Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Группы политических закономерностей

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Политология»

На тему: Политология как наука

 

 

 

Новосибирск 2008

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………………..3

1) Политика как общественное явление ………………………………………….…6

1.1. Предмет политологии ……………………………………………………….…6

1.2. Уровни политики ………………………………………………………………..7

1.3. Группы политических закономерностей …………………………………….13

1.4. Направления в исследовании политической жизни …………………………16

2) Методы и функции политологии ………………………………………………...18

2.1. Методы политической науки …………………………………………………18

2.2. Функции политологии ………………………………………………………….24

Заключение …………………………………………………………………………….26

Список литературы …………………………………………………………………..27

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Общественная жизнь представлена многочисленными и взаимосвязанными сферами. Крупнейшие из них – политическая, экономическая, социальная, культурная. Каждая из этих сфер представляет собой определенную систему со своим типом организации и управления, со своими законами развития и традициями. Данные системы изучаются соответствующими гуманитарными и общественными науками.

Политическая система является одной из наиболее крупных и сложных. В ее рамках возникают и развиваются ключевые политические процессы, принимаются и реализуются важные для судеб общества решения. Поэтому не удивительно, что эта система привлекает в той или иной степени внимание представителей различных общественных наук, однако, специально и комплексно, в составе всех слагаемых политической системы ее изучает только одна наука – ПОЛИТОЛОГИЯ.

Политология (от греческих слов: politika – государственные и общественные дела, искусство управлять государством и logos – слово, учение) – наука об управлении государством в самом широком смысле, то есть наука о политической системе общества. Это одна из самых древних общественных наук и одновременно самая молодая. Одной из самых древних ее следует считать потому, что каждая из изучаемых проблем (государство, политическая власть, политические лидеры, политическая элита, политика, политический процесс и др.) с древних времен интересовала исследователей (Платон, Аристотель). В достаточно далеком прошлом были научно обобщены важные положения политологической науки (в частности, о необходимости разделения властей, о сущности и формах политического лидерства и др.).

Одной из самых молодых из фундаментальных общественных наук ее следует рассматривать в связи с тем, что как целостное, системное учение она возникла лишь в начале нашего столетия. Правы те исследователи, кто утверждает, что каждая наука появляется лишь тогда, когда в ее существовании заинтересовано общество, то есть речь идет о востребованности науки.

Несмотря на наличие достаточно широких политических исследований, вплоть до второй половины XIX в. политология развивалась без самостоятельной дисциплинарной оформленности, главным образом как учение о государстве и политико-философская теория. С этим связаны трудности в определении времени завершения процесса ее формирования. Некоторые ученые считают формальным началом политологии как самостоятельной науки образование в первой половине XIX в. правовой школы в Германии, другие же — преимущественно американские авторы — датируют ее возникновение второй половиной XIX в. и связывают прежде всего с именем Френсиса Лейбера, который в 1857 г. начал читать в Колумбийском университете курс лекций по политической теории и создал необходимые условия для открытия там же в 1880 г. сменившим его Джоном Берджессом высшей школы политической науки.

В последующие годы в Америке создается целая сеть политологических учебных и научных институтов, что позволило учредить в 1903 г. Американскую ассоциацию политических наук, насчитывающую сегодня свыше 16 тысяч членов.

В конце XIX — начале XX в. сам термин «политическая наука» получает признание и распространение и в Европе. В 1896 г. один из виднейших европейских политологов и социологов итальянец Г. Моска называет свой ставший позднее классическим труд «Элементы политической науки».

В начале XX в. процесс выделения политологии в самостоятельную академическую дисциплину в основном завершается. Развитию политических исследований заметно способствовало создание в 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО Международной ассоциации политической науки, которая продолжает свою плодотворную деятельность и сегодня.

В России политическая мысль имеет длительную историю и содержит много интересных и оригинальных идей. Современный облик политические исследования приобретают здесь в конце XIX — начале XX в. Заметный вклад в мировую политическую науку внесли М.М. Ковалевский, Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.Я. Острогорский и ряд других исследователей, а также марксистские теоретики В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие.

