Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая антропология. Типология культур.

Становление, определение, проблемы этнопсихологии

В 80е гг. был обнаружен феномен «этнический парадокс современности» - с одной стороны наблюдается тенденция к интеграции между различными этническими группами (напр. исчезновение границ), с другой стороны – чем больше мы сближаемся, тем больше проявляется тенденция к сепарации (к выделению, отделению себя).

Позитивная сторона – возрождение этнических культур, обычаев; негативная – возрождение идей национализма.

Проблемы:

1) Определение – что же такое этнос? Что понимается под этносом психологами?

2) Что такое культура, локализация этого вопроса для психологов. Какую культуру они будут изучать?

3) Что такое этнопсихология как наука? Единой науки этнопсихологии не существует. Существуют другие термины, другие психологии.

Что такое этнос.

Этнос – это тот или иной коллектив людей, динамическая система, противопоставляющая себя прочим аналогичным коллективам, имеющая свою особую внутреннюю структуру и оригинальный стереотип поведения.

Пример - в общественном транспорте:

Русский: проявит вербальную агрессию

Татарин: не склонны вступать в конфликт, стремление уйти

Грузин: физическая агрессия

Немец: вызовет полицию, не будет разбираться сам

Стереотип формируется в раннем возрасте в рамках определенной культуры и, следовательно, изменить стереотип крайне сложно.

Ю.Б. Бромлей: Этнос – это историческая сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими относительно стабильными особенностями языка, культуры, психики, а также сознанием своего единства и отличия от подобных образований, фиксированными самоназваниями.

В обоих определениях прослеживается этническая самодостаточность.

Этнос + экономическая и политическая общности = Нация

Полиэтнические или моноэтнические признаки. Что будет важным для этнопсихолога?

Этнос – это устойчивая в своем существовании группа людей, осознающие себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодиффернцирующие – признак этнического самосознания.

 

Понятие культуры в рамках этнопсихологии, культурный универсалий, соотношения понятий культуры и этноса

Культура – все, что создано руками человека, часто противопоставляется природе.

Культура:

- Материальная

- Духовная

Субъективная культура – характерные для каждой культуры способы, с помощью которых люди познают созданную ими же часть человеческого окружения:

а) то, как они категоризируют объекты

б) какие свзяи они выделяют

в) какие нормы, ценности и роли они считают своими

Пример: 2 приятеля выполнили совместную работу, поделить пополам результат:

- норма «пополам»

- норма «справедливости» (по вкладу)

- норма «привилегий»

- норма «потребности» (больше получает тот, кто больше нуждается)

Культурный универсалий – характеристики, свойства, которые присущи всем народам, культурам:

- религия

- традиции

- семейный быт

- танцы

- система воспитания

- приветствие

Культурные универсалии преломляются в рамках определенной культуры. Пример: у эфиопов принято тереться носами, у немцев – рукопожатие.

Причины:

1) Заложенная в нас потребность отличаться друг от друга

2) Мы получаем возможность идентифицироваться со своими

3) Объективные условия географического положения и природной среды

Соотношения понятий культуры и этноса.

1 вариант – одни и те же элементы культуры характерны для разных этносов.

Пример: культура православия характерна для русских, греков и грузин.

2 вариант – в рамках одной этнической культуры сосуществуют разные элементы культуры.

Важно при исследовании понимать, какой пласт культуры в этносе мы изучаем.

 

Этнопсихология как наука.

Психология, этнология, этнография, культурная антропология => этнопсихология => психологическая антропология и кросскультурная психология

Различия в подходах к изучению:

1. emic-подход. Основное назначение – понять изучаемое явление.

Основные признаки:

- изучается только одна культура со стремлением ее понять

- культура изучается с позиции участника

- для описания используются специальные для данной культуры единицы анализа и термины, носители культуры (пример - М. Мид «Культура и мир детства»)

- структура исследования постепенно раскрывается ученому (поисковое исследование)

2. etic-подход. Основное назначение – объяснить изучаемое явление.

Основные признаки:

- изучаются две или более культур со стремлением объяснить межкультурные различия/сходства

- культура изучается с позиции наблюдения

- для описания используются термины, свободные от культурного влияния

- структура исследования формируется заранее, это исследование на проверку гипотез

Этнопсихология + Социальная психология = Психология межэтнических отношений

Этнопсихология: вопросы, связанные с психологией личности. Социализация личности в культуре, национальный характер или ментальность.

Социальная психология: мышление (связь с языком), восприятие.

Психология межэтнических отношений: межэтнические коммуникации, межэтнические стереотипы, проблема межэтнической напряженности, межэтнические конфликты, проблема адаптации к новой культурной среде.

 

Психологическая антропология. Типология культур.

У истоков стоял Френсис Боас. Центральная идея о том, что существует связь между внутренним миром человека и той культуры, в которой он живет. «Культура и личность». Основные особенности этой теории:

- происходит возврат к индивидуальной психологии

- разрабатывается активно понятие личности как первичной единицы, определяющей структуру целого

- особый интерес выделяется процессу формирования личности

- в эту теорию привносятся идеи психоанализа. Внимание и интерес к сексуальной сфере.

В 20-30х теория активно начинает развиваться. Рут Бенедикт, 1932 г. «Конфигурация культур». Основная идея: каждая культура имеет свою культурную доминанту, что и определяет различия между культурами.

Идея о типологии культуры. Большое влияние оказали идеи Ницше:

Аполоническая культура:

- созерцательность

- логичность

- основная установка – избегание крайности и, как следствие умеренность и сбалансированность во всем

- отказ от сильных эмоций (и негативных, и позитивных)

- избегание насилия

- индивидуальность, напористость, неприветливость

- стремление к кооперации, а не наоборот

Дионическая культура:

- значимость буйства и экстаза

- путь крайностей

- попытки выйти за рамки здравого смысла

- использование наркотических средств

- высокий статус у жестоких

- безудержность в горе и радости

Параноидальная культура:

- атмосфера постоянной подозрительности и конфликты

- конкуренция

В ранних работах отождествляет культуру и личность.

«Культура – это личность общества».

«Культура – это личность, отброшенная на большой экран».

Типология отражает связь между индивидом, культурой и обществом, их влияние друг на друга, где и как происходит взаимодействие между культурой и личностью.

А. Кардинер. Основная идея – «пеленочный» детерминизм (раннее детство): на формирование личности взрослого человека оказывает влияние способа ухода за ним в детстве. «Ребенок – отец человека».

Недостаток – эмоциональная холодность, низкая самооценка, отсутствие великодушия. Подчеркивает связь между культурой и личностью, вводит понятие «базовой личности», которая существует в каждой культуре.

Базовая личность – основная личностная структура, формируемая данной культурой (склонности, представления, способы связи с другими людьми).

Методы исследования носили описательный характер и основывались на личных впечатлениях. Его концепция не может быть переложена на другую, более сложную культуру.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...