к переходу в новую социальную среду –школу, выпускника начальной школы - к активной учебно-познавательнойдеятельности и творческой активности в ней, выпускника основной школы - ксамоопределению в профиле и выпускника старшей школы - к дальнейшему успешному профессиональному образованию;

- здоровьесберегающая образовательная среда;

- дифференцированный подход – возможность каждой семьи и ребенка выстроить в образовательной среде свою индивидуальную траекторию развития;

- информационная активность - как гарант образовательной и познавательной самостоятельности детей;

- уклад жизни образовательного комплекса как устоявшийся порядок жизнедеятельности образовательной организации как социокультурного института, как системамежличностных отношений педагогов, детей разных возрастов, родителей, администрации,других сотрудников и социальных партнеров - представителей фирм и учрежденийгородского сообщества, так или иначе причастных к организации иосуществлению образовательного процесса (Е.А.Александрова).

В настоящее время с ростом числа многофункциональных образовательных комплексов в столичном мегаполисе назрела необходимость формирования у их руководителей новой управленческой культуры, профессиональных управленческих компетенций по управлению развитием образовательного комплекса, формированию его организационной структуры с учетом специфики уровней образования.

 

1.2. Новизна заявленной темы Учебной программы определяется теоретической и практической значимостью решения проблемы развития организационной культуры образовательного комплекса столичного мегаполиса на основе компетентностного подхода к повышению квалификации менеджмеров образования.

Впервые в практике повышения квалификации руководителей образовательных организаций предлагается курс, ориентированный на развитие у слушателей профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для результативной организационной деятельности по стратегическому развитию образовательного комплексаи формированию его организационной структуры в условиях перемен.

 

1.3. Предмет изучения.

 

Предметом изучения выступает организационный менеджмент как инструмент развития организационной культуры и стратегического развития образовательного комплекса.

Модуль «Формирование организационной структуры образовательного комплекса с учетом специфики уровней образования» ориентирован на формирование у слушателей компетентностей,необходимых для стратегического развитияобразовательного комплекса на основе:

- создания у слушателей адекватных представлений о стратегическом развитии образовательных комплексов и формировании их организационных структур с учетом реализуемых образовательных программ;

- формирования базовых компетентностей, необходимых для стратегического управления развитием образовательных комплексов и формирования их организационно-педагогических механизмов;

- изучения возможностей стратегического менеджмента как инструмента инновационного развития образовательных комплексов.

 

В результате освоения дисциплины слушатели должны:

Знать тенденции развития современной системы общего образования, основные параметры образовательного комплекса как образовательной системы; сущность и структуру организационно-педагогических механизмов их развития и обеспечения жизнедеятельности; виды образовательных стандартов; способы проектирования организационно-педагогического механизма функционирования и разработки образовательной программы и программы развития образовательного комплекса; критерии оценки эффективности деятельности органов управления образовательным комплексом и педагогических и управленческих кадров.

Уметь описывать образовательный комплекс как управляемую образовательную систему; анализировать процесс управления образовательным комплексом с позиций компетностностного подхода; анализировать тенденции развития организационной структуры с учетом реализуемых образовательных программ и программы развития образовательного комплекса.

Иметь навыки (приобрести опыт) осуществлять функции стратегического лидера образовательного комплекса, управлять образовательным комплексом и его организационно-педагогическим механизмом в условиях изменений, осуществлять эффективную мотивацию персонала образовательного комплекса; формировать и оптимизировать организационную структуру образовательного комплекса с учетом социального заказа, специфики социокультурной и социально-экономической ситуации развития образовательного комплекса, осуществлять организационные изменения и организационное развитие образовательного комплекса.

 

1.4. Концептуальная идея Учебной программы.

 

Концептуальной идеей учебного модуля является рассмотрение организационного менеджмента как инструмента развития образовательного комплекса в условиях изменений.

В процессе изучения модуля слушатели на практических примерах и изучения управленческого опыта развития образовательных комплексов столичного мегаполиса приобретают опыт развития организационной культуры менеджера образования.

 

1.5. Цели и задачи Учебной программы.

 

Цель - Формирование и развитие у слушателей компетентности в области управления формированием организационной структуры образовательного комплекса в условиях изменений.

 

Задачи освоения модуля заключаются:

· в уяснении слушателями связи между необходимостью достижения нового качества образования, отвечающего вызовам современного этапа общественного развития, и изменениями характера отношений в сфере образования вообще и в образовательном комплексе, его организационной структуре, в частности;

· в уяснении слушателями связи между необходимостью изменения отношений в сфере образования и переходом к компетентностному подходу к решению конкретных управленческих задач по формированию организационной структуры образовательного комплекса, исходя из специфики реализуемых в нем образовательных программ и с учетом перехода на новые ФГОС общего образования.

