Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

с супружескими парами и семьями 2 глава




· Терапевт создает или охраняет границы между членами семьи – каждое переживание человека реально, и его надо принимать в расчет.

· Присутствие терапевта и уважение к семье позволяет каждому ее члену расти и развиваться.

· Занимай четкую позицию и не допускай грубого поведения членов семьи – устанавливай четкие ограничения.

· Терапевт моделирует образ хорошего лидера и учителя пациента.

· Терапевт оказывает поддержку, избегая чувствительности или чрезмерной снисходительности.

· Каждую семью характеризует определенная этническую принадлежность, культура быта и поведения. Не пытайся “пичкать” семью своими собственными социальными или этическими представлениями: они могут быть неприемлемыми для них.

 

Годами работая вместе с Соней в качестве ко-терапевтов, мы выработали определенный стиль. Прежде всего, один из нас представляет другого и просит супругов или семью рассказать что-нибудь, что бы они хотели сообщить о себе в первую очередь. К каждому члену семьи мы обращаемся отдельно, в это время никто не говорит с другими и не перебивает. Соня, например, может сказать: “Простите, но Джон еще не закончил говорить, я обещаю, что дам вам слово позже”. Мы всегда скрупулезно следовали нашим обещаниям.

Следующий шаг – дать возможность членам семьи поговорить друг с другом, обещая им, что в любой момент они могут обратиться к нам за помощью, или мы сами можем прервать их, чтобы рассказать о наших наблюдениях.

После некоторого периода наблюдения за семьей мы останавливаем участников и просим их послушать наш разговор. Поворачиваясь друг к другу, мы сравниваем наши наблюдения и выбираем то, что важно для нас обоих. Затем один из нас представляет семье тему, которую мы выбрали, и спрашивает, имеет ли для них смысл сказанное нами и происходит ли это у них дома.

Обычно наши наблюдения совпадают. Например, мы можем сказать: “Вам очень хорошо удается выражать свои чувства, независимо от того, насколько болезненными они могут быть для вас”. Это наблюдение указывает на сильную сторону семьи. Когда мы работаем вместе, второй шаг чаще всего делает Соня, показывая оборотную сторону этой силы. Она может сказать: “Вы заметили, что, выражая свои истинные чувства, некоторые члены семьи начинают съеживаться, а их глаза наполняются слезами, настолько это болезненно? Возможно, прежде чем сообщать остальным свои личные переживания, вам нужно представлять себе, как может отреагировать кто-то в семье. Правы ли мы в своих наблюдениях?” После этого мы снова уходим в тень и даем семье возможность поговорить о том, как они травмируют друг друга, говоря нелицеприятные вещи. Члены семьи могут жаловаться друг другу на то, что под видом искренней реакции их открыто критикуют и обижают.

В нужный момент мы снова просим прощения у участников за то, что прерываем их беседу, и предлагаем им выслушать наши очередные соображения. При этом, как правило, Соня поворачивается ко мне и говорит: “Знаешь, Джозеф, может быть, ты мог бы провести эксперимент, который помог бы им научиться выражать свои чувства, не задевая друг друга так сильно?”

А я могу ответить на это: “Хорошо, есть один способ – каждому из присутствующих попробовать подумать о том, что они хотели бы высказать другим членам семьи, а затем сказать этому человеку, какую, по его представлениям, реакцию он мог бы продемонстрировать. При этом вы не сообщаете содержание своего высказывания. Например, Джо мог бы сказать Марлин: “Если бы я сказал тебе, что думаю о том, как ты общаешься со своим парнем, боюсь, ты бы стала плакать”. А Марлин могла бы возразить Джо: "Я не считаю, что ты можешь критиковать меня, и не готова это слушать”. Таким образом, эксперимент может научить семью выражать свои чувства и при этом защитить друг друга от ненужной боли”.

Далее, я могу предложить несколько вариантов эксперимента, а Соня выбирает наиболее простой и легкий для проведения. Затем один из нас поворачивается к участникам и подробно объясняет задачи эксперимента, проверяя, правильно ли каждый понимает, чего мы хотим.

