Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культурное наследие как ресурс




СОВЛАДАНИЯ

(на примере русских пословиц)

О. И. Даниленко (Санкт-Петербург)

Проблема совладающего (копинг) поведения

становится все более популярной в отечественной

психологии. Это не случайно. Стрессовые нагруз-

ки на общество и личность остаются, к сожале-

нию, величиной почти постоянной, усиливаясь в

определенные периоды жизни общества. Человек

практически ежедневно сталкивается с необходи-

мостью преодоления физических и эмоциональных

нагрузок. Для обозначения этой проблемной облас-

ти в западной психологии и применяется термин

«копинг», который в настоящее время используется

без перевода в публикациях отечественных авторов

(Нартова - Бочавер, 1997).

Недостаточная изученность проблемы копин-

га на теоретическом уровне в отечественной пси-

хологии дополняется отсутствием методического

инструментария для исследования обозначенной

проблемы. В немногочисленных публикациях оте-

чественных авторов, посвященных исследованию

копинга, можно найти ссылки на достаточно извес-

тные в западной психологии методики, направлен-

ные на диагностику способов совладания: опрос-

ник способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкман

и опросник «Индикатор стратегий преодоления» Д.

Амирхана и др.

Нами на протяжении ряда лет адаптируются

две методики, направленные на диагностику соци-

ального контекста копинга и стратегий совладания

с объективно трудными или субъективно так пони-

маемыми жизненными ситуациями.

Первая из них – методика Пегги А. Тойтс (P.A.

Thoits). Данная методика привлекла наше внимание,

прежде всего потому, что с ее помощью могут быть

одновременно реализованы две цели: диагностика

социальных модераторов стресса и копинг-страте-

гий.

Теоретической основой данной методики яв-

ляется комплексная модель копинга, которая вклю-

чает практически все техники копинга, описанные в

англоязычной литературе, и совместима с предыду-

щими работами о реакциях копинга.

В методике П. Тойтс выделяются два блока

стратегий, соответствующих теоретически выде-

ленным ею двум «базовым режимам» решения или

изменения проблемы – поведенческий и когнитив-

ный (P.A. Thoits, 1991).

К поведенческим реакциям относят действия,

направленные непосредственно на стрессовую си-

туацию для того, чтобы, либо изменить её, либо из-

бежать.

29

Кострома, 16–18 мая 2007 г.

Когнитивные стратегии связаны, прежде все-

го, с изменением значения ситуации для человека,

который оказался в этой ситуации.

Таким образом, модель реакций копинга П.

Тойтс выглядит следующим образом: трудную си-

туацию (ситуации) человек может изменить (ре-

шить) либо поведенчески, либо когнитивно.

Эмоциональные переживания или потрясения

также могут быть преобразованы двумя путями:

когнитивно или поведенчески.

Таким образом, существует, по меньшей мере,

4 типа реакций в ситуациях, вызывающих необхо-

димость копинга, которые важно учитывать при ис-

следовании копинг-стратегий.

Нам представляются важными и весьма инте-

ресными и полезными в методическом плане при

изучении копинг - поведения исследовательские ас-

пекты, которые выделила П. Тойтс при применении

авторской методики.

В собственной исследовательской практике на

основе изучения работ указанного автора мы сфор-

мулировали несколько положений, которые с нашей

точки зрения, желательно учитывать при изучении

стилей поведения в эмоционально трудных ситуа-

циях.

1. С тиль поведения (выбор стратегии копин-

га) может в существенной степени определяться в

зависимости от того, осознает ли человек ситуацию

как подконтрольную ему или нет.

2. Фактором, влияющим на выбор стратегии

копинга может служить специфика ситуации, кото-

рая является объективно трудной или субъективно

так понимаемой. Так, например, трудная для чело-

века ситуация может выступать как событие (крат-

ковременная ситуация, которая серьезно повлияла

на человека), либо ситуация является трудной на

протяжении достаточно длительного времени, вы-

ступая как постоянный прессинг.

3. Эффективность выбираемых u1089 стратегий мо-

жет зависеть от наличия-отсутствия несоответствия

между объективной природой стрессора и его субъ-

ективной оценкой.

4. С уществует взаимосвязь между выбором

копинг - стратегий и особенностями восприятия

события или ситуации. Так, в частности, фактора-

ми выбора стратегий могут служить: ожидаемость

события, его прогнозируемость, вера в то, что собы-

тие можно было предотвратить; осознанность воз-

можности изменить ситуацию, каузальная ответс-

твенность и ответственность за решение ситуации.

Вторая методика, которая активно нами ис-

пользуется и апробируется на различных профес-

сиональных, возрастных группах – это методика

COPE, разработанная Карвером, Шайером и Вайнт-

раубом (Carver, Scheier, Weintraub, 1989).