· в формировании у слушателей организационной культуры и профессиональных управленческих компетенций, характеризующих современного менеджера образования.

1.6. Категория работников образования, на которых рассчитана Учебная программа – руководители образовательных организаций (образовательных комплексов); заместители руководителей образовательных организаций (образовательных комплексов); резерв управленческих кадров.

 

1.7. Продолжительность обучения – 12 часов.

2. Структурно-содержательные компоненты (разделы) Учебной программы.

 

Тема 1. Совершенствование управления образовательной организацией как ключевая задача модернизации образования (Лекция, 2 часа).

 

Совершенствование управления образованием в Российской Федерации в условиях изменений. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Приоритетный национальный проект «Образование». Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (КПМО). Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012 – 2016 гг.) «Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")».

Понятие управления образовательной системой. Объекты и субъекты управления.

Программно-целевое управление образовательной организацией. Принципы программно-целевого управления образовательной организацией.

 

Тема 2. Образовательные сети и образовательные комплексы как объекты управления (Лекция, 2 часа)

 

Понятие образовательной сети. Образовательная сеть как совокупность образовательных учреждений, реализующих преемственные образовательные программы различногоуровня и направленности. Структура (инфраструктура) образовательной сети. Образовательная организация как единица образовательной сети. Основные типы структуры и модели образовательных сетей: территориальная, уровневая, профильная. Цель и основные функции образовательной сети. Функциональная характеристика образовательной сети. Ресурсное обеспечение (материальное-техническое, финансовое, организационное, кадровое, научно-методическое, нормативно-правовое, информационное), ограничения деятельности (институциональные и ресурсные) образовательной сети.

Эффективность функционирования и эффективность управления образовательной сетью.

Понятие образовательного комплекса. Горизонтальная интеграция образовательных учреждений в образовательный комплекс, характеризующая число реализуемых в нем образовательных программ одного уровня. Критериальное пространство образовательного комплекса. Вертикальная интеграция образовательных учреждений в образовательный комплекс, характеризующая число реализуемых в нем образовательных программ различных (последовательных) уровней. Организационная интеграция, характеризующая самостоятельность или несамостоятельность(в т.ч. юридическую) образовательных учреждений, входящих в образовательный комплекс.

Типы образовательных комплексов и их характеристика.

Принципы развития образовательных сетей и комплексов.

Алгоритм построения модели и оптимизации управления образовательными сетями и образовательными комплексами.

Анализ, прогноз и оптимизация образовательных сетей и образовательных комплексов.

 

Тема 3. Модели образовательного комплекса (Лекции – 4 часа).

 

Функциональная, структурная и потоковая модели образовательного комплекса и их характеристика.

Механизмы принятия управленческих решений по развитию образовательного комплекса. Механизмы оптимизации функционально-структурной и потоковой моделей образовательного комплекса. Механизмы распределения ресурсов образовательного комплекса. Механизмы мотивационного управления образовательным комплексом. Механизмы комплексного оценивания процесса развития и функционирования образовательного комплекса. Механизмы экспертизы развития и функционирования образовательного комплекса.

Организационная структура образовательной организации. Типы организационной структуры образовательной организации и их характеристика: иерархический тип структур управления (линейно-функциональная организационная структура, линейно-штабная организационная структура); органический тип структур управления (кросс-функциональная организационная структура, проектная организационная структура, программно-целевая организационная структура, многомерная организационная структура).

Взаимосвязь организационной структуры управления многофункциональным образовательным комплексом и реализуемых в нем образовательных программ.

Образовательная траектория. Технология проектирования индивидуальных образовательных траекторий в многофункциональном образовательном комплексе с учетом социального заказа, реализуемых в нем образовательных программ.

 

Тема 4. Социально-экономические и организационно-педагогические механизмы формирования организационной структуры многофункционального образовательного комплекса (Лекция, 2 часа; практическое занятие, 2 часа)

 

Организационная культура образовательной организации и ее типология. Специфика организационной культуры образовательного комплекса.

Развитие образовательного комплекса как процесс перехода от возможности к действительности. Соотношение сущего, возможного и должного в сфере образования. Способы выявления и оценки возможного. Уровни возможностей. Условия перехода от возможного к действительному (образовательный процесс, ресурсы, общественная поддержка, позиции участников образовательного процесса, управление).

Развитие образовательного комплекса как изменение интегрирующихсялокальных образовательных систем. Глубина (реформирование, модернизация, совершенствование), масштабы (целостная система, её элементы, связи и отношения), темпы изменений. Сопротивление изменениям.

