Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационная деятельность человека




ИНФОРМАТИКА

студент(а/ки) _______ группы

специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)

ОГАПОУ «Старооскольский педагогический колледж»

 

_______________________________________________________________

 

 


 

 

Тальпис А.А.

Информатика: Рабочая тетрадь / А.А.Тальпис. – Старый Оскол, 2015. – ___с.


 

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Информационная деятельность человека

Ø Основные этапы развития информационного общества.

Ø Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере.

Раздел 2. Информация и информационные процессы

Ø Подходы к понятию и измерению информации

Ø Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров

Ø Управление процессами

Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий

Ø Архитектура и программное обеспечение компьютеров

Ø Локальные сети и защита информации

Ø Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение

Раздел 4. Технология создания и преобразования информационных объектов

Ø Технология обработки текстовой информации

Ø Технология обработки числовой информации

Ø Технология работы с информационными структурами – базами данных

Ø Технология обработки графической информации

Раздел 5. Телекоммуникационные технологии

Ø Компьютерные сети как средство массовой коммуникации

Ø Сетевые сервисы в Интернете.


Введение

 

Рабочая тетрадь по дисциплине «Информатика» разработана в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины. В рабочей тетради представлены практические задания для выполнения их в самой тетради или на компьютере по каждому разделу рабочей программы и календарно-тематического плана по дисциплине «Информатика». Упражнения ориентированы на закрепление теоретических понятий, отработку умений и навыков при обучении информационным технологиям.

Цель создания рабочей тетради состоит в:

- формировании высокого уровня информационной культуры,

- овладении современными информационными технологиями,

- выработке умений оперативно и качественно работать с информацией,

- развитии творческого и познавательного потенциала студентов,

- раскрытии коммуникативных возможностей современного человека.

Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

− чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;

− осознание своего места в информационном обществе;

− готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;

− умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;

− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;

− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;

− умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;

− готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций;

метапредметных:

− умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;

− использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;

− использование различных информационных объектов, с которыми возникаетнеобходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;

− использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;

− умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;

− умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;

предметных:

− сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;

− владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;

− использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;

− владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;

− владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;

− сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими;

− сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);

− владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;

− сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;

− понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;

− применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.

Задания разделены по темам курса информатики: информационная деятельность человека, информация и информационные процессы, средства информационных и коммуникационных технологий, технология создания и преобразования информационных объектов, телекоммуникационные технологии.

Для их выполнения можно использовать программное обеспечение, идущее в комплекте с операционной системой. Программная поддержка курса базируется на изучении технологии работы в системных средах Windows (ХР, Windows 7, любая из перечисленных или Linux).

Рабочая тетрадь поможет студентам в освоении теоретических понятий информационных технологий, а преподавателю в проверке качества знаний обучаемых. Она создана для удобной и комфортной работы на уроках информатики и во внеурочное время.


 

  ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ   Находясь за компьютером, рекомендуется периодически отдыхать, отвлекаться от экрана монитора, смотреть в окно, однако во время работы надо быть предельно внимательным. Во избежание несчастного случая, поражения электрическим током, поломки оборудования, рекомендуется выполнять следующие правила: 1) не входить в помещение, где находится вычислительная техника без разрешения преподавателя; 2) не включать без разрешения оборудование; 3) при несчастном случае, или поломке оборудования позвать преподавателя; знать, где находится пульт выключения оборудования (выключатель, красная кнопка, рубильник); 4) не трогать провода и разъемы (возможно поражение электрическим током); 5) не допускать порчи оборудования; 6) не работать в верхней одежде; 7) не прыгать, не бегать (не пылить); 8) не шуметь. Строго запрещается: 1) трогать разъемы соединительных кабелей; 2) прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления; 3) прикасаться к экрану и тыльной стороне монитора; 4) включать и отключать аппаратуру без указания преподавателя; 5) работать во влажной одежде и влажными руками; 6) класть диск, книги, тетради на монитор и клавиатуру. Работать следует на расстоянии 60-70 см, допустимо не менее 50 см, соблюдая правильную посадку, не сутулясь, не наклоняясь; учащимся, имеющим очки для постоянного ношения, - в очках. Уровень глаз при вертикальном расположении экрана должен приходиться на центр экрана или 2/3 его высоты. Оптимальное расстояние глаз учащихся до экрана монитора должно быть в пределах 0,6 - 0,7 м, допустимое - не менее 0,5 м. Нельзя работать при недостаточном освещении и при плохом самочувствии. Все задания выполнять только с разрешения преподавателя.  

 