Если нам везет, семья соглашается. Тогда, с некоторой помощью и поддержкой с нашей стороны, им удается достичь успеха и научиться регулировать выражение своих чувств, учитывая ранимость каждого члена семьи. После этого один из нас дает обратную связь, оценивая, насколько хорошо каждый участвовал в эксперименте. В этот момент сессия приходит к концу, и один из нас предлагает участникам попрактиковаться дома в приобретенных навыках общения. У Сони есть дар завершать сессии с изяществом, обаянием и здравым смыслом. Обычно она говорит что-то вроде: “Смотрите, снег пошел еще сильнее. Как далеко вам ехать домой?"; или: “Хотите узнать, где здесь можно хорошо перекусить?” Так заканчивается сессия.

В процессе работы мы с Соней начали замечать, что разработали определенную эстетику процесса работы и тщательно ей следуем. Этот процесс мы разделили на следующие шаги:

1. Короткий разговор (предварительный контакт, или “преконтакт”).

2. Знакомство с семьей и приветствие всех участников.

3. Вопросы, обращенные к каждому из членов семьи, о том, как они представляют себе свою семейную проблему.

4. Внимательное изучение поведения пациентов и их взаимоотношений.

5. Главная интервенция заключается в выявлении сильной стороны семьи.

6. После короткого последующего обсуждения высказывается предположение, что семье нужно получить некоторые навыки, которые у них недостаточно развиты.

7. Обучение проведению эксперимента, направленного на улучшение функционирования семьи в слабой для нее области.

8. “Продажа” эксперимента и проверка того, насколько точно все участники поняли его назначение.

9. Наблюдение за участием членов семьи в эксперименте и периодическое вступление в эксперимент, если участники заходят в тупик.

10. Вопросы о том, что они вынесли из эксперимента и как будут использовать свои новые навыки дома.

 

Заканчивая сессию, Соня всегда предлагает членам семьи возможность сказать то, что они чувствуют.

В идеале нам нужно полтора часа, чтобы поставить этот красивый акробатический балет, после которого семья уходит домой с новыми знаниями и уверенностью в их собственном человеческом достоинстве.

Я научился у Сони, как не бросать слова на ветер, как ясно понимать интервенцию и осуществлять ее, как донести до семьи уважение к усилиям каждого члена по улучшению их жизни. За все годы совместной практики я не слышал от Сони ни одного критического замечания в адрес клиентов, которые только что покинули наш кабинет. Никогда! Такую непоколебимую целостность трудно сохранить в этом мире.

Часть I

Теория

 

1. Наши исходные позиции

Когда умер рабби Мордехай, сын его, рабби Ноах, говорил со своими учениками. Ученики заметили, что в некоторых случаях он преступает заветы отца, и спросили его об этом. “Нет, я поступаю так же, как мой отец, – сказал рабби Ноах. - Он никогда никому не подражал”.

Рабби Нахман из Братиславы

 

Эта книга посвящена тому, как лучше видеть и понимать семейные проблемы, постепенно приобретая и развивая мастерство семейного терапевта. Первый навык семейного терапевта – умение полностью погрузиться в чувства другого человека – быть здесь. Сопереживая другим людям, мы получаем привилегию откровенно говорить им о том, что чувствуем в их присутствии. Когда люди поражаются тому, что они услышаны и увидены другим человеком, они обретают способность изменять свое поведение. Семья оказывает нам честь, позволяя быть с ней и наблюдать за борьбой ее членов.

Открытое выражение наших чувств и “ пребывание с... ” – наши эстетические и духовные ритуалы. Ведь помимо того, что терапевтические отношения дают нам возможность почувствовать красоту здорового человеческого общения, они сами по себе обладают эстетической и духовной ценностью. Ясность и сила, исходящие от любящего сердца, настолько притягательны, что ими трудно не любоваться.

Эта книга учит терапевтов создавать, развивать и завершать эти ритуалы. Мы учимся сидеть рядом с людьми, украдкой вглядываясь в них. Семейный союз — удивительный организм, живое существо, творящее прекрасный или неуклюжий танец. Эта “хореография” должна пробудить в нас творческое начало, призванное помочь супружеской паре или семье стать прочнее, сильнее и прекраснее.

