Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интервью, как основной метод консультирования




психологическое консультирование инсайт интервью

Основным методом консультирования является интервью, в структуре которого выделяют следующие стадии, которые представлены в таблице 2.

 

Таблица 2. Стадии основного метода консультирования «Интервью»

Определение стадии Функции и цели стадии
1 2
1. Взаимопонимание /структурирование. «Привет!» Построить прочный союз с клиентом, добиться, чтобы он чувствовал себя психологически комфортно. Структурирование может быть необходимо для объяснения целей интервью. Определенная структура помогает не отвлекаться от главной задачи, а также дает клиенту информацию о возможностях консультирующего.
2. Сбор информации. Выделение проблемы, идентификация потенциальных возможностей клиента. «В чем проблема?» Определить, зачем клиент пришел на консультацию и как он видит свою проблему. Умелое определение проблемы поможет избежать бесцельного разговора, задает направление беседе. Необходимо четко уяснить позитивные возможности клиента.
3. Желаемый результат. К чему хочет прийти клиент? «Чего вы хотите добиться?» Определите желание клиента. Каким бы он хотел стать? Что произойдет, когда проблемы будут решены? (Это информирует психолога о том, что именно хочет клиент.) Желаемое направление действий клиента и психолога должно быть разумно согласовано. С некоторыми клиентами необходимо, опустив 2-ю стадию, выделить сначала цели. Цель должна быть сформулирована позитивно, то есть не то, чего бы клиент не хотел, а именно то чего бы он хотел добиться для себя в результате консультирования.
4. Выработка альтернативных решений. «Что еще мы можем сделать по этому поводу?» Поработать с разными вариантами решения данной проблемы. Это подразумевает творческий характер подхода к данной задаче, поиск альтернатив во избежание ригидности и выбор среди этих альтернатив. Данный этап
1 2
  может включать длительное исследование личностной динамики. Эта фаза интервью может быть самой продолжительной.
5. Обобщение результатов. Переход от обучения к действию. «Вы будете делать это?» Способствовать изменению мыслей, действий и чувств в повседневной жизни клиента. Многие клиенты после интервью ничего не делают, чтобы изменить свое поведение, оставаясь на своих прежних позициях. Для того, чтобы консультирование было действенным в плане дальнейшего поведения клиента, необходимо помочь клиенту создать новые способы поведения, то есть перепрограммировать подсознание на эти новые способы. Важно, чтобы клиент их составил самостоятельно, руководствуясь осознанием проблемы и желаниями своей души и разума. Консультант лишь корректирует формулировку этих новых способов, чтобы они звучали от первого лица и в настоящем времени.

 

Эта модель, отражающая консультативный процесс, помогает лишь лучше понять, как происходит конкретное консультирование. Реальный процесс консультирования значительно обширнее и нередко не подчиняется данному алгоритму. Выделение стадий условно, поскольку в практической работе одни стадии смыкаются с другими, и их взаимозависимость сложнее, чем в представленной схеме.

Специалисты, занимающиеся практикой консультирования отмечают, что в процессе работы с клиентом важны не столько схемы (хотя общее представление и понимание хода консультирования обязательны), сколько профессиональная и человеческая компетенция консультанта.

Общие правила и установки консультанта, структурирующие процесс консультирования и делающие его эффективным:

. Не бывает двух одинаковых клиентов и ситуаций консультирования. Человеческие проблемы только извне могут казаться схожими, однако поскольку они возникают, развиваются, существуют в контексте уникальных человеческих жизней, то и сами проблемы в действительности являются уникальными. Поэтому каждое консультативное взаимодействие уникально и неповторимо.

. В процессе консультирования клиент и консультант постоянно изменяются сообразно их отношениям; в психологическом консультировании нет статичных ситуаций.

. Самым лучшим экспертом собственных проблем является клиент, поэтому при консультировании следует помочь ему принять на себя ответственность за решение его проблем. Видение собственных проблем клиентом не менее, а может быть, и более важно, нежели представление о них консультанта.

. В процессе консультирования чувство безопасности клиента важнее, чем требования консультанта. Таким образом, в консультировании неуместно добиваться цели любой ценой, не обращая внимания на эмоциональное состояние клиента.

. Стремясь помочь клиенту, консультант обязан "подключить" все свои профессиональные и личностные возможности, однако в каждом конкретном случае он не должен забывать, что он всего лишь человек и поэтому не способен полностью отвечать за другого человека, за его жизнь и трудности.

. Не следует ожидать непосредственного эффекта от каждой отдельно взятой консультативной встречи - решение проблем, а также успех консультирования не похожи на равномерно поднимающуюся вверх прямую; это процесс, в котором заметные улучшения сменяются ухудшениями, потому что самоизменение требует многих усилий и риска, которые не всегда и не сразу завершаются успехом.

. Компетентный консультант знает уровень своей профессиональной квалификации и собственные недостатки, он ответственен за соблюдение правил этики и работу на благо клиентов.

. Для обозначения и концептуализации каждой проблемы могут быть использованы различные теоретические подходы, но нет и не может быть наилучшего теоретического подхода. Каждому человеку нужен индивидуальный подход. Если один может работать по одной методике, то другому она может не подойти в силу ряда причин. У людей разное восприятие, поэтому, если не получается работать по одному методу, то консультанту нужно быть гибким и менять метод, а не настаивать на том, чтобы клиент работал именно по одному избранному консультантом методу.

Эффективное консультирование - это процесс, который выполняется вместе с клиентом, но не вместо клиента.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...