ЧЕМ ОПАСЕН ДЛЯ НАС КОМПЬЮТЕР   Компьютер - высокотехнологичное технически хорошо продуманное устройство, но вместе с тем очень опасное. Иногда опасность реальна, а иногда, он незаметно воздействует на Ваше здоровье и психику. Возможные воздействия: · На зрение. (Преломление - искажение изображения происходит в связи с тем, что лицевое стекло монитора очень толстое, для безопасности на случай разрушения кинескопа; растр - изображение состоит из точек и строк; мелькание - изображение формируется кадрами, как в телевизоре; свечение - свечение изображения не естественно и происходит дополнительное утомление глаз.) Для профилактики следует чаще моргать, периодически отвлекаться (смотреть в окно, в даль), делать гимнастику для глаз. При наборе текста стараться, как можно меньше смотреть на монитор. · Излучение микроволновое (радиация) и электромагнитное. · Высокое напряжение от 110 до 50000В в неисправных блоках может сохраняться длительное время, поэтому не следует касаться токоведущих частей под напряжением и не использовать компьютер в сырых помещениях. · Воздействие на осанку, неправильная организация рабочего места может привести к быстрому утомлению, искривлению позвоночника (необходима правильная организация рабочего места и времени, гимнастика). · Компьютерные вирусы влияют на здоровье: плавающие линии, плавающая четкость, инфразвуки, ультразвуки, "двадцать пятый кадр", стресс от потери информации... · Артрит (при работе с мышкой и клавиатурой более всего задействованы - указательный и средний пальцы, мышцы запястья и предплечья, что может вызвать болезнь суставов) – необходимо распределение нагрузки на все пальцы (десятипальцевый - слепой метод печати). · Ионизированная (наэлектризованная) пыль - сильный канцероген – необходимо проветривать помещение и содержать в чистоте. · Компьютерные игры и Интернет иногда перерастают в психологическую (компьютерную) зависимость, поэтому следует развивать чувство самоконтроля. ЧЕМ ОПАСНЫ МЫ ДЛЯ КОМПЬЮТЕРА Не только компьютерная техника может повредить нашему здоровью, но и мы при несоблюдении элементарных правил гигиены и труда можем испортить оборудование. Возможные повреждения: · Блоков компьютера - это царапины, вмятины, трещины. · Механические повреждения клавиатуры. Стираются надписи на клавишах (маникюр, кольца, кремы...), от сильного удара клавиши "залипают" (в особенности пробел и ввод). · Механическое повреждение тонкого защитного слоя экрана, касание поверхности экрана пальцем, указкой, ручкой, карандашом... Не желательно протирать экран грубой тканью. · Внутренние механические повреждения, которые могут возникнуть от удара или попадания постороннего предмета вовнутрь. (Категорически запрещается переносить, передвигать блоки компьютера во включенном состоянии.) · Токопроводящая пыль, загрязнения, влага нарушают теплопроводность блоков и могут вывести из строя блоки компьютера. · Крошки, кофе, чай, скрепки... могут попасть в компьютерные блоки и вывести их из строя. · Бумага, положенная на вентиляционные отверстия блоков (монитора) нарушает их тепловой режим. · Частое включение / выключение компьютера создает дополнительную нагрузку на блоки компьютера. Правильная организация рабочего места и рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности превратят Ваш компьютер в настоящего друга и безопасного помощника.

 


РАЗДЕЛ 1

Информационная деятельность человека

Ø Основные этапы развития информационного общества.

Ø Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере.

Задание 1.

Запишите определения.

 

Информация – ____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

 

Информатика – ___________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

 

Информационные процессы – _______________________________________________________

_________________________________________________________________________________

 

Информационные технологии –______________________________________________________

_________________________________________________________________________________

 

Информационная система - _________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

 

Информационно-телекоммуникационная сеть - ________________________________________

_________________________________________________________________________________

 

Обладатель информации - __________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

 

Доступ к информации - ____________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

 

Конфиденциальность информации - __________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

 

Предоставление информации - ______________________________________________________

_________________________________________________________________________________

 

Распространение информации - ______________________________________________________

_________________________________________________________________________________

 

Электронное сообщение – __________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

 

Документированная информация –___________________________________________________

_________________________________________________________________________________

 

 


 

Задание 2.

Заполните таблицу:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕВОЛЮЦИИ

ВРЕМЯ 4 ТЫСЯЧИ ЛЕТ ДО НАШЕЙ ЭРЫ XVI ВЕК (середина) НАША ЭРА XIX ВЕК (конец) НАША ЭРА XX ВЕК (конец) НАША ЭРА ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
Информационные революции ПЕРВАЯ ВТОРАЯ ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТАЯ
Изобретение        
Результат        

Задание 3.

Заполните таблицу:

Поколения ЭВМ

ПОКОЛЕНИЯ ЭВМ ХАРАКТЕРИСТИКИ
I II III IV V VI
Годы применения              
Элементная база              
Количество ЭВМ в мире (шт.)            
Быстродействие (операций в секунду)          
Носитель информации            
Программное обеспечение            
Размеры ЭВМ              

Задание 4.

Перечислите действующие нормативные документы (законы), регулирующие информационные процессы современного общества.

1) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.

Ответьте на вопросы:

1. Кто может пользоваться и на каких условиях:

Лицензионной продукцией _________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

 

Условно бесплатной продукцией ____________________________________________________

_________________________________________________________________________________

 

Свободно распространяемой продукцией______________________________________________

_________________________________________________________________________________

 

2. Опишите правила защиты от несанкционированного доступа к вашей информации

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

 

3. Опишите правила и средства защиты авторских прав

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Почему компьютерное пиратство наносит ущерб обществу?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Чем отличается копирование файлов от инсталляции программ?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Почему каждый программный продукт имеет серийный номер?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

1) Что такое информация?

2) Что такое информационные технологии?

3) Что такое информационные революции?

4) Какие основные этапы развития информационного общества вы знаете?

5) Какие поколения ЭВМ вы знаете?

6) Какие правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере вы знаете?

В результате изучения темы:

Моими главными результатами стало то, что я понял (а), научился (ась):

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

 

Наибольший интерес вызвали задания _____________________________________________________________________________________________________________________, потому что _________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

У меня вызвало затруднения: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Мои замечания и предложения на будущее (себе, преподавателю): ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


РАЗДЕЛ 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...