Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Детей надо любить, а не лечить




Детская психология

Есть ли для любого нормального человека, любой нормальной семьи что-то дороже и важнее, чем ребенок? Чем здоровье малыша, его радости и горести, мечты, его счастливое будущее? Первый человек, которого встречает на земле ребенок, - это вовсе не мама или папа. Это акушерка, врач, медицинская сестра - те, кто принимает его, первыми берет на руки. Очень важно, чтобы эти руки были добрыми, умелыми, чуткими. Очень важно, чтобы таким оказался и детский врач, и сестричка, которая сделает первый в жизни укол, первую прививку... А важнее всего, чтобы родители не только умилялись появлению ребенка, не только радовались или тревожились, но вместе с врачами трезво, терпеливо и бережно пестовали его, делали все, чтобы тот рос здоровым, крепким, выносливым, оптимистичным. Чтобы детская поликлиника не становилась местом запугивания и слез, чтобы в детских больницах не было места небрежности, грубости, непрофессионализму, чтобы в школе ребенок не приобретал опыта унижения и страха... Именно детям посвящена и значительная часть национального приоритетного проекта "Здоровье", и новая демографическая программа, предложенная президентом. Но без участия самих родителей, рядовых врачей, учителей, воспитателей все благие начинания государства останутся просто перераспределением денег. Болезнь педиатров - гипердиагностика "У вашего ребенка перинатальная энцефалопатия!" - в последнее время такие страшные слова слышат большинство матерей сразу же после первого осмотра малыша в роддоме или детской поликлинике. В переводе с греческого перинатальная энцефалопатия (ПЭП) означает "возникшая во время родов недостаточность головного мозга". По некоторым данным, подобный диагноз сегодня ставят до 70% новорожденных. Признакам ПЭП нет числа: продолжительный плач и вообще плаксивость, плохой ночной и дневной сон, частое сосание, срыгивания, вздрагивания или вскидывания рук и ног, трудности с засыпанием, когда малыш требует долгого укачивания на руках. Врач обращает внимание матери на нарушения мышечного тонуса - гипер- или гипотонус, назначает дополнительные сложные исследования... И начинается многомесячное, а иногда и многолетнее лечение: препараты, улучшающие мозговое кровообращение (пирацетам, ноотропил, кавинтон), успокоительные (глицин, микстура с цитралью, валериана, иногда люминал или фенобарбитал), многократные курсы массажа и купания в сборах успокаивающих трав. Но в научной литературе утверждается, что ПЭП диагностируется у новорожденных до 1,5-5% случаев. Откуда же такое несоответствие? - Действительно, многие врачи ставят этот диагноз налево и направо, - разъясняет "Известиям" заместитель главного врача Института педиатрии и детской хирургии, кандидат медицинских наук невропатолог Алексей Крапивкин. - Нередко основанием для диагноза называют гипертонус или, напротив, гипотонус мышц, забывая о том, что нормальный мышечный тонус формируется у новорожденного лишь к трем месяцам. Да и в целом у каждого ребенка индивидуальный темп развития, и его невозможно оценивать по усредненным критериям: в шесть месяцев обязан сидеть, в год - ходить и т.п. Педиатры нередко перестраховываются "на всякий случай", снимая с себя ответственность. В таких случаях здравые родители правильно делают, если обращаются к двум-трем другим врачам, а лучше всего - в то медицинское учреждение, в котором занимаются этой проблемой. Если там диагноз подтвердят, то и лечение назначат эффективное, а чаще всего "перестраховочный" диагноз просто снимут. Физиолог Тарьяна Безруких: "Перегружая малышей, мы обрекаем их на хвори" Многие детские болезни, трудности адаптации ребенка к школе, психологические конфликты возникают от непонимания того, как растет, развивается и взрослеет маленький человек. Об этом обозреватель "Известий" Татьяна Батенёва беседует с директором Института возрастной физиологии Российской академии образования академиком РАО Марьяной Безруких. вопрос: В последнее время мы все чаще говорим и пишем о катастрофическом ухудшении здоровья детей, особенно в школьные годы. Ваш институт давно ведет углубленные медицинские исследования в разных регионах России. Что происходит с детьми? ответ: О катастрофе говорить вряд ли правомерно. И в 70-е годы к первой группе здоровья относили не более 30% детей. Уверена, что в предшествующие годы их тоже было не больше. И сейчас цифры те же. в: Но и 70% нездоровых - это слишком много. о: У большинства из них вторая группа здоровья, то есть имеются функциональные расстройства. Часто они проходят с возрастом, особенно если родители и врачи уделяют им необходимое внимание. Все недуги - от невнимания взрослых в: А какие хронические болезни выявляются у детей чаще всего? о: Лидирует в структуре заболеваемости кариес. Это, конечно, нехорошо, может привести к заболеваниям желудочно-кишечного тракта и другим опасным болезням. Но, согласитесь, это не школьная проблема, а родительская - воспитание гигиенических навыков, своевременное лечение у стоматолога и т.п. На втором месте - ЛОР-патология. Это тоже не столько школьная проблема, сколько экологии и семьи - если папа и мама курят дома, не бывают на воздухе, трудно ожидать, что у ребенка не будет проблем с органами дыхания... в: Следующая по частоте проблема наверняка нарушения осанки? о: Да, считается, что эти нарушения возникают из-за неправильной позы за партой, ношения тяжелого портфеля и т.