Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая сущность опознания




ТЕМА 14. ПСИХОЛОГИЯ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ДЛЯ ОПОЗНАНИЯ

Вопросы для обсуждения:

1. Психологическая сущность опознания.

2. Психология тактики предъявления для опознания.

Психологическая сущность опознания

Предъявление для опознания - это следственное действие, в процессе которого свидетель, потерпевший, подозреваемый или обвиняемый в результате повторного восприятия предъявленного ему объекта (им может быть человек либо предмет) и его сравнения с психическим образом объекта, воспринимавшимся ранее, приходит к выводу о его тождестве, сходстве или различии.

Данное следственное действие проводится почти по каждому второму-третьему уголовному делу.

Что представляет собой предъявление для опознания с точки зрения психологии?

С психологической точки зрения опознание - это психологическая идентификация объекта на основе его повторного восприятия.

 

Каковы виды опознания?

В юридической психологии обоснованы две классификации опознания.

Первая классификация опознания.

Психологи различают два вида опознания: симультанное (синтетическое) и сукцессивное (аналитическое).

Первый вид -симультанноеопознание - это моментальное опознание, опознание, которое происходит в сознании опознающего мгновенно, в считанные секунды.

Второй вид - сукцессивное опознание - происходит не сразу, а после раздумий, путем мысленного сравнения, сопоставления, сличения признаков объекта, запечатленных в памяти опознающего и теми, которые воспринимаются им в ситуации осуществления следственного действия.

Какой вид опознания является более надежным?

На первый взгляд, сукцессивное опознание, в основе которого находятся процессы анализа и синтеза, представляется более надежным. Однако многочисленные наблюдения и экспериментальные данные свидетельствуют о том, что более надежным является именно симультанное опознание.

Следует иметь в виду, что нередко симультанное и сукцессивное опознание имеют место в одном опознавательном акте, дополняя друг друга. Симультанное опознание сменяется сукцессивным, выполняющим в опознавательном процессе своеобразную контролирующую функцию.

Вторая классификацияопознания.

В следственной практике применяется опознание по особенностям речи. Крайне редко производятся: опознание по вкусу и опознание по запаху.

Пример опознания по особенностям речи. В 60-ые годы прошлого столетия в ФРГ преступник похитил семилетнего мальчика, позвонил отцу и предложил выкупить сына. Отец обратился за помощью в полицию. Все его последующие телефонные разговоры с вымогателем были записаны на магнитную пленку. Группа специалистов по фонетике и диалектам ознакомилась с этими записями. Ученые пришли к выводу о том, что преступнику около 40 лет, что он не принадлежит к образованным слоям населения, что он говорит на диалекте Рейнско-Рурской области. Запись разговора преступника с отцом ребенка несколько раз транслировали по радио, после чего полиция обратилась к населению с призывом помочь установить личность похитителя. Чтобы внимание слушателей было приковано исключительно к особенностям речи преступника, полицейские сделали монтаж: характерные фразы и обороты речи преступника повторялись несколько раз. Шесть радиослушателей узнали голос и назвали фамилию человека, которому он принадлежал. Преступник был арестован.

Как протекает опознавательный процесс в психической деятельности опознающего?

Он проходит следующие этапы.

1. Восприятие объекта будущего опознания и формирование его психического образа.

2. Сохранение образа воспринятого объекта в памяти.

3. Воспроизведение (либо его попытка) образа ранее воспринятого объекта в ходе допроса.

4. Повторное восприятие объекта в числе других, однородных с ним в процессе осуществления предъявления для опознания.

5. Сличение образа объекта, предъявленного для опознания, с образом объекта, который запечатлен в памяти опознающего лица. В результате сравнения этих образов опознающий приходит к выводу об их: а) тождестве, б) сходстве, в) различии.

От качества восприятия человеком объектов, представляющих интерес для следствия, зависит качество его последующего опознания.

Качество восприятия и последующего опознания человеком объекта определяется тремя группами факторов:

· объективными,

· субъективными,

· характеристикой самого воспринимаемого объекта.

К объективным факторам, влияющим на качество восприятия и опознания, относятся условия, при которых происходило восприятие объекта. Несомненно, что:

· расстояние,

· условия освещения,

· продолжительность наблюдения,

· длительность общения,

· время, прошедшее с момента восприятия до предъявления для опознания,

существенно повлияют на результаты опознания.

Например, восприятие свидетелем преступника, находившегося от него на значительном расстоянии, ночью, на плохо освещенной улице, в течение очень непродолжительного времени уменьшает возможность его последующего опознания.

Каковы субъективные факторы, определяющие качество восприятия и, соответственно, опознания? К ним следует относить:

· особенности личности опознающего (например, возраст, особенности функционирования органов чувств, специфика памяти);

· его психологическое состояние в момент восприятия (растерянность, гнев, отвращение, стыд, и др.);

· его отношение к событию преступления и правонарушителю (например, ненависть);

· психологическое состояние опознающего в момент осуществления предъявления для опознания (боязнь мести со стороны преступников, допущения ошибки при опознании).

Ситуация. При раскрытии и расследовании уголовного дела об изнасиловании было установлено, что преступник неожиданно нападал на потерпевших, закрывал им рот и нос, отчего они теряли сознание, а потом осуществлял изнасилование. Показания потерпевших о росте и возрасте преступника значительно отличались друг от друга. По словам одних, он был низкого роста, лет 40; по словам других - высокий, лет 20; третьи определяли рост преступника, как средний, а возраст - 30 лет. В чем состояла причина расхождения в показаниях потерпевших?

Причина расхождений в показаниях состояла в том, что потерпевшие в момент восприятия преступника, находились в состоянии сильного душевного потрясения и потери сознания. Естественно, что такие неблагоприятные субъективные факторы значительно искажали их восприятие.

Важно заметить! В психологическом отношении ситуация предъявления для опознания любых объектов, особенно людей, является довольно сложной и стрессовой. На опознающего воздействует большое количество разнообразных внешних факторов. Всеми участниками этого следственного действия, и в первую очередь самим опознающим, осознается, что результаты опознания могут иметь различные уголовно-правовые и нравственные последствия. Особая ответственность опознающего вызывает у него состояние психического напряжения.

Качество восприятия и последующего опознания определяется особенностями воспринимаемого объекта.

Анализ следственной практики показывает, что чаще всего объектом опознания является человек. Он - самый сложный объект опознания.

Психологами установлено, что будущий опознающий в момент восприятия выделяет у будущего опознаваемого четыре группы признаков:

1) анатомические (рост, телосложение, возраст, черты лица);

2) функциональные (действия, жесты, телодвижения и т.д.);

3) социальные (в том числе и национальные, профессиональные);

4) индивидуализирующие (шрам, родимое пятно).

Какие группы признаков представляют наибольшую ценность для последующего опознания?

Наибольшую ценность для последующего опознания представляет восприятие индивидуализирующих признаков человека, его особых примет. Так, сообщение свидетелем или потерпевшим на допросе о том, что преступник имеет характерный шрам на лице, будет способствовать его скорейшему розыску и опознанию.

Как вы думаете. На какие особенности внешности потенциального опознаваемого будущий опознающий обращает внимание в момент его восприятия?

На те особенности внешности, которые:

1) приобретают для будущего опознающего наибольшее значение в данной ситуации;

2) несут наиболее значимую информацию о свойствах, намерениях и действиях потенциального опознаваемого;

3) доминируют в облике будущего опознаваемого.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...