Бурное развитие политической науки было сильно заторможено, а во многих направлениях и прервано после большевистской революции 1917 г. Политология стала трактоваться как лженаука, буржуазная наука и т.п. Робкие попытки создания «марксистско-ленинской политической науки» и активизации политических исследований успеха не имели. Отдельные политические проблемы анализировались в организационных рамках исторического материализма, научного коммунизма, историй КПСС, теории государства и права и некоторых других идеологизированных дисциплин. Однако их познавательные, эвристические возможности были ограничены догмами официального марксизма и общим положением обществоведения как служанки власти.

Отношение к политологии начало меняться лишь во второй поло­вине 80-х гг. Сегодня, несмотря на многочисленные трудности, она постепенно занимает подобающее ей место в системе наук об обществе и оказывает все более заметное влияние на практическую политику, строительство демократической государственности.

 

 

ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ

 

 

Политика — неустранимый аспект общественного существования. Она возникла из требований, взаимно предъявляемых людьми друг другу и проистекающих из этого усилий по разрешению противоречий, когда требования оказываются конфликтными, по властному распределению дефицитных благ и по руководству обществом в деле достижения общих целей. В многочисленных своих обличьях — в виде деятельности по принятию решений, распределению благ, выдвижению целей, социальному руководству, соисканию власти, осуществлению конкуренции интересов и оказанию влияния — политика может обнаруживаться внутри любой общественной группы.

Необъятен диапазон представлений о политике. Вот лишь некоторые ее определения:

«Политика означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государством, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает» (М. Вебер).

Политика есть «область отношений между классами общества, их отношения к государству как к орудию господствующего класса», «концентрированное выражение экономики» (В.И. Ленин).

«Политика в высшем смысле есть жизнь, а жизнь есть политика» (О. Шпенглер).

«Изучение политики есть изучение влияния и влияющего... иными словами,, кто что получает, когда и как» (Г. Лассуэлл).

«Политика — борьба интересов, маскируемая под борьбу принципов. Руководство общественными делами во имя личной выгоды» (А.Бирс).

«Политика — это процесс управления» (О. Ренни). «Политика — властное распределение ценностей внутри общества» (Д. Истон).

«Изучение политики есть изучение принятия общественно значимых решений» (Р. Шнайдер).[1]

Каждое из этих определений содержит рациональное зерно, ибо ' отражает тот или иной аспект реального мира политики, который характеризуется многогранностью и соответственно сложностью его познания (схема 1).

Анализ различных подходов к теоретической интерпретации политической сферы позволяет сделать вывод о ее многомерном характере. Политика выступает в единстве трех взаимосвязанных аспектов: 1) как сфера общественной жизни; 2) как один из видов активности социальных субъектов; 3) как тип социальных отношений (между индивидами, малыми группами и т.д.).

В первом аспекте политика предстает в контексте структуры общества как его элемент, занимающий свое место и играющий в нем определенную роль. Начиная с Аристотеля за политикой как за автономной областью общественной жизни закрепляются функции согласования общих и частных интересов, осуществления господ­ства и поддержания порядка, реализации общезначимых целей и руководства людьми, регулирования ресурсов и управления обще­ственными делами.

 

 

Второй аспект рассмотрения политики связан с ее интерпрета­цией как способа совокупной и индивидуальной активности социальных субъектов, вида человеческой деятельности и социального поведения. Именно в этом ракурсе М. Вебер анализирует политику как предприятие и профессиональную деятельность ее субъектов, занимающихся политической деятельностью «по случаю», «по со­вместительству» и «профессионально».

Что же касается третьего аспекта, то уже Аристотель определяет политику как высший вид человеческого общения. Французские ис­торики периода Реставрации и марксисты трактуют политику как отношения классов по поводу государственной власти. В XX в. раз­рабатываются концепции «конфликта—консенсуса», характери­зующие политику как тип конфликтных отношений и социальных взаимодействий.

Для анализа политического феномена некоторые ученые прибегают к более удобным и адекватным понятиям, выделяя используе­мые в английском языке категории «polity», «policy», «politics», ко­торым в русском языке нет емких понятийных аналогов.

С понятием polity связывают институциональное измерение по­литики, установленное конституцией, правом, традициями в форме парламентов, правительств, судов и т.д. Понятие «policy» увязыва­ется с нормативной ипостасью политического в форме политичес­ких потребностей и интересов, политических ценностей и целей, политических программ и доктрин (здесь все направлено на уясне­ние технологии принятия политических решений). И, наконец, с по­нятием «politics» связано процессуальное истолкование политичес­кого, когда речь идет о процессе политического волеизъявления, имеющего интеллектуальные, волевые, оценочные и социально-психологические формы.

