Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Моделирующий комплекс FUSION.

Классификация тренажерных систем.

1. Классификация тренажерных систем. 1

2. Процедурные тренажеры. 2

3. Модульные тренажеры. 4

4. Комплексные тренажеры. 8

5. Моделирующий комплекс FUSION. 10

Контрольные вопросы. 12

Классификация тренажерных систем.

Согласно классификации тренажерных систем, применяемой в Кировоградской летной академии Национального авиационного университета (КЛА НАУ), существующие диспетчерские тренажеры классифицируются на:

· процедурные тренажеры;

· модульные тренажеры;

· комплексные тренажеры.

Данная классификация построена по следующим параметрам:

· способ построения тренажера;

· возможности по отработке процедур;

· реалистичность моделирования ситуаций.

 


Процедурные тренажеры.

Самыми простыми являются процедурные тренажеры, то есть такие, которые предназначены для отработки отдельных процедур УВД.

Процедурные тренажёры позволяют приобрести умение выполнять практические действия по отдельным процедурам УВД без участия инструктора, реализуя полученные знания на теоретических занятиях. Коэффициент подобия процедурных тренажёров наиболее низкий и они позволяют формировать навыки только отдельных процедур УВД. Процедурные тренажёры могут создаваться на базе персональных ЭВМ. Такие тренажёры могут устанавливаться в учебных заведениях и авиапредприятиях и использоваться при первоначальной подготовке и повышении квалификации. Процедурные тренажёры могут использоваться в процессе инструктажа, разбора, профессиональной учёбы, проверках теоретических знаний, а также по решению администрации. Они позволяют:

 тестировать знания;

 моделировать ситуационные задачи;

 проводить компьютерные деловые игры с моделированием процессов УВД;

 моделировать элементы динамики воздушного движения для визуализации процессов УВД и отработки умений применять теоретические знания при УВД.

Для процедурных тренажёров должны разрабатываться упражнения по отдельным элементам правил и технологических процедур при УВД с целью закрепления приобретённых знаний. При этом на тренажёре работает один обучаемый по конкретной задаче. Данный тренажёр может работать в режиме обучения и контроля знаний и умений с выставлением оценки.

Как правило, процедурные тренажеры представляют собой автономные программы (гораздо реже программно-аппаратные комплексы), часто с жестко заданным перечнем упражнений, и могут работать на большинстве современных бытовых компьютерных систем, не предъявляя специальных требований к оборудованию. Простота развертывания и эксплуатации позволяет применять процедурные тренажеры для задач индивидуального обучения.


Модульные тренажеры.

Модульные тренажеры получили свое название из-за способа построения системы: они, как правило, представляют собой модуль из двух рабочих мест – места инструктора и места обучаемого. В некоторых случаях применяется схема, когда в состав модульного тренажера входит элемент (компьютер), выступающий в роли средства моделирования динамической воздушной обстановки (ДВО).

Модульные тренажёры позволяют проводить практическую тренировку на одном конкретном диспетчерском пункте по реальной зоне УВД. В состав тренажёра входят рабочие места диспетчера и псевдопилота (инструктора). Коэффициент подобия модульных тренажёров выше, чем к процедурных. Они позволяют приобретать практические навыки и формировать ПВК индивидуальной деятельности, когда необходимо принимать самостоятельные решения при УВД. Модульные тренажёры могут создаваться на базе персональных ЭВМ и устанавливаться в учебных заведениях и в службах движения предприятий для проведения различных видов тренировок на одном из диспетчерских пунктов УВД. При использовании модульных тренажёров имеется возможность моделировать реальные зоны УВД различных аэропортов, имитировать любую воздушную обстановку и проводить индивидуальную тренировку любой степени сложности, в зависимости от поставленной задачи. Для модульных тренажёров должны разрабатываться упражнения по отработке и приобретению навыков в УВД по различным элементам сложности (без ПКС, с ПКС, при наличии особых условий и особых случаев в полёте). При этом обучаемый работает совместно с инструктором-оператором, который выполняет функции пилотов ВС, диспетчеров смежных ДП и служб, обеспечивающих полёты. Одной из положительных особенностей модульного тренажёра является то, что в процессе тренировки инструктор может остановить план полётов, провести анализ допущенной ошибки и определить правильные действия в данной ситуации или, при необходимости, повторить все упражнения сначала. В процессе тренажёрной подготовки инструктор имеет возможность творчески адекватно реагировать на изменения динамики полётов ВС, создавая нестандартные ситуации при УВД. Таким образом, модульный тип тренажёра является незаменимым средством в процессе индивидуальной подготовки персонала ОВД при ограниченной интенсивности воздушного движения (до 8 ВС на связи).

Модульные тренажёры могут использоваться:

-  для приобретения необходимых индивидуальных ПВК;

-  поддержания индивидуальных ПВК;

-  повышения индивидуальных ПВК;

-  для проверки навыков при продлении срока действия квалификационной отметки;

-  для тренировки перед первоначальным допуском;

-  при повышении в классе;

-  для проверки практических навыков после перерыва в работе;

-  при тренировке в связи с изменением структуры воздушного пространства;

-  для поддержания ПВК при УВД в особых условиях и особых случаях в полёте;

-  для проверки практических навыков после допущенных ошибок при УВД.

Недостатком модульных тренажёров является то, что они формируют ПВК только индивидуальной деятельности и не моделируют групповую деятельность и горизонтальные связи «диспетчер-диспетчер», «диспетчер-РП» и «диспетчер-службы».