п. Но первопричиной часто служит неправильное питание ребенка до школы, недостатки формирования костного скелета и мышечного корсета, то есть нехватка движения. Эти три болезни составляют значительную долю всех отклонений в здоровье детей. И даже не школа как таковая, а школьные годы в совокупности ухудшают его. в: Вы имеете в виду дополнительные занятия, которые многие родители считают необходимым приплюсовать к школе? о: И непомерные нагрузки, и отсутствие культуры питания и движения, и неправильный образ жизни, усвоенный в семье, и вредные привычки, которые появляются у ребенка, а самое главное - стрессы, которые он без конца испытывает, нередко с самого раннего возраста. в: Cтрессы от конфликтных ситуаций? о: Прежде всего мы выделяем стресс ограничения времени, тот цейтнот, в котором живет ребенок в эти годы. Мы загоняем его в цейтнот нередко уже в три года, когда мама тащит его сначала на плавание, потом в музыкальную школу, потом на верховую езду и т.п. Родители могут делать это из лучших побуждений, и ребенок может справляться с непосильными нагрузками какое-то время. Но чтобы расти и развиваться - психологически, физически и личностно, - ему необходимо время для расслабления, для ничегонеделанья, просто поваляться на диване, на полу, поиграть. Он устает жить бегом. в: Но многие родители говорят, что сначала он сам хватается за все, всего хочет, а потом ко всему теряет интерес. о: До 10-12 лет заинтересовать его просто, он не умеет рассчитывать свои силы, субъективно своего утомления не ощущает. Когда я слышу от мамы: если ему что-то интересно, он готов заниматься этим часами и не утомляется - это первый признак безграмотности родителей. Он утомляется, просто вы этого не видите. Беда таких стрессов в том, что негативный результат накапливается и проявляется неожиданно. в: Какие признаки неблагополучия в здоровье должны знать родители? о: Любые нарушения сна (ребенок спит беспокойно, разговаривает во сне, потеет, часто просыпается или никак не уснет или, наоборот, сел ужинать - и заснул), любые страхи - темноты, бабы-яги и т.п. Повторяющиеся навязчивые движения, подергивания рук, плеч, ног, покряхтывания, постоянные пошмыгивания, запинки в речи. И если эти симптомы не единичные, а повторяются изо дня в день - это признаки неблагополучия. Перегрузки есть, а поблаженствовать некогда в: Сейчас многие дети не хотят идти даже в первый класс - они-то когда успели переутомиться? о: Лет 30-40 назад не было детей, которые не хотели идти в первый класс. Сейчас таких 83% среди тех, кто прошел дошкольную гимназию! Это не значит, что с ребенком не надо работать до школы - но как, в какой форме, сколько? Многие мамы стремятся "дать как можно больше" - водят ребенка по театрам, выставкам, развлечениям. Но постоянное эмоциональное подстегивание - это тоже нагрузка. в: И что тогда делать? Вообще ничем ребенка не "нагружать"? о: Если одним словом выразить, как родители должны относиться к ребенку, я бы выбрала слово "адекватно". То есть в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями. В каждом возрасте есть очень разные дети. в: Вот, к примеру, агрессивные дети, злые, постоянно конфликтующие со сверстниками - откуда они берутся? о: Считается, что агрессия - это почти всегда ответ на жестокость, давление. Недавно на отдыхе я наблюдала русскую семью: муж с женой, молодые, видимо, успешные. И мальчик трех лет, которого они звали официально Василий и которого допекали и изводили бесконечными и непомерными требованиями: не так сел, не так повернулся, не туда положил вилку... И чуть что он делал не так, ему говорили: "Вон из-за стола, подонок! Пошел вон, скотина!" Я не могла вмешаться по этическим соображениям. Но если бы могла, я бы сказала: "Уважаемые родители, вы получите ответ по полной программе лет через семь или даже раньше!" Потому что это скручивание пружины не может длиться вечно, оно чревато одним - тяжелейшим неврозом и ответной агрессией. Вы бы видели выражение лица ребенка, с которым он бил и пинал свой мячик, когда наконец выскакивал из-за стола! Он обязательно принесет агрессию и в школу. Учитель и родитель не могут быть врагами в: Откуда тогда неврозы у детей мягких, добрых родителей? о: Но это ведь может быть и неявная агрессия в маске мягкости. У меня был на приеме ребенок, мама которого рассказывала, что она не золотая, а бриллиантовая, никогда не ругает ни за поведение, ни за плохие оценки. Но сын плохо спал, плохо ел, у него были страхи, навязчивые движения - весь комплекс невротических расстройств. Выяснилось, что при малейшей ошибке, проступке сына мама так страшно огорчается, что ложится на диван и "умирает". Это самая бессовестная форма давления на ребенка. Но есть и еще более сильная форма - отлучение от себя. "Уйди от меня, я тебя не люблю", - говорят малышу, не подозревая, что наносят ему тяжелейшую травму. А если ребенку-подростку говорят "Я тебя видеть не могу!", не стоит удивляться, что ребенок этому верит. И очень часто подростки говорят: "Мои родители меня не любят, я им не нужен". К сожалению, культура взаимоотношений в семье, взаимоотношений родители-ребенок, учитель-ребенок, учитель-родители подчас очень низка. в: Редкие родители не жалуются на школу, на учителей своего ребенка. о: Учитель и родители часто рассматривают друг друга как противников. Существуют даже тренинги так называемой "черной риторики", в которых с удовольствием участвуют и педагоги: на них учат, как настоять на своей точке зрения, как взять верх над противником и т.