Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

и психологический контроль.




 

 

Комплексный контроль позволяет объективно оценить уровень физического развития подготовленности занимающихся детей. так как ни одна система любых объектов не может эффективно функционировать без необходимого комплекса достоверной информации о текущем состоянии в наиболее трудных для него условиях деятельности. Поэтому система мер должна включать в себя все подсистемы контроля:

- педагогический,

- медико-биологический,

- психологический.

С помощью предложенной в данной программе системы основных компонентов подготовленности обучающихся определяются нормативные уровни всех подсистем, т.е. на определенных этапах (как правило, в начале, в середине и конце учебного года) проводится комплексное обследование. Затем эти показатели сравниваются между собой, отражая динамику развития качеств и способностей занимающихся.

Необходимо подробно остановиться на методах контроля. Основным методом контроля является педагогическое наблюдение и контрольные упражнения.

Медико-биологический контроль представляет собой необходимую совокупность средств и методов, которые используются для оценки функциональных возможностей и состояния организма учащихся. контроль над развитием прикладной специальной подготовки спортсменов осуществляется по результатам соревновательной деятельности.

Самоконтроль, по общему мнению специалистов, также является обязательным условием повышения качества физического воспитания. Прежде всего, он предполагает знание обучающимися влияния физических упражнений на организм человека, главным образом, на показатели гемодинамики (АД, ЧСС и т.д.)

Для самоконтроля можно рекомендовать такие показатели как вес (масса) тела, охватные размеры, выносливость в статических упражнениях и другие, отражающие целый ряд субъективных ощущений – самочувствие, настроение, устойчивость, аппетит, сон, усталость и т.д. Говоря о самоконтроле, следует учитывать следующие правила:

  1. все измерения проводить в одно и то же время, в одинаковых условиях и теми же инструментами;
  2. все данные самоконтроля заносить в дневник;
  3. дневник заполняется ежедневно либо через небольшие (1-3 дня) одинаковые периоды времени. на основании этих записей тренер-преподаватель на каждом занятии делает индивидуальную корректировку по нагрузке.

Наряду с планированием (программированием) учебно-тренировочного процесса важнейшей функцией управления этим действием является исполнение, которое подразделяется на организацию и контроль. Функция контроля охватывает процесс, направленный на обеспечение совпадения отдельных событий (показателей) с плановыми заданиями, то есть координация действий всех элементов данной системы по достижению цели.

Исходя из концепции единства планирования и собственно действия как двух частей одной работы, контроль здесь выступает как оперативное управление, которое обеспечивает функционирование системы в соответствии с намеченным планом. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с намеченными планами и последующей корректировкой процесса подготовки спортсменов и самих планов.

В процессе управления подготовкой стрелков контроль рассматривается в трех аспектах: первый - как элемент общего руководства процессом; второй - как набор специальных мер контрольной службы; третий - как обеспечение обратной связи с целью наблюдения за состоянием системы тренировки. Контроль должен быть полезен тем, для кого он предназначен; быть тесно связан с организацией процесса, уметь предвидеть отклонения; указывать характер корректирующих действий; быть гибким. Выходные данные должны быть лаконичны и понятны.

 

Система контроля служит для получения информации о текущем состоянии процесса подготовки стрелков, всех его составных частей, а от информационного обеспечения зависит эффективность управления. Основные виды контроля - этапный, текущий, оперативный. Основные формы контроля: педагогический, медико - биологический и психологический.

В ходе педагогического контроля получают информацию, на основании которой оценивается эффективность системы педагогических воздействий. В его задачи входит осуществление тренировочных планов и их корректировка, оценка эффективности применяемых средств и методов, тренировочных заданий, тренировочных занятий, микроциклов, средних циклов и т. д.; выбор показателей и обоснование контрольных нормативов для оценки подготовленности стрелков спортсменов-стрелков по основным параметрам; выявление динамики спортивных достижений (показатели соревновательной деятельности); выявление и отбор перспективных спортсменов-стрелков.

В процессе контроля соревновательной и тренировочной деятельности применяются следующие методы:

видеозапись, хронометрирование элементов выстрела, как своего спортсмена так и его основных соперников с последующим анализом соответствующей информации;

наблюдение за технико-тактическими действиями стрелков (кодированная запись, видеозапись) в процессе соревнований и тренировки, сравнительный количественно-качественный анализ;

видеосъемка для биомеханического анализа техники, оценки тактики;

хронометраж тренировочных занятий;

тестирование технической подготовленности;

тестирование тактической подготовленности;

тестирование физической подготовленности;

тестирование интегральной подготовленности (в единстве технико-физическая, тактико-техническая);

экспертные оценки;

анализ и синтез.

Медико-биологический контроль служит для получения информации о состоянии здоровья, физическом развитии, функциональных возможностях и индивидуальных особенностях каждого спортсмена-стрелка и выработки предложений для более успешного решения задач их подготовки.

В процессе медико-биологического контроля применяются следующие методы: анатомо-морфологическое обследование; пульсо-метрия; измерение артериального давления; электрокардиография; определение физической работоспособности (по тесту PWC170, тестирующие упражнения и др.); точность воспроизведения мышечных усилий; тремография; теппинг-тест; время реакции на световой раздражитель: простой, сложной, на движущийся объект; оценка коротких интервалов времени; определение пропускной способности зрительно-моторной системы; биохимические методы (определение в крови мочевины, лактата, глюкозы, гемоглобина, в моче белка и др.).

В процессе психологического контроля применяются следующие методы: мотивации спортивных достижений (МСД); личностные методики (карты личности К. К. Платонова, опросники Кэттела, Айзенка, Спилберга); социометрия, выявление социально-психологического климата (СПК); моделирование взаимосвязанной групп повой деятельности (гомеостатическая методика).

Таким образом, комплексный контроль должен обеспечивать получение информации, охватывающей следующие основные звенья: тренировочная деятельность - соревновательная деятельность - спортивные достижения (результат), как применительно к каждому звену в отдельности, так и в их взаимосвязи, в интегративном выражении. При этом информация должна давать возможность оценивать параметры, как в данный момент, так и обладать прогностической значимостью на тот или иной промежуток времени.

Список литературы.

Л.М. Вайнштейн. Психология в пулевой стрельбе. М. 1981 г. ДОСААФ СССР

Л.М. Вайнштейн. Учись метко стрелять. М. 1973 г. ДОСААФ СССР

Пулевая стрельба. Правила соревнований. М. 2001 г. Терра-Спорт

А.П. Данилов. Современное спортивное оружие. М. 1984 г. ДОСААФ СССР

В.А. Кинль. Пулевая стрельба. М. 1989 г. Просвещение

А.А. Деркач, А.А. Исаев. Педагогическое мастерство тренера. М. 1981 г. Ф и С

А.Ц. Пуни. Практические занятия по психологии. М. 1987 г. A и С

В.Л. Марищук. Методики психодиагностики в спорте. М. 1990 г. Просвещение

В.Г. Безродный. Оружейных дел мастера. М. 1990 г. ДОСААФ СССР

И.С. Багаев. Стрелковый спорт. Опыт, методика. М. 1985 г. ДОСААФ СССР

Сборник. Разноцветные мишени. М. 1975 – 1990 г.г. Ф и С

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...