Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Копинг-стратегии в зависимости




ОТ КОГНИТИВНОЙ ОЦЕНКИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДНЫХ

(СТРЕССОГЕННЫХ) СИТУАЦИЙ

Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова

(Санкт-Петербург)

Интерес к изучению преодолевающего пове-

дения («coping») субъектов профессиональной де-

ятельности определяется высокой актуальностью и

многообразием задач стресс-менеджмента как на-

учно-практической области управления стрессами

на работе. Обращение к изучению стратегий пре-

одоления трудных или стрессовых ситуаций отра-

жает важную тенденцию современной психологии

- перенесение внимания с субъекта на целостную

ситуацию, в которой он действует. В контексте си-

туационного подхода участники стрессовой ситуа-

ции рассматриваются не как пассивные «жертвы»

воздействия внешних стресс-факторов, а как актив-

ные субъекты взаимодействия с различными пара-

метрами стрессовой ситуации. Качество и результат

взаимодействия субъектов со стрессовой ситуацией

существенно зависят от ее значимости и субъектив-

ной репрезентации, от функционального состояния

и эмоциональных переживаний. Все это оказыва-

ет влияние на избирательность копинг -стратегий.

Субъективная репрезентация ситуации во многом

определяет логику и результат поведения человека

в стрессовой ситуации. Изучение копинг-стратегий

ориентировано не столько на общее и постоянное в

личности, сколько на изучение особенного и измен-

чивого, присущего конкретному человеку в опреде-

ленных условиях (Бодров, 2006).

Концептуализация процессов преодоления яв-

ляется центральным аспектом современных теорий

психологического стресса. Преодоление рассмат-

ривается как стабилизирующий фактор, который

способствует социально-психологической, в том

числе и профессиональной адаптации в периоды

действия различных стресс-факторов. Однако в

настоящее время нет единого и адекватного пони-

мания многих механизмов преодоления в зависи-

мости от ситуационных, гендерных, возрастных,

культуральных и личностных особенностей субъек-

та профессиональной деятельности. Как известно,

психологическое предназначение преодолевающего

поведения состоит в том, чтобы как можно лучше

адаптировать человека к требованиям ситуации

путем овладения, ослабления или смягчения этих

требований, тем самым редуцируется стрессовое

воздействие ситуации. Поэтому понятие преодоле-

ния охватывает широкий спектр человеческой ак-

тивности, включая все виды взаимодействия субъ-

екта с внутренними и внешними задачами, при этом

большое значение имеют дополнительные (харак-

теризующие конкретную задачу u1080 и психологические

особенности субъекта) условия ситуации (Нартова-

Бочавер, 1997; Лыкова, 2004; Водопьянова, Стар-

ченкова, 2005).

В нашем исследовании была предпринята

попытка личностно-ситуационного подхода к изу-

чению избирательности копинг-стратегий в про-

фессионально-трудных (стрессогенных) ситуациях

у бизнес-тренеров. С этой целью в соответствии

с классификацией Р. Лазаруса с помощью опроса

бизнес-тренеров и контент-анализа их ответов были

выделены три типа стрессогенных ситуаций, на-

иболее часто встречающихся в их профессиональ-

ной деятельности: ситуации «угрозы», «потери» и

«вызова». Нами проверялась гипотеза о влиянии

когнитивной оценки профессионально-трудных

(ПТС) ситуаций на избирательность копинг-стра-

тегий. Также изучалась роль волевых особенностей

личности на избирательность копинг-стратегий в

стрессогенных ситуациях профессиональной де-

ятельности. В проведенном исследовании приняли

участие бизнес-тренеры в количестве 41 человека в

возрасте от 29 до 45 лет.

Для изучения моделей преодолевающего пове-

дения нами использовался опросник WCQ (Ways of

Coping Questionnaire), разработанный С. Фолкман и

Р. Лазарусом, в российском варианте - «Опросник

Кострома, 16–18 мая 2007 г.

способов совладания» (Водопьянова, Старченкова,

Жукина, 2006). Для изучения личностных особен-

ностей использовался модифицированный опрос-

ник Н. Б. Стамбуловой «Диагностика волевого и

коммуникативного потенциала личности» (Шинга-

ев, 2001).

