Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

New opportunities web2.0 the Internet in education

 

 

A.Andreev, V.Fokina

 

Annotation

In article some trend application of services web2.0 in education are considered. There are examples some scenarios of study by using blog, wiki,youtube and delicious. Humanitarian problems of special feature services web2.0 are discussed either.

 

 

Термин Веб2.0 часто ассоциируется с новым подходом к развитию Интернета, а точнее - совокупности технологий работы вэб-приложений и совместного взаимодействия пользователей. К числу этих технологий относятся блоги, wiki, средства обмена фото и видео (youtube, flickr...), технологии flex и ajax и масса других средств [1,2]. О распространенности и актуальности тематики говорит также количество ссылок. Например, в поисковой системе Google по запросу web2.0 появляется 23 700 000 ссылок.

Не случайно журнал Time назвал обобщенным человеком года именно людей использующих сервисы Веб-2.0, активно пополняющих сеть новым содержанием. Актуальность применения web2.0 в образовании подтверждает начинающий входить в обиход термин «Образование 2.0», которое ввела компания Google, организуяодноименнуюконференцию www.googleconference.ru.

Исследования дидактических возможностей сервисов веб2.0, проведенные в МФПА, показали, что в настоящее время представляют интерес для использования в учебном процессе следующие сервисы.

1. Блог (blog) – средство (синонимы: программная среда, оболочка, движок) для публикации материалов в сети с возможностью доступа к его чтению (ведения личного дневника в сети) www.livejournal.ru

2. Вики (WikiWiki) – средство для создания коллективного гипертекста при котором история внесения изменений сохраняется. Примеры http://wikipedia.com http://letopisi.ru

3. Делишес (Del.icio.us) - средство для хранения закладок на веб-страницы с описаниями и возможностью поиска и выборочного коллективного доступа http://www.bobrdobr.ru

4. Ютьюб (youtube) - средство для хранения, просмотра и обсуждения видеозаписей (http://youtube.com, http://rutube.ru).

Обобщая, можно сказать, что сервисы Веб2.0 позволяют работать с веб-документами совместно, обмениваться информацией и работать с массовыми публикациями [3].

Возможности и опыт использования сервисов позволил наметить некоторые подходы к использованию их в учебном процессе применительно к высшей школе. Общие функциональные свойства перечисленных выше сервисов достаточно полно и корректно описаны в свободной энциклопедии - википедии www.wikipedia.ru.

Кратко опишем некоторые возможные варианты применения сервисов.

 

1. Блог

Блог (от анл. blog, web log,) «сетевой журнал или дневник событий») — это веб-сайт, основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. По авторскому составу блоги могут быть личными, групповыми (корпоративными, клубными…) или общественными (открытыми). Для блогов характерна возможность публикации отзывов (т. н. «комментариев» посетителями.

Ведение блога предполагает наличие программного обеспечения (ПО), позволяющего обычному пользователю добавлять и изменять записи и публиковать их в Интернете. Такое ПО называется движком блога. Таких российских движков достаточно много: Diary.ru, Блоги@Mail.Ru, Рамблер-Планета,Privet.ru, Journals.ru, Blog.ru, Presscom.org, Blog-buster.ru, Webblog.ru, Beta.ya.ru, Mylivepage.ru, Lj.Rossia.Org

Применение блогов позволяет проявить следующие функции, вполне уместные в педагогике: коммуникативная, самопрезентации, сплочения и удержания социальных связей, мемуаров, саморазвития или рефлексии, психотерапевтическая.

Возможные направления в учебном процессе.

1.Источник учебной информации предварительно опубликованной преподавателем.

2. Организация дискуссий (семинаров) по темам учебной программы.

3. Организация дистанционного обучения (в данном случае блог выступает в роли своеобразного упрощенного варианта LMS (Learning Management System) для обучения конкретной учебной группы)

4. Контроль на базе публикаций и обсуждений контрольных работ и заданий студентов, которые они выставляют в собственных блогах.

 

2. Вики

Ви́ки представляет собой веб-сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут сообща изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. Крупнейшим и известнейшим вики-сайтом является Википедия (wikipedia.com)

Для создания вики-среды также необходимо специальное программное обеспечение (движок вики), довольно простой в своём устройстве и функциональности, ибо почти все действия по структурированию и обработке содержимого делаются пользователями вручную.

Приведем два несложных сценария проведения занятия на базе вики.

2.1. Разработка глоссария.