“Больная” семейная пара или семья похожи на плохой театр: их актерская игра приводит к плачевным результатам. Они не способны преодолеть приобретенные стереотипы и просто прийти в восхищение от происходящей драмы. Они не могут получить удовольствие от комической стороны собственных отношений и не в состоянии проникнуться глубиной собственной трагедии. Мы стараемся научить их жить подлинными чувствами, с их спонтанной импровизацией, – от слез до звонкого смеха. Постепенно в процессе развития мы и сами получаем возможность насладиться красотой происходящего.

Мы способны научить людей “жить красиво”.

Искусство – театр, танец, литература, поэзия, живопись, скульптура, архитектура – не просто воплощение живых человеческих отношений. Важный аспект творчества – наблюдение, для которого необходимо наличие позиции, перспективы и интуиции.

С тех пор, как Аристотель впервые предложил научное исследование человеческой души, дебаты по поводу истинной роли психотерапии не прекращаются. Что же это за дисциплина – наука или искусство? Кризис профессиональной идентичности стал особенно заметным почти сразу после того, как в конце XIX века психология вышла из-под власти философии и начала отстаивать собственное право стоять в ряду других наук. Существует мнение, что психотерапия – это самодостаточная профессия. Если вы считаете, что это наука, вы подходите к ней технически (тот, кто озабочен технической стороной дела, измерениями и подсчетами, молится двум богам – “достоверности” и “обоснованности”). Если вы считаете, что это область обучения, вы непременно становитесь учеником (тот, кто хочет стать “мастером”, всегда учится). Если вы воспринимаете свою работу как искусство, вы являетесь художником (творцом). Возможно, такие “чистые” типажи не встречаются, но если бы они и могли существовать, то представляли бы собой различные стороны исследования человеческой реальности. В своей работе вы непременно столкнетесь с этими позициями в различных комбинациях. Тем не менее я отношусь к этой области деятельности как к искусству. Такое отношение к психотерапии и стало отправной точкой создания этой книги.

Итак, осознавая тот факт, что жизнь человека – занятие творческое, мы пускаемся в творческое приключение.

В основном мою позицию сформировал многолетний профессиональный опыт и приобретенные знания. Наблюдая за тем, как в исторической борьбе за признание психотерапия утверждалась как “физика души” и в результате утратила свое исходное предназначение – изучать и исцелять души, – я укрепился в своей позиции. Эта трансформация произошла главным образом потому, что курс обучения психотерапии постепенно отклонился от классического. Из гуманитарной науки и искусства она почти превратилась в эмпирическую технологию.

Однако, невзирая на различие теоретических взглядов и уровней образования, я утверждаю, что в психотерапии, как и в любых человеческих взаимоотношениях, существует эстетическая сторона. В основе любой школы лежат принципы и техника. Выбор принципов и техник, их предпочтение и применение подразумевает направление курса терапии и того, что “хорошо” или “полезно” для жизнедеятельности человека. Для того чтобы достичь прогресса в течение часа, терапевту необходимо иметь представление о многом: что надо говорить, делать, видеть, слышать, измерять, записывать и так далее. У каждого психотерапевтического направления есть негласные идеалы, к которым должны приближаться клиенты. В свою очередь, эти идеалы подразумевают систему ценностей – что есть “хорошо” и “полезно”, что означает понятие “личностный рост”, что такое “семья”, что такое взаимоотношения людей.

Наряду с эстетикой психотерапии существует и эстетика человеческих взаимоотношений. Наши поиски хорошей формы и психотерапевтическая практика показывают, что “хорошая форма” – понятие субъективное, интуитивное и метафорическое.

Эта книга в значительной степени посвящена эстетическим ценностям – творческому пониманию “хорошей формы” человеческих взаимоотношений и терапии в рамках гештальт-подхода к работе с семейными парами и семьями. Мой собственный терапевтический подход, безусловно, основан на эстетической предпосылке. Эстетические представления о психотерапии возникли у меня не случайно. Мои взгляды, включая теоретические и технические принципы, стали развиваться много лет назад, когда я впервые стал заниматься терапией, еще как стажер. Я впитал в себя разные культурные и философские традиции. И прежде чем вы станете обдумывать прочитанное в этой книге, я бы хотел представить вам свои исходные позиции.