п. А уж "убить" учителя насмешкой, сарказмом родителю ничего не стоит. Но если учитель и родители начинают войну, жертва в ней одна - ребенок. Учитель и родители могут быть только союзниками. в: Все больше детей, которым ставят сложные психоневрологические диагнозы, - их действительно стало рождаться больше? о: Думаю, что налицо гипердиагностика, своего рода "мода на диагноз". Вот сейчас, к примеру, чуть не каждому первокласснику ставят "синдром дефицита внимания с гиперактивностью". Но у большинства детей это возрастные особенности, связанные с функциональным развитием мозга. И если ребенок 5-7 лет часто отвлекается, не доводит дело до конца, быстро теряет к чему-то интерес, это не значит, что его надо лечить! Более того, правильная дошкольная подготовка с учетом их особенностей даже детям с истинным синдромом дефицита внимания позволяет абсолютно нормально адаптироваться к школе. Терпение в аптеке не купишь. А жаль! в: Еще одна беда: многие дети не умеют общаться, конфликтуют со сверстниками и из-за этого не любят школу. о: Реализуя в школах новую программу ранней профилактики наркотизма "Все цвета, кроме черного", которая развивает навыки общения, мы убедились, что дети не знают элементарных речевых формул: как попросить о помощи, как выразить сочувствие, обиду или восхищение. Мы спрашиваем: "Если тебе непонятен материал, как ты скажешь об этом учителю?" Чаще всего отвечают: "Я не скажу". А это тоже стресс: они не знают, как признаться в непонимании, чтобы не вызвать гнева или насмешки. Но этому можно научить... Обучения нет без права на ошибку. Это должны понять и учителя, и родители. в: Какую ошибку родителей вы назвали бы самой типичной? о: Мы часто от детей хотим того, чего сами не делаем. Если в семье не читают, почему ребенок должен читать? Если окружающие не трудятся, его нельзя научить трудиться. Нельзя научить аккуратности, если близкие неаккуратны. И еще: нам часто не хватает терпения. Как только ребенок перестает соответствовать нашим представлениям, притязаниям, мы выражаем недовольство. Расти, взрослеть - тяжелый труд. И если родители внимательны и терпеливы, они должны понимать: всему свое время. Какая вы мамочка? Сотрудники Научного центра психического здоровья РАМН провели исследование формирования материнского поведения и его влияния на психическое развитие детей раннего возраста - с этапа беременности до достижения ребенком возраста 4 лет. Результаты оказались ошеломляющими: поведение лишь 3-4% матерей можно назвать по-настоящему материнским. Другие своим поведением провоцируют различные отклонения в психическом и физическом развитии ребенка. - Материнство - не только биологическая, но и социальная функция, комментирует результаты руководитель исследования доктор медицинских наук Галина Козловская. - Его ценность определяется обществом. Поэтому кризис материнства, который мы наблюдаем, - это, без сомнения, кризис социального свойства. Психологи выделили четыре типа материнского поведения. Надежная мать - всегда обращается с ребенком спокойно, доброжелательно, безотказно приспосабливает свою жизнь к нуждам ребенка, создает у младенца чувство безопасности, доверия к людям и миру, ощущение, что он любим. Тревожная мать - их около 15% - наполнена гипертрофированным чувством ответственности, фиксирована на физическом здоровье ребенка в ущерб психическому, ограничивает его контакты с окружающим миром. Не спускает ребенка с рук, но гиперопека лишь мешает его развитию. Депривирующая мать (депривация - отказ, лишение. - "Известия") -сознательно отказывает ребенку в своем внимании, игнорирует потребности ребенка. Выяснилось, что таких матерей больше половины. Мать, отстраняющаяся от воспитания полностью или частично, всегда занята, ей недосуг. Ребенком, как правило, занимается няня или бабушка. В основе такого поведения недостаток ласки, желания общаться - то есть просто любви к ребенку. Болезнь века: ожирение Из каждых 100 российских детей еще до школы у 16 отмечается избыточный вес. В младшем школьном возрасте он есть у 21% мальчиков и 24% девочек. В 80% случаев возникшая в детстве полнота не покидает человека уже никогда. Чрезмерный жир особенно у детей приводит к развитию сердечных заболеваний и диабета в молодом возрасте. Кроме того, происходят изменения со стороны других внутренних органов (дыхательной, мочевыделительной, костно-мышечной систем, желудочно-кишечного тракта, центральной нервной системы, трофические поражения кожи). У многих нарушается половая функция, ожирение может быть и фактором риска ряда онкологических заболеваний. Причины детского ожирения - ошибки взрослых: неправильное вскармливание грудных младенцев, неправильное питание детей дома и в школе, увлечение сладостями, в том числе и сладкими газировками, а также "мусорной едой" - чипсами, сухариками, разными булочками, гамбургерами и т.п. Болезнь века: кариес с первого зуба По статистике уже в 3 года около половины российских детей страдает кариесом, к 12 годам - более 70%, причем каждый такой ребенок имеет не менее 4 кариозных зубов, к 16 редко у кого нет хотя бы одного удаленного зуба. К 35 годам лишь 1% россиян имеет здоровые зубы. Провоцирует развитие кариеса стрептококк, живущий в полости рта. Он превращает сахара в кислоту, которая разъедает эмаль зубов. В рот ребенка стрептококк попадает, как правило, в самом раннем возрасте от взрослых - если мать или бабушка облизывает соску, дает что-то ребенку из своего рта, со своей ложки или вилки. Бурное развитие кариеса провоцирует подслащенное питье - соки, компоты, чаи, - которое ребенку часто дают ночью. Многие родители не озабочены гигиеной полости рта ребенка, не приучают его чистить, полоскать зубы, а также регулярно посещать стоматолога. Принято считать, что больные молочные зубы вообще лечить не нужно - "сами выпадут". Зубы-то выпадут, но кариес останется во рту навсегда. Кроме того, нелеченый кариозный зуб - постоянный источник инфекции, которая может вызывать самые разные болезни - от гастрита до менингита, от проблем с сердцем до бесплодия.