Разработка глоссария является составной частью любого учебно-методического комплекса. Трудности его составления заключаются в том, что часто одно и то же понятие имеет несколько толкований в зависимости от научной школы. Проблема состоит в выборе понятия из множества определений для использования в глассарии учебной дисциплины. Преподаватель может вывесить предпочтительное, по его мнению, определение термина и несколько определений, принадлежащим другим научным школам.

Студенты, рабочие места, которых должны включать компьютер с выходом в Интернет, после регистрации с системе вики, изучают, редактируют и предлагают свое видение терминов, опубликованных предварительно преподавателем в вики. Понятно, что рабочие места студентов и преподавателя могут располагаться не только в учебной аудитории.

Поскольку вся история публичного редактирований сохраняется то участникам учебного процесса можно анализировать весь ход занятия. В результате занятия, которое может проводиться как в свободном режиме времени (offline) так и в реальном времени (online) на сервере сохраняется результат работы группы, который доступен всем участникам. Критерием качества занятия является активность участников и содержание сообщений. Одновременно студенты развивают аналитическое мышление и осваивают новые возможности Интернета.

2.2 Создание коллективного учебного материала

Преподаватель вывешивает фрагмент теоретической части курса, например, из учебного пособия и студенты редактируют его. Фактически получается коллективная модернизация текста учебного материала. Критерием оценки занятия являет активность студентов группы и содержание комментариев. В результате получаем более глубокое изучение теории студентами.

Кстати, лучший дидактический эффект, очень полезный как для преподавателя, так и для студента дает задание на конспектирование учебного материала, последующую его публикацию и обсуждение со студентами в вики.

3.Делишес

Делишес (от англ. delicious — «восхитительный») — это веб-сайт, бесплатно предоставляющий зарегистрированным пользователям услугу хранения и публикации закладок на подобранные с определенными целями страницами Всемирной сети. Все посетители делишеса могут просматривать имеющиеся закладки, упорядочивая их по важности и присваиваемым меткам (тегам).

Зарегистрированный пользователь может добавить закладку на любую веб-страницу, указав интернет-адрес, название закладки, её краткое описание и метки (ключевые слова). Для организации закладок на сайте используется неиерархическая система меток. Пользователи могут присваивать закладкам произвольные метки. Одной закладке можно присвоить несколько меток. Выбирая определенную метку или группу меток, можно просмотреть список закладок с этими метками. Для каждой закладки можно просмотреть список своих меток, родственных меток, а также список меток, присвоенных ей другими пользователями. Помимо своих закладок с заданной меткой можно просматривать списки популярных закладок (чем крупнее шрифт — тем метка популярнее) или же недавно добавленных другими пользователями. Тем самым можно отслеживать последние тренды Интернета.

По умолчанию все сохранённые пользователем закладки доступны для публичного просмотра, хотя пользователь может отметить закладки как приватные.

Русскоязычное программное обеспечение для делишес включает в себя Memori.ru, BobrDobr.ru, МоёМесто.ru и др.

Таким образом, возможности данного сервиса состоят в том, что на нем можно сохранять и классифицировать заранее подобранные закладки адресов сайтов по определенным учебным темам. С помощью делишеса обеспечивается доступ к этим ссылкам и взаимообмен списков для членов учебной группы.

Хорошим примером служит российский вариант сервиса социальных закладок БобрДобр http://bobrdobr.ru/, который ориентирован на коллективную работу с информацией и предлагает средства для её поиска, рейтингования и хранения. Фактически - это площадка, на которой идёт сбор информации об Интернет-пространстве в виде ссылок, причем пользователь не только потребляет эту информацию, но и сам предоставляет её другим пользователям. Кроме того, это инструмент самоидентификации, поскольку, собирая ссылки на те или иные ресурсы, пользователь выявляет сферы собственных интересов. В процессе использования сервисом, каждый пользователь формирует уникальное облако тегов, т.е. ключевых слов, которыми он обозначал те или иные ссылки в сети. Эти теги отражают реальные интересы пользователя, по их числу можно судить о степени заинтересованности пользователя в той или иной теме. Иногда представления пользователя о своих интересах могут не совпадать с реальностью и другими коллегами. Наглядное представление подобной информации может служить дополнительным учебным стимулом и позволяет осуществлять направленную учебную деятельность, призванную привести желаемое в соответствие с действительным.

В свою очередь преподаватель может собрать коллекцию ссылок по любой интересующей его тематике, а сопровождающие теги помогут быстро найти все ссылки одного типа.

