Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концептуальные руководители




 

Давайте посмотрим, что происходило на протяжении нескольких лет в компании по производству мороженого Ben & Jerrys. Один из популярных вкусов Chocolate Fudge Brownie состоит из мороженого с кусочками брауни. Ben & Jerrys получает эту сладость в огромном количестве из пекарни Грейстон, расположенной в бедном районе Бронкса. В этой пекарне обучаются и трудятся те, кто с трудом может найти себе работу, в том числе некогда бездомная пара, которая живет с детьми в бюджетном жилье неподалеку. Девиз пекарни: “Мы не нанимаем людей, чтобы печь брауни. Мы печем брауни, чтобы нанимать людей”.

Подобный подход – пример оригинального мышления, необходимого для разрешения сложнейших дилемм. Однако в каждом истинном решении скрывается некая важная составляющая: усиление нашего внимания и осмысления – в нас самих, в других, в наших сообществах и социуме.

Если под лидером понимать того, кто воздействует на людей или ведет их к общей цели, лидерство распределено очень широко. Неважно, идет ли речь о семье, социальных медиа, организации или обществе в целом – все мы в той или иной мере являемся лидерами.

Сносный лидер вращается в рамках системы, чтобы принести пользу какой-то группе, выполнить намеченную миссию и решить насущные проблемы. В отличие от него, блестящий руководитель сам определяет миссию, действует сразу на многих уровнях и берется за самые серьезные проблемы. Блестящие руководители не довольствуются системами как они есть, но оценивают их потенциал и стараются усовершенствовать, чтобы принести благо еще большему количеству людей.

Кроме того, встречаются редкие души, которые через профессионализм обретают мудрость и потому действуют от лица общества, а не какой-либо политической или корпоративной группы. Они заглядывают далеко-далеко вперед. Их апертура охватывает благополучие всего человечества, а не какой-то отдельной группы. Они воспринимают людей как единое целое, не делят их на “мы” и “они” и потому оставляют наследие будущим поколениям. Таких лидеров будут помнить сотни лет – взять, например, Джефферсона и Линкольна, Ганди и Манделу, Будду и Иисуса.

Одна из злосчастных проблем настоящего – это парадокс эпохи антропоцена. Его суть заключается в том, что человеческие системы оказывают влияние на глобальные системы, благодаря которым существует жизнь, судя по всему, в процессе медленного движения к системному краху. Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, необходимо антропоценное мышление, понимание точек равновесия в рамках динамики этих систем – для того, чтобы взять нужный курс на лучшее будущее. Необходимо добавить этот уровень сложности к тем, с которыми уже сталкиваются руководители по мере того, как нерешенные проблемы все больше грозят катастрофами.

Например, посредством влияния образа жизни на здоровье и экологию богатые мира сего серьезным образом усложняют жизнь бедных. Нужно заново изобрести экономические системы, основываясь на человеческих нуждах, а не только на стремлении добиться экономического роста. Взять, например, все увеличивающуюся пропасть между самыми богатыми и могущественными людьми в мире и самыми бедными. Власть сосредоточена в руках богатых, но, как уже очевидно, именно их положение делает их слепыми и безучастными к страданиям малоимущих. И кто же донесет истину до сильных мира сего?

“Цивилизации нужно оценивать не по тому, как они относятся к власть имущим, а по тому, как они относятся к тем, кто от власти далек, – не важно, из-за своей ли расы, вероисповедания, пола, уровня дохода или классовой принадлежности, – полагает Ларри Бриллиант. – Великая цивилизация будет относиться к таким с любовью и милосердием”.

Помимо удобств и удовольствий, которыми прельщает развитая экономика, существуют и “недуги цивилизации”, такие как диабет и болезни сердца, вызываемые неурядицами и стрессами на определенных работах (плюс, конечно, чудесное достижение экономики – фаст-фуд). Эта проблема еще более обостряется из-за того, что мы в большинстве стран мира не способны сделать медицинские услуги общедоступными. Добавим к этому извечную проблему неравенства в образовании и доступе к возможностям, ситуацию в тех обществах, где одна элитная группа занимает привилегированную позицию, а другие притесняются, трагедию стран, которые распадаются и превращаются в воюющие между собой феоды, и так далее, и тому подобное.

Столь комплексные и неотложные проблемы требуют подхода, который включал бы самоосознание, мудрые действия, эмпатию, сострадание и доскональное понимание вовлеченных в этот процесс систем. Чтобы иметь дело с подобными проблемами, нам нужны лидеры, которые фокусируются сразу на нескольких системах: геополитической, экономической, экологической – и это еще далеко не все. К несчастью для планеты, слишком многие лидеры загружены насущными задачами и не способны понять проблемы, угрожающие нам как виду в долгосрочной перспективе[291].

Питер Сенге, преподаватель Школы менеджмента Слоуна при M. I. T., разработал метод “самообучающейся организации”, который привносит в компании системное понимание[292]. “Ключевую роль в понимании систем играет ваш временной горизонт. Если он слишком узок, вы не заметите важных контуров обратной связи и внесете краткосрочные изменения, которые не сработают в долгосрочной перспективе. Однако если вы выберете достаточно продолжительный временной горизонт, то сможете увидеть большее количество ключевых систем в действии. Чем больше ваш временной горизонт, тем более крупную систему вы сможете разглядеть”, – объяснял мне Сенге.