В результате исследования было обнаруже-

но, что в профессиональной деятельности бизнес-

тренеров преобладают ситуации «вызова» (49%),

которые требуют ответственности, быстрой моби-

лизации профессиональных умений и личностных

ресурсов для управления группой в проблемных

(стрессогеных) ситуациях тренинга. Ситуации «по-

тери» и «угрозы» составляют в тренинговой работе

примерно равные доли (27% и 24% соответствен-

но). Аналогичное соотношение разных типов стрес-

согенных ситуаций было обнаружено нами также

среди специалистов сигнономических профессий

на уровне линейных менеджеров. Полученные ре-

зультаты позволяют u1087 предположить, что преоблада-

ние ситуаций «вызова» является характерным для

специалистов линейного уровня в профессиях типа

«человек-человек», «человек-знак».

Изучение когнитивной оценки осуществля-

лось в трех типах стрессовых ситуаций («потеря»,

«угроза», «вызов») по 5 критериям: интенсивность

эмоционального переживания, повторяемость, не-

определенность, значимость для профессиональной

деятельности, самостоятельная изменчивость ПТС.

Результаты показали, что для бизнес-тренеров ме-

нее стрессогенными по критерию эмоционального

переживания являются ситуации «потери», к кото-

рым относились ситуации с негативной обратной

связью со стороны участников тренинга после его

завершения, по сравнению с ситуациями «угрозы»

и «вызова», возникающими в процессе тренинга (p

< 0,001). Очевидно, это объясняется тем, что после

завершения тренинга, когда тренер ничего уже не

может изменить, включается психологическая за-

щита и осознанный копинг в виде контроля эмоций

и переживаний, снижения значимости ситуации,

рационализации и др.

По критерию повторяемости стрессовых си-

туаций в профессиональной деятельности наболь-

шая стрессогенность отмечалась бизнес-тренерами

для ситуации «вызова» (р<0,001), которые также

являются и более определенными по сравнению с

ситуациями «угрозы» и «потери» (р<0,001). Обыч-

но для тренеров причины возникновения ситуаций

«вызова» (агрессия, недовольство, непонимание

участников группы) наиболее знакомы, а способы

совладания с подобными ситуациями в большей

степени понятны. По критерию изменчивости бо-

лее напряженными (стрессовыми) являются ситуа-

ции «потери» и «вызова», менее – ситуации «угро-

зы» (р<0,01), то есть первые две ситуации требуют

от тренера больших усилий по их преодолению или

принятию, чем ситуация осознаваемой «угрозы».

По оценкам субъективной репрезентации респон-

дентов все три типа стрессовых ситуаций обладают

высоким уровнем значимости. При этом ситуации

«потери», как например, потеря доверия клиентов,

более значимы по сравнению с ситуациями «вызо-

ва» (p<0,001), поскольку они обычно связаны с не-

гативной оценкой тренера как специалиста и, как

следствие, негативно влияют на последующие вза-

имоотношения тренера и заказчика вплоть до раз-

рыва сотрудничества.

Результаты исследования показали, что на па-

раметры когнитивной оценки стрессовых ситуаций

не оказывают прямого влияния факторы пола рес-

пондентов и опыта ведения тренинговых программ.

Можно предположить, что на когнитивную оценку

стрессовых ситуаций у бизнес-тренера большее

влияние оказывают личностные факторы и его ста-

тусно-ролевые позиции. Косвенное подтверждение

этому мы обнаружили при сравнении тренеров раз-

ного возраста с относительно равным стажем рабо-

ты. Сравнительный анализ показал, что для более

молодых бизнес-тренеров оценка общего уровня

стрессогенности (по интегральному показателю из

пяти критериев оценки ПТС) всех типов стрессо-

вых ситуаций в профессиональной деятельности

выше, чем для более старших по возрасту тренеров

(p<0,05).

Изучение взаимосвязи волевых особенностей

личности бизнес-тренеров и копинг-стратегий по-

казало, что копинг-стратегии принятия ответствен-

ности, планирования решения проблем и самоконт-

роля положительно коррелируют с такими чертами

личности, как целеустремленность, решительность,

инициативность, настойчивость, самообладание

(p<0,05). Бегство-избегание отрицательно коррели-

рует с целеустремленностью (p<0,05). Таким обра-

зом, высокий волевой потенциал личности опосре-

дует избирательность активных копинг-стратегий

и ответственность тренера перед участниками и

заказчиком тренинга за его эффективность. К де-

структивному преодолению склонны прибегать

бизнес-тренеры с меньшей целеустремленностью,

инициативностью, решительностью. Это подтверж-

дает мнение о том, что регулятивный потенциал

субъекта труда определяет именно те ситуации, ког-

да человек действует активно и может по собствен-

ному произволу изменять ситуацию (Ломов, 1991).

