Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Налоговые преступления и их предупреждение.




Налоговая преступность понимается как совокупность преступлений, объектом которых являются охраняемые уголовным законом отношения по поводу взимания налогов и сборов, а также осуществления контроля за своевременностью и полнотой их уплаты.

При выделении налоговой преступности учитываются особый субъектный состав налоговых правонарушения (финансовые органы, налоговые орган, подразделения органов внутренних дел по налоговым преступления, налоговые агенты, налогоплательщики) и специфический объект (отношения по поводу исчисления, уплаты налогов (сборов) и осуществления контроля за своевременностью и полнотой их уплаты).

Налоговая преступность характеризуется высокой латентностью и изменением форм её проявления.

Финансовый ущерб, причиняемый налоговыми преступлениями огромен и часто превышает ущерб от других видов преступлений в сфере экономической деятельности.

Высокая латентность налоговых преступлений связана прежде всего с тем, что в результате их совершения затрагиваются интересы государства, население же в основной массе относится к нарушителям налогового законодательства терпимо или даже сочувственно.

Значимы также изобретательность налоговых преступников; тщательная маскировка совершаемых ими налоговых преступлений; отсутствие явных следов, указывающих на совершение налоговых преступлений; наличие большого промежутка времени (от одного года и более) между моментом совершения и выявления налогового преступления; иные обстоятельства.

Устойчивые тенденции в структуре налоговой преступности:

· практически неизменна доля (около 30%) преступлений, совершаемых в особо крупных размерах. Эти показатели свидетельствуют об исключительно корыстной направленности налоговых преступников и, следовательно, о высокой устойчивости налоговой преступности;

· почти половина всех регистрируемых преступлений в сфере налогообложения (45,5%) приходится на уклонение от уплаты налогов с организаций. Надо учитывать, что организации попрежнему несут основную налоговую нагрузку в России;

· в организациях, основывающихся на негосударственной форме собственности, выявляется около 90% таких преступлений.

Распределение зарегистрированных налоговых преступлений в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов выглядит следующим образом: на долю обществ с ограниченной ответственностью приходится 46% преступлений, индивидуальных предпринимателей — 22, акционерных обществ — 17, государственных и муниципальных унитарных предприятий — 10,

кооперативов — 4, крестьянско-фермерских хозяйств — 1%.

В зависимости от направленности преступные посягательства распределяются таким образом: направленные на уклонение от уплаты налога на прибыль организаций составляют 36% от общего числа зарегистрированных налоговых преступлений, налога на добавленную стоимость — 28, налога на доходы физических лиц — 18, единого социального налога — 8, налога на добычу полезных ископаемых — 4, акцизов — 3, налога на имущество предприятий — 2, иных налогов и сборов — 1%. Преимущественно наблюдается уклонение от уплаты тех налогов, которые предусматривают наиболее крупные отчисления в бюджет.

Подавляющее большинство налоговых правонарушений совершается в торговой сфере. На долю предприятий, осуществляющих торговлю продуктами питания, приходится 24% налоговых правонарушений, торгующих товарами народного потребления — 16, занимающихся оказанием услуг — 12, осуществляющих финансово-кредитные операции — 9, торгующих недвижимостью — 8, производящих продукцию металлообработки и машиностроения — 7, осуществляющих нефтедобычу и нефтепереработку — 5, предприятий металлургии — около 2, производителей химической и нефтехимической продукции — 1,5, производителей электроэнергии — 0,7%.

Налоговая преступность — проблема, взаимосвязанная с теневой экономикой, легализацией преступных доходов, незаконным вывозом капитала за рубеж. Она является составной частью более общего явления ≪организованная экономическая преступность≫ в ее широком понимании. Средства, полученные в результате уклонения от уплаты налогов, являются одним из финансовых источников, питающих организованную преступность.

Число лиц, осужденных за уклонение от уплаты налогов, хотя ежегодно и увеличивается, в целом сравнительно невелико.

Налоговые преступления совершаются преимущественно предпринимателями.

74% выявленных налоговых преступников — мужчины. Около 62% женщин на момент совершения налоговых преступлений являлись главными бухгалтерами организаций.

Среди злостных неплательщиков лица моложе 20 лет, виновные в совершении преступлений, практически не встречаются, в возрасте от 21 года до 30 лет они составили около 20%, от 31 года до 40 лет — 36% и от 41 года до 50 лет — 36%. Лицами старше 50 лет совершается 8% налоговых преступлений.

Налоговые преступники отличаются высоким образовательным уровнем: 58% осужденных имели высшее, неполное высшее образование или ученую степень, 22% — среднее специальное образование.

Лица, ответственные за руководство организацией, ведение бухгалтерского учета и представление отчетности, должны иметь соответствующие специальность и квалификацию.

Обвиняемые (подозреваемые) по данной категории дел во избежание уголовной ответственности нередко избирают активную позицию защиты: пытаются ввести в заблуждение налоговые органы путем неверного истолкования положений налогового законодательства, в качестве оправданий представляют различные фиктивные договоры и другие документы.

В 82% случаев инициатива совершения налоговых преступлений исходила от руководителей, которые во многих случаях являются и владельцами предприятий. В отличие от руководителей, бухгалтерские работники часто исполняют свои обязанности в организациях на основе трудовых договоров или договоров подряда, т. е. не участвуют в распределении прибыли предприятия, а следовательно, бывают в значительно меньшей степени заинтересованы в сокрытии объектов налогообложения (по изученным уголовным делам, в 6% случаев преступления совершались

именно бухгалтерами).

При совершении преступлений бухгалтеры чаще все-таки выступают в роли соучастников.

Основная часть преступлений, заключающихся в уклонении от уплаты налогов с физического лица, совершается индивидуальными предпринимателями.