Но, как сказала Ребекка Хендерсон на встрече M. I. T., посвященной глобальным системам, “крупномасштабные системы трансформировать очень трудно”. Хендерсон преподает этику и охрану окружающей среды в Гарвардской школе бизнеса и использует для поиска решений системные рамки. Она отмечает, что, например, переработка отходов представляет собой “изменение в пределах существующего”, а полный отказ от ископаемого топлива – системный сдвиг. Хендерсон ведет поразительно популярный курс в школе бизнеса по “перестраиванию капитализма” и подчеркивает важность прозрачности, благодаря которой можно точно рассчитать, скажем, выбросы углекислого газа. Это заставит рынки отдавать предпочтение тем методам, которые помогут снизить уровень выбросов.

На той же встрече M. I. T., посвященной глобальным системам, на которой выступала Хендерсон, Далай-лама сказал: “Нам нужно сделать так, чтобы люди, принимающие решения, обратили внимание на вопросы, которые важны для человечества в долгосрочной перспективе”, например, на экологический кризис и неравномерное распределение доходов, “а не только на интересы собственной страны. У нас есть возможность заглядывать на несколько веков вперед, – добавил Далай-лама. – Начните решать эту задачу, хоть вы и не застанете ее окончательного решения. На нынешнем поколении лежит ответственность за то, чтобы изменить мир. Если мы приложим соответствующие усилия, это станет возможным. И даже если сейчас ситуация кажется безнадежной, никогда не сдавайтесь, держитесь за позитивное видение и следуйте ему с радостью, воодушевлением и оптимизмом”.

Тройной фокус может помочь нам достичь успеха, но какого? Мы должны задаться вопросом: на благо чего мы используем дарованные нам таланты? Если наш фокус помогает достигать исключительно личных целей – сиюминутного вознаграждения или целей нашей маленькой группки, тогда в долгосрочной перспективе мы, как вид, обречены.

Самый широкий объектив нашего фокуса вмещает в себя глобальные системы и, заглядывая далеко в будущее, учитывает нужды каждого человека на этой планете, включая беззащитных и обездоленных. Неважно, что мы делаем и какие решения принимаем, – Далай-лама советует нам убедиться в чистоте своих помыслов, задав себе следующие вопросы:

Я делаю это только для себя или для других?

Это приносит пользу только избранным или многим?

Стараюсь ли я ради настоящего момента или ради будущего?

 

Благодарности

 

В этой книге я собрал данные из многих источников, по большей части от людей, с которыми общался. Их замечания существенно обогатили мое восприятие, и по ходу повествования я часто упоминал имена тех, кто столь щедро делился со мной своими знаниями. Помимо них, я хочу выразить благодарность следующим людям за наводку, любопытные идеи, истории, электронные письма, нечаянные ремарки и многое другое: Стив Арнольд, Polaris Venture Pa r t n e r s; Роб Барракано, Champlain College; Брэдли Коннор, врач медицинского центра Уэйлл Корнелл; Тоби Косгроув, клиника Кливленда; Го вард Экстон-Смит, Oxford Change Management; Ларри Финк, BlackRock; Алан Генсон, AG International Law; Роши Берни Глассман, Zen Peacemakers; Билл Гросс, Idealab; Нэнси Хендерсон, Академия в Шарлемонте; Марк Кригер, Норвежская школа бизнеса BI; Дженис Матурано, Институт осознанного лидерства; Дэвид Мэйберг, Бостонский университет; Чарльз Мелчер, Будущее сторителлинга; Уолтер Робб, Whole Foods Market; Питер Мискович, Jones Lang LaSalle; Джон Ноузуорзи, клиника Мейо; Мигель Пестана, Unilever; Дэниел Сигел, Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе; Джош Спир, Undercurrent; Джеффри Уолкер, Союз здравоохранения ЦРТ; Лорис Вулфорд, Fifth Third Bank; Джеффри Янг, Центр когнитивной терапии в Нью-Йорке. Особая благодарность Тому Рёпке, который оказал мне радушный прием в школе № 112, и Венди Газенкамп из “Института разума и жизни” за ее чуткую реакцию. Тем, кого я ненароком забыл упомянуть в этом списке, также выражается огромная благодарность.

Я также хочу сказать спасибо коллегам по Руководящему совету Всемирного экономического форума и Кембриджской группе осознанного лидерства за ряд замечательных идей. Еще одним источником вдохновения были для меня полные энтузиазма дискуссии с Консорциумом по исследованию эмоционального интеллекта в организациях (где я являюсь одним из директоров) – глобальной сетью академических исследователей и специалистов-практиков.

Вдобавок к этому у меня есть возможность пользоваться пока неопубликованными данными исследований своих коллег из Hay Group, глобальной консалтинговой компании, с которой я сотрудничаю при разработке опросников на тему эмоциональной и социальной компетентности (Emotional and Social Competence Inventory) – механизма для оценки развития лидерских качеств. Отдельное спасибо Ивонн Селл из лондонской Hay Group за исследования, которые она провела при помощи этого инструмента, а также Рут Маллой из бостонской Hay Group, Гарту Хэйверсу из Южной Африки, Скотту Спайеру из Бостона и Георгу Вильметтеру из Берлина.