В структуре политики выделяются форма, содержание и процесс (отношения).

Форма политики — это ее организационная структура (государ­ство, партии и т.д.), а также нормы, законы, придающие ей устой­чивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей.

Содержание политики выражается в ее целях и ценностях, в мо­тивах и механизмах принятия политических решений, в проблемах, которые она решает.

В политическом процессе находит отражение сложный, много­субъектный и конфликтный характер политической деятельности, проявление и осуществление отношений различных социальных групп, организаций и индивидов.

 

 

УРОВНИ ПОЛИТИКИ

Политика может осуществляться на нескольких уровнях;

1. Низший уровень включает решение местных проблем (жи­лищные условия, школа, университет, общественный транспорт и т.п.). Политическая деятельность на этом уровне осуществляется в основном отдельными индивидами, однако часть вопросов может решаться местными ассоциациями.

2. Локальный уровень требует государственного вмешательства. Наиболее активно политика осуществляется группами и ассоциа­циями, заинтересованными в экономическом развитии своего ре­гиона.

3. Национальный уровень занимает центральное место в теории политики, что определяется положением государства как основного института распределения ресурсов.

4. Международный уровень, на котором основными субъектами политической деятельности выступают суверенные государства.

Роль политики как особой сферы общественной жизни обуслов­лена тремя ее свойствами: универсальностью, всеохватывающим характером, способностью воздействовать на практически любые стороны жизни, элементы общества, отношения, события; вклю­ченностью, или проникающей способностью, т.е. возможностью безграничного проникновения и, как следствие, атрибутивностью (способностью сочетаться с неполитическими общественными яв­лениями, отношениями и сферами).

Многообразны и функции политики, характеризующие основ­ные направления воздействия политики на общество (схема 2):[2]

 

 

 

Стремление понять, осмыслить политику, равно как и выразить свое отношение к ней, уходит корнями в то далекое время, когда начали формироваться первые государства. Исторически первой формой познания политики была ее религиозно-мифологическая трактовка, для которой типичными были представления о божест­венном происхождении власти, а правитель рассматривался как земное воплощение Бога. Примерно с середины первого тысячелетия до новой эры политическое сознание стало постепенно приоб­ретать самостоятельный характер, появляются первые политичес­кие воззрения, концепции, составляя часть единого философского знания. Этот процесс связан прежде всего с творчеством таких

мыслителей древности, как Конфуций, Платон, Аристотель, кото­рые заложили основы собственно теоретических исследований политики.

В средние века и Новое время проблемы политики, власти, го­сударства были подняты на качественно новый теоретический уро­вень исследования такими выдающимися представителями полити­ческой и философской мысли, как Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж-Ж. Руссо, Г. Гегель, которые не толь­ко окончательно освободили политическую науку от религиозно-этической формы, но и вооружили ее такими концептуальными ус­тановками, как теория естественного права, общественного догово­ра, народного суверенитета, разделения властей, гражданского об­щества и правового государства.

Современное содержание политическая наука приобретает во второй половине XIX в., когда она оформилась в самостоятельную отрасль знания. Примерно в этот же период происходит становле­ние политологии как самостоятельной учебной дисциплины, появ­ляются учебные и научные центры. Так, при Лондонском универси­тете в конце XIX в. была основана Лондонская школа экономики и политических наук. В 1857 г. в Колумбийском университете была открыта первая в истории Америки кафедра политической науки.

Позже примеру Колумбийского университета последовали Йельский, Гарвардский, Принстонский и другие университеты США. В 1903 г. основана Американская ассоциация политических наук. Особенно быстрыми темпами политическая наука в США и в стра­нах Запада стала развиваться после Второй мировой войны. Этому во многом способствовал состоявшийся в 1948 г. в Париже по ини­циативе ЮНЕСКО Международный коллоквиум по вопросам по­литической науки. На нем был принят документ, определивший со­держание политической науки, ее основные проблемы. Было реше­но, что основными проблемами исследования и изучения полити­ческой науки являются: 1) политическая теория (в том числе исто­рия политических идей); 2) политические институты (исследование центральных и местных правительств, правительственных учреж­дений, анализ присущих этим институтам функций, а также тех со­циальных сил, которые данные институты создают); 3) партии, группы, общественное мнение; 4) международные отношения.