Друг в беде не бросит

Детская психология

Задумайтесь, почему друзья так важны? Кажется, наш сегодняшний мир, полный конкурентов, – это царство одиночек, где успех измеряется в цифрах дохода, а искренние отношения между людьми уходят на второй план. Главное в этом мире – добраться до вершины (а уж там-то человек остается совсем один!). Коммерциализация жизни часто заставляет нас отворачиваться друг от друга, "не рекомендует" быть отзывчивыми и сердечными. Лучше ехать одному в машине, чем с людьми в автобусе... Чем дальше дом от соседнего, тем он дороже... Неужели дружеские чувства скоро станут атавизмом? Тем не менее, иметь друзей – престижно, вне зависимости от того, к какому социальному слою принадлежат дружащие.На истинно дружеские отношения окружающие (особенно дети) смотрят не без зависти. Друзья всегда едины: с остальными они дружат "на пару" – берут в свою компанию лишь того, кто нравится обоим. Друзья нужны нам и по еще одной простой причине: люди – социальные существа. Вместе мы можем достичь большего, способны сделать жизнь гораздо более радостной, чем поодиночке. Мы нужны друг другу не только для успешного выживания, но для того, чтобы ощущать чувство душевного покоя и близости, которое не измерить цифрами дохода и не купить ни за какие деньги.Друг – тот, кто верит в тебя. Он подбодрит, когда грустно, и без особых церемоний спустит с небес на землю, если ты чересчур задаешься.