Как всегда, многим я обязан Ричарду Дэвидсону, старому другу и по совместительству источнику самых последних данных из области нейрофизиологии, который терпеливо все разъясняет и старательно отвечает на мои многочисленные вопросы. Роуан Фостер, мой помощник, упорно продирался сквозь мои далеко не всегда понятные научные статьи, помогал удерживать равновесие и идти вперед.

И, конечно, я благодарен своей жене Таре Беннетт-Гоулман за то, что она была неиссякаемым источником понимания, озарения, вдохновения и любви.

 


[1]Например, в стволе мозга, расположенном прямо над спинным мозгом, находится “нейрональный барометр”, который считывает наше отношение к происходящему вокруг и на основании этого повышает или понижает тонус и внимание – в зависимости от того, насколько бдительными нам следует быть. У каждого аспекта внимания есть своя четко обозначенная сеть в мозге. Более подробно основные принципы изложены в Posner M., Petersen S. The attention system of the human brain // Annual Review of Neuroscience. 1990. V. 13. P. 25–42.

 

[2]Такими системами являются, например, биологическая и экологическая, экономическая и социальная, химическая и физическая – как Ньютоновская, так и квантовая.

 

[3]Posner M. I., Rothbart M. K. Research on attention networks as a model for the integration of psychological science // Annual Review of Psychology. 2007. V. 58. P. 1–27, at 6.

 

[4]Treisman, A. How the deployment of attention determines what we see // Visual Search and Attention. 2006. V. 14. P. 4–6.

 

[5]Nielsen Wire, 15.12.2011, http://www.nielsen.com/us/en/newswire/2011/new-mobile-obsession-u-s-teens-triple-data-usage.html.

 

[6]Bauerlein M. Why Gen-Y Johnny Can’t Read Nonverbal Cues // Wall Street Journal. 28.8.2009.

 

[7]Критерии определения человека “зависимым” не оценивают абсолютное количество часов, проведенных за игрой (или, если проводить параллель, длительность запоя). Эти критерии связаны с тем, насколько серьезные проблемы это пристрастие создает в других сферах жизни – в школе, социуме или семье. Серьезная игровая зависимость может вызвать в жизни человека хаос, сопоставимый с последствиями злоупотребления наркотиками или алкоголем. Bavelier D. et al. Brains on Video games // Nature Reviews Neuroscience. 2011. V. 12. P. 763–68.

 

[8]Roush W. Social Machines // Technology Review. 8/2005.

 

[9]Simon H. Designing organizations for an information-rich world // Lamberton, D. M. ed. The economics of communication and information. Cheltenham, UK: Edward Elgar, 1997. Цит. по: Davenport T. H., Back J. C. The attention economy. Boston: Harvard business school press, 2001. P. 11.

 

[10]James W. “Principles of psychology”, 1890. Перевод цит. по: Дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. Изд. 2-е. Москва: Тривола, 1999. 336 с.

 

[11]Smith R. E. at al. “Measurement and correlates of sport-specific cognitive and somatic trait anxiety: the sport anxiety scale” // Anxiety stress & coping: an international journal 2. 1990. V. 2. P. 263–80.

 

[12]Попытка сфокусироваться на чем-либо одном, оставив без внимания все остальное, вызывает в мозге конфликт параметров сортировки. В роли посредника-примирителя в подобных умственных конфликтах выступает передняя цингулярная кора, которая идентифицирует такие проблемы и задействует при их разрешении другие части мозга. Чтобы удерживать фокус внимания, цингулярная кора активирует префронтальные области, ответственные за когнитивный контроль. Они обрывают отвлекающие цепи и усиливают до максимума те, куда направлено внимание.

 

[13]Каждая из этих важнейших способностей отражает грани внимания, которые рассмотрены в нашем исследовании. Дэвидсон Дж., Бегли Ш. “Как эмоции управляют мозгом”, Питер: Санкт-Петербург. Пер. на рус. Ю. Кожемякиной.

 

[14]Slagter H. A. et al. “Theta phase synchrony and conscious target perception: impact of intensive mental training” // journal of cognitive neuroscience 21. 2009. V. 8. P. 1536–49.

 

[15]Префронтальная кора поддерживает наше внимание, тогда как близлежащий отдел – теменная кора – направляет его на тот или иной объект. Когда падает концентрация, активность этих отделов затухает, вследствие чего наш фокус становится неуправляемым и переключается с одного предмета на другой.

 

[16]Исследования показывают, что мозг людей с синдромом дефицита внимания отличается намного более слабой активностью в префронтальном отделе и более низкой активностью префронтальной области и слабой фазовой синхронизацией: Kelly A. M. et al. “Recent advances in structural and functional brain imaging studies of attention-deficit/hyperactivity disorder ” // Behavioral brain functions. 2008. V. 4. P. 8.

 

[17]Ответы: 1. Фазовая синхронизация; 2. Сенсорная и эмоциональная; 3. Насколько хорошо спортсмены смогут сосредоточиться и не замечать отвлекающие факторы.

 

[18]Smallwood J. et al. “Counting the cost of an absent mind: Mind wandering as an underrecognized influence on educational performance” // Psychonomic bulletin & review 14. 2007. V. 12. P. 230–36.

 

[19]Carr N. “The shallows”. New York: Norton, 2011.