Нами изучалась взаимосвязь копинг-страте-

гий и параметров когнитивной оценки стрессовых

ситуаций в профессиональной u1076 деятельности биз-

нес-тренера. Оценка стрессовой ситуации «угро-

зы» по критериям неопределенности, интенсивнос-

ти эмоционального переживания и повторяемости

отрицательно коррелирует с использованием бегс-

тва-избегания как способа совладания со стрессом

(р<0,05). Чем более неопределенной, эмоционально

ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

насыщенной и знакомой является стрессовая ситу-

ация, тем реже используется избегание в ситуациях

«угрозы».

Изменчивость стрессовой ситуации «потери»

отрицательно коррелировала с такими копинг-стра-

тегиями, как «дистанцирование», «бегство-избега-

ние», то есть чем стабильнее кажется ситуация, тем

реже предпринимаются активные действия по сов-

ладанию с ней, поскольку ситуации «потери», как

правило, представляет собой уже свершившееся и

требует в большей степени эмоционально-сфокуси-

рованного преодоления.

Чем выше уровень определенности стрессо-

вой ситуации «вызова», тем чаще используется

стратегия «самоконтроль». Чем выше уровень эмо-

ционального переживания ситуации «вызова», тем

труднее используется копинг-стратегия «положи-

тельная переоценка». Интенсивность эмоциональ-

ного переживания в ситуациях «потери» положи-

тельно связана с конфронтативным преодолением.

Очевидно, ситуации с высокой эмоциональной на-

пряженностью провоцируют противостояние и аг-

рессию как способ совладания с ситуацией.

В целом можно заключить следующее. Биз-

нес-тренеры склонны рассматривать большинство

стрессовых ситуаций в профессиональной деятель-

ности как ситуации «вызова», требующие мобили-

зации профессиональных и личностных возмож-

ностей, что способствует актуализации активных

копинг-стратегий. Во многом это связано со специ-

фикой профессиональной деятельности: чаще всего

это индивидуальная работа тренера в группе, боль-

шая ответственность за результаты. Наиболее стре-

согенными с субъективной точки зрения являются

ситуации «потери». Высоко развитый волевой по-

тенциал способствует обращению бизнес-тренеров

к конструктивному совладающему u1087 поведению.

Библиографический список

1. Lazarus R. S. Psychologica Stress in the workplace

// J. of Social Behavior and Personality.

1991. V. 6. P. 1-13.

2. Бодров В. А. Психологический стресс: разви-

тие и преодоление. М., 2006.

3. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синд-

ром выгорания: диагностика и профилактика.

СПб.: Питер, 2005.

4. Ломов Б.Ф. Научно-технический прогресс

и средства умственного развития человека

// Вопросы общей, педагогической и инже-

нерной психологии. М.: Педагогика, 1991. -

С.129-156.

5. Лыкова Н. М. Теории стресса и копинга. М.,

2004.

6. Нартова-Бочавер С. К. «Coping behavior»

в системе понятий психологии личности //

Психологический журнал. – 1997. Том 18. №

5. С. 20-30.

7. Шингаев С.М. Модифицированный опросник

Н. Б. Стамбуловой // Формирование волевых

качеств у курсантов в высших военно-учеб-

ных заведениях. Дис… канд. психол. Наук.

СПб, 2001.

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

ЛИЧНОСТИ В ХРОНИЧЕСКИХ

СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ

Г.Ш. Габдреева (Казань)

В психологии проблема совладания личности

с травмирующими ситуациями нашла отражение

в понятиях «копинг-стресс» (означающем усилие,

направленное на предотвращение, устранение или

ослабление воздействия стрессора), и «копинг-по-

ведение» (характеризующее способы выхода чело-

века из стрессовой ситуации). Копинг-поведение

реализуется на базе копинг-ресурсов (личностных

адаптационных резервов, позволяющих осущест-

влять оптимальную адаптацию к стрессовым ситу-

ациям) и копинг-стратегий (способов преодоления

стресса).