Сервисом может воспользоваться преподаватель любой дисциплины, если в ходе занятий он собирается использовать материалы, выложенные в Интернете. Таким образом, будет обеспечен одинаковый набор ссылок для всех слушателей по различным темам курса (своеобразная веб-библиография), для преподавателя быстрая навигация по предварительно составленному набору ссылок при подготовке к занятиям и др. Это могут быть и теги, обозначающие, к какому занятию относится тот или иной материал. Например, для проведения занятий по мультимедиа сервисам Web 2.0 достаточно щелкнуть условно поименованный сайт Интернета (тег), например, по ссылке Тема 3 и увидеть все ссылки, относящиеся только к этой теме [5].

При групповой работе сервис позволяет совместно работать над информацией (просматривать, оценивать, дополнять) в учебных группах студентов. Преподавателю для контроля учебного процесса можно руководствоваться принципом: «Покажи мне свои теги и я скажу правильно ли ты выполнил задание».

4. Ютьюб

Ютьюб (YouTube)— сервис, предоставляющий услуги хостинга (размещения) различных видеоматериалов. Пользователи могут добавлять, просматривать и комментировать те или иные видеозаписи. Благодаря простоте и удобству использования, YouTube стал одним из самых популярных мест для размещения видеофайлов. На сайте могут быть представлены как профессионально снятые фильмы и клипы, так и любительские видеозаписи для различных целей и тематике.

Приведем примеры, позволяющие наглядно представить себе функциональность ютьюба, а заодно уяснить методики использования веб2.0. Это сделано на учебных видеоподкстах (учебных видеофильмах), где создателями в доступной форме обсуждаются:

1.Принцип работы социальных сетей http://ru.youtube.com/watch?v=mXIwQr9GG8Y&feature=related.

2. Применение Вики в планировании http://ru.youtube.com/watch?v=cKbcYOM_4DA.

3. Применение RSS http://ru.youtube.com/watch?v=nkKHJVttt20&feature=related.

Изучая содержание учебных материалов на указанных ссылках можно одновременно познакомиться с инновационными видами электронных занятий, так называемыми подкастами (podcast), которые представляют собой запись аудио/видео/ аудио+видео фрагментов учебных занятий. Подкасты получили широкое распространение в связи с простотой их изготовления на современных средствах ИКТ [4].

Русская версия ютьюбов представлены на http://www.rutube.ru, http://video.mail.ru/ Видео@mail.ru, http://vision.rambler.ru/ Rambler Vision.

В учебном процессе ютьюб может эффективно выступать в качестве источника учебных материалов.

Гуманитарные проблемы сервисов веб2.0

В веб2.0 прежде всего, привлекает внимание базовый принцип применения этих сервисов, вытекающий из их бесплатности и доступности.

Мы можем наблюдать, как другие люди пишут, ищут информацию, классифицируют и хранят...

Мы можем наблюдать как они действуют и думают.

Мы можем использовать других людей, мы можем копировать их деятельность и учиться у них.

Разработчики сервисов веб2.0 стали значительно внимательнее к интересам каждого отдельного человека. Вместо соревнований великих людей можно увидеть совсем другую историю. История о том, как люди бескорыстно помогают друг другу и о том, как мир не просто меняется, он меняет сам способ своих изменений. Возможно, одно из наиболее внятных объяснений принципов Web 2,0 принадлежит известному из школьных хрестоматий отцу, пытавшемуся с помощью веника объяснить сыновьям, как важно жить в согласии. Одинокие прутья легко ломались. Со сложенными же вместе прутьями происходили качественные изменения — из прутьев они превращались в веник, одолеть который было уже никому не под силу. Web 2,0 — с некоторыми уточнениями и дополнениями — и есть этот веник.

Различные интернет-сервисы, появившиеся на пепелище разорившихся доткомов и использующие в своей основе принципы коллективизма, кооперации, открытости, доступности, интерактивности, можно смело называть Web 2,0, не боясь, что кто-то упрекнет вас в дилетантизме.

Если какой-нибудь интернет-сервис становится лучше из-за того, что им стало пользоваться больше людей, — это почти наверняка Web 2.0. Если вам предлагают массу каких-нибудь замечательных услуг, два гигабайта памяти, самую точную карту на свете и при этом не просят за это никаких денег — это почти наверняка Web 2.0. Если кругом одни дилетанты-энтузиасты и нет ни одного профессионала, получающего за эту зарплату,- это тоже наверняка Web 2.0. Если для определения какого-либо ресурса используются такие термины, как Ajax, RSS, AdSense, теги, блоги, — это наверняка имеет какое-то отношение к Web 2.0. Ну и так далее [1].