Проблема выбора стратегии развития образовательного комплексаи его организационной структуры на основе определения степени амбициозности задач развития. Перспективный образ образовательной организации в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (КПМО).

Анализ достижений образовательного комплекса как основа стратегического планирования. Виды достижений, их связь с образовательными, обеспечивающими и управленческими процессами. Проблема «следующего шага». Роль авангардных школ-комплексов в развитии системы образования столичного мегаполиса.

Анализ социально-экономических факторов формирования оптимальной организационной структуры образовательного комплекса. Методы анализа факторов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние на формирование организационной структуры образовательного комплекса, адекватной социальному заказу, специфике социокультурной и социально-экономической ситуации развития образовательного комплекса, ресурсному обеспечению. Метод ситуаций. Проблемно-ориентированный анализ.

Формирование организационной структуры образовательного комплекса на основе анализа и оценки его достижений и конкурентных преимуществ.

Формирование организационной структуры образовательного комплекса на основе определения, анализа и оценки сильных и слабых сторон внутренней среды организации образовательного комплекса, рисков и угроз его развития. SWOT-анализ. Силовой анализ. PEST (STEP)-анализ.

Формирование организационной структуры образовательного комплекса с учетом результатов маркетингового анализа. Анализ социального заказа. Анализ реальных и потенциальных конкурентов.

Анализ соответствия организационной структуры образовательного комплекса его уставным целям и задачам, а также требованиям социального заказа и государственного образовательного стандарта. SMART-анализ жизнедеятельности образовательного комплекса. Анализ силового поля.

Анализ и оценка эффективности организационной структуры управления образовательным комплексом. Критерии и показатели эффективности. Дисфункции организационной структуры управления образовательным комплексом и их предупреждение (преодоление).

Организационные технологии формирования организационной структуры образовательного комплекса. Механизмы координации организационной структуры. Коммуникации в организационной структуре управления. Проектирование организационных структур образовательных комплексов. Основы реструктуризации организационно-педагогического механизма управления образовательным комплексом.

Организационные процедуры формирования программы развития образовательного учреждения. Экспертиза и публичная защита программы. Отчёт о выполнении программы.

Соотношение программы развития и образовательной программы школы.

 

3. Концепция и основные дидактические компоненты ИКТ-поддержки Учебной программы по каждой теме.

 

В процессе реализации учебного модуля предполагается опора на информационно-коммуникационные технологии. В частности, содержание лекционного курса и практических занятий сопровождается специально разработанной серией учебных презентаций.

Слушателям предлагается набор цифровых образовательных ресурсов (официальные сайты органов управления образованием, образовательные порталы, электронные версии учебной и учебно-методической литературы).

В качестве самостоятельной работы слушателям будет предложено изучить опыт проектных практик, реализуемых образовательными организациями.

 

4. Формы и примерное содержание входного, текущего и итогового контроля.

 

Входной контроль – диагностика «Профиль организационной культуры менеджера образования».

 

Текущий контроль осуществляется в процессе выполнения слушателями практических заданий.

 

Итоговый контроль в форме эссе «Организационно-педагогические механизмы развития образовательного комплекса».

При работе над эссе слушателям оказывается дистанционная поддержка: согласование темы эссе, консультация по структуре, содержанию, выводам и литературе, промежуточная предварительная оценка содержания отдельных параграфов эссе.

. Литература.

 

Основная литература

· Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (адрес электронного ресурса: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html)

· Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 22.11.2012 № 2149-р (адрес электронного ресурса: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=138166);

· Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012 – 2016 гг.) «Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")»;

· Казакова Е.И. Разработка и принятие управленческих решений: Учебно-методическое пособие. – СПб.: НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург, 2011;

· Кивалов А.Н. Методические рекомендации для сотрудников научно-исследовательского центра по управлению проектами развития образования. – СПб.: ЛОИРО, 2010;

· Коровина О.Ю. Организационная культура в сфере образования: Методические материалы в помощь слушателям курсов повышения квалификации. – Вологда: ВИРО, 2006.