Усилия, с помощью которых личность пыта-

ется устранить влияние стрессора, рассматривают-

ся как активное копинг-поведение – сознательное

поведение, осуществляемое с целью изменения,

преобразования ситуации, поддающейся контролю,

или приспособления в случае ее неподконтрольнос-

ти. Пассивное копинг-поведение ориентировано на

интрапсихические способы преодоления стресса,

являющиеся защитными механизмами, предназна-

ченными для снижения развивающегося напряже-

ния. Известно, что восстановление эмоционального

баланса при помощи пассивных стратегий (не через

решение проблемы) используется более интенсив-

но, если u1091 у человека нет знаний, умений или реаль-

ных возможностей снизить давление стрессора.

Главной задачей защитных механизмов является

контролирование и подавление негативных пси-

хических состояний, возникающих под действием

стрессора, в условиях, когда стрессор продолжает

действовать (Анцыферова, 1994; Грановская, 2003).

К настоящему времени описано множество

видов защит. Несмотря на некоторые разногласия

во взглядах на содержание их «списка», авторы со-

глашаются в том, что все защиты могут классифи-

цироваться по критерию примитивности-зрелости

(Боломолов, Портнова, 2005; Киршбаум, Еремеева,

2005; Кружкова, 2006). При беспомощности перед

лицом травмирующей действительности недоста-

точно адаптивная личность прибегает, как правило,

Кострома, 16–18 мая 2007 г.

к незрелым, примитивным защитам низшего по-

рядка – так называемым «псевдокомпенсациям». В

хронических стрессовых ситуациях, воспринимае-

мых субъектом как безысходные, постоянно исполь-

зуемые психологические защиты закрепляются в

виде личностных комплексов. В этих случаях отде-

льные психофеномены интегрируются в целостную

структуру, определяющую особенности поведения.

Сложившиеся симптомокомплексы, позволяющие

сохранять устойчивость личности на фоне дестаби-

лизирующих переживаний и добиваться более или

менее успешной адаптации, теряют свою актуаль-

ность при изменении ситуации, спровоцировавшей

их развитие. Однако, будучи устойчивыми личнос-

тными образованиями, они продолжают свое дейс-

твие и в новых условиях, объективно уже не требу-

ющих их реализации. Не будучи адекватными си-

туации, эти новообразования личности, являвшиеся

адаптивными в вызвавших их условиях, становятся

малоэффективными, а подчас играют негативную

роль в ситуациях, требующих реадаптации. В связи

с этим интерес представляет исследование особен-

ностей проявления компенсационных комплексов в

зависимости от условий стрессовых ситуаций.

В нашем исследовании использовалась мето-

дика Е.В. Сидоренко, позволяющая диагностиро-

вать индивидуальную склонность к использованию

«псевдокомпенсаций». Оценивалась степень выра-

женности каждого из 18 выделенных автором ком-

пенсационных комплексов: «уход в болезнь», «де-

монстративная слабость», «леность», «хитрость»,

«тирания», «превосходство», «самореклама», «жа-

лость к себе», «переживание уходящей молодости»,

«мнимое простодушие», «зависть», «жадность»,

«вина», «ущербность», «страх», «предчувствия»,

«халявность», «доверчивость».

Обследовались лица, пребывающие в состоя-

нии хронического стресса, вызванного лишением

свободы (осужденные, отбывающие наказание в

виде заключения под стражу в специализированных

учреждениях). Другую выборку составили боль-

ные, свобода которых так же ограничена в результа-

те тяжелых заболеваний, приобретенных в зрелом

возрасте и приведших к инвалидности: грубое на-

рушение функций опорно-двигательного аппарата

(инвалиды-«колясочники»), органов зрения (слабо-

видящие) и слуха (слабослышащие). Контрольную

группу составили психологически благополучные

лица, по их мнению не испытывающие в данное

время давления длительного и неизбежного хрони-

ческого стресса, - бухгалтеры, продавцы, медицин-

ские работники, сотрудники различных фирм, - 37

человек (17 мужчин и 20 женщин). Всего обследо-

валось 189 человек – 86 мужчин и 103 женщины.

Результаты исследования особенностей проявления

склонности к использованию псевдокомпенсаций

заключенными – мужчинами и женщинами полу-

чены в совместной работе с Ф.С.Мусиным (Мусин,

2006).