 

[20]Heidegger M. “Discourse on thinking”. New York: Harper & Row, 1966. P. 56. Пер. цит. по: Хайдеггер М. “Разговор на проселочной дороге: сборник”, пер. с нем./под ред. А. Л. Доброхотова. Высшая школа: Москва, 1991. Хайдеггера цитирует Карр в книге “Пустышка” (The shallows) в предупреждая о том, “что Интернет делает с нашим мозгом”, – по его мнению, ничего хорошего.

 

[21]Miller G. A. “The magical number seven, plus or minus two: some limits on our capacity for processing information” // Psychological review. 1956. V. 63. P. 81–97.

 

[22]Luck S. J., Vogel E. K. “The capacity for visual working memory for features and conjunctions” // Nature. 1997. V. 390. P. 279–81.

 

[23]Moskowitz C. “Mind’s limit found: 4 things at one” // LiveScience. Режим доступа: http://www.livescience.com/2493-mind-limit-4.html. Дата обращения: 27.04.2008.

 

[24]Garlan D. et al. “Toward distraction-free pervasive computing” // Pervasive computing 1. 2002. V. 2. P. 22–31.

 

[25]Shirky C. “Here comes everybody”. New York: Penguin, 2009.

 

[26]Слабые связи могут являться скрытым преимуществом в организационной политике. При матричной организации людям часто приходится взаимодействовать с теми, кто не находится у них в непосредственном подчинении, а не просто выполнять указания. Слабые связи формируют социальный капитал, отношения, которые можно использовать для получения помощи или совета. Вряд ли это возможно без естественных связей с другими группами, от которых вам что-то нужно.

 

[27]См. интервью Томаса Малоуна на Edge.org. Режим доступа: http://edge.org/conversation/collective-intelligence.

 

[28]Gardner H., Damon W. Csikszentmihalyi M. “Good work: when excellence and ethics meet”. New York: Basic Books, 2001; Csikszentmihalyi M. “Good business”. New York: Viking, 2003.

 

[29]Csikszentmihalyi M., Larson R. “Being adolescent: conflict and growth in the teenage years”. New York: Basic Books, 1984.

 

[30]Когда мы полностью сконцентрированы, может даже наблюдаться умеренная активация сетей состояния покоя. Esterman et al. “In the zone or zoning out? Tracking behavioral and neural fluctuations during sustained attention” // Cerebral cortex. Режим доступа: http://cercor.oxford.journals.org/content/ early/2012/08/31/cercor.bhs261.full. Дата обращения: 31.08.2012.

 

[31]Пуанкаре А. цит. по: Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики: пер. с фр. М. А. Шаталовой и О. П. Шаталова / под ред. И. Б. Погребысского. Москва: Советское радио, 1970. С. 139.

 

[32]Некоторые ученые-когнитивисты называют эти системы отдельными “разумами”. В своей книге “Социальный интеллект” (Social Intelligence. New York: Bantam, 2006) я обозначил нисходящую систему “верхней дорогой”, а восходящую “нижней дорогой”. Даниэль Канеман в своей книге “Думай медленно… решай быстро” использует понятия “система 1” и “система 2”, которые он называет “наглядными выдумками”. На мой взгляд, при подобном подходе трудно избежать путаницы, подобно Вещи № 1 и Вещи № 2 из сказки “Кот в Шляпе”. Хотя чем больше мы погружаемся в устройство нейрональных сетей, тем меньше нам нравятся “верх” и “низ”. Но и такие понятия сойдут.

 

[33]Канеман Д. “Думай медленно… решай быстро”, Москва: АС Т, 2014.

 

[34]Позвоночник человека – еще один из множества примеров добротного, но не идеального создания эволюции. Эта единственная опора из поставленных друг на друга позвонков работает весьма ладно, хотя подвижная тренога из трех опор была бы куда прочнее. Ее несовершенство подтвердит любой пациент, страдающий смещением диска или артритом шейного отдела позвоночника.

 

[35]Лоло Джонс в: Gregory S. “Lolo’s no choke” // Time. 30.07.2012. P. 32–38.

 

[36]Beilock S. et al. “When paying attention becomes counterproductive” // Journal of experimental psychology 18. 2002. V. 1. P. 6–16.

 

[37]Вероятнее всего, попытки расслабиться ни к чему не приведут, особенно в тот момент, когда мы стараемся показать лучший результат. См. Wegner D. “Ironic effects of trying to relax under stress” // Behaviour research and therapy 35. 1997. V. 1. P. 11–21.

 

[38]Wegner D. “How to think, say, or do precisely the worst thing for any occasion” // Science. 03.07.2009. P. 48–50.

 

[39]Christian Merz et al. “Stress Impairs Retrieval of Socially Relevant In– formation” // Behavioral Neuroscience 124, no. 2 (2010): 288–93.

 

[40] “Unshrinkable” // Harper’s magazine. 12.2009. P. 26–27.

 

[41]Hakamara Y. et al. “Attention bias modification treatment” // Biological psychiatry 68. 2010. V. 11. P. 982–90.

 

[42]Когда психологи провели с людьми, страдающими социальной тревожностью, несколько сессий, направленных на поиск в толпе не враждебно, а нейтрально и благожелательно настроенных лиц, у двух третей испытуемых ушло чувство дискомфорта. Schmidt N. B. et al. “Attention training for generalized social anxiety disorder” // Journal of abnormal psychology 118. 2009. V. 1. P. 5–14.

