Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Юридическая служба CAF-России




Согласно подпункту 12 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не облагается налогом на добавленную стоимость передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", за исключением подакцизных товаров.

В статье 1 названного Федерального закона дается определение благотворительной деятельности: под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Причем благотворительная деятельность осуществляется в целях, названных в пункте 1 статьи 2 этого же Закона.

Поэтому для освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг) в рамках подпункта 12 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации неважно: имеет ли Ваша организация статус благотворительной (поскольку благотворительную деятельность может осуществлять и коммерческая организация) и за счет каких средств ведется деятельность Вашей организации. Важно, чтобы эта деятельность: 1) осуществлялась бескорыстно (безвозмездно или на льготных условиях), 2) соответствовала хотя бы одной из целей благотворительной деятельности, перечисленных в Федеральном законе "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".

На счет Благотворительного фонда поступают средства на уставную деятельность. Уставом фонда предусмотрено, что 80% средств должны быть израсходованы на уставную деятельность, а 20 % на административно-хозяйственную деятельность. Как определить, какие расходы относятся к уставной деятельности, а какие к административно-хозяйственной? Следует ли средства, поступающие от грантов делить таким же образом?

Юридическая служба CAF-России

Для ответа на этот вопрос сначала надо определить, какая деятельность для организации является уставной и какая благотворительной. Уставная деятельность - это деятельность по реализации тех целей, ради достижения которых создана некоммерческая организация. Данные цели закрепляются в ее Уставе. Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "О благотворительной деятельности в благотворительных организациях" благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных в ст. 2 данного Федерального закона целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Следовательно, уставными целями благотворительной организации являются благотворительные цели и уставной деятельностью будет благотворительная деятельность. Согласно пункту 4 статьи 16 Федерального закона "О благотворительной деятельности в благотворительных организациях" если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80 процентов благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования. Соответственно 20 процентов - могут быть израсходованы на административные расходы.

Четкого перечня статей административных расходов нет. Административные расходы - это расходы, которые связаны с обеспечением работы самой организации. Поэтому, например, расходы на кофе-брейки на мероприятиях, проводимых в рамках благотворительной деятельности, административными расходами не являются.

В случае поступлении денежных средств на счет организации в виде грантов следует помнить, что грантодатели, объявляя условия предоставления гранта, определяют на что могут быть расходованы средства гранта. Они могут установить, что грант выделяется только на благотворительную деятельность, либо только на административные расходы, либо на то и на другое. Все эти условия фиксируются в договоре гранта, который заключается с грантополучателем.

Возможно ли наложение запрета на сбор пожертвований через ящики-копилки?

А.М.Эрделевский

Нет, законом такой запрет не установлен.

 

Какие правовые нормы обосновывают законность сбора частных пожертвований для НКО через ящики? Как правильно оформлять этот способ сбора пожертвований?

Е.А.Абросимова

Опечатанный ящик для сбора пожертвований устанавливается в общественном месте. Для установления ящика руководителю НКО необходимо издать приказ с указанием места и срока, на который устанавливается ящик сбора пожертвований, а также лица, ответственного за вскрытие ящика. Вскрытие ящика происходит в присутствии комиссии их трех человек, назначенной руководителем НКО.

Когда люди кладут деньги в ящик, квитанции к приходному кассовому ордеру им никто не выдает, и сами ордера никто не оформляет, так как это сделать невозможно при использовании данного способа сбора денег. Таким образом, нарушается Порядок ведения кассовых операций в РФ, утвержденный решением Совета директоров ЦБР 22 сентября 1993г. N 40. Согласно п.13 названного Порядка прием наличных денег кассами организаций производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя организации. О приеме денег лицам, сдавшим эти деньги, выдается квитанция к приходному кассовому ордеру, подписанная главным бухгалтером или лицами, на это уполномоченными, и кассиром, заверенная печатью (штампом) или оттиском кассового аппарата. Чтобы этот Порядок не нарушался, необходимо соблюсти следующие правила:

§ установить срок вскрытия ящика для пожертвований;

§ создать комиссию по вскрытию ящика для пожертвований;

§ составить акт вскрытия ящика для пожертвований за подписью всех членов комиссии;

§ оприходовать деньги, собранные в ящик для пожертвований, в кассу НКО в установленном порядке.