 

Исходные позиции

 

Во время Второй мировой войны немецкий психоаналитик Фриц Перлз попал в Южную Африку. В этот период он задался целью сделать абстрактные психоаналитические представления1 более конкретными. Поглощенный изучением развития человеческой индивидуальности, он пришел к выводу, что процесс обучения очень похож на усвоение пищи. Рассуждая о феномене сознания как о процессе физического и психического усвоения, Перлз называет его метаболизмом сознания 2. По аналогии с физиологическим перевариванием пищи он описывает различные механизмы психологической защиты. Например, явление интроекции (в данном случае он пересматривает терминологию Фрейда) Перлз рассматривает как невозможность адекватно пережевывать пищу. Младенец готов “интроецировать”, то есть сглатывать пищу, так как у него еще нет зубов. Получая пищу, он не задает вопросов и не может отказаться от предложенного. Младенец может лишь выплюнуть получаемую пищу и делает так, однако это грубое действие, а не тонкий процесс тщательного анализа. Интроекция хороша для шестимесячного ребенка, но она уже не подходит для шестидесятилетнего человека. Интроекция у взрослого человека означает, что он не способен задавать вопросы, выражать сомнения, "жевать и пробовать на вкус" то, что ему предлагает жизнь. (Заметьте, что в общечеловеческом контексте бытия порой бывает безопаснее не задумываясь сглатывать то, что предлагает общество или власть. Ведь лишние вопросы или сомнения могут рассматриваться как признак неблагонадежности.)

Перлз заговорил и о других способах сопротивления3. Это был совершенно новый пласт проблем, которые до той поры никогда не возникали в психоаналитической литературе. Ретрофлексия – механизм, с помощью которого люди сдерживают то, в чем они бояться признаться другим, например, гнев или любовь4. Ранее ретрофлексию рассматривали не как слабые биотоки мозга, которые обходят сознание, а как энергию, сокращающую мускулы и создающую в них застойные явления, вызывая реальную физическую боль и разнообразные соматические симптомы, например головные боли, ишиас и т.п.

Этот феномен определенно связан с человеческими взаимоотношениями – “Я делаю себе то, что хотел бы сделать тебе”. Исследования Перлза фокусировались не только на изучении взаимоотношений, вызванных сдерживанием. Он исследовал ретрофлексию в ее развитии и других способах выражения. Он помогал своим ученикам и пациентам выразить свой гнев, адресуя его пустому стулу (воображаемому Другому, например отцу или матери) или другому человеку, присутствующему на занятиях. При этом говорящий оставался самим собой, выражая свой реальный гнев или обиду. В свою очередь, его партнер становился подставным лицом, белым экраном, для того чтобы помочь другому выразить гнев или боль, любовь или нежность.

Фриц и Лаура Перлз любили театр, танцы и другие художественные средства выражения чувств, и на этом этапе их можно было назвать “бихевиористами-импровизаторами”. Приведу пример одной из таких импровизаций – работу с ретрофлективным гневом.

Допустим, мне говорят, что я кого-то обижаю и не осознаю этого (разве что ощущаю тупую боль в горле). Мне было бы полезно спросить себя: где и как я прячу гнев в своем теле5. Если после такого вопроса я ясно почувствую напряжение в горле и, получив одобрение, смогу издать звук, – это будет звук гнева, направленный, например, на мою жену. В данном случае должно произойти по крайней мере следующее:

1. Мое собственное переживание звука, исходящего из моего тела, даст мне понять, как я разгневан (“Я кричу, как какой-то дикий зверь!”).

2. Моя жена будет выглядеть обиженной или даже напуганной, а я неосознанно получаю намек на то, как я воздействую на нее.

Внезапное осознание моего гнева происходит само по себе, я не обсуждаю его со своим терапевтом, мне не приходится принимать его на веру. Осознание собственного гнева – это то, что я с удивлением обнаруживаю в своем голосе, связках, животе и выражении лица моей жены. Такой момент гештальт-терапевты называют контактом – это контакт с моим гневом, а возможно, и начало контакта с моей женой6. Разыгранное по ролям, это событие содержит в себе неограниченные возможности для быстрого изменения во мне и в тех людях, которые участвуют в происходящем наравне со мной.

