Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теории мотивации в управлении




Мотивация- процесс создания системы условий или (мотивов), оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его в нужную для организации сторону, регулирующих его интенсивность, границы, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в деле достижения целей.

Этапы эволюции понятия «мотивация»: 1) Политика кнута и пряника (с древности до начала Х1Хв) 2) Попытка использовать в управлении методы психологии: осознание важности принимать во внимание психологию работника (начало ХХв примерно до 40-х гг.). 3)современные теории мотивации:

1). Содержательные теории мотивации – основываются на определении внутренних побуждений (потребностей), заставляющих людей действовать определенным образом 9теории Маслоу, Маккеланда. Герезберга).

2). Процессуальные теории мотивации – основываются на поведении людей с учетом их восприятия и познания. Теория ожидания, теория справедливости, модель Портера-Лоулера.

Потребности могут быть: первичными, вторичными. Вознаграждение- это все, что человек считает важным для себя. Различают: внутреннее вознаграждение и внешнее вознаграждение.

Модель Маслоу: 1) Физиологические потребности, 2) Потребности в безопасности и уверенности будущем. 3) Социальные потребности (потребность в причастности). 4) Потребности в уважении. 5) Потребности самовыражения.

Недостатки теории Маслоу: не учитывает влияние ситуационных факторов: жесткая последовательность при переходе от одного уровня потребностей к другому.

Теория потребностей Макклелланда. В ней представлены высшие уровни потребностей, причем без иерархичности. Выделяются три вида потребностей: в успехе, во власти и в причастности.

Двухфакторная модель Герцберга разделила потребности на две группы: мотивационные и гигиенические, связанные с условиями труда.

Согласно процессному подходу, поведение личности определяется не только ее потребностями, но и восприятием ситуации, ожиданиями связанными ней, оценкой своих возможностей и последствий выбранного типа поведения.

Теория ожиданий (В.Врума). Помимо осознанных потребностей, человеком движет надежда (ожидание) на справедливое вознаграждение. Данная теория подчеркивает важность трех взаимосвязей: затраты труда – результаты (З-Р), результаты - вознаграждение (Р-В) и валентность (удовлетворенность вознаграждением).

Теория справедливости. Утверждают, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу.

Модель Портера-Лоудера. В данной модели фигурируют пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. В теории Портера-Лоудера устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, т.е. человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты.

 

Характеристика бюрократической структуры предприятия. Основные виды бюрократических структур управления Их основные преимущества и недостатки

В современной теории менеджмента выделяются два типа управления организациями: бюрократический и органический. Исторически первым сформировался бюрократический тип. Соответствующую концепцию подхода к построению организационных структур разработал в начале XX столетия немецкий социолог Макс Вебер. Главные понятия бюрократического типа структуры управления - рациональность, ответственность и иерархичность. Эти структуры позволяют мобилизовать человеческую энергию и кооперировать труд людей при решении сложных проектов, в массовом и крупносерийном производстве.

1.Линейная организационная структура основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Преимуществами: - простое построение; - однозначное ограничение задач, компетенции, ответственности; - жесткое руководство органами управления; - оперативность и точность управленческих решений. Недостатки: - затруднительные связи между инстанциями; - концентрация власти в управляющей верхушке; - сильная загрузка средних уровней управления. 2.Функциональная организационная структура основана на создании подразделений для выполнения определённых функций на всех уровнях управления. К таким функциям относят исследования, производство, сбыт, маркетинг и т.д. Функциональная структура управления производством нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений. К преимуществам: - сокращение звеньев согласования; - уменьшение дублирования работ; - укрепление вертикальных связей и усиление контроля за деятельностью нижестоящих уровней; - высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций. К недостаткам: - неоднозначное распределение ответственности; -затруднённая коммуникация; - длительная процедура принятия решений; - возникновение конфликтов из-за несогласия с директивами, так как каждый функциональный руководитель ставит свои вопросы на первое место.

3.Линейно-функциональная организация основу составляет "шахтный" принцип построения и специализация управленческого персонала по функциональным подсистемам организации.

По каждой подсистеме формируются "иерархия" служб ("шахта"), пронизывающая всю организацию сверху донизу.

Посредством жесткой системы связей обеспечивается четкая работа каждой подсистемы и организации в целом. В то же время выявились и существенные недостатки, среди которых в первую очередь отмечают следующие: невосприимчивость к изменениям, особенно под