Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психотерапевтическая коммуникация, основные виды и их характеристика.




Психотерапия (как и психоанализ) опираются на комму­никацию, которая призвана внести коррекцию в поведение человека. При этом для воздействия избираются более глу­бинные слои психики человека. Для проведения изменений в поведении человека недостаточно работы на поверхностном уровне, следует внести изменения на глу­бинном уровне. Психотерапевтическая коммуникация призвана, с одной стороны, откорректировать когнитивные механизмы, уп­равляющие поведением, с другой, обучить человека новым моделям поведения практически, делая это обучение на ус­ловных примерах. Основные положения некоторого ряда психотерапевтических методов.

Нейролингвистическое программирование (НЛП)

НЛП как бы стало синтезом теории коммуникации и психотерапии, поло­жив методы психоанализа на жестко очерченные коммуника­тивные основания.

НЛП построено на следу­ющем базисе: человек получает информацию по ряду ком­муникативных каналов (аудио, визуальный и т.д.), но для каждого из нас тот или иной канал является доминирую­щим, ведущим. Мы как бы сориентированы на него и даже привычно описываем ситуации, часто не обращая на это внимания, словами из одного набора. Соответственно, по предпочтению, отдаваемому тем или иным группам слов, определяется ведущая репрезентатив­ная система для индивида. НЛП предлагает также визуаль­ный метод определения ведущей системы. Задавая ряд во­просов, центрированных на ту или иную систему (типа "Ка­кого цвета глаза у вашей матери?", "Какая дверь громче всего скрипит?"), исследователь смотрит за поведением испытуемого. "Один из мужчин в ответ на каждый вопрос сначала взгляды­вал вниз направо. Другой взглядывал вверх и налево. Первый искал ответ кинестетически, второй — визуально"*. То есть при запуске доступа к информации человек опирается на свою ведущую систему.

В рамках НЛП предлагается следующий контрольный список для визуального наблюдения:

1. Руки индивида. 2. Движения индивида. 3. Ноги и ступни ног индивида. 4. Движении глаз. 5. Взаимосвязь голова/шея/плечи. 6. Выражение лица, в особенности брови, рот и лицевые мышцы.

Не менее важен и тот аспект, который НЛП уделяет метафоре. Поскольку политика достаточно частотно имеет дело с будущей, т.е. в действительности не столь четко определен­ной реальностью***, метафоричность языка очень важна и для ПР. Метафора является наиболее точным "выстрелом", воздействие которого резко выше, чем простой речи.

И последний термин НЛП — якорь. Прикосновение, звук, визуальные символы, запах, сопрягаясь первоначально с опытом, потом и сами по себе могут вызывать необходимые переживания. Авторы НЛП описывают эту ситуацию на уровне индивидуальном, но якорь вполне возможен и в области коллективного поведе­ния. Таким звуковыми якорями могут быть национальный гимн, звук кремлевских курантов, ассоциируемый со встре­чей Нового года. Якорь может стимулировать нужное поведение, он также может остановить нежелательное поведение.

Психоанализ

ПР заинтересованы в психоанализе по причине того, что он подсказывает, как люди строят свои "защитные экраны", избавляясь от неприятных, нереали­зуемых желаний и мыслей. Сознание не может держать в себе противоречивые участки и старает­ся от них избавляться.

Психоанализ дает также психологическую модель совре­менного общества. Знание спектра тревог, ожиданий, стремлений и позволяет с достаточной степенью эффектив­ности строить и планировать кампании в рамках ПР.

Модель Фрейда. Основной постулат: наше поведение не всегда опирается на то, что выдает нам сознание в качестве мотивов наших поступков, которые в действительности могут быть совершенно иными. Суть же психоана­лиза состоит в поиске скрытых мотивов, переведение их из области бессознательного в сознание, что имеет в ряде случаев терапевтический эффект.

Фрейд также представил интересное исследование мас­совой психологии, которое важно для ПР-специалистов как работающих с аудиторией. Он анализирует две искус­ственные массы — церковь и армию. "В церкви, как и в войске — как бы различны они ни были в остальном, — культивируется одно и то же обманное пред­ставление (иллюзия), а именно что имеется верховный влас­титель, каждого отдельного члена массы любящий равно лю­бовью". Фрейд приводит примеры развивающихся в армии неврозов, связанных с грубым обращением с отдельными со­лдатами. В другом месте он вообще подчеркивает преоблада­ние чувства стадности, определенной первобытности, харак­терное для массы.