Модульная схема построения применяется в тренажерных системах, поставляемых производителями АС УВД в структурные подразделения обслуживания воздушного движения в Украине. Такие тренажеры комплектуются оборудованием, аналогичным применяемому в реально работающих АС УВД. На рисунке 1 приведен внешний вид рабочего места обучаемого в тренажерном комплексе регионального структурного подразделения (РСП) Днепропетровска.

Рис.1. Рабочее место диспетчера на тренажере.

 

Стоимость установки таких тренажеров высока, что обусловлено применением дорогостоящего оборудования. Внесение изменений, дополнений и улучшений в такие тренажеры крайне затруднительно и требует согласования с разработчиками АС УВД. Еще одним моментом, негативно влияющим на стоимость эксплуатации таких тренажеров, является необходимость в высококвалифицированных инструкторах и, как следствие, высоких затратах на проведение обучения. Применение подобной схемы построения тренажера в учебных заведениях является недостаточно оправданным из-за их высокой стоимости развертывания и содержания, низкой пропускной способности и отсутствия гибкости в модернизации тренажера. Применение методики индивидуального обучения на модульных тренажерах затруднено из-за высокой стоимости эксплуатации.

 


Комплексные тренажеры.

Самыми совершенными на сегодня являются комплексные тренажеры. Они, как правило, применяются в учебных заведениях, и представляют собой комплекс из нескольких модульных тренажеров, связанных друг с другом. В комплексном тренажере моделируется работа сразу нескольких взаимосвязанных рабочих мест (зон управления) диспетчеров. Объем моделируемого комплекса ограничен количеством рабочих мест.

Комплексные тренажёры позволяют проводить практическую подготовку персонала УВД в составе диспетчерской смены в максимальной степени приближённую к реальной работе службы движения при УВД и отрабатывать навыки групповой деятельности одновременно в зоне ответственности всех диспетчерских пунктов. Комплексные тренажёры имеют достаточно высокий коэффициент подобия и должны устанавливаться в учебных заведениях, где их эксплуатация экономически значительно выше, чем в авиапредприятиях, т.к. их использование требует наличия специальных помещений, содержание обслуживающего технического персонала, инструкторского и операторского состава и эффективную эксплуатационную работу в течение года. Для комплексных тренажёров должны разрабатываться упражнения различной степени сложности, такие же, как и для модульных, но с учётом плана полётов, охватывающего весь район полётов конкретной воздушной зоны. Комплексный тренажёр предусматривает совместную работу пилотов-операторов, оператора имитирующего работу диспетчера смежных ДП и служб, обеспечивающих полёты, инструкторов и обучаемых. Особенностью комплексного является то, что на нём отрабатывается групповая деятельность в составе диспетчерской смены с отработкой элементов взаимодействия, предусмотренных технологией работы в процессе УВД. Комплексный тренажёр является завершающим элементом тренажёрной подготовки персонала ОВД и имеет наибольший коэффициент подобия к реальной работе диспетчера. На комплексном тренажёре приобретаются навыки анализировать воздушную обстановку каждому диспетчеру не только в своей зоне УВД, а также и в смежной, прогнозировать её развитие в общем плане полётов, что даёт возможность тренировать и руководителей полётов в вопросах организации и контроля работы смены.

На комплексных тренажерах отрабатывается полных спектр задач управления воздушным движением, включая не только задачи непосредственного УВД на рабочем месте диспетчера РЛК, но задачи планирования, взаимодействия со смежными пунктами и службами и тому подобное. Такие тренажерные системы требуют для своего размещения много места и являются дорогостоящими как в развертывании, так и в эксплуатации. Подобная схема построения тренажера применяется в тренажерном центре КЛА НАУ. Применение методики индивидуального подхода к обучению на комплексных тренажерах не представляется возможным.

 


Моделирующий комплекс FUSION.

Ограничения, накладываемые тренажерами, применяемыми для обучения курсантов-авиадиспетчеров в КЛА НАУ, вызвали необходимость в создании принципиально нового тренажерного средства, которое позволило бы объединить в себе положительные качества процедурных, модульных и комплексных тренажеров с одновременным уменьшением отрицательных сторон этих тренажеров. Для реализации этой задачи в КЛА НАУ создан и продолжает развиваться моделирующий комплекс работы авиадиспетчера, основной частью которого является моделирующий комплекс Fusion (МК Fusion).

Для построения МК Fusion была выбрана компоновка процедурного тренажера с возможностью объединения в комплексы рабочих мест авиадиспетчеров. Подобная схема построения тренажера дает следующие преимущества:

· мобильность - оперативное (от нескольких минут на одно рабочее место) размещение тренажера в любом учебном классе, оборудованном персональными компьютерами соответствующей конфигурации;

· стоимость – минимум на порядок ниже существующих тренажерных комплексов. Стоимость сопровождения и обслуживания так же значительно меньше по сравнению с существующими тренажерами;

· реалистичность – создание любых учебных ситуаций, включая нештатные и аварийные;

· адаптируемость – возможность моделирования любых секторов УВД и интерфейсов большинства применяемых в Украине автоматизированных систем УВД (например Аэротехника и INDRA);

· индивидуальность - МК Fusion идеально подходит для реализации индивидуального подхода к обучению курсантов – авиадиспетчеров как в группах, так и индивидуально, в том числе самостоятельно.

К недостаткам МК Fusion стоит отнести следующие:

· отсутствие полного перечня рабочих мест авиадиспетчеров (например места диспетчера Вышки (Tower) и диспетчера процедурного контроля);

· недостаточную проработку процедур взаимодействия между диспетчерскими пунктами и службами;

· слабую достоверность рабочего места – отсутствие пультов рабочих мест авиадиспетчеров.

Подробнее работа МК Fusion будет рассмотрена в лекции «Моделирующий комплекс Fusion».

 


Контрольные вопросы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...