Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этические требования к деятельности психолога в эксперименте




Введение

 

Вопросы этики психологических исследований волнуют ученых давно, ведь в процессе изучения психолог вторгается в сокровенное каждого человека: в его мысли и чувства. Более того, редко психолог является в исследовании просто сторонним наблюдателем, чаще всего его целью является влияние на психические процессы испытуемого, стимулирование и провоцирование реакций, изменение поведения. Как спрогнозировать последствия таких влияний, как оценить риски и соотнести их с предполагаемой пользой исследования, когда речь идет о влиянии на психику человека?

С развитием науки и техники вопрос этичности исследований становится еще более острым. Возможность скрытого наблюдения, видеозаписи, фотографии, съемки в темноте и усложнение методов психофизиологических исследований не оставляет испытуемому шансов скрыть что-то от исследователя. А развитие информационных технологий и средств передачи информации ставят под угрозу конфиденциальность полученных в ходе исследования результатов.

Таким образом, проблема соответствия психологических исследований нормам этики не теряет остроты на протяжении многих лет, напротив, тема становится все более актуальной.

 


Этические проблемы в экспериментах

 

Каждый психолог-исследователь, задумавший реализовать эксперимент, сталкивается с дилеммой: с одной стороны, для получения достоверных результатов условия проведения эксперимента должны быть максимально приближены к реальности, поведение испытуемых должно быть естественным, а с другой стороны нельзя причинять испытуемым боль, дискомфорт, подвергать их страданиям и стрессу.

Исследователей также беспокоит здоровье и благополучие людей, участвующих в экспериментах. Психологи постоянно открывают новую важную информацию о социальном поведении человека, о предрассудках, агрессии, конформизме и других явлениях. Очень вероятно, что многие эти открытия по своей природе вызовут дискомфорт у участников эксперимента. Таким образом, для науки порой требуется то, что противоречит положениям этики. И эту дилемму не так просто разрешить.

В основе этой проблемы лежит конфликт между правами отдельной личности и нуждами общества. Часть ученых утверждает, что меры контролирующие исследований ограничивают науку и творчество. Но большинство психологов соглашаются с необходимостью таких мер.

Большинство научных объединений и профессиональных организаций разработали регулирующие нормы в защиту людей, являющихся объектами экспериментов, и кодексы профессиональной этики. Профессиональной этикой называют систему принципов, обеспечивающих моральное поведение профессионала.

Поскольку психологи в своих исследованиях используют живых испытуемых, им следует быть чуткими к этическим проблемам, которые могут возникать при проведении своих экспериментов. Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей как меры воздействия на другого человека, основанной на переживании чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия. Это делает профессию психолога одним из немногих видов социальной активности, где абстрактные идеи о ценности человека предельно конкретизируются и персонифицируются в его словах и действиях, направленных на другого человека.

 

Этические требования к деятельности психолога в эксперименте

 

Решение проводить исследования должно основываться на осознанном желании психолога внести реальный вклад в психологическую науку и способствовать благополучию человека. Деятельность психолога направлена к достижению таких гуманитарных и социальных целей, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни.

Поскольку психолог является не единственным профессионалом, чья деятельность направлена на достижение этих целей, обмен и сотрудничество с представителями других профессий желательны и в некоторых случаях необходимы, без каких-либо предубеждений по отношению к компетенции и знаниям любого из них. Работа психолога базируется на праве и обязанности проявлять уважение к другим профессионалам, особенно в областях близко соприкасающихся в своей деятельности с психологией.

Приняв решение о проведении исследований, психолог-исследователь должен осуществлять свои замыслы с уважением к людям, принимающим в них участие, и с заботой об их достоинстве и благополучии.

Права и обязанности профессионального психолога основываются на принципе профессиональной независимости и автономии независимо от служебного положения в определенной организации и от профессионалов более высокого ранга и администрации.

Профессиональный статус психолога базируется на его способностях и квалификации, необходимых для выполнения его обязанностей. Психолог должен быть профессионально подготовлен и иметь специализацию в применении методов, инструментария и процедур, применяемых в данной области. Частью его работы является постоянное поддержание на современном уровне своих профессиональных знаний и умений.

Психолог не должен применять методы и процедуры, не прошедшие достаточной апробации в рамках современных научных знаний, без предубеждения по отношению к существующему разнообразию теорий и школ. В случае испытания психологических методик, еще не получивших научной оценки, клиенты не должны быть полностью уведомлены об этом заранее.

Психологи должны принимать меры для соответствующего хранения документации. Все психологические данные, как результаты обследования, так и сведения о вмешательстве и лечении, должны быть доступны только для профессиональных психологов, в чьи обязанности входит неразглашение их среди некомпетентных лиц.

Особого рассмотрения заслуживает проблема качества и достверности полученных данных. Фальсификация данных, как вид мошенничества может принимать различные формы: плагиат, представление «заимствованных» идей как собственных; фабрикация данных исследования; сокрытие или изменение части данных для лучшего представления конечного результата; сбор некоторого количества данных и додумывание недостающей информации до полного набора; сокрытие всего исследования, если результаты не соответствуют ожидаемым.

Таким образом, профессиональная этика в психологии и в психологических исследованиях - это система принципов, призванных обеспечить моральное поведение исследователя по отношению к своим испытуемым, к своим коллегам и специалистам в смежных областях, к качеству выполнения исследований и к их результатам.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...