От года и старше

Раньше ученые полагали, что малыши примерно до двух лет даже в группе играют сами по себе, "параллельно", не интересуясь друг другом. Сейчас выяснилось, что дети начинают взаимодействовать гораздо раньше: уже семимесячные крохи о чем-то воркуют друг с другом, тянут друг к другу ручки и даже ножки! На первом году жизни ребенок многое узнает о человеческих отношениях в общении с членами семьи. Однако если вы дадите малышу возможность общаться со сверстниками, ему будет легче научиться понимать людей и строить с ними отношения в будущем. Конечно, родители всегда должны находиться поблизости, потому что "силовые методы" – неотъемлемая часть контактов в этом нежном возрасте.По-настоящему нуждаться в друзьях ребенок начинает после года. В больших семьях эту потребность удовлетворяют братья и сестры. Но при современной семье с одним-двумя детьми ребенок очень многому учится у сверстников.Посмотрите, как играют два малыша. Казалось бы, они даже не смотрят друг на друга, но тем не менее копируют и движения "коллеги", и темп игры. Взаимообмен (и хорошим, и плохим) происходит постоянно, интенсивно и очень быстро – взрослым такое не под силу. Малыши дерутся, обнимаются, делятся игрушками (иногда – сразу после драки). На втором и третьем году жизни стремление к общению со сверстниками становится особенно сильным. В дошкольном возрасте дети учатся анализировать свои чувства и, если нужно, сдерживать их, затем они начинают замечать и понимать чувства других. Когда в душе маленького человека рождаются чувства сопереживания и раскаяния, ребенок обретает все необходимое для нового – более серьезного – этапа дружбы.Часто детям необходима поддержка взрослого, чтобы заметить, как развивается дружба, когда отношения идут на спад или, наоборот, укрепляются, чтобы лучше разобраться в поступках друга и своих собственных. Родители могут помочь ребенку вовремя заметить, что дружба охладевает, задуматься о причинах и о том, что надо сделать. Простой вопрос: "Как ты думаешь, почему Ира не хочет больше приходить к нам?" – "Не знаю". "Может быть, она придет, если ты не будешь отнимать у нее игрушки?" – "Я не буду! Давай Иру позовем!" С шести лет и старше близкого друга ребенок воспринимает как своего двойника: "Она – совсем как я". Или у мальчиков: "Я могу рассчитывать только на него, и ни на кого больше". Два друга – почти одна личность.Часто они похоже одеваются, одинаково говорят, даже хвастаются одним и тем же: они многое – хорошее и не очень – перенимают друг у друга. При этом друзья часто испытывают друг друга, а иногда и шантажируют: "Если ты со мной не будешь играть, я тебе больше не друг!" Но важность одного для другого – вне сомнений.

Дети смотрят на нас

Дружба в детстве необходима. Немногие дети могут комфортно чувствовать себя, не имея хотя бы одного друга, с которым можно было бы поделиться впечатлениями, посмеяться, поговорить об удаче или неприятности. В подростковом возрасте, когда тинейджеры начинают общаться группами, хороший друг, которого ребенок знает с детства, – надежная пристань в бурном море "таких, как все".Могут ли родители помочь ребенку научиться дружить? На детей действуют не поучения и сентенции, а личный пример взрослых. Они видят, как к нам приходят школьные приятели, как мы задерживаемся, чтобы обменяться парой фраз с соседями по площадке или как помогаем остановившемуся на обочине водителю поменять проколотую шину, они наблюдают за нами, когда мы одалживаем соседке сахар для пирога... Они пытаются понять причины, по которым мы отказываем кому-то в помощи или делаем вид, что не замечаем кого-то. Лучший способ показать ребенку важность живых человеческих отношений – самим строить именно такие отношения с окружающими.Дети растут быстро, и со временем родителям можно будет не контролировать их отношения с друзьями (поможете, если попросят). Пусть ребенок осознает: друг – тот, кто встанет рядом в трудную минуту, кто готов многим пожертвовать для него, друг скажет в лицо правду, которую не выслушаешь больше ни от кого, и он рассчитывает, что ты сделаешь для него то же, когда будет нужно.