Перлз рассказывал историю о скрипаче, который жаловался на то, что во время игры испытывает головокружение и не может сосредоточиться7. Перлз попросил его принести на терапевтическую сессию скрипку и сыграть для него. Вскоре Перлз увидел, что игра пациента весьма неэстетична. Пристально вглядевшись в его манеру держаться, он заметил, что скрипач принимал очень неудобную, неустойчивую позу: ставил ноги слишком близко друг к другу, и в ногах чувствовалось сильное напряжение. Кроме того, создавалось впечатление, будто он вот-вот потеряет сознание, потому что дыхание его было нарушено.

С помощью терапевта скрипач стал учиться выбирать лучшую позицию: устойчиво стоять, распределяя свой вес на полу, шире расставлять ноги и колени. Он стал правильно дышать – полно и глубоко. Лишь после этого музыкант почувствовал облегчение и избавился от головокружения, а соответственно и тревоги8. Все достигнутое дало ему возможность ощутить более глубокий контакт со своей скрипкой, погрузиться в музыку, которую он исполнял, и со своими слушателями.

Осознавание, научение и озарение (инсайт) привело скрипача к контакту с теми естественными событиями, которые происходили с ним на границе с окружающей средой. Взаимодействие возникало на границе, где находилось его сопротивление научению (или контакту) и связь между контактностью и преобразованием собственного "я” (self).

Сбой в жизнедеятельности человека (или системы)9 происходит в результате его “торможения” (это может быть ретрофлексия), связанного с незавершенной ситуацией. Подобное торможение вызывает “замороженность” осознавания. Такое положение можно преодолеть, только успешно завершив ситуацию (эффект Зейгарник10).

Я был еще аспирантом, когда в 1950-х годах встретил Перлза. Мы поддерживали отношения до самой его смерти в 1970 году. Когда мы познакомились, Гештальт-институт в Кливленде только создавался. В те годы взгляды на терапию в Кливленде отличались крайней консервативностью. Здесь царил психоанализ. Молодому терапевту, ориентированному на гештальт-терапию, было практически невозможно получить самостоятельную работу в больнице или клинике. Многие из нас буквально “ушли в подполье” и не особенно распространялись о своих терапевтических убеждениях. Фрица и Лауру Перлз воспринимали в лучшем случае как ренегатов от психоанализа, а в худшем – как шарлатанов, которые расшатывают работу и только отвлекают молодых специалистов от традиционной клинической проработки11.

Еще одним учителем, серьезно повлиявшим на меня в начале 60-х, стал Карл Витакер. Витакер тоже был непризнанным психиатром, он специализировался на терапии супружеских пар и семей. Я поражался его новаторству и определенно чувствовал, что в наших взглядах есть много общего. И если считать Перлза моим гениальным отцом, то Витакер был моим любимым дядей.

Вспоминаю один эпизод того периода моей жизни. Некий терапевт привел к Витакеру “сложную” семейную пару для проведения демонстрации. Витакер сидел напротив этой взвинченной пары, предварительно узнав только то, что жене поставлен диагноз “шизофрения”. Некоторое время он пристально вглядывался в эту пару, а затем невинно спросил: “Вы решили, кто из вас будет больным?”

“Ну, – сказал муж, искренне удивляясь, – получается, что Мэри, ведь на жизнь зарабатываю я”.

И вопрос, и ответ стали революционным событием. Оказывается, психическое заболевание может быть результатом негласного соглашения. В этой супружеской паре оно было намертво закреплено за женой и поддерживалось в рамках данной семьи. На меня это подействовало ошеломляюще: ведь тогда я все еще находился во власти интрапсихических теорий, где диагнозы ставились по анализу мочи, и я еще верил во всевозможные идеи типа “шизофреногенной матери”. Я находился под сильным влиянием результатов исследований Пало Альто и с восторгом читал о “парадоксальном поведении” и “двойной связи” в шизофренических семьях12. Тогда же мне рассказали историю о любящей матери, которая приехала навестить свою дочь в психиатрической больнице. Двадцатилетняя девушка, больная шизофренией, с улыбкой прогуливалась с матерью по территории больницы, мамочка же обнимала дочь за плечи. День спустя мать уехала, а персонал заметил черно-синие отметины на плече у девушки. Когда ее спросили об их происхождении, она ответила, что во время прогулок ее мать забиралась под рукав ее платья и больно щипала ее – так она выражала недовольство поведением дочери. При этом благостное выражение не сходило с лица девушки, как будто с ними обеими было все в порядке...