Данная методика привлекла наше внимание

тем, что она может быть использована как для

оценки ситуативного копинга, так и для диспози-

ционного копинга (типичные реакции человека на

стрессоры), что значительно расширяет ее исследо-

вательские и диагностические возможности.

Отметим те ее аспекты и возможности, кото-

рые выгодно отличают ее от уже более известных в

нашей стране.

1. Возможность использования 2-х вариантов

методики – диспозиционного и ситуативного. Благо-

даря этому, исследователь может получить сведения

о типичных способах поведения в трудных ситуаци-

ях, выявить взаимосвязь между копинг - стратегия-

ми и ситуацией (ситуациями), определить наиболее

эффективные способы решения эмоциональных

проблем и конструктивные способы реагирования

на ту или иную ситуацию. Такая информация мо-

жет послужить основой оказания индивидуально-

ориентированной психологической помощи. Кроме

того, существует возможность сравнительного ана-

лиза моделей копинга.

2. Возможность количественной обработки

данных позволяет оценить степень использования

каждой стратегии или способа поведения, а также

построить индивидуальные профили копинг – стра-

тегий.

3. С реди предложенных авторами копинг -

стратегий можно выделить активные и пассивные

стратегии, конструктивные и самопоражающие,

связанные с поведением или u1082 когнитивной реинтер-

претацией; то есть данная методика дает информа-

цию о широком диапазоне типов копинг – стратегий

и может весьма содержательно дополнять информа-

цию, получаемую с помощью других техник.

4. Преимуществом данной методики является

также наличие нескольких шкал для измерения ак-

тивного копинга.

Библиографический список

1. Нартова-Бочавер С.К. «Coping Behavior»

в системе понятий психологии личности //

Психологический журнал. 1997. Т. 18. №5.

– С.20-30.

2. Carver C.S., Scheier M.F., Weintraub J.K.,

1998.Assening Coping Strategies: A Theoretically

Based Approach. Journal of Personality

and Social Psychology. V. 56. P.267-283.

3. Thoits Peggy A. Gender Differences in Coping

with Emotoinal Distress: The Social Context

of Coping, Edited by John Eckenrode. Plenum

Press, N. Y.: Plenum. 1991. Р. 107-139.

30

ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

К ВОПРОСУ О МЕТОДИЧЕСКОМ

ОБЕСПЕЧЕНИИ ИССЛЕДОВАНИЙ

КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ

Л. И. Дементий, С. В. Щепоткин (Омск)

Проблема совладающего (копинг) поведения

становится все более популярной в отечественной

психологии. Это не случайно. Стрессовые нагруз-

ки на общество и личность остаются, к сожалению,

величиной почти постоянной, усиливаясь в опреде-

ленные периоды жизни общества. Человек практи-

чески ежедневно сталкивается с необходимостью

преодоления физических и эмоциональных нагру-

зок. Для обозначения этой проблемной области в

западной психологии и применяется термин «ко-

пинг», который, в настоящее время, используется

без перевода в публикациях отечественных авторов

(Нартова - Бочавер, 1997).

Недостаточная изученность проблемы копинга

на теоретическом уровне в отечественной психоло-

гии дополняется отсутствием методического инстру-

ментария для исследования обозначенной проблемы.

В немногочисленных публикациях отечественных

авторов, посвященных исследованию копинга, мож-

но найти ссылки на достаточно известные в западной

психологии методики, направленные на диагностику

способов совладания – опросник способов совлада-

ния Р. Лазаруса и С. Фолкман и опросник «индика-

тор стратегий преодоления» Д. Амирхана и др.

Нами на протяжении ряда лет адаптируются

две методики, направленные на диагностику соци-

ального контекста копинга и стратегий совладания

с объективно u1090 трудными или субъективно так пони-

маемыми жизненными ситуациями.

Первая из них – методика Пегги Тойтс (Peggy,

1991). Данная методика привлекла наше внимание,

прежде всего потому, что с ее помощью могут быть

одновременно реализованы две цели: диагностика со-

циальных модераторов стресса и копинг-стратегий.

Теоретической основой данной методики яв-

ляется комплексная модель копинга, которая вклю-

чает практически все техники копинга, описанные в

англоязычной литературе, и совместима с предыду-

щими работами о реакциях копинга.

В методике П. Тойтс выделяются два блока

стратегий, соответствующих теоретическим выде-

ленным ею двум «базовым режимам» решения или

изменения проблемы – поведенческий и когнитив-

ный.

К поведенческим реакциям относят действия,

направленные непосредственно на стрессовую си-

туацию для того, чтобы, либо изменить ее, либо из-

бежать.