Следует обратить внимание на то, что студенты уже воспитаны на средствах мгновенной передачи сообщений, блогах, вики, групповых чатах, плейлистах, пиринговом обмене файлами и онлайновых многопользовательских играх, «поколение Net» хочет получить больше комфорта при использовании технологий, склонно к большей социальной коннективности, более смещена в сторону креативности и удовольствий. Для них сталb обычными выражения, обозначающие пользователей соответствующимих сервисов: Блоггер, Викоид, Фликрер, Ютьюбер, Скратчер, Деликатесер и др. [2]

Кроме того, обратите внимание, что сервисы веб2.0 не разрабатывались специально для образования, поэтому требуется «приспосабливать» педагогику под их возможности.

Несмотря на множество достоинств и интересных предложений со стороны web2.0 возникают и отрицательные моменты, которые включают в себя:

Необходимость наличия современных компьютеров и высокоскоростного каналов связи;

Специальную подготовку преподавателей и студентов для использования сервисов

Проблему самопрезентации и доверия к информации;

Затруднение выражения эмоций посредством текстового канала коммуникации;

Проблемы приватности;

Психологические проблемы Интернет-общения;

Интеллектуальная собственность и авторское право;

и другие.

Многие проблемы возникли из-за того, что сервисы веб2.0 не разрабатывались специально для образования и их необходимо учитывать при проектировании учебного процесса на базе веб 2.0.

 

Выводы

1. Значительная часть сервисов web2.0 обладает свойствами, позволяющими эффективно использовать их в учебном процессе в системе образования практически на всех уровнях. Хорошими дидактическими свойствами обладают сервисы блог, вики, делишес, ютьюб. Большим преимуществом сервисов является их доступность, дружественность и бесплатность.

2. Следует расширять исследования по изысканию возможностей применения этих сервисов в учебном процессе. Это можно проводить в рамках научного направления, носящего название электронная педагогика, предметом исследования которой является учебный процесс в ИКТ - насыщенной среде, В связи с этим одной из актуальных задач электронной педагогики становится разработка методик применения веб2.0 в учебном процессе.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. 25 фактов про web 2,0, Подготовлено редакцией «Большого города» http://www.affinity.ru/sobitiya/web/?ID=139

2. Тим О’Рейли. “Что такое Веб 2.0” // “Компьютерра online”, 2005, http://www.computerra.ru/think/234100/

3. Е.Д. Патаракин. Сетевые сообщества и обучение. - М.: ПЕР-СЭ, 2006, с. 112

4. М.И. Зайдфодим., Д.Р. Лулакова. Передовые инструменты информационной деятельности на базе технологий APPLE для нового качества образования. Материалы международной научной конференции – М.: ЭГРИ, 2007, с.76-77

5. Н.А. Болдырева. Организация учебного процесса сервисами web2.0. Выпускная работа на курсах ЮНЕСКО-МИПК «Интернет в образовании», 2008.

 

Web 1.0

Web 1.0 является ретронимом понятия, которое относится к статусу WWW и любому стилю дизайна веб-сайта, используемому перед появлением термина Web 2.0. Это — общий термин, который был создан, чтобы описать Сеть перед явлением взрыв пузыря «.com» в 2001, который и был замечен многими как поворотный момент для Интернета. Самой простой формулировкой смысла Web 1.0 скорее всего следует считать «тот Web, который был до Web 2.0». Это обычная практика — сравнение сайтов по типу используемой технологии.

Терри Флю, в 3-й Редакции New Media описал разницу между Web 1.0 и Web 2.0 такими словами:

развитие от персональных страниц до блогов и блог-агрегаторов, от простой публикации материалов до участия и обсуждения, от контента сайта, как результата больших инвестиций — к интерактивному процессу накопления информации, и от систем управления контентом (CMS) до систем основанных на ссылочных тегах (folksonomy)

Флю полагал, что вышеупомянутые факторы как раз и сформировали основные изменения в тенденциях, которые привели к началу повального увлечения Web 2.0.

Сдвиг от Web 1.0 к Web 2.0 особенно заметен в результате технологических улучшений, которые включали такую адаптацию Интернет-технологий как широкополосная сеть, улучшенные браузеры,Ajax, увеличение платформ приложений Flash и массовому развитию виджетов (такие как Flickr и значки YouTube).