 

[43]Chua R. Y. J., Xi Zou (Canny) “The devil wears Prada? Effects of exposure to luxury goods on cognition and decision making” // Harvard business school organizational behavior unit working paper. 2.11.2009. V. 10–034. Режим доступа: http://ssrn.com/abstract=1498525 или http://dx.doi.org/102139/ssrn.1498525.

 

[44]Fitzsimmons G. J. et al. “Non-conscious influence on consumer choice” // Marketing letters 13. 2002. V. 3. P. 269–79.

 

[45]Vuilleumier P., Huang Y.-M. “Emotional attention: uncovering the mechanisms of affective biases in perception” // Current directions in psychological science 18. 2009. V. 3. P. 148–52.

 

[46]Ohman A. et al. “Emotion drives attention: detecting the snake in the g rass” // Journal of experimental psychology: General 130. 2001. V. 3. P. 466–78.

 

[47]Blagrove E., Watson D. “Visual marking and facial affect: can an emotional face be ignored?” // Emotion 10. 2010. V. 2. P. 147–68.

 

[48]Schackman A. J. et al. “Reduced capacity to sustain positive emotion in major depression reflects diminished maintenance of fronto-striatal brain activation” // Proceedings of the national academy of sciences 106. 2009. P. 22445–50.

 

[49]Langer E. “Mindfulness”. Reading, MA: Addison-Wesley, 1989.

 

[50]Klinger E. “Daydreaming and fantasizing: thought flow and motivation” in Markman K. D. et al., eds. “Handbook of imagination and mental stimulation”. New York: Psychology press, 2009. P. 225–40.

 

[51]Cristoff K. “Undirected thought: neural determinants and correlates” // Brain research 1428. 1.2012. P. 51–59.

 

[52]Там же, p. 57.

 

[53]Christoff K. et al. “Experience sampling during fMRI reveals default network and executive system contributions to mind wandering” // Proceeding of the national academy of sciences 106. 26.05.2009. V. 21. P. 8719–24. Ключевыми исполнительными структурами являются передняя цингулярная кора и дорсолатеральная префронтальная кора. Частями сети состояния покоя являются медиальная префронтальная кора и сопряженные сети.

 

[54]Wiley J., Jarosz A. F. “Working memory capacity, attentional focus, and problem solving” // Current directions in psychological science 21. 8.2012. P. 258–62.

 

[55]Schooler J. et al. “Meta-awareness, perceptual decoupling, and the wandering mind” // Trends in cognitive science 15. 7.2011. V. 7. P. 319–26.

 

[56]Цит. по: Johnson S. “Where good ideas come from”. New York: Riverhead, 2010.

 

[57]White H., Singh P. “Creative style and achievement in adults with ADHD” // Personality and individual differences 50. 2011. V. 5. P. 673–77.

 

[58]Weir K. “Pay attention to me” // Monitor on psychology. 3.2012. Pp. 70–72.

 

[59]Carson Sh. et al. “Decreased latent inhibition is associated with increased creative achievement in high-functioning individuals” // Journal of personality and social psychology 85. 9.2003. V. 3. P. 499–506.

 

[60]Liu S. et al. “Neural correlates of lyrical improvisation: an fMRI study of freestyle rap” // Scientific reports 2. 11.2012. V. 834.

 

[61]Это высказывание Эйнштейна было процитировано Робертом Л. Олдершоу в комментарии, опубликованном в журнале Nature 21 мая 2012 г.

 

[62]Lutz J. “Peter Schweitzer, code breaker, photographer; loved music; at 80” // Boston globe. 17.11.2011. P. B14.

 

[63]Было использовано более 12 000 записей из ежедневников 238 работников умственного труда. См. Amabile T., Kramer S. “The power of small wins” // Harvard business review. 5.2011. P. 72–80.

 

[64]Этот вопрос был задан тысячам людей посредством приложения iPhone, которое звонило в произвольное время в течение дня. Почти половину времени ум людей находился вдали от дела, которым они занимались в данный момент. Гарвардские психологи Мэтью Киллингсуорс и Дэниел Гилберт, разработавшие это приложение, проанализировали отчеты, полученные от 2 250 американцев и американок, чтобы понять, насколько часто их ум блуждал где-то в другом месте и в каком они были расположе– // нии духа. См. Killingsworth M., Gilbert D. “A wandering mind is an unhappy mind” // Science. 12.11.2010. P. 932.

 

[65]Восприятие медиальной префронтальной коры как места, где находится Я, является некоторым упрощением, ученые, работающие в области когнитивных нейронаук, считают такое упрощение удобным. Более комплексная версия Я, самость, считается интегральный феномен, основанный на деятельности многих нейрональных сетей, включая сети медиальной префрональной коры. Например, см. Smallwood J., Schooler J. W. “The restless mind” // Psychological bulletin 132. 2006. P. 946–58.

 

[66]Farb N. A. S. et al. “Attending to the present: mindfulness meditation reveals distinct neural modes of self-reference” // Social cognitive and affective neuroscience 2. 2007. P. 313–22.

 

[67]По крайней мере, люди так думают о животных.

