Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение 7. Упражнение для самостоятельно решения.




Считается, что А. Эйнштейн придумал эту загадку в прошлом веке, и он полагал, будто 98% жителей Земли будет не в состоянии ее решить.

Задача:

§ Есть пять домов, каждый разного цвета.

§ В каждом доме живет один человек отличающийся от соседнего по национальности: немец, англичанин, швед, датчанин, норвежец.

§ Каждый пьет только один напиток, курит определенную марку сигарет и держит определенное животное.

§ Никто из 5 человек не пьет одинаковые с другими напитки, не курит одинаковые сигареты и не держит одинаковое животное.

Подсказки:

§ Англичанин живет в красном доме

§ Швед держит собаку

§ Датчанин пьет чай

§ Зеленый дом стоит слева от белого

§ Жилец зеленого дома пьет кофе

§ Человек, который курит «Pall Mall» держит птицу

§ Жилец из среднего дома пьет молоко

§ Жилец из желтого дома курит «Dunhill»

§ Норвежец живет в первом доме

§ Курильщик «Marlboro» живет около, того, кто держит кошку

§ Человек, который содержит лошадь, живет около того, кто курит «Dunhill»

§ Курильщик сигарет «Winfiedld» пьет пиво

§ Норвежец живет около голубого дома

§ Немец курит «Rothmans»

§ Курильщик «Marlboro» живет по соседству с человеком, который пьет воду.


Вопрос: Кому принадлежит рыба? (немцу, живущему в зеленом доме)

1 2 3 4 5
Национальность Норвежец Датчанин Англичанин Немец Швед
Цвет Желтый Голубой Красный Зеленый Белый
Сигареты Dunhill Marlboro Pall Mall Rothmans Winfiedld
Напиток Вода Чай Молоко Кофе Пиво
Животное Кошка Лошадь Птица Рыба Собака

Подведение итогов. Домашние задание.

 



Занятие № 6. Принцип перехода в другое измерение

Цель занятия: познакомить учащихся с инструментом ТРИЗа принципом перехода в другое измерение как приема разрешения противоречия.

Разбор творческого задания № 4.

Ситуация.

Пришел нанаец к своему другу эскимосу. Видит на полу лежит шкура белого медведя с раздвинутой пастью. Спрашивает эскимоса:

- Ты сколько раз в него стрелял?

- Десять.

- А сколько раз попал?

- Ни одного.

- А от чего же он умер?

- От смеха…

Да, нам бы впору тоже посмеяться. Да только смеются приходиться над собой, ведь если вдуматься, от неэффективности моделей поведения страдаем не только мы с вами, от них страдает все человечество.

Все больше и больше говорят о неэффективности моделях поведения, понимая под этим шаблоны, стереотипы, привычки. Проблема состоит в том, что большинство людей, зачастую находится в плену своих стереотипов. Которые порой мешают адекватно выходить из проблемных ситуаций.

Человек предрасполагается к какому-либо конкретному методу и образу мышления при решении задачи, игнорируя все другие методы, кроме единственной встречающей в самом начале.

Так это же привычка, скажете вы. И будите правы. Очень многое в жизни человек делает по привычке. Встает рано утром, умывается, чистит зубы, обувается, идет на работу. По привычке. Привычка полагает нам, но только в обыденной жизни. А вот «мыслить по привычке» уже не всегда является наилучшим способом действия.

Известный ученый и Филисов древности Аристотель написал в одном из своих трактатов, что у мухи восемь ног. И это не становилось под сомнение почти две тысячи лет, пока кому-то не пришло в голову пересчитать ноги у мухи. Оказалось шесть! И таких пример много, когда «мыслить по привычке» дает отрицательный эффект.

Сегодня мы рассмотрим один из принципов помогающих уходить от мысли по привычке. Принцип перехода в другое измерение.

Что такое «Принцип перехода в другое измерение»?

Принцип перехода в другое измерение

1.а. Если трудно разместить что-то на прямой линии, можно попытаться разместить это на кривой (что-то же: на площади). 1.б. Если при перемещении по прямой линии возникают трудности, можно перемещаться по кривой

2. Если тесно на линии, можно занять площадь

3. Если нахватает площади, можно занять объем

4. Объект можно наклонить или положить на бок

5. Можно использовать обратную сторону плоского предмета

6. Можно использовать свет, падающий на соседнюю плоскость.

Практические упражнения.

Упражнение 1. Как по пересечённой местности пробежать, если весь путь перегорожен заборами от полуметра до метра высотой? Бег с прыжками.

Упражнение 2. А как съехать с горы, если впереди большое дерево? Объехать - это и значит - заменить перемещение по прямой на перемещение по кривой.

Упражнение 3. Семеро молодых японских семей решили в складчину приобрести участок земли для постройки дома. Но их средств хватило только на площадь, на которой можно разместить одну квартиру. Придётся ли им отказаться от намерения иметь отдельные квартиры? Или есть выход? Выход есть - семиэтажный дом. Можно и заработать. Построить более высокий дом, а лишние квартиры продать.

Упражнение 4. Однажды Карлсон взял с собой банку с вареньем. Он обычно сначала съедал половину, а когда проголодается ещё половину. На банке нет делений. Как отмерить из этой банки ровно половину с одной попытки? Если ёмкость цилиндрическая, наклонить, так, чтобы верхняя часть донышка оказалась на одной горизонтали с нижней точкой горлышка.

Упражнение 5. Как изобретатель применил тот же принцип? Задача. При исследовании чистоты воды для полного осаждения мути на дно пробирки требуется несколько часов. Для ускорения этого процесса используют центрифуги или специальные активаторы, например, химическое осаждение, но это требует дорогой и сложной аппаратуры. Изобретатель показал фокус: взял пробирку с жидкостью в руки, отвернулся, недолго поколдовал над ней и показал всем осевшую муть. Что он сделал? Он изменил длину пути частиц, положив пробирку на бок. Подержав её так некоторое время, изобретатель осторожно вернул её в вертикальное положение. При этом осевшая муть сползла на дно.

Упражнение 6. Эксперт по тиграм Питер Джонсон предложил изобретение, ставшее постоянным спасением для многих жителей Индии. Эксперт знал, что тигр предпочитает нападать на жертву со спины. Какую идею защиты от тигров он предложил? На затылке должно быть лицо, и его там нет и не может быть. Тигр тоже это знает. Предлагается сделать ещё одно лицо - двуликого Януса - маску на затылке.

Упражнение 7. Свеча стоит перед зеркалом - свет как от двух свечей. В зеркальном зале больше света. Это явление использовал II.П. Кулибин для освещения внутреннего коридора царско-сельского дворца. Он вёл на кухню, в нем не было ни одного окна, и он освещался множеством масляных коптилок, которых шёл нестерпимый чад, из-за копоти ничего не было видно. Половые сталкивались на бегу и повреждали царские угощения. Кулибин осветил коридор с помощью системы зеркал. Свет из боковых освещенных залов проникал и коридор по цепочке отражений в зеркалах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...