Нина Гилёва, педагог

Внимание! Телевизор и видео отвлекают детей друг от друга (полезны лишь как небольшие перерывы в шумной игре). Не пытайтесь с их помощью улаживать детские конфликты: признать, что чувства другого задеты, суметь сказать "прости, пожалуйста!" – важный жизненный урок. Увлечение компьютером также не способствует общению. Может, друг и поможет перейти на новый уровень "бродилки", но настоящая дружба проверяется в реальных, а не виртуальных испытаниях!

Родительские университеты

Гуляя во дворе, присмотритесь к тем детям, к которым ваш малыш тянется. Застенчивым легче общаться с такими же тихими, а активным – с более энергичными и деятельными.

· Малыши часто не умеют сделать самых первых шагов к дружбе, и в этом случае нуждаются в помощи родителей. Расспросите ребенка, не хочет ли он поближе познакомиться с теми детьми, с которыми охотно общается: "Хочешь, пригласим его (её) поиграть к нам домой? Я спрошу у его (её) мамы".

· На четвертом-пятом году жизни девочки и мальчики начинают пренебрежительно относиться к противоположному полу, зато отлично находят общий язык со своим.

· Дети быстро придумывают игры, но часто не умеют рассчитать время. Еще труднее для них выбрать из множества любимых такую игру, которая нравилась бы и другу. Нередко нужна родительская подсказка. Перед первой встречей дома обдумайте вместе с ребенком игры и занятия, которые должны понравиться его другу или подружке. Уберите подальше хрупкие игрушки, а также те, которыми он не хочет (пока) делиться.

· Вы поймете, что игра удалась, если дети начнут фантазировать вместе или в ходе игры угадывать мысли и желания друг друга: "Я буду лохматым страшилищем с вот такими зубами!" – "А я буду супермен и тебя победю!"

 

 

Детское соперничество.

Детская психология

Очень многие родители считают, что, для того, чтобы быть справедливыми родителями, они должны одинаково относиться к своим детям. На самом деле, это не совсем так. Родители могут по-разному относиться и воспитывать своих детей даже при небольшой разнице в возрасте, но только если сами дети воспринимают такое отношение как справедливое. Например, серьезному, ответственно подходящему к делу ребенку можно поручить больший объем обязанностей по дому, чем его более безответственному брату, и в то же время позволить ему больше самостоятельности и меньше контролировать его. И родители при этом не должны терзаться чувством вины. Но важно, чтобы дети хорошо понимали причины такого дифференцированного подхода.