Модель Юнга написал важное для ПР замечание: "Люди хотят любить в боге только свои идеи. Они хотят таким путем любить свое собственное бессознатель­ное". Отсюда этот постоянный выход на символизм, про­слеживаемый во всех направлениях психоанализа, имею­щий особую ценность для ПР. Именно символы облегчают доступ к человеку в любом типе коммуникации, психоана­лиз пытается поставить объяснение символизма в рамки своей гипотезы. К. Юнг также вводит понятия архетипа и коллективного бессознательного, которые лежат в основе символики сказок, мифов и ритуалов. "Коллективное бес­сознательное, видимо, состоит из чего-то вроде мифологических мотивов или образов; поэтому мифы народов являются непосредственными проявлениями кол­лективного бессознательного. Вся мифология — это как бы своего рода проекция коллективного бессознательного".

К. Юнг резко занижает роль личностного, отдавая при­оритет коллективным психическим представлениям. Общественная психология никак не может обойтись без подражания, ибо без него попросту невозможны массовые организации, государство и общественный порядок; ведь не закон создает общественный порядок, а подражание, в по­нятие которого входят также внушаемость, суггестивность и духовное заражение". "Когда вы находитесь в движимой эмоциями толпе, вы не можете не поддаться этим эмоциям".

Роль символов весьма важна для ПР. Юнг говорит, что культурные символы, пройдя сквозь века, стали коллективными образами теперь уже цивилизованных обществ. Среди выделяемых им архетипов особый интерес для ПР представляет "герой".

Концепция К. Юнга, которая получила название "аналитической психологии".

Модель Лакана считается создателем "структурного психоа­нализа». "Чего бы ни добивался психоанализ — исцеления ли, профессиональной подготовки, или исследования — среда у него одна: речь пациента"*. А поскольку это речь, то она рассчитана на существование Другого. Даже молчание яв­ляется ответом. Психоаналитик стремится обнаружить в по­ведении пациента то, о чем он умалчивает. Жак Лакан описывает как действует символичес­кая функция. Например, человек зачисляет себя в ряды пролетариев, а затем из-за своей принадлежности к ним принимает участие в забастовке.

Таким образом, центральными моментами с точки зре­ния ПР являются понятия Другого (даже монолог, с точки зрения Лакана, предполагает наличие другого) и Символи­ческого (любое символическое является таковым в глазах Другого). Лакан и предназначение языка видит в чисто ПР-терминах: "функция языка не информировать, а вызывать представления".

Групповая психотерапия

Групповая психотерапия несет в себе преимущества кол­лективного воздействия. Групповая психотерапия важна еще и тем влиянием, которое оказывает на человека группа. Типы групповой психотерапии: группы тренинга, труппы встреч, психодрама, группы телесной терапии, груп­пы танцевальной терапии, группы терапии искусством, группы тренинга умений *. Реально эти группы производят обуче­ние человека типам поведения, которые у него заблокиро­ваны по тем или иным причинам. Сюда попадает тренинг уверенности в себе, преодоление застенчивости и т.п. Как видим, все эти темы весьма значимы для ПР, поскольку лидеры как политики, так и бизнеса должны в обязательном порядке преодолевать подобные ограничения в себе. Рас­смотрим некоторые виды групповой психотерапии.

Психодрама разыгрывается в присутствии всех членов груп­пы. Смысл ее в следующем: "это форма психотерапии, в которой пациент или субъект разыгрывает свои конфликты, а не рассказывает о них". Например, у человека нелады с начальством. На сцене расставляются стулья, один из учас­тников становится начальником, который обрушивается с филиппиками на "героя". После проигрывания ситуация "герой" и начальник могут поменяться местами и сыграть сценку вновь. В результате такой психодрамы чело­век отрабатывает модели поведения, которые ему не свой­ственны. Получив их в свое распоряжение в игровой ситу­ации, он сможет применить их в реальной жизни. Известно, что даже лидеры очень плохо чувствуют себя в новых ситу­ациях, поэтому для них стараются нарабатывать заранее те или иные стереотипы ситуаций. После окончания психод­рамы участники обмениваются мнениями, что позволяет выявить слабые/сильные стороны поведения каждого. Подобные методы позволяют "наработать" новый репертуар поведения.

Группы встреч цель - поиск самораскрытости в межличностных вза­имоотношениях. В группах встреч, как и в случае психодрамы, человек учится самораскрытию, вслушиваншо в свои чувства, мак­симальному пониманию другого, т.е. он делается более ком­муникативно чувствительным. Вот эта коммуникативная обогащенность и является центральной для ПР, этот тот идеал, к которому мы все должны стремиться, но он осо­бенно важен, когда от него зависит твоя профессиональная карьера. Именно так обстоит дело с лидером. И еще одна сторона групповой психотерапии имеет важное для нас зна­чение. Как и почему происходит воздействие, каковы его механизмы? Ведь групповая психотерапия действительно несет изменение моделей поведения, что весьма важно для всего комплекса коммуникативных наук, и в частности для ПР. Перед нами проходит целенаправленная и управляемая коммуникация, результатом которой становится психокор­рекция.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...