Выяснилось, что вне зависимости от специфи-

ки стрессора лицам, находящимся под давлением

тяжелых жизненных обстоятельств, свойственно

использование практически всех комплексов, выде-

ленных автором диагностической методики. Причем

склонность к псевдокомпенсациям ярче выражена

у женщин, что вполне согласуется с полученными

ранее данными, свидетельствующими о более низ-

кой толерантности к стрессу женщин по сравнению

с мужчинами (Габдреева, 2002). Самые высокие

значения показателей склонности к использованию

псевдокомпенсаций выявлены в группе осужден-

ных – мужчин и женщин. При этом в мужской вы-

борке наиболее значительна выраженность комп-

лексов «тирана», ««вины», «уходящей молодости»,

«хитрости». В женской – «вины», «жалости к себе»,

«страха», «предчувствия», «ухода в болезнь», «до-

верчивости». Инвалиды по зрению, слуху, а также

лишенные возможности самостоятельно передви-

гаться, демонстрируют высокие значения склон-

ности к псевдокомпенсациям, как и представители

группы осужденных. У инвалидов-мужчин на пер-

вом месте по выраженности находятся показатели

комплексов «вины», «ущербности» и «демонстра-

тивной слабости». За ними следуют комплексы

«ухода в болезнь», «предчувствия» и «жалости к

себе». Выраженность остальных комплексов рас-

полагается в зоне значений выше среднего уровня.

Женщины-инвалиды проявляют еще более высокие

значения псевдокомпенсаций, чем мужчины. На-

иболее выражены у женщин комплексы «жалости

к себе», «ухода в болезнь» и «демонстративной сла-

бости», затем следуют комплексы «ущербности»,

«вины» и «страха». Все остальные комплексы име-

ют значения показателей на уровне выше средних,

как это наблюдается и в выборке мужчин.

В контрольной группе испытуемых количес-

твенные значения защитных комплексов намного

ниже, чем в группах заключенных и инвалидов. При

этом в контрольной группе у мужчин практически

не выражены комплексы «уходящей молодости»,

«ущербности», «страха», «предчувствия» и «довер-

чивости» (у женщин они имеют минимальные зна-

чения). В контрольной женской группе не проявля-

ются комплексы «тирана» и «вины». Единственно

выраженные комплексы в контрольной группе ис-

пытуемых (на уровне средних величин) у мужчин

- это комплексы «лености» и «мнимого простоду-

шия». И эти же комплексы плюс комплексы «само-

рекламы», «хитрости» и «уходящей молодости» - у

женщин.

Результаты корреляционного анализа позво-

ляют говорить о том, что склонность к использо-

ванию примитивных психологических защит (в

данном случае речь идет о «псевдокомпенсациях»),

ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

включается в структуру адаптационного комплекса

личности, находящейся в условиях u1093 хронического

стресса. Был осуществлен анализ взаимосвязей в

корреляционной структуре, включающей, с одной

стороны, показатели индивидуально-психологичес-

ких свойств личности, обеспечивающих ее адапта-

ционный ресурс (духовный потенциал личности, ее

смысло-жизненные ориентации, черты личности,

акцентуации характера, свойства темперамента,

физическое самочувствие), с другой – показатели

склонности к псевдокомпенсациям. Выяснилось,

что все диагностируемые свойства тесно взаимо-

связаны (р < 0.05 и р < 0.01) только в группах, со-

ставленных из лиц, пребывающих в условиях, спо-

собствующих развитию хронического стрессового

состояния: осужденных, отбывающих наказание в

виде лишения свободы и инвалидов, частично или

полностью потерявших зрение, слух или возмож-

ность самостоятельно передвигаться.

Корреляционный анализ эмпирических дан-

ных, полученных в результате диагностики иссле-

дуемых индивидуально-психологических свойств

и показателей склонности к использованию псев-

докомпенсаций, в контрольной группе респонден-

тов не обнаружил закономерностей которые были

выявлены в группах обследованных нами лиц, на-

ходящихся в условиях хронического стресса. Фик-

сируются многочисленные взаимосвязи между от-

дельными показателями индивидуально-психоло-

гических свойств. Но, как оказалось, эти показате-

ли практически не коррелируют с выраженностью

исследуемых комплексов, да и сами эти комплексы

слабо связаны между собой. Можно предположить,

что в условиях, не характеризующихся как стрессо-

насыщенные, когда от личности не требуется актив-

ной реализации адаптационных ресурсов, струк-

тура индивидуально-психологических свойств не

объединяется в единый симптомокомплекс с пока-

зателями психологических защит, как это происхо-

дит в условиях хронического стресса.