Международный коллоквиум в Париже по существу подвел итоги длительной дискуссии политологов по вопросу, является ли политология общей, интеграционной наукой о политике во всех ее проявлениях, включающей в качестве составных частей политичес­кую социологию, политическую философию, политическую геогра­фию и другие политические дисциплины, или речь должна идти о множественных политических науках. Коллоквиум принял решение употреблять термин «политическая наука» в единственном числе. Тем самым произошло конституирование политической науки как самостоятельной научной и учебной дисциплины. В 1949 г. под эги­дой ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация полити­ческой науки. Политология как учебная дисциплина была введена в программы ведущих университетов США и Западной Европы.

Судьба отечественной политической науки складывалась в про­шлом непросто. Первые оригинальные работы, посвященные ана­лизу политики и ее законов, появились еще в начале XX в. Бурные события того времени заставляли искать отпеты на животрепещу­щие вопросы о политическом настоящем и будущем страны. При­надлежавшие к различным идейным течениям такие ученые как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, М.М. Ковалевский, М.Я. Острогор­ский, П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский и многие другие, ана­лизировали в своих работах проблемы власти, государства, революции, политической судьбы Отечества. С 1917 г. вплоть до второй половины 80-х гг. на политологии лежало идеологическое табу. Долгое время политология разделяла судьбу генетики, кибернетики и официально как самостоятельная научная дисциплина не призна­валась, хотя в 1962 г. в СССР была создана Советская ассоциация политических (государственных) наук, ныне преобразованная в Российскую ассоциацию политологов.

Только в 1989 г. Высшая аттестационная комиссия ввела поли­тологию в перечень научных дисциплин. Постановлением Прави­тельства РФ политология определена и как учебная дисциплина в вузах. Конечно, это не означает, что в России политические пробле­мы вообще не исследовались и не изучались. Это осуществлялось в рамках программ по философии, теории государства и права, по­литической экономии и других дисциплин. Но они были слабо ин­тегрированы между собой.

Политология есть наука о политике, т.е. об особой сфере жиз­недеятельности людей, связанной с властными отношениями, с го­сударственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Как наука о политике политология «охватывает» весь спектр по­литической жизни, включая как ее духовную, так и материальную, практическую стороны, взаимодействие политики с другими сфера­ми общественной жизни. Предметом изучения и исследования по­литологии выступают такие основные слагаемые политики, как по­литические институты, политические процессы, политические от­ношения, политическая идеология и культура, политическая дея­тельность.

Узловыми проблемами современной политологии являются такие проблемы, как политическая власть, ее сущность и структура; политические системы и режимы современности; формы правления и государственного устройства; политическая стабильность и поли­тический риск; партийные и избирательные системы; политические права и свободы человека и гражданина; гражданское общество и правовое государство; политическое поведение и политическая культура личности; политическая коммуникация и средства массо­вой информации; религиозные и национальные аспекты политики;

средства и методы урегулирования политических конфликтов и кри­зисов; международные политические отношения, геополитика, по­литическая глобалистика и др. Конечно, к изучению и исследованию названных и других проблем политики в силу их сложности и много­гранности имеют отношение не только политология, но и другие со­циальные и гуманитарные науки — философия, социология, психо­логия, экономическая теория, юридические, исторические науки (схема 3):

 

 

Так, вряд ли возможен научный анализ политики без использо­вания общих философских категорий диалектики, философского анализа объективного и субъективного в политическом процессе, понимания ценностных аспектов власти. Но философия не подме­няет политологию, а может дать только какие-то общеметодологи­ческие принципы или критерии научного анализа политики.

Много общего между политологией и социологией. В частности, вопрос о том, как отражается политический процесс в сознании людей, чем мотивируется политическое поведение той или иной со­циальной группы, какова социальная база политической власти, яв­ляется предметом исследования социологии, политической социо­логии. Но здесь наблюдается и явно выраженная пересекающаяся грань с политологией. Строго говоря, если рассмотреть соотноше­ние гражданского общества и государства, то все то пространство, все отношения, которые вписываются в сферу гражданского обще­ства и его взаимодействия с государством, — это объект исследо­вания социологии, а сфера государственного — предмет политоло­гии. Естественно, такое разграничение носит весьма условный ха­рактер, поскольку в реальной политической жизни все взаимосвя­зано.