Бодерик и Шрайдер пишут о Карле Витакере как об одном из основателей движения семейной терапии (отцом-основателем ее считается Джон Белл). Вот как они характеризуют Витакера: “С самого начала Карл Витакер считался наиболее “причудливым” и непочтительным к “старшим”. В недавнем прошлом он разработал свой подход, который в конце концов стал блестящей терапией абсурда. В терапии, которой он занимался с семьями, он проявлял больше безумия, чем его пациенты. Он был одним из тех, кто не боялся нарушать каноны традиционной психотерапии”13. Как мне кажется, Витакер подталкивал семью к особенно чувствительному поведению, идущему из глубин души. Часто он интуитивно пародировал примитивное мышление.

Перлз и Витакер стали драматическими фигурами, которые сильно привлекали меня тем, что разрушали ригидные психоаналитические шаблоны и воспринимали клиническую работу как активную среду для действия внешних и внутренних психологических сил. Выявляя различные внутренние силы (вроде "собаки сверху" против "собаки снизу"*), [[[*В английском языке top dog — underdog – это идиоматическое выражение, соответствующее соотношению сильный-слабый или хозяин-слуга. Его ввел Перлз для обозначения психологического соотношения сил внутри личности. - Здесь и далее примечания переводчика. ] люди обнаруживают в себе новые стороны, которые проявляются и в их отношениях со значимыми для них людьми. Постепенно я стал понимать, каким образом интрапсихический феномен может проявляться в диалоге с “пустым стулом” и что происходит на границе контакта между людьми. Например, как люди “насильно кормят” друг друга проекциями и интроекциями в хорошо поставленном, хотя и бессознательном “танце”.

Идея парадокса стала захватывать меня. Почему мать и дочь мило улыбались друг другу, в то время как одна больно щипала другую? Может быть, дочь являлась той самой жертвенной фигурой, призванной сохранить семью? Или мать с подозрением относилась к молодой женщине, которая перестала быть ребенком и больше не могла скреплять семейный союз? Каким образом Витакеру удалось заставить супругов высказать их подсознательное “соглашение”? Как ему удавалось стимулировать семьи быть более здравомыслящими, имитируя их “подсознательное безумие”?

Перлз и Витакер научили меня и многих других быть смелее в наших терапевтических поисках, живее участвовать в процессе взаимодействия. Так родилась идея эксперимента. Практика терапевтического эксперимента, так называемый “безопасный риск”, поддерживалась тем, что гештальт-терапия стала интегрированной формой феноменологии и бихевиоризма. С феноменологами мы разделили признание индивидуальных (или системных) представлений. Наша терапия основывается только на переживаниях клиента и актуальном поведении. Бережно сортируя эту информацию о поведении и переживаниях клиентов, мы используем ее в своей работе. Все это дает гештальт-терапии уникальные возможности определять осознанное поведение клиента в терапевтической ситуации. Эксперимент в гештальт-терапии стал своего рода фактором, систематизирующим поведение и определяющим развитие переживаний клиента, его потребности и возможности сотрудничества14.

Эксперимент является основой для получения нового опыта. Наконец, разговоры перешли в действие, а застойные рассуждения – в полнокровное пребывание “здесь” со всеми мыслями, чувствами, воображением и возбуждением15. Эксперимент дал терапевтам возможность преобразовывать как внутренние, так и межличностные конфликты внутри семейной пары или группы людей. Мы смогли исследовать осознавание на различных уровнях в рамках разных систем. Мы осторожно выясняли для себя, где проходят границы контакта: каким образом клиент понимает наши намерения, как он улавливает, где находится фокус нашего внимания. Наша осторожность заключалась в том, что в отличие от Перлза, у себя в Кливленде мы не прорывались сквозь сопротивление клиента, а учили его обнаруживать что-то в определенный, тщательно выбранный момент, давая ему прочную поддержку с нашей стороны. Уважение к процессу развернутого осознавания пациента было очень важным для нас. Скоро это стало ведущей профессиональной ценностью в нашей работе.