Когнитивные стратегии связаны, прежде все-

го, с изменением значения ситуации для человека,

который оказался в этой ситуации.

Таким образом, модель реакций копинга П.

Тойтс выглядит следующим образом: трудную си-

туацию (ситуации) человек может изменить (ре-

шить) либо поведенчески, либо когнитивно.

Эмоциональные переживания или потрясения

также могут быть преобразованы двумя путями:

когнитивно или поведенчески.

То есть, существует, по меньшей мере, 4 типа

реакций в ситуациях, вызывающих необходимость

копинга, которые и необходимо учитывать при ис-

следовании конинг-стратегий.

Нами представляются важными и весьма ин-

тересными и полезными в методическом плане при

изучении копинг - поведения исследовательские ас-

пекты, которые выделила П. Тойтс при применении

авторской методики.

В собственной исследовательской практике на

основе изучения работ указанного автора мы сфор-

мулировали несколько положений, которые с нашей

точки зрения, желательно учитывать при изучении

стилей поведения в эмоционально трудных ситуа-

циях.

1. С тиль поведения (выбор стратегии копин-

га) может в существенной степени определяться в

зависимости от того, осознает ли человек ситуацию

как подконтрольную ему или нет.

2. Фактором, влияющим на выбор стратегии

копинга может служить специфика ситуации, кото-

рая является объективно трудной или субъективно

так понимаемой. Так, например, трудная для чело-

века ситуация может выступать как событие (крат-

ковременная ситуация, которая серьезно повлияла

на человека), либо ситуация является трудной на

протяжении достаточно длительного времени, вы-

ступая как постоянный прессинг.

3. Эффективность выбираемых стратегий мо-

жет зависеть от наличия-отсутствия несоответствия

между объективной природой стрессора и его субъ-

ективной оценкой.

4. С уществует взаимосвязь между выбором

копинг - стратегий и особенностями восприятия

события или ситуации. Так, в частности, фактора-

ми выбора стратегий могут служить: ожидаемость

события, его прогнозируемость, вера в то, что собы-

тие можно было предотвратить; осознанность воз-

можности изменить ситуацию, каузальная ответс-

твенность и ответственность за решение ситуации.

Вторая методика, которая активно нами ис-

пользуется и апробируется на различных професси-

ональных, возрастных группах – это методика, раз-

работанная Карвером и его сотрудниками (Carver,

Scheier, Weintraub, 1989).

Данная методика привлекла наше внимание

тем, что она может быть использована как для

оценки ситуативного копинга, так и для диспози-

ционного копинга (типичные реакции человека на

31

Кострома, 16–18 мая 2007 г.

стрессоры), что значительно расширяет ее исследо-

вательские и диагностические возможности.

Отметим те ее аспекты и возможности, кото-

рые выгодно отличают ее от уже более известных в

нашей стране.

1. Возможность использования 2-х вариан-

тов методики – диспозиционного и ситуативного.

Благодаря этому, исследователь может получить

сведения о типичных способах поведения в труд-

ных ситуациях, выявить взаимосвязь между ко-

пинг - стратегиями и ситуацией (ситуациями), оп-

ределить наиболее эффективные способы решения

эмоциональных проблем и конструктивные спосо-

бы реагирования на ту или иную ситуацию. Такая

информация может послужить основой оказания

индивидуально- ориентированной психологичес-

кой помощи. Кроме того, существует возможность

сравнительного анализа моделей копинга.

2. Возможность количественной обработки

данных позволяет оценить степень использования

каждой стратегии или способа поведения, а также

построить индивидуальные профили копинг – стра-

тегий.

3. С реди предложенных авторами копинг -

стратегий можно выделить активные и пассивные

стратегии, конструктивные и самопоражающие,

связанные с поведением или когнитивной реинтер-

претацией. То есть данная методика дает информа-

цию о широком диапазоне типов копинг – стратегий

и может весьма содержательно дополнять информа-

цию, получаемую с помощью других техник.

4. Преимуществом данной методики является

также наличие нескольких шкал для измерения ак-

тивного копинга.

Библиографический список

1. Нартова-Бочавер С. К. «Coping Behavior»

в системе понятий психологии личности. //

Психологический журнал. - 1997. - Т. 18. - С.

20-30.

2. Carver C. S., Scheier M. F., Weintraub J. K. Assening

Coping Strategies: A Theoretically Based

Approach. Yournal of Personality and Social

Psychology. - 1998.

3. Peggy A. Thoits. Gender Differences in Coping

with Emotoinal Distress: The Social of Coping,

Edited by John Eckenrode. Plenum Press, New

York. - 1991. Р. 107-139.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...