Каков порядок установки ящика-копилки? Должна ли организация прежде, чем устанавливать ящики – копилки в специальных местах или использовать их при проведении сбора ЧП во время мероприятий, брать разрешение у обслуживающего организацию банка? Требование банка по включению сотрудника банка в состав комиссии обязательно? При проведении проверки банком кассовой дисциплины могут ли денежные средства, находящиеся в ящике для пожертвования, быть рассмотрены как не оприходованные?

М.В.Батурина

В законодательстве вообще не встречается понятия “ящик для сбора пожертвований” или аналогичные ему. Поэтому нигде не описан и порядок его установки. Поскольку порядок ведения кассовых операций контролируют банки, то некоторые эксперты делают вывод о том, что у банка и надо просить разрешения. Естественно, что банк в таком случае может отказать в праве установить ящик, а если разрешит, то, скорее всего, будет настаивать, чтобы его сотрудника включили в состав комиссии. Документ, в котором была бы описана эта процедура, мне не известен. Мои коллеги и я, в их числе, склоняемся к тому, что для установки ящика необходимо самой организации

- установить срок вскрытия ящика;

- создать комиссию по вскрытию ящика;

- составлять акты вскрытия ящика;

- приходовать деньки в кассу в установленном порядке.

При соблюдении этих условий, этого достаточно. Негативной практики проверок организаций по этому пункту я не встречала, хотя знакома с организациями, где ящики установлены и налоговая их проверяла.

 

В письменном запросе в банк о порядке установления ящика организации следует ли оговорить возможный случай получения наличной иностранной валюты при вскрытии ящика? Как это оформляется?

 

М.В.Батурина

Если организация все-таки решила обратиться в банк за разрешением, то при включении сотрудника банка в состав комиссии, попавшая в ящик валюта будет изыматься в безусловном порядке. Механизм оформления отношений банка и организации при изъятии валютных средств мне не известен, но думаю, что при этом составляется Акт и налагается штраф за нарушение валютной и банковской дисциплины.

 

Соблюдение кассовой дисциплины при вскрытии и оприходовании средств, собранных в ящиках-копилках. Штрафные санкции за нарушение кассовой дисциплины и в том случае, если организация не представила расчет на установление лимита остатка наличных средств.

 

М.В.Батурина

Банки в любом случае штрафы не налагают. Банк, при выявлении нарушений, сообщает о них в налоговую инспекцию, а она, в свою очередь, приходит с проверкой и налагает административный штраф и в соответствии со статьей 120 “Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения” в размере от 5000 до 15000 рублей.

Если лимит не установлен, то он считается равным 0. Само по себе отсутствие лимита не наказуемо. Наказывают за его превышение. То есть, в рассматриваемом случае, начиная с первой копейки в кассе, уже установят факт превышения остатка кассы над лимитом.

 

При проведении проверки банком кассовой дисциплины денежные средства, находящиеся в ящике для пожертвования, могут быть рассмотрены как не оприходованные (инвентаризация в ходе выездных налоговых проверок)?

 

М.В.Батурина

Могут, но не должны, если выполнены перечисленные выше условия.

Как поступить организации, которая произвела вскрытие ящика-копилки вечером и обнаружила, что сумма собранных средств превышает установленный лимит остатка наличных денег в кассе.

 

М.В.Батурина

Выдать сумму превышения под отчет кассиру для внесения на расчетный счет на следующий день.

Будет ли нарушением, если после оприходования собранного пожертвования в кассу собранная сумма выдается под отчет одному из членов организации, а потом в день, когда это нужно организации, подотчетное лицо возвращает эту сумму?

 

М.В. Батурина

Будет, так как в соответствии с п.1 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков. При расчете лимита остатка кассы может быть получено разрешение от банка на расходование поступающих в кассу организации наличных денежных средств на некоторые оговоренные цели. Тогда при выдаче подотчетному лицу денежные средства должны быть истрачены в соответствии с указанными целями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...