Таким же дифференцированным должно быть и наказание ребенка при необходимости. Вы не можете, к примеру, поставить в угол одновременно детей 4 и 11 лет, даже если набедокурили они вместе. Исследования показывают, что обычно дети хорошо осознают разницу между собой и более младшим или старшим ребенком, или ребенком, отличающимся от них по физическим, эмоциональным или умственным характеристикам.
Чего ожидать родителям.
Все родители стремятся к тому, чтобы в их семье между детьми царило согласие, но на практике достичь этого довольно затруднительно. Дети любят спорить из-за игрушек и дразнить друг друга. И, несмотря на все усилия родителей, детское соперничество – естественный процесс развития братьев и сестер. Причем, соперничество может по-разному протекать в разные периоды жизни детей.
Меньше 4-х лет: Процесс соперничества обычно носит самый напряженный характер, если обоим детям нет еще 4-х лет - особенно если разница между ними меньше 3-х лет. Это происходит из-за того, что дети в этом возрасте чувствуют себя полностью зависимыми от родителей, и с неохотой «делятся» своей мамой с братом или сестрой, у которых точно такая же степень зависимости.
Старше 4-х лет: После 4-х лет соперничество между братьями и сестрами обычно слегка утихает, но в возрасте 9-12 лет может возобновиться с новой силой. Причем, дети, близкие по возрасту, характеру и/или интересам, более склонны к соперничеству.
При большой разнице в возрасте. При рождении младшего ребенка старший ребенок обычно терпимо относится к появлению соперника, поскольку хорошо осознает свое превосходство, да и различия между ними очень велики. Но по мере взросления второго ребенка, развития у него новых навыков и талантов, старший ребенок начинает чувствовать «угрозу» с его стороны. Это может привести к появлению у него чувства соперничества и необъяснимой для родителей агрессии. Младший ребенок зачастую чувствует зависть по отношению к старшему, в основном из-за тех привилегий, которые старший ребенок имеет благодаря своему возрасту. Кроме того, он хорошо ощущает соперничество и агрессию старшего, и в свою очередь отвечает на них враждебностью.
Как улаживать конфликты.
1. Позвольте старшему ребенку заботиться о младшем
, и передайте ему часть ответственности за младшего ребенка. Тем более, что сначала все дети проявляют заботу о младшем с большим удовольствием. Развивайте у ребенка чувство гордости за то, что он является старшим братом или сестрой. А чтобы с появлением в семье беспомощного и постоянно плачущего новорожденного, требующего к себе внимания со стороны взрослых, ваш старший сын или дочь не почувствовали себя лишними, разрешайте им (конечно же, под вашим контролем) ухаживать за малышом. Привлекайте их к процессу купания малыша или его одевания, как можно чаще просите своего старшего, к примеру, поменять у младшего памперс или пеленку, спеть ему колыбельную (которую нужно предварительно вместе с вами разучить) или рассмешить.Но будьте готовы и к тому, что ваш старший сын или дочь не захочет ухаживать за малышом. В этом случае не упорствуйте и не заставляйте его это делать через силу. Будьте тактичны, возможно, такое поведение связано с тем, что до этого все заботились только о нем, а теперь вдруг нужно заботиться об этом вечно кричащем комочке. 2. Не сравнивайте детей в их присутствии. Особенно избегайте указывать на явные различия между детьми. Ребенок может интерпретировать сравнение как критику и решить, что его любят меньше, чем брата или сестру. 3. Не вмешивайтесь в ссоры и споры детей. Если речь идет о дошкольниках, то, может быть, иногда ваше вмешательство и потребуется, но более старшие дети вполне способны сами уладить ссору, если оставить их наедине. И уж, конечно, не стоит принимать сторону одного из детей. 4. Дайте понять вашим детям, что драки недопустимы. Убедитесь, что ваши дети хорошо знают, что вы не потерпите никакого насилия между ними. Хвалите их, если им удалось разрешить конфликт мирным путем. 5. Не наказывайте одного из детей в присутствии другого. Если необходимость в наказании все же возникла, сделайте это наедине. Многие дети склонны дразнить того, кого наказали, и всячески подчеркивать свое превосходство. 6. Признавайте их право на личное пространство. У каждого из детей должны быть личные вещи, которые не должен трогать другой ребенок, и личное пространство, особенно это важно по отношению к старшему ребенку.

 