Иными физическими лицами, обязанными уплачивать налоги, совершается относительно небольшое число налоговых преступлений. Это связано преимущественно с нарушением порядка декларирования своих доходов и уплатой налога на доходы физических лиц.

Отмечается высокая криминальная активность налоговых преступников. Прежде всего она проявляется в продолжаемом характере преступной деятельности и ее многоэпизодности. Как правило, налоговые преступления совершаются на протяжении длительного (от одного года и более) времени и охватывают несколько налоговых периодов и объектов налогообложения.

Групповые преступления составляют более 10% от общего числа. Однако для совершения налоговых преступлений нетипично создание больших преступных групп.

Среди субъектов рассматриваемой категории преступлений фиксируется сравнительно небольшое число ранее судимых — их доля составляет менее 7%.

При совершении налоговых преступлений целью, как правило, является снижение размера налогов, подлежащих уплате, или полный отказ от выполнения обязанностей по уплате налогов с последующим удержанием сокрытых денежных средств в личной собственности или обращением в собственность других лиц.

Налоговая преступность органически взаимосвязана с рыночными отношениями, частной собственностью и предпринимательством. С ростом числа предприятий, основывающихся на частной форме собственности, возникло острое противоречие между финансовыми интересами государства и общества, с одной стороны, и интересами новых собственников — с другой.

Снижение налоговой способности субъектов налогообложения следует расценивать как одну из важных экономических причин уклонения от уплаты налогов.

Важной составляющей комплекса, детерминирующего уклонения от уплаты налогов, следует признать внебанковский оборот наличных денежных средств. В Российской Федерации широко использовались операции как с рублевой, так и с валютной наличностью, не фиксируемой в бухгалтерском учете и отчетности.

Криминологический анализ причин широкого распространения налоговых правонарушений указывает на значительные изъяны проводимой налоговой политики, направленной прежде всего на осуществление фискальных, а не стимулирующих функций налогообложения.

Значимы также несовершенство и нестабильность налогового законодательства (правовая составляющая причинного комплекса).

Уклонение от налогообложения в значительной степени обусловлено недостаточной профессиональной компетентностью руководителей и бухгалтерских работников организаций. Отмечаются недостаточно четкое представление о себестоимости продукции, неумение обоснованно ее определять, исчислять налогооблагаемую прибыль, иные объекты налогообложения.

К числу чисто технических причин можно отнести недостатки применения контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением. Практически только 70% общего товарооборота осуществляется с использованием указанной техники.

Нравственно-психологический фактор налоговой преступности в значительной мере определяется не издержками налогообложения, а общей негативной нравственно-правовой атмосферой общества, низким уровнем его налоговой культуры, а также стойким отрицательным отношением населения к налоговой системе вообще, доминированием корыстных мотивов в поведении преступников.

Отрицательное воздействие на психологический настрой налогоплательщиков, а следовательно, и на их исполнительность оказывают недостатки уголовной политики государства, в частности практика применения уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за нарушения налогового законодательства. Справедливо отмечается, что судебная практика по делам о налоговых преступлениях отличается изрядным либерализмом, особенно при назначении наказания и возмещении ущерба.

Важной составляющей борьбы с налоговой преступностью является информационно-аналитическая деятельность. Всестороннее изучение этого общественно опасного социально-правового явления, возникающего в финансовой сфере, должно послужить для целенаправленной разработки и внедрения комплекса соответствующих профилактических мер.

Предупреждение налоговой преступности в первую очередь должно быть направлено на достижение и

сохранение тенденции снижения и позитивного изменения ее характераи структуры. Для достижения данной цели необходимо разрешить целый ряд задач, главной из которых является обеспечение защиты финансовых интересов государства и общества.

Это, в свою очередь, предполагает: выявление, исследование и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению налоговых преступлений; предотвращение или пресечение налоговых преступлений и правонарушений; возмещение ущерба, причиняемого налоговыми преступлениями и правонарушениями, т. е. поступление причитающихся государству налогов, пени и штрафов в бюджет в полном объеме; выявление лиц, склонных к совершению налоговых преступлений и правонарушений, их исправление и перевоспитание.

К числу мер общего предупреждения, оказывающих положительное влияние на сферу налогов и сборов, можно отнести повышение уровня производства; снижение инфляции; стабилизацию

курса национальной валюты; увеличение доходов населения; упорядочение налогообложения.

К числу специальных экономических мер следует прежде всего отнести направленные на стимулирование легальной предпринимательской деятельности; сокращение объема неучтенной наличности и незаконно вывозимых за рубеж капиталов; ≪расшивку≫ неплатежей; увеличение налогового потенциала физических и юридических лиц, снижение уровня налогообложения. Их реализация, безусловно, создаст необходимые экономические предпосылки для своевременной и полной уплаты налогоплательщиками обязательных платежей. Первостепенное значение имеет экономическая обоснованность налогов и сборов, поскольку обязательные

платежи не должны быть произвольными.

Налоговая политика должна быть ориентирована на принцип всеобщности, равенства, справедливости, соразмерности, удобности и подвижности налогообложения.

Правовые меры являются приоритетными: прежде всего следует устранить недостатки отдельных налоговых механизмов и средств обеспечения исполнения налоговых обязанностей.

Система предупреждения налоговой преступности невозможна и без мер культурно-воспитательного характера. Серьезному воздействию должно подвергнуться нравственно-психологическое состояние налогоплательщиков. Необходимо изменить их негативное отношение к налоговой системе и налоговым органам.

Значительный предупредительный эффект несет в себе повышение уровня налоговой культуры.

Важна и правоохранительная деятельность: предотвращение или пресечение налоговых преступлений и правонарушений; возмещение ущерба, причиняемого налоговыми преступлениями и правонарушениями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...