Еще больше «точек соприкосновения» у политологии с право­выми дисциплинами (международным правом, государственным правом), предметом анализа которых являются правовая система общества, механизм власти, конституционные нормы и принципы. Но право — это дисциплина в большей степени описательная и прикладная, тогда как политология — дисциплина преимуществен­но теоретическая. Это в известной мере касается соотношения по­литологии и истории. Как отмечает испанский политолог Т.А. Гарсиа, «... историк имеет дело с прошедшим временем. Он может на­блюдать начало, развитие и конец общественных формаций. Политолог, напротив, не смотрит на историю как на спектакль, он вос­принимает ее как действие. Его политический анализ, в отличие от анализа историка, несет в себе сознательную заинтересованность с точки зрения политического проекта, который он хочет превратить в реальность. Объективный источник его затруднений состоит в том, что он должен оценить реальное состояние политических ситуаций до того, как они примут историческую форму, т.е. превра­тятся в необратимые» (Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1994. С.6.).

В политике сталкиваются группы интересов, охватывающих раз­личные сферы жизнедеятельности общества — экономику, госу­дарственное устройство и право, социальную сферу, этнонациональные и религиозные отношения, традиционные социальные структуры. Значительное влияние на нее оказывают национально-исторические и социокультурные традиции общества, психологи­ческий генотип нации. Благодаря своему системному характеру по­литическая наука сегодня оказалась на перекрестке междисципли­нарного движения, охватывающего различные науки. Политичес­кие исследования все больше базируются изданных культурной ан­тропологии, социологии и политической экономии, истории, права, социолингвистики, герменевтики, других общественных и гумани­тарных наук. Появляется совершенно новая проблематика, как, на­пример, тендерная политическая теория и феминистская практика, политическая экология и глобалистика, политическая прогностика.

Иными словами, политические отношения «пронизывают» раз­личные сферы жизнедеятельности общества, и в этом плане они могут исследоваться различными науками. Более того, ни одно важ­ное политическое явление, ни один серьезный политический про­цесс не могут быть содержательно осмыслены без совместных уси­лий философов, экономистов, историков, юристов, психологов, со­циологов.

Сложность и многогранность политики как общественного яв­ления позволяет исследовать ее на макро- и микроуровнях. В пер­вом случае исследуются политические явления и процессы, кото­рые происходят в рамках основных институтов власти и управления, имеющих отношения ко всей общественной системе. Во втором — описываются и анализируются факты, связанные с поведением ин­дивидов и малых групп в политической среде. Вместе с тем слож­ность и многогранность политики позволяет исследовать ее одно­временно и с общетеоретических, и с конкретно-социологических позиций, между которыми располагаются различного рода про­межуточные исследовательские уровни. Однако при этом важно иметь в виду, что ни один из промежуточных уровней не дает исчер­пывающего представления о политике в целом.

Только органичное единство, диалектический синтез всех уров­ней политического знания позволяет получить тот сплав, который именуется политологией. Понимаемая таким образом политология вписывается в систему современного политического знания как комплексная наука. В этой системе она выполняет роль интегриру­ющего фактора, выступая одновременно и как составная часть дру­гих областей политического знания, и как относительно самостоя­тельная наука. Иными словами, в отличие от других областей поли­тического знания, политология имеет цель проникнуть в сущность политики как целостного общественного явления, выявить на макро- и микроуровне ее необходимые структурные элементы, внутренние и внешние связи и отношения, определить основные тенденции и закономерности, действующие в разных общественно-политических системах, наметить ближайшие и конечные перспек­тивы ее дальнейшего развития, а также выработать объективные критерии социального измерения политики (см.: Федосеев А.А. Введение в политологию. СПб., 1994. С. 8—10).

Разумеется, при этом необходимо иметь в виду, что политологию можно условно разграничить на теоретическую и прикладную, эти стороны, или уровни, как бы дополняют и обогащают друг друга.