 

[68]Reichle E. D. et al. “Eye movements during mindless reading” // Psychological science 21. 7.2010. P. 1300–1310.

 

[69]Smallwood J. et al. “Going AWOL in the brain – mind wandering reduces cortical analysis of the task environment” // Journal of cognitive neuroscience 20. 3.2008. V. 3. P. 458–69; Kam J. W. Y. et al. “ Slow fluctuations in attentional control of sensory cortex” // Journal of cognitive neuroscience 23. 2001. P. 460–70.

 

[70]Galera C. “Mind wandering and driving: responsibility casecontrol study” // British medical journal. Опубликовано онлайн 13.12.2012. doi: 10.1136/bmj.e8105.

 

[71]А значит, эти сети мозга не всегда противодействуют друг другу.

 

[72]Gerlach K. D. et al. “Solving future problems: default network and executive activity associated with goal-directed mental simulations” // Neuroimage 55. 2011. P. 1816–24.

 

[73]И наоборот, чем меньше мы замечаем, что наш ум отправился блуждать, тем сильнее активируются области, лежащие в основе этой деятельности, и тем больший подрывной эффект они оказывают на нашу деятельность в данный момент. Как минимум две префронтальные области мозга, задействованные в этом блуждании, входят в число тех частей, которые замечают, что мы отклонились от курса: дорсолатеральная префронтальная кора и дорсальная передняя цингулярная кора. 11 Christoff et al. “Experience sampling during fMRI reveals default network and executive system contributions to mind wandering”. Техническое замечание: в этом исследовании блуждание ума исследовали в десятисекундном окне. Десять секунд – это достаточно длительное время для мозговой деятельности, поэтому вывод о том, что в этот процесс вовлечены как исполнительная, так и медиальная сети, может быть спорным. Более того, авторы отмечают, что этот вывод основан на заключении от обратного, то есть предположении о том, что если область мозга активируется во время решения умственной задачи, она является для нее нейрональной основой. В отношении высших когнитивных способностей это предположение может оказаться неверным, так как та же самая область может быть активирована многочисленными и очень разнообразными умственными процессами. Если так оно и есть, это открытие ставит под сомнение предположение о том, что исполнительная сеть и сеть состояния покоя всегда противодействуют, т. е. когда активна одна, вторая обязательно бездействует. Возможно, это верно в случае очень специфических умственных операций, таких как сосредоточенное фокусирование на текущей задаче. Однако подавляющую часть времени нашей умственной жизни нам приходится комбинировать усиленный фокус и грезящее состояние открытости. Во всяком случае, это помогает скоротать время во время долгого сидения за рулем. См. также Fox M. D. “The human brain is intrinsically organized into dynamic, anticorrelated functional networks” // Proceedings of the national academy of sciences 102. 5.7.2005. P. 9673–78.

 

[74]Тест на открытость осознания называется “мигание внимания”. См. Slagter H. A. et al. “Mental training affects distribution of limited brain resources” // PLoS Biology 5. 2007. E138.

 

[75]Уильям Фалк, статья для Week, 10.8.2012. P. 3.

 

[76]Kaplan S. “Meditation, restoration, and the management of mental fatigue” // Environment and behavior 33. 7.2001. V. 4. P. 480–505. Режим доступа: http://eab.sage pub.com/content/33/4/480.

 

[77]Berman M., Jonides J., Kaplan S. “The cognitive benefits of interacting with nature” // Psychological science 19. 2008. V. 12. P. 1207–12.

 

[78]Там же.

 

[79]Felsten G. “Where to take a study break on the college campus: an attention restoration theory perspective” // Journal of environmental psychology 29. 3.2009. V. 1. P. 160–67.

 

[80]Felsten G. “Where to take a study break on the college campus: an attention restoration theory perspective” // Journal of environmental psychology 29. 3.2009. V. 1. P. 160–67.

 

[81]Fassbender C. “A lack of default network suppression is linked to increased distractability in ADHD” // Brain research 12. 2009. P. 114–28.

 

[82]Grossman L, McCracken H. “The inventor of the future” // Time. 17.10.2011. P. 44.

 

[83]Craig A. D. “How do you feel? Interoception: the sense of the physiological condition of the body” // Nature reviews neuroscience 3. 2002. P. 655–66.

 

[84]Craig A. D. “How do you feel – now? The anterior insula and human awareness” // Nature review neuroscience 10. 1.2009. V. 1. P. 59–70.

 

[85]Bird G. et al. “Emphatic brain responses in insula are modulated by levels of alexithymia but not autism” // Brain 133. 2010. P. 1515–25.

 

[86]Соматические маркеры: среди прочих, в эту схему входит правая соматосенсорная инсулярная кора и миндалина. Damasio A. “The feeling of what happens”, New York: Harcourt, 1999.

 

[87]Farb et al. “Attending to the present”.

 

[88]Благодаря технике под названием “фокусирование” (наблюдение за тонкими внутренними изменениями в чувствах) люди могут научиться подключаться к этому богатейшему пласту жизненной мудрости, который мы не осознаем. См. Gendlin E. “Focusing”. New York: Bantam, 1981.

 

[89]Пер. С. Маршака.

 

[90]Allman J. “The von Economo neurons in the frontoinsular and anterior cingulate cortex” // Annals of the New York Academy of Science 1225. 2011. P. 59–71.