Затем я встретил Вирджинию Сатир. Тогда она уже была влиятельным социальным работником и специализировалась на работе с супружескими парами и семьями. Я никогда не встречал преподавателя, который обладал бы таким магнетическим влиянием на аудиторию, как Вирджиния. Она могла держать внимание нескольких сотен терапевтов, разыгрывая семейную ситуацию, где практически все присутствующие могли почувствовать себя двоюродными, если не родными, братьями или сестрами главного действующего лица.

Сатир была одной из пяти основных интеллектуальных игроков в Пало Альто, в группе Грегори Бейтсона. Назовем остальных: Джей Хейли, Джон Уикленд и Дон Джексон. Группа состояла из ярких личностей, с разными взглядами, изучавших в основном семьи пациентов-шизофреников. Начали они с широкого круга проблем коммуникации, а позже обнаружили природу парадоксов и двойные связи. Их идеи основывались на теории систем, а позже это движение дало развитие эпистемологической ориентации. Эпистемология изучает природу основ знаний и ограничений различных теорий познания. Интересы группы Бейтсона находились в этой области, особенно в связи с такими вопросами: “Что же на самом деле происходит в этой семье?” и “Какую “правду” мы можем сказать об их способе жить на этом свете?”16

Наша эпистемология воплотилась в экзистенциализм (Что есть наше существование?) и феноменологию (Что есть язык данного существования?). Такая теория познания подводит нас к вопросу о том, как система, со своими противоречивыми проблемами, говорит с нами. В основе теории лежат развитие осознавания и контакт. Познание не может быть статичным. Этот процесс происходит на границе данной системы или субсистемы в данном единстве пространства и времени. Смысл существования супружеской пары или семьи не доступен кому-то одному из членов семьи и не исходит от кого-то одного. Он развивается спонтанно (теория систем) в общем поле обстоятельств этой системы, от момента к моменту. Смысл (или его малая часть) проясняется в процессе интервенций терапевта, и если члены семьи начинают осознавать его, значит, он оказывается правдоподобным или полезным. “Истина подтверждается” улучшением контакта, а позже и утратой интереса к подобному опыту. Смысл ассимилируется системой, и в следующий момент система готова к поиску другого смысла и так далее17. Смыслы не являются лишь познавательными, они живые и подвижные, как хорошо поставленный танец. Это живое искусство, которое движется через пространство и время, изменяя жизнь.

Вирджиния Сатир, одна из основательниц семейной терапии, акцентировала свое внимание на системных процессах18. Позже она писала: “Я работала над системным подходом значительно раньше, чем поняла это сама и даже раньше, чем услышала само это название”19. Она говорила, что прочла о системах в работах Джексона, посвященных коммуникациям в семьях шизофреников20.

Период после Второй мировой войны был временем невероятной творческой активности в области клинических исследований, временем изобретений, теоретических изысканий, плодотворных идей и обмена мнениями между разными специалистами, занимавшимися проблемами психического здоровья. В то время я находился под влиянием экзистенциализма и феноменологии в той степени, в какой они соприкасались с патологией. Я был поглощен теорией поля Левина21, теорией систем фон Берталанфи22 и даже дзэн-буддизмом23.

Для психоаналитического движения это время было парадоксальным. Анализ, как я упоминал ранее, занимал главенствующие позиции, особенно в Нью-Йорке. Но именно тогда в терапии стали появляться новые направления: логотерапия, онто-анализ, анализ характера и его двоюродная сестра – гештальт-терапия. Эти течения основательно раскачали его окостеневший фундамент. Все большую популярность стал приобретать гуманистический анализ, которому были привержены такие исследователи, как Виктор Франкл, Эрих Фромм, Фриц Перлз и Эйлхард ван Домарус.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...