Теоретическое исследование политики отличается от прикладного ее анализа прежде всего следующими целями: если первое 'ставит основной задачей познание и лучшее понимание политичес­кой жизни, то второе связано с весьма прагматическими задачами оказания влияния и просто изменения текущей политики. Приклад­ная политология прямо отвечает на вопросы: «для чего?» и «как?». Она может быть представлена как совокупность теоретических мо­делей, методологических принципов, методов и процедур исследо­вания, а также политологических технологий, конкретных про­грамм и рекомендаций, ориентированных на практическое приме­нение, достижение реального политического эффекта.

Прикладная политология исследует основные субъекты полити­ческих событий, их иерархию, классы и внутриклассовые образова­ния, партии, толпу и политическую аудиторию, социальные, этни­ческие и религиозные группы, роль участников политических собы­тий в принятии политических решений и их реализации. К приклад­ным отраслям политологии можно отнести концепции государст­венного управления, партийной стратегии и тактики, ситуационного

политического анализа. В частности, весьма актуальной является в настоящее время теория политических технологий (технология вы­работки и приняти5цполитического решения; технология проведе­ния референдума, избирательной кампании и т.д.).

В последнее время возникла новая отрасль политического зна­ния— политический менеджмент. Составной частью политическо­го менеджмента является разработка стратегических целей и так­тических установок, механизма воздействия управленческих госу­дарственных структур, законодательной и исполнительной власти на развитие общества. Иными словами, политический менедж­мент — это наука и искусство политического управления.

Центральной методологической проблемой политологии, важ­нейшей се социальной задачей является познание и определение политических закономерностей.

Политической сфере, как и любой другой сфере общественной жизни, присущи определенные закономерности. Эти закономернос­ти отражают и характеризуют свойственные политической сфере всеобщие, существенные и необходимые формы связей и отноше­ний, реализуемые в функционировании и развитии данной сферы. Политические закономерности по мере того, как они осознаются людьми, фиксируются в виде определенных теоретических принци­пов и норм политической деятельности, политического поведения.

Одна из основных задач политологии состоит в том, чтобы вы­явить основные закономерности и тенденции функционирования и развития политики и таким образом познать сущность политики, объяснить ее. На основе знания политических закономерностей по­литология вырабатывает рациональные принципы и нормы полити­ческой деятельности.

 

 

ГРУППЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ

 

 

В целом можно выделить три группы политических закономер­ностей в зависимости от сферы их действия и проявления.

Первая группа — это закономерности, выражающие связи, взаимодействия политической сферы с другими сферами общест­венной жизни. К ним относятся: зависимость структуры, функций политической системы общества от его экономической и социаль­ной структур; активное воздействие политики на экономическую, социальную и духовную жизнь общества и др.

Вторая группа — это закономерности, выражающие сущест­венные и устойчивые связи и отношения во взаимодействии структурных элементов самой политической сферы. К ним относятся, на­пример, такие закономерности, как влияние политического созна­ния, политической культуры личности на ее поведение; взаимосвязь форм демократии и типа политической системы общества.

Третья группа — это закономерности, выражающие сущест­венные и устойчивые связи, тенденции развития отдельных сторон, явлений политической жизни общества. К ним относятся: разделе­ние властей в демократическом обществе на законодательную, ис­полнительную и судебную; утверждение принципа политического плюрализма.

При этом необходимо иметь ввиду, что политические закономер­ности, в отличие от законов природы, действуют как тенденции. Здесь нет жесткой детерминации, однозначного предопределения политических событий. Политические закономерности указывают на объективно заданные пределы политической деятельности, ее условия, но не предопределяют однозначно сами результаты этой деятельности. В политике высока степень зависимости происходя­щих процессов от особенностей исторических условий, объектив­ный обстоятельств, социальной активности населения, уровня культуры, качеств личностного, психологического порядка.

Органическое сочетание объективного и субъективного в поли­тике, политической деятельности предполагает отказ от ее рассмот­рения как сферы произвола личности или группы и ведет к признанию политики и видом искусства, смысл которого заключается в умении видеть ее специфику, зависимость как от объективных, так и субъективных обстоятельств, учитывать всю гамму человеческих эмоций, факторов, которые ни в какую логику не укладываются(см.:,Демидов А.И., Федосеев АЛ. Основы политологии. М., 1995. С. 81—83).