 

[91]Ambady N. et al. “Surgeon’s tone of voice: a clue to malpractice history” // Surgery 132. 2002. V. 1. P. 5–9.

 

[92]Newcombe M. J., Ashkanasy N. M. “The role of affective congruence in perceptions of leaders: an experimental study” // Leadership quarterly 13. 2002. V. 5. P. 601–604.

 

[93]Kahneman D. “Thinking fast and slow”, p. 216. Пер. цит. по: Канеман Д. “Думай медленно… решай быстро”, Москва: А С Т, 2014.94 Ogbu J. U. “Minority education and caste: the American system in cross-cultural perspective”. New York: Academic, 1978.

 

[94]Ogbu J. U. “ Minority education and caste: the American system in c ross-cultural perspective”. New York: Academic, 1978.

 

[95]См. Sala F. “Executive blindspots: discrepancies between selfother ratings” // Journal of consulting psychology: Research and practice 54. 2003. V. 4. P. 222–29.

 

[96]George B., Baker D. “True north groups”. San Francisco: Berrett-Koehler, 2011. P. 28.

 

[97]Posner and Rothbart, “Research on attention networks as a model for the integration of psychological science”. В сети, отвечающей за бдительность, объединяются таламус и правая фронтальная и теменная кора, а ее медиатором является ацетилхолин. В ориентировке участвуют структуры в верхней теменной области, на стыке височной и теменной долей, а также центры произвольного движерия глаз во фронтальгой области и верхние холмики четверохолмия и верхнем холмике, ее медиатором является норадреналин. В исполнительном внимании задействованы передняя цингулярная кора, вентролатеральная префронтальная кора и базальные ганглии. Его медиатором является дофамин.

 

[98]Судя по всему, избирательное внимание отчасти наследуется, а вот бдительность, помогающая нам находиться в состоянии готовности к чему бы то ни было, не передается по наследству вообще или передается в очень незначительной степени. См. Fan J. “Assessing the heritability of attentional networks” // BMC neuroscience 2. 2001. P. 14.

 

[99]Schweinhart L. J. et al. “Lifetime effects: the high/scope perry preschool study through age 40”. Ypsilanti, MI: High/ scope press, 2005.

 

[100]Heckman J. J. “Skill formation and the economics of investing in disadvantaged children” // Science 312. 2006. P. 1900–1902.

 

[101]Moffitt T. E. et al. “ A gradient of childhood self-control predicts health, wealth and public safety” // Proceedings of the national academy of sciences 108. 15.2.2011. V. 7. P. 2693–98. http://www.pnas.org/cgi/doi/10.1073/pnas.1010076108

 

[102]В возрасте 3, 5, 7, 9 и 11 лет они оценивались учителями, родителями, экспериментаторами и самими собой.

 

[103]Tangney J. et al. “High self-control predicts good adjustment, less pathology, better grades, and interpersonal success” // Journal of personality 72. 2004. V. 2. P. 271–323.

 

[104]Hertz T. “Understanding mobility in America”, Center for American progress, 2006.

 

[105]Спасибо большое Сэму Андерсону – эта идея пришла мне в голову после прочтения его статьи: “In defence of distraction”. New York, 17.05.2009, http://nymag.com/news/features/56793/index7.html

 

[106]Nakamura J. “Optimal experience and the uses of talent” in Csikszentmihalyi M. and I. eds. “Optimal experience”. New York: Cambridge university press, 1988.

 

[107]Davidson and Begley, “The emotional life of your brain”.

 

[108]Diamond A. et al. “Preschool program improves cognitive control” // Science 318. 2007. P. 1387–88.

 

[109]Duckworth A., Seligman M. E. P. “Self-discipline outdoes IQ in predicting academic performance of adolescents” // Psychological science 16. 2005. V. 12. P. 939–44.

 

[110]Casey B. J. et al. “Behavioral and neural correlates of delay of gratification 40 years later” // Proceedings of the national academy of sciences 108. 6.9.2011. V. 36. P. 14998–15003. http://www.pnas.org/cgi/doi/10.1073/pnas.1108561108.

 

[111]McCaffery J. et al. “Less activation in the left dorsolateral prefrontal cortex in the reanalysis of the response to a meal in obese than in lean women and its association with successful weight loss” // American journal for clinical nutrition 90. 10.2009. V. 4. P. 928–34.

 

[112]Mischel W., цит. в: Lehrer J. “Don’t!” New Yorker, 18.05.2009.

 

[113]Эта история рассказана в книге Буддагхоши “Путь очищения”, пер. на англ. Бикку Наномоли (Buddhaghosa. “The path to purification”. Boulder, CO: Shamballa, 1979. I, p. 55).

 

[114]Rothbart M. K. et al. “Self-regulation and emotion in infancy” in Eisenberg N., Fabes R. A. eds. “Emotion and its regulation in early development: new directions for child development”. V. 55. San Francisco: Jossey-Bass, 1992. P. 7–23.