Помимо технологических корректировок Интернета, переход от Web 1.0 к Web 2.0 является прямым результатом изменений в поведении тех, кто использует Всемирную Паутину. Основные тенденции Web 1.0 включали заботы о проблемах безопасности и приватности в одностороннем потоке информации, через веб-сайты, содержащие материал 'только для чтения'. Характерным для Web 1.0 также являлись компьютерная неграмотность широких масс и распространённость медленных типов подключения к интернету, вдобавок к ограничениям самого Интернета. Теперь, во время Web 2.0, использование Сети может быть представлено как децентрализация содержания веб-сайта, которое, помимо традиционных потребителей, является еще и производным от «восходящего», со многими пользователями, участвующими в процессе добавления и коррекции информации.[1]

Элементная база сайта, типичная для Web 1.0

Термин типичная употребляется здесь в обобщающем смысле — совершенно не обязательно, что для любой страницы Web 1.0 были присущи все элементы списка. Но, как правило, общая тенденция и большая часть элементов присутствовала. Пожалуй лучше всего сформулировать список элементной базы, которая бы являлась типичной для Web 1.0, можно на основании списка того, с чем боролись последователи Web 2.0, а именно:

Статичные страницы вместо генерируемого пользователями динамического контента[2].

Бедная гипертекстовая разметка (большая часть контента де-факто являлась простым текстом, зачастую пренебрегавшим правилами HTML[3]).

Использование фреймов.[4]

Использование специфичных тегов HTML — следствие редактирования страниц в WYSIWYG редакторах, встроенных в конкретный браузер или сторонников конкретного браузера-участника «войны браузеров».[5]

гостевые книги, форумы или чаты — как попытка придания интерактивности.

Кнопки формата GIF, обычно 88x31 пикселей, в качестве указания поддерживаемых браузеров.

Использование информеров (погода, курс доллара и т. д.) вместо агрегации информации средствами CMS.

Указание конкретного разрешения монитора, при котором дизайн сайта отображается корректно (не вылезает за пределы страницы, не разъезжается форматирование).

Крайне редкое и непопулярное использование стилей CSS при оформлении страниц сайта.

 

 

Web 3.0.

Web 3.0 — концепция развития интернет-технологий, сформулированная руководителем Netscape.com Джейсоном Калаканисом (англ. Jason Calacanis) в продолжение концепции Web 2.0 Тима О’Рейли. Её суть в том, что Web 2.0 является только технологической платформой, а Web 3.0 позволит на её основе силами профессионалов создать высококачественный контент и сервисы.

Определение

Определение было опубликовано в личном блоге Калаканиса[1] 10 марта 2007 года. Калаканис отметил, что Web 2.0 позволяет быстро и практически бесплатно использовать значительное количество мощных интернет-сервисов с высокими потребительскими качествами, что привело к появлению огромного количества однообразных ресурсов, и, как следствие, девальвации ценности большинства из них. Идея в том, что на основе Web 2.0 должна возникнуть новая платформа — не столько технологическая, сколько социокультурная, используемая профессионалами для создания интересного, полезного и качественного контента. В качестве примера тенденции к переходу от Web 2.0 к Web 3.0 Калаканис приводит немецкий раздел Википедии, который по мере наполнения контентом прибегает к закрытию на редактирование неопытными участниками качественных статей, вводит рецензирование статей силами профессиональных редакторов[2].

История вопроса

Одной из трактовок термина Web 3.0 является соотнесение его с семантической паутиной. Главная мысль этой концепции базируется на внедрении метаязыка, описывающего содержание сайтов для организации автоматического обмена между серверами. Описательные механизмы семантической паутины действительно разработаны (RDF, DAML, OIL, OWL), однако на этапе обработки и вывода информации появляется ряд проблем:

появляется необходимость дополнительных затрат для создания семантической версии каждого сайта, что делает технологию значительно менее доступной;

отсутствие гарантии адекватного описания веб-мастерами собственных ресурсов (аналогично с историей использования тега «keywords»);

невозможность принятия единого формата описания свойств ресурсов в условиях существующей конкуренции из-за корпоративно-рекламной политики создателей ресурса и наличия широкого поля для манипуляций описательными механизмами.

Автор термина «Web 2.0» Тим О’Рейли, предложил определить Web 3.0, как «взаимодействие интернета с физическим миром», он также неоднократно выступал[3] с критикой отождествления семантической паутины и концепции Web 3.0.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...