Политология использует общенаучные категории, категории наук, находящихся на стыке с политологией. Кроме того, она имеет собственные категории, которые выражают наиболее существен­ные характеристики политической сферы

(схема 4):

 

 

В современной политологии определились следующие направ­ления в исследовании природы и сущности политической жизни: 1) социологическое направление, опирающееся на теоретико-методологическое осмысление природы и сущности политики, по­литических явлений и процессов; 2) нормативно-институциональный подход, в основе которого находится анализ политических, конституционных норм и институтов, партийных и избирательных систем, их сравнительный ана­лиз; 3) эмпирико-аналитическое направление, основывающееся на анализе данных наблюдения и эксперимента, результатов конкрет­но-социологических исследований.

В настоящее время сложились национальные политологические школы (см.: Зарубин В.Г., Лебедев ЛЛ, Малявин С.Н. Введение в политологию. СПб., 1995. С. 26—28).

Ведущую роль в современной зарубежной политической науке занимает американская политология. На формирование американ­ской политологической школы значительное влияние оказали тра­диционные подходы и концепции, восходящие к политическим идеям Платона и Аристотеля, классическому конституционализму Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье и др. Американская полито­логическая школа представлена следующими направлениями.

1. Теоретические проблемы политической науки (Р. Даль, Д. Истон и др.). Основное внимание уделяется вопросам полити­ческой стабильности и модернизации, функционирования полити­ческих систем и режимов.

2. Сравнительные политологические исследования (Г. Алмонд, С. Верба, С. Липсет). Основное внимание уделяется эмпирически­ми исследованиями, которые проводятся по единой программе одновременно в нескольких странах. Целью подобных исследова­ний является изучение зависимости между экономикой, политикой и стабильностью, специфических особенностей политической куль­туры, восприятия ценностей либерализма народами различных стран и культур.

3. Исследования в области международных проблем, развития цивилизаций и глобальных взаимозависимостей (3. Бжезинский, С. Хантингтон и др.). Отношения между Востоком и Западом, при­чины политических конфликтов, проблема посттоталитарного раз­вития — основной круг тем, интересующих ученых этого направ­ления.

4. Исследование динамики общественного мнения. Основное внимание уделяется определению предпочтений избирателей в ходе голосования, формированию имиджа политиков, политических ин­ститутов и политических решений, а также разработки методов и инструментария для проведения исследований.

Центральными для американской политологии традиционно ос­таются проблемы политической власти. При этом исследуются: 1) конституционвые основы и принципы политической власти (Конгресс, система президентства и административно-управлен­ческого аппарата и т.п.); 2) политическая власть и политическое по­ведение (механизм функционирования общественного мнения, по­ведения избирателей, деятельность политических партий).

В последнее время в американской политологии бурно развива­ются такие новые направления, как теории политического управле­ния, международной политики, политической модернизации, срав­нительной политологии.

Американская школа политологии оказала существенное влия­ние на политическую науку в Англии. В современном виде английская политология представляет новую отрасль гуманитарного знания, в которой все больше усиливается экономическая, социологическая, социально-психологическая направленность политических исследо­ваний. При этом особое внимание уделяется анализу английской по­литической системы, института выборов, механизма политического давления на правительство и парламент со стороны различных фор­мальных и неформальных групп, психологии политического поведе­ния избирателей и др. Центральными проблемами современной анг­лийской политологии являются: 1) теория конфликта; 2) теория со­гласия; 3) теория плюралистической демократии.

 

 

1.4. НАПРАВЛЕНИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

В отличие от англо-американской политологии современная по­литология в ФРГ носит преимущественно теоретико-философский характер и сочетается с политико-социологическими исследования­ми. Немецкая школа политической науки включает следующие на­правления:

1. Исследование философии политики, акцентирующее внима­ние на применении методов психоанализа и возрождения философ­ских традиций: неокантианства и веберовского ренессанса (Т. Адорно, Ю. Хабермас, Э. Фромм).

2. Анализ социальной природы тоталитаризма, его истоков, форм и проявлений (X. Арендт, К. Поппер).

3. Изучение социальных конфликтов, специфики их проявления в сфере политических отношений и типологии (Р. Дарендорф).

Что касается Франции, то здесь полит

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...