Рисуем дерево

Дошколята, от 3-х до 6-ти

Каждой маме всегда хочется побольше узнать о своем малыше, особенно, если есть возможность послушать мнение профессионала. В арсенале детских психологов существует много рисуночных тестов, позволяющих получить достаточное количество сведений о состоянии эмоциональной сферы вашего малыша, о его умении общаться, уровне интеллектуального развития и еще много о чем. Сегодня мы поговорим об одном из них, основанном на анализе... нарисованного ребенком дерева. Насколько мой малыш талантлив? Каковы его творческие возможности? Что он чувствует? И, кстати, как у него с интеллектом? На все эти вопросы, не прибегая к помощи психолога вы сможете ответить сами, используя тест, разработанный психологами одного из детских центров. Любой ребенок, даже самый непоседливый время от времени проявляет желание что-то нарисовать. Воспользуйтесь моментом и попросите малыша нарисовать дерево. Любое дерево, какое ему нравится. Как правило, у ребенка 4-6 лет (а именно на этот возраст рассчитан тест) подобное задание не вызывает особых трудностей. Предоставьте все необходимые материалы для маленького художника и спокойно, не давая советов и не поправляя рисунок, дождитесь результатов. А законченный рисунок поможет вам понять скрытые особенности, страхи, сомнения, черты характера вашего ребенка, степень эмоциональности и фантазии вашего малыша. Первое впечатление Нарисовали? Теперь пусть ваш художник займется чем-то еще (не забудьте его похвалить!), а вы внимательно изучите рисунок. Очень важно первое впечатление: какие эмоции он у вас вызывает: грусть, веселье, спокойствие, мрачное настроение, ощущение чего-то энергичного или, наоборот, апатичного; соответствует ли он реальности или изображено нечто нестандартное; рисунок яркий, живой или блеклый, однотонный, мрачный? Постарайтесь чтобы ваша первая оценка была максимально адекватной, не стоит идеализировать вашего ребенка или, наоборот, быть излишне критичными. Цвета Теперь обратите внимание на цвет рисунка. Он передает внутренний настрой ребенка, его эмоциональную благополучность. Если ваш малыш использовал один простой карандаш и отказался от цвета вообще, то это свидетельствует о довольно низком интеллектуальном уровне. Иногда это может означать плохое настроение, но подобная мотивация встречается редко. Ребенок использующий мрачные цвета явно эмоционально подавлен, обладает малым творческим потенциалом и, вероятно, имеет проблемы с памятью… Не исключено, впрочем, что он просто не хотел в данный момент рисовать, или тема дерева его не заинтересовала и он лишь поддался на ваши уговоры… Если ваш ребенок использовал стандартные для данной темы цвета, то это говорит о нормальном уровне его интеллектуального и общего развития, об адекватном, реалистичном восприятии предметов и людей. У такого ребенка, как правило, в одинаковой степени развито абстрактное и логическое мышление. Если же перед вами дерево, окрашенное в нестандартные цвета, то это говорит об оригинальном мышлении и буйной фантазии. Интеллектуальный уровень такого "авангардиста" обычно достаточно высок. Ствол Перейдем от общего впечатления к деталям, они, как вы догадываетесь, несут очень много информации. И начнем с самой важной детали, которую дети рисуют в первую очередь – со ствола. Он символизирует внутренний стержень ребенка, его личностный потенциал. Ствол прямой, ровный, правильной формы говорит о том, что малыш уверен в себе, спокоен, рассудителен, настойчив. Правда, могут быть проблемы в общении со сверстниками, но лишь на первых порах, обычно такие дети быстро адаптируются к новым условиям и отношениям. Если ваш художник нарисовал основание ствола, расширенное влево, то он – мечтательный интроверт, робкий и нерешительный, не стоит искать у него лидерских наклонностей. Основание ствола, расширенное вправо свидетельствует о чрезмерном благоразумии, упорстве, даже упрямстве, об умении добиваться желаемого. Такой ребенок не ориентируется на мнение окружающих, он двигательно активен и возбудим, быстро переключается с одной игры или занятия на другое. Заставить его убрать игрушки после игры – проблема. Ствол закрытый сверху – импульсивность, несформированность абстрактного мышления, довольно низком интеллектуальном уровне. Округлое и расширенное в обе стороны основание говорит об основательности, медлительности, ответственности и надежности. Но при этом, почти наверняка, у такого ребенка есть проблемы с самооценкой. Крона Теперь предметом нашего исследования будет сама крона дерева. Она говорит об общем энергетическом потенциале вашего ребенка. Если крона похожа на облако, то это свидетельствует о высоком уровне самоконтроля, осторожности, тщательности в делах. Крона-круг – спокойствие, самодостаточность, возможно – эгоцентризм. Крона с завитками говорит нам о жизнерадостности, богатом энегретическом потенциале, чувстве юмора. Крона с каракулями или заштрихованная – тревожность, напряженность, нерешительность, неумение сосредоточиться, подверженность чужому влиянию. Детали Корни деревьев дети этого возраста обычно не рисуют, так как они не видны. Но если уж они появились на рисунке, к тому же вы видите четко проведенную линию земли, то ваш ребенок в настоящий момент чем-то очень встревожен, обеспокоен, чувствует себя незащищенным, нуждается в вашей любви и поддержке. Дерево, запертое в ограду так же говорит о том, что вашему малышу недостает в доме тепла и любви. Если деревце вписано в некий пейзаж, то, с одной стороны, это может говорить о богатой фантазии и творческом потенциале малыша, но, с другой – о его глубокой неуверенности в себе, страхе раскрыться, ранимости и болезненном самолюбии. Если дерево украшено плодами, гнездами, цветами, птицами, то все это великолепие отражает богатый энергетический потенциал ребенка, оптимизм, творческое нестандартное начало. Вместе с тем, подобные украшения могут говорить нам о тщеславии, эгоцентризме, избалованности, потребности в постоянной порции признания, одобрения. Линии и контуры И, наконец, при анализе рисунка следует обратить внимание на то, как ребенок выводит линии, оформляет контур, разукрашивает детали. Слабые, неровные, пунктирные линии говорят о характере импульсивном, неровном, восторженном и зависимом. Так обычно рисует ранимый, тонко чувствующий эмоции других л

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...