Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование индивидуального




ОПЫТА ПРОЖИВАНИЯ ЛИЧНОСТНОГО

КРИЗИСА

Л. Г. Жедунова, О. Н. Посысоев (Ярославль)

Проблема проживания личностных кризисов

не теряет своей актуальности для психологии, так

как обусловлена самой человеческой жизнью с пос-

тоянно возникающими противоречиями. Тем не ме-

нее, именно личностные кризисы в настоящее вре-

мя являются наименее изученными.

В отличие от нормативных кризисов (возрас-

тных, профессионального развития), личностный

кризис не является неизбежным событием на тра-

ектории жизненного пути личности. Личностный

кризис переживается как состояние неопределен-

ности, дезинтеграции, возникающее вследствие не-

возможности проживания жизни привычными для

человека способами (синдром утраты, крушение

жизненного замысла, потеря «корней» вследствие

эмиграции и т. п.).

Факторы, обусловливающие возникновение

кризиса, могут носить физический, эмоциональный,

межличностный, а также духовный характер. u1069 Это

состояние порождается вставшей перед человеком

проблемой, которую он не может не решать, и для

решения которой в настоящее время у него недоста-

точно внутренних ресурсов. Состояние неопреде-

ленности, вызываемое подобным положением, дезо-

риентирует человека, делает его беспомощным.

Личностный кризис является фактом инди-

видуальной жизни, частью субъективного опыта

личности. Это обусловливает его различную со-

держательную представленность индивидуальному

сознанию, а также множественность способов его

проживания.

Индивидуальный характер проживания кризи-

са обусловлен опосредствующим влиянием картины

мира на поведение и жизнедеятельность человека.

Проблематизируя способ существования, кризис не

позволяет жизни разворачиваться в привычном русле.

Состояние неопределенности, вызванное кризисом

«прерывает непрерывность» психического образа

реальности. Возникает состояние тупика, в котором

человек соприкасается с собственной субъективнос-

тью.

Целостный психический образ реальности ха-

рактеризуется интеграцией когнитивной, чувствен-

ной и эмоциональной составляющих. Кризис дезин-

тегрирует относительно стабильную категориальную

структуру сознания и возникающее эмоциональное

переживание. Это позволят рассматривать кризис как

естественное препятствие процессу формирования

целостного психического образа реальности.

Проведенный нами (Жедунова, Посысоев,

2000) феноменологический анализ индивидуально-

го опыта проживания личностного кризиса (всего

32

ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

было проанализировано 25 протоколов) позволил

сделать следующие выводы:

1. Существует индивидуальный ритм прожи-

вания личностного кризиса, который можно оп-

ределить как чередование двух фаз: фазы полной

погруженности в кризисные переживания и фазы

«дерефлексивного выхода». Первая фаза характери-

зуется наиболее полным контактом с собственными

эмоциями (душевная боль, страдание, тревога, страх,

отчаяние). Содержанием фазы «дерефлексивного вы-

хода» является появление интенции к вовлеченнос-

ти в систему отношений, не затронутых кризисом.

Мы используем термин «дерефлексия», заимствуя

его из экзистенциальной психотерапии (В. Франкл,

И. Ялом), для описания феномена перефокусиров-

ки личности от рефлексии собственных глубинных

переживаний на смыслы, доступные для нее в мире.

Длительность каждой фазы может варьировать от

нескольких дней до нескольких месяцев.

2. Несмотря на различия в проживании лич-

ностного кризиса, у наших испытуемых был выяв-

лен некоторый устойчивый набор кризисных пере-

живаний, в той или иной мере присутствующий в

каждом описании. По-видимому, индивидуальность

проживания личностного кризиса обусловливается

особым способом организации этих переживаний,

то есть системой индивидуальных значений, офор-

мленных в виде некоего смыслового пространства

кризисных переживаний. Это связано с тем, что в про-

цессе переживания кризиса неизбежно присутствует

личностный компонент, выражающийся в мотивах,

смыслах, установках. Одна и та же кризисная ситуа-

ция может иметь различный личностный смысл для

разных людей, что приводит к их вовлеченности в эту

ситуацию через ее означивание. В этом случае мож-

но говорить о разном смысловом наполнении или об

индивидуальной семантике кризисных переживаний.