Выводы, которые позволяют сделать резуль-

таты осуществленного корреляционного анализа,

совпадают с взглядами современной психологии на

роль личности в адаптации. Личность признается

«истоком и завершением адаптационных процес-

сов» (Посохова, '32001, с.112). Для понимания сути

адаптации важно, что личностная регуляция до-

пускает трансформацию структурной организации.

Трансформация предполагает как формирование

новых психических свойств, так усложнение име-

ющихся и проявление латентных. К числу новых

свойств относится адаптированность, отражающая

степень и направление актуализации имеющегося

адаптационного потенциала. Изменение содержа-

ния личностной регуляции демонстрирует высокую

адаптационную пластичность личности, необходи-

мую для сохранения целостности личности при вза-

имодействии с динамичной социальной средой.

Результаты нашего исследования, дополняя

сложившиеся представления, позволяют предпо-

ложить, что адаптированность личности является

интегральной ее характеристикой, образованной

структурой свойств, обеспечивающих процесс

психологической адаптации индивида в условиях

хронического стресса. Действительно, в жестких

условиях, требующих адаптации личности, како-

вые создаются в результате исполнения наказания в

виде заключения в местах лишения свободы, а так-

же ограничений, связанных с частичной или пол-

ной инвалидностью, при невозможности изменить

сложившуюся ситуацию, либо найти другие спо-

собы для преодоления хронического стресса, чело-

век демонстрирует определенную адаптационную

пластичность. Сохранение целостности своего Я

и снижение психического напряжения достигается

им за счет изменений, вносимых в содержание ме-

ханизма саморегуляции, в котором заметную роль

начинают играть примитивные психологические

защиты, среди которых исследованные нами «псев-

докомпенсации». Особенно активно человек прибе-

гает к такому виду психологической защиты в ус-

ловиях жесткого ограничения свободы и лишения

многих возможностей, предоставляемых судьбой

социально адаптированному и физически здорово-

му члену общества. Осуществленное исследование

позволило выявить ряд закономерностей исполь-

зования психологических защит: показано, что их

применение имеет адаптивное значение в тех слу-

чаях, когда личностных возможностей, необходи-

мых для обеспечения социально-психологической

адаптации в хронических стрессовых ситуациях,

явно недостаточно.

Результаты исследования могут быть исполь-

зованы в процессе психологической реабилитации

для осуществления дифференцированного подхода

к лицам, переживающим хронический стресс.

Библиографический список

1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жиз-

ненных условиях: переосмысливание, преоб-

разование ситуаций и психологическая защи-

та // Психол. журн. 1994. №1. С. 3-18.

2. Богомолов А.М., Портнова А.Г. Связь интен-

сивности психологической защиты с про-

цессом самореализации в период активного

формирования личности // Мир психологии.

2005. №1. С.248-253.

3. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса.

«Coping stress» и теоретические подходы к

его изучению // Психол.журн. 2006. №1. -

С.122-133.

Кострома, 16–18 мая 2007 г.

4. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса.

Часть 2: Процессы и ресурсы преодоления

стресса // Психол журн. 2006. №2. С. 113-

123.

5. Бодров В.А. Проблема преодоления стрес-

са. Часть 3: Стратегии и стили преодоления

стресса // Психол.журн. 2006. №3. С. 106-

116.

6. Габдреева Г.Ш. Половые различия толеран-

тности к стрессу // Психология психических

состояний: Сб-к статей. Вып.4 / Под ред.

проф. А.О. Прохорова. – Казань: Изд-во ЦИТ,

2002. – С. 400- 410.

7. Грановская Р.М. Элементы практической

психологии. 5-е изд. СПб.: Речь, 2003.

8. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологи-

ческая защита. – 3-е изд. М.: Смысл; СПб.:

Питер, 2005.

9. Кружкова О.В. Эффективность структуры

психологических защит личности педагога

начального образования: автореф. дис. …

канд. психол. наук: 19.00.07; 19.00.13; Казан-

ский государственный технический универ-

ситет им. А.Н.Туполева. – Казань, 2006.

10. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный

потенциал: его мобилизация и прогнозиро-

вание в экстремальных условиях // Психол.

журн. 2001. №1. С. 16-24.

11. Мусин Ф.С. Индивидуально-психологичес-

кие особенности адаптации осужденных

женского и мужского пола к условиям лише-

ния свободы: автореф. дис. … канд. психол.

наук: 19.00.13; 19.00.06; Казанский государс-

твенный университет им. В.И.Ульянова–Ле-

нина. – Казань, 2006.

12. Попова _______________Т.М.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...