· Лебедев О.Е. Управление образовательными системами: теория и практика: Учебно-методическое пособие. – СПб.: НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург, 2011;

· Лебедев О.Е. Сборник кейсов по курсу «Управление образовательными системами»: Учебно-методическое пособие. – СПБ.: НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург, 2012;

· Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект. Методология образовательной деятельности: Пособие для работников образования, участвующих в инновационной деятельности. – М.: Эгвес, 2004;

· Прикот О.Г., Виноградов В.Н. Проектное управление развитием образовательной организации. Научно-методическое пособие для руководи-телей ОУ. — Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2006;

· Прикот О.Г., научн.ред. Проектная культура в современном образовательном учреждении: рабочая книга для руководителей образова-тельных учреждений, педагогов и учащихся / В.Н. Виноградов, О.Г. Прикот, А.С. Родиков, Д.Н. Серебренникова; научн. ред. О.Г. Прикот; Агентство распространения инноваций в образовании. — Санкт-Петербург: Изд-во TVP inc.,2009;

· Прикот О.Г., Виноградов В.Н. Стратегическое развитие образовательных систем и организаций на основе проектного менеджмента. Учебно-методическое пособие. — СПб.: НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, 2011;

· Программно-целевое управление развитием образованием: опыт, проблемы, перспективы/Под редакцией А.М.Моисеева. – М.: Педагогическое общество России; Московское отделение, 2001;

· Разу М.Л., ред. Управление проектом. Основы проектногоуправле-ния. — М.: Кнорус, 2011;

· Светенко Т.В., Галковская И.В., Яковлева Е.Н. Стратегический менеджмент в образовании: Учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов. – М.: АПК и ППРО, 2007;

· Стеклова О.Е. Организационная культура: Учебно-методическое пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 2007

 

Дополнительная литература

Журнал «Директор школы», 2005-2013 гг.

Журнал «Завуч». 2008-2013 гг.

Журнал «Управление образованием». Издательский дом «1 сентября». 2008-2013 гг.

 

5. Цифровые образовательные ресурсы.

 

· Презентации по всем темам модуля;

· Казакова Е.И. Разработка и принятие управленческих решений: Учебно-методическое пособие. – СПб.: НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург, 2011. – 122 с. (электронная версия);

· Кивалов А.Н. Методические рекомендации для сотрудников научно-исследовательского центра по управлению проектами развития образования. – СПб.: ЛОИРО, 2010. (электронная версия);

· Козлов В.В., Одегов Ю.Г., Сидорова В.Н. Организационная культура: Учебное пособие. – М.: КноРус, 2013 (электронная версия);

· Коровина О.Ю. Организационная культура в сфере образования: Методические материалы в помощь слушателям курсов повышения квалификации. – Вологда: ВИРО, 2006.

· Лебедев О.Е. Управление образовательными системами: теория и практика: Учебно-методическое пособие. – СПб.: НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург, 2011. – 108 с. (электронная версия);

· Лебедев О.Е. Сборник кейсов по курсу «Управление образовательными системами»: Учебно-методическое пособие. – СПБ.: НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург, 2012. – 64 с. (электронная версия);

· Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект. Методология образовательной деятельности: Пособие для работников образования, участвующих в инновационной деятельности. – М.: Эгвес, 2004. – 120 с. (электронная версия);

· Прикот О.Г., Виноградов В.Н. Стратегическое развитие образовательных систем и организаций на основе проектного менеджмента. Учебно-методическое пособие. — СПб.: НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, 2011. – 148 с. (электронная версия);

· Светенко Т.В., Галковская И.В., Яковлева Е.Н. Стратегический менеджмент в образовании: Учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов. – М.: АПК и ППРО, 2007. – 76 с. (электронная версия);

· Стеклова О.Е. Организационная культура: Учебно-методическое пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 2007 (электронная версия);

· Управление проектом. Основы проектного управления / кол.авт.; под ред. проф. М.А.Разу. – М.: КНОРУС, 2006. – 768 с. (электронная версия).

 

6. Интернет-ресурсы.

 

· Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - http://минобрнауки.рф

· Официальный сайт Департамента образования города Москвы - http://www.educom.ru

· Официальный сайт Московского института открытого образования - http://www.mioo.ru

· Официальный сайт Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы - http://www.fcpro.ru

· Российское образование. Федеральный образовательный портал - http://www.edu.ru

· Российский общеобразовательный портал - http://www.school.edu.ru

· Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека - http://window.edu.ru

· Официальный сайт общественно-педагогического движения «Эврика» - http://www.eurekanet.ru

· Официальный сайт «Учительской газеты» - http://www.ug.ru

· Официальный сайт Издательского дома «1 сентября» - http://ps.1september.ru

· Всероссийский портал общественно-активных школ - http://oash.info

· Менеджер образования. Портал информационной поддержки руководителей образовательных учреждений - http://www.menobr.ru

· Сайт «Общественное участие в управлении образованием» - http://www.boards-edu.ru

· Специализированный образовательный портал «Инновации в образовании» - http://sinncom.ru;

· Центр дистанционного образования «Эйдос» - http://www.eidos.ru

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...