Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие отечественной школы этнопсихологии.




Этнопсихология отечественная - самостоятельная молодая отрасль общественной науки в России, имеющая глубокие исторические и культурные корни, зародившаяся как результат необходимости изучения психологического облика, традиций и привычек поведения многочисленных народов страны.

Интерес к психологии народов, населяющих издавна Россию, проявляли общественные деятели Иван Грозный, Петр I, Екатерина II. Выдающиеся русские ученые М. В. Ломоносов, В. Н. Татищев, Н. Я. Данилевский, великие русские писатели А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой и др. обращали внимание в своих высказываниях и работах на психологические различия, существующие в быту, традициях, обычаях, проявлениях общественной жизни представителей различных этнических общностей, населявших наше государство. Многие их суждения и наблюдения могут быть использованы и сегодня для анализа межнациональных отношений в нашей стране, прогнозирования их развития в будущем. А. И. Герцен, в частности, писал: "...Не зная народа, можно притеснять народ, кабалить его, завоевывать, но освобождать нельзя..." (Герцен А. И. Собр. соч. в: 30-ти томах. -М., 1959. -Т. 6. -С. 77).

 

Именно в России впервые были сформулированы устойчивые теоретически этнопсихологические взгляды и проведены первые исследования национально-психологических особенностей ее народов. Задолго до вундтов-ской идеи создания "психологии народов" члены только что образованного этнографического отдела Русского географического общества академики В. К. Бэр, Н. Д. Надеждин, К. Д. Кавелин в конце 40-х годов XIX века сформулировали основные принципы этнографической науки, в том числе психологической этнографин, которые и стали проводиться в жизнь. С 1850 года начала реализовываться разработанная программа изучения этнографического своеобразия населения России, в соответствии с которой во все губернские отделения Русского Географического Общества были разосланы исследовательские запросы. В 1851 году общество получило 700 рукописей, в 1852 году-1290, в 1858 году- 612, представлявших собой отчеты, содержавшие и этнопсихологические разделы, в которых давались этнопсихологические характеристики сначала малороссов, великороссов и белороссов, а впоследствии представителей почти всех этнических общностей страны.

В результате к концу XIX века был накоплен внушительный банк данных этнопсихологических и этнографических характеристик народов России, ставший результатом проведенных ранее серьезных исследований, которые в 20-30-х годах XX века были широко использованы в психологических и педагогических изданиях. В это же время исследовали теорию этнопсихологии и занимались изучением конкретных национально-психологических особенностей М. С. Выготский, В. М. Бехтерев, А. Р. Лурия, Д. Н. Овсянико-Куликовский, А. А. Потебня, Г. Г. Шпет.

 

 

В последующем в 30-50 годы, после развития культа личности в стране, когда новые суждения по национальному вопросу мог делать лишь И. В. Сталин, изучение национально-психологических особенностей населения СССР практически не осуществлялось. Лишь в 60-х годах этому вопросу вновь начинают уделять внимание, причем среди психологов первым к нему обратился Б. Ф. Поршнев. Проходят дискуссии по проблемам национальной психологии на страницах журналов "Вопросы истории", "Вопросы философии", после которых отечественные философы и историки более активно начали разрабатывать теорию наций и национальных отношений, методологическое обоснование сущности и содержания национальной психологии как явления общественного сознания (Арутюнян С. М., Арутюнов С. А., Бороноев А. О., Баграмов Э. А., Гнатенко П. И., Дашдамиров А. Ф., Джандильдин Н. Д., Калтахчян С. Т., Кукушкин В. И., Малинаускас К. М., Николайчук Г. П., Павленко В. Н. и др.).

С позиций своей отрасли знаний, на основе осмысления огромного материала, накопленного в ходе полевых исследований поведения и образа жизни народов страны, стали заниматься обобщениями на теоретическом уровне этнографы (Арутюнян Ю. В., Бромлей Ю. В.г Дробижева Л. М., Душков Б. А., Козлов В. И., Решетов А. М. и др.).

Очень активно этнопсихологическая проблематика стала разрабатываться военными психологами, которые основной упор делали на изучение национально-психологических особенностей представителей зарубежных государств (Крысько В. Г., Куликов И. Д., Ладанов И. Д., Луганский Н. И., Феденко Н. Ф., Фетисов И. В.).

 

Однако вплоть до 1982 года, когда состоялась дискуссия по вопросам этнической психологии в Институте этнографии АН СССР, все исследователи стояли на различных позициях, "варились в собственном соку", не стремились выработать единой точки зрения на сущность и содержание национально-психологических явлений, использовали разные подходы (философский, социологический, психологический), что порождало определенные трудности, не способствовало быстрому расширению этнопсихологических исследований. В ходе дискуссии одни исследователи высказались за то, чтобы считать этнопсихологию разделом этнографии, подчеркивая, что к ее изучению должны эффективно подключаться психологи. Другие ученые призывали к тому, чтобы этнопсихология была составной частью общей или социальной психологии. В целом дискуссия показала неоднозначность понимания многих вопросов, связанных с проблемами этнопсихологии. Все ее участники вместе с тем оказались едины в понимании важности и значимости этой отрасли знаний, в желании обеспечить максимально свободное развитие этнической психологии. Они сделали вывод, что развитие самой науки и ее исследований должно идти сначала по пути проведения конкретных исследований и констатирования наличия этнопсихологических особенностей, а затем уже их строгого научного объяснения.

В 80-е и 90-е годы начались складываться научные коллективы и школы, которые занимаются проблемами собственно этнической психологии. В Институте этнологии и антропологии РАН был организован отдел этно-социологии, впоследствии преобразованный в отдел социально-психологических проблем национальных отношений, возглавляемый Дробижевой Л. М. В Институте психологии РАН из лаборатории социальной психологии выделилась лаборатория психологии межгрупповых отношений, работавшая под руководством П. Н. Шихи-рева. В Санкт-Петербургском государственном университете во главе с А. О. Бороноевым активно разрабатывает проблемы этнической психологии довольно большой научный коллектив. На изучении национально-психологических особенностей представителей различных народов специализируется профессорско-преподавательский состав кафедры психологии Северо-Осетинского государственного университета, возглавляемый Хадико-вым X. X. В Академии педагогических и социальных наук занимается эффективными этнопсихологическими исследованиями творческий коллектив ученых, возглавляемый Крысько В. Г. Под руководством В. Ф. Петренко ведутся этнопсихологические исследования в МГУ, Крупнова А. И. - в Университете дружбы народов.

В настоящее время экспериментальные исследования в области этнопсихологии включают в себя три главных направления. Первое из них занимается конкретно психологическим и социологическим изучением различных народов и народностей. Это работы по изучению этнических стереотипов у русских и представителей этнических групп Северного Кавказа, национально психологических особенностей якутов, бурятов, калмыков, русских и представителей зарубежных государств. Ученые, относящиеся ко второму направлению, занимаются социологическими и социально-психологическими исследованиями межнациональных отношений в России и СНГ. Представители третьего направления в отечественной этнопсихологии уделяют в своей работе главное внимание изучению социокультурной специфики вербального и невербального поведения, этнопсихо-лингвистической проблематике.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...