Во взаимодействии человека с кризисной ситуацией

происходит ее субъективная «переработка», приводя-

щая к изменению целостного образа его бытия.

3. Прослеживается определенная динамика

проживания личностного кризиса, включающая в себя

ряд последовательно разворачивающихся этапов:

• Первый этап характеризуется появлением

собственно кризисных переживаний и полной пог-

руженностью в них.

• Второй этап характеризуется попытками

восстановить прерванное кризисом привычное те-

чение жизни, происходит углубление кризисных

переживаний вследствие тщетности затрачиваемых

усилий.

• Третий этап характеризуется изменением

ритма контакта с кризисными переживаниями; че-

редованием фазы полного контакта с фазой дереф-

лексивного выхода. Именно с данного u1101 этапа возни-

кает и начинает усиливаться тенденция к расшире-

нию вовлеченности человека в иные сферы жизни,

не связанные с кризисом.

• На четвертом этапе впервые возникает

феномен «диссоциация от кризисной ситуации».

Основным психологическим содержанием этого фе-

номена является переживание нереальности проис-

ходящего («как будто это происходит не со мной»).

Образно говоря, человек обретает способность од-

новременно существовать в двух реальностях («я в

кризисе», «я вне кризиса»), причем в одной из кото-

рых он занимает позицию «наблюдающего Я».

• Пятый этап представляет собой собствен-

но выход из кризиса. На данном этапе восстанавли-

вается, нарушенная кризисом целостность картины

мира, психического образа реальности.

Длительность проживания личностного кризиса

зависит от степени включения личности в деятель-

ность переживания. Наши испытуемые переживали

кризис в течение двух-трех лет.

Интересно отметить, что похожая субъективная

переработка кризисной ситуации была выявлена и

описана одним из авторов на материале исследования

перцептивной адаптации к оптическим искажениям

сетчаточного изображения (Логвиненко, Жедунова,

1980, 1981). Оптическое искажение в форме инверсии

сетчаточного образа представляет собой искусствен-

ное препятствие на пути формирования целостного

перцептивного образа. Инверсия сетчаточных изоб-

ражений приводит к тому, что испытуемый видит

мир перевернутым относительно гравитационной

вертикали. При длительной инверсии возникают пе-

реживания, аналогичные кризисным переживаниям

(одиночества, тотальности, бессмысленности, тупика

и т. п.).

В ходе перцептивной адаптации осуществляет-

ся постепенная интеграция искаженной чувственной

ткани зрительного образа и сохранного предметного

содержания (аналог категориальной структуры созна-

ния).

Несмотря на то, что личностный кризис является

естественным, а оптическое искажение - искусствен-

ным препятствием, процессы переживания во многом

сходны. Так, в частности, динамика ритма контакта

с травматическими переживаниями u1093 характеризуется

чередованием фазы полного контакта с фазой «де-

рефлексивного выхода». Длительность проживания

кризиса так же, как и адаптации к оптическим иска-

жениям, зависит от степени включенности человека в

деятельность переживания. Выходу из кризиса пред-

шествует особое состояние («переломный момент»),

описываемое испытуемыми, как состояние диссоциа-

ции, дереализации, после которого возникает осозна-

ние конечности, временности происходящего. В ходе

перцептивной адаптации точкой, предшествующей

быстрому завершению адаптационного процесса,

является состояние, описываемое как «ощущение не-

33

Кострома, 16–18 мая 2007 г.

реальности происходящего», «картонности, декора-

тивности и уплощенности» видимого мира.

И последнее. В том и другом случае происходит

научение, проявляющееся в том, что человек, однаж-

ды переживший личностный кризис, приобретает

уникальный экзистенциальный опыт, позволяющий

ему в будущем проживать подобные ситуации быст-

рее и менее драматично. При достижении адаптации

к оптическим искажениям возникает перцептивное

научение, которое существенно сокращает время

адаптации в случае повторения опыта.

Все это позволяет выдвинуть предположение о

существовании базовых общепсихологических меха-

низмов, лежащих в основе индивидуальных способов

переживания кризисных ситуаций

НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

ПРОБЛЕМЫ СОВЛАДАЮЩЕГО

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...