 

[115]Во многих научных дисциплинах самоконтроль воспринимается как неотъемлемое условие благополучия. Поведенческие генетики изучают, какая доля этих способностей приходится на наши гены, а какая – на среду, в которой мы растем. Возрастные психологи изучают, как дети овладевают самоконтролем по мере взросления, постепенно все лучше справляясь с отсрочкой удовлетворения, осваивая импульс, эмоциональную саморегуляцию, планирование и совестливость. Медики усматривают связь между самоконтролем и продолжительностью жизни, тогда как социологи считают низкий самоконтроль предвестником безработицы и криминала. Психиатров интересует такие детские диагнозы, как синдром дефицита внимания и гиперактивность, в случае молодых людей и людей более зрелого возраста – психиатрические нарушения, курение, небезопасный секс и вождение в нетрезвом состоянии. В итоге экономисты допускают, что самоконтроль может быть ключом как к финансовому благополучию, так и к снижению преступности.

 

[116]Ramseyer F., Tschacher W. “Nonverbal synchrony in psychotherapy: relationship quality and outcome are reflected by coordinated body-movement” // Journal of consulting and clinical psychology 79. 2011. P. 284–95. 4 Cassell J. et al. “ BEAT: the behavior expression animation toolkit” // Proceedings of SIGGRAPH’01, 12–17.08.2001, Los Angeles, p. 477–86.

 

[117]BEAT – The Behavior Expression Animation Toolkit – набор инструментов для создания в мультипликации выразительных средств поведенческих моделей (прим. пер.)

 

[118]Cassell J. et al. “Speech-gesture mismatches: evidence for one underlying representation of linguistic and nonlinguistic information” // Pragmatic & cognition 7. 1999. V. 1. P. 1–34.

 

[119]Различные выражения лица во время конфликта между супругами были кодифицированы при помощи Системы кодирования специфического аффекта (SPAFF). Они точно предсказывают количество месяцев разлуки в предстоящие четыре года. Особенно точные результаты дает мимолетное презрительное выражение лица. Gottman J. et al. “Facial expressions during marital conflict” // Journal of family conflict 1. 2001. V. 1. P. 37–57.

 

[120]Алан Мулалли, генеральный директор компании Ford Motor Co., цит. по: Bryant A. “The corner office”. New York: Times books, 2011. P. 14.

 

[121]Seabrook J. “Suffering souls” // New Yorker, 10.11.2008.

 

[122]“Эмпатическая жестокость” имеет место, когда мозг одного человека отражает угнетенное состояние другого и наслаждается его страданиями. De Quervain D. et. al. “The neural basis of altruistic punishment” // Science 305. 2004. P. 1254–58.

 

[123]Клекли цитируется по: Seabrook “Suffering souls”.

 

[124]О диссоциации эмоциональной и когнитивной обработки информации у социопатов см., например: Kiehl K. et al. “Limbic abnormalities in affective processing by criminal psychopaths as revealed by functional magnetic resonance imaging” // Biological psychiatry 50. 2001. P. 677–84; Bribaumer N. et al. “Deficient fear conditioning in psychopathy” // Archives of general psychiatry 62. 2005. P. 799–805.

 

[125]Newman J. et al. “Delay in gratification in psychopathic and nonpsychopathic offenders” // Journal of abnormal psychology 101. 1992. V. 4. P. 630–36.

 

[126]См., например: Dyck L. “Resonance and dissonance in professional helping relationships at the dyadic level” (диссертация, отдел организационного поведения, Университет Западного резерва в Кливленде, май 2010 г.).

 

[127]Невральные соединения эмоциональной эмпатии включают миндалевидное тело, гипоталамус, гиппокамп и орбитофронтальную кору. См. Decety “The neurodevelopement of empathy” на предмет невральных деталей относительно этой и других форм эмпатии.

 

[128]Stephens G. J. et al. “Speaker-listener neural coupling underlies successful communication” // Proceedings of the national academy of sciences 107. 2010. V. 32. P. 14425–30.

 

[129]Сети социального мозга считывают эмоции, намерения и действия других людей и параллельно активируют в собственном организме те же самые отделы мозга, формируя в нас внутреннее ощущение происходящего в другом человеке. Наряду с зеркальными нейронами ключевую роль также играет вентромедиальная префронтальная кора. См. Decey J “ To what extent is the experience of empathy mediated by shared neural circuits?” // Emotion review 2. 2010. V. 3. P. 204–207. Изучив реакцию сотен испытуемых на видеозапись людей, страдающих от боли, Дисити не обнаружил гендерных отличий в их мозговой деятельности, однако социальная реакция сильно разнилась по половому признаку: женщины сочли себя более эмпатическими, чем мужчины.

 

[130]Jackson P. L. et al. “To what extent to we share the pain of others? Insight from the neural bases of pain empathy” // Pain 125. 2006. P. 5–9.

 

[131]Зингер обнаружила, что инсулярная область регистрирует боль, страдания и негативные эмоции, в то время как другая сеть в орбитофронтальной коре реагирует на приятные ощущения, такие как, например, нежное прикосновение. Singer T. et al. “A common role of insula in feelings, empathy and uncertainty” // Trends in cognitive sciences 13. 2009. V. 13. P. 334–40; Lamm C., Singer T. “The role of anterior insular cortex in social emotions” // Brain structure & function 241. 2009. V. 5–6. P. 579–91.

 

[132]Limb C. J. et al. “Neural substrates of spontaneous musical performance: an fMRI study of jazz improvisation” // PLoS ONE 3. 2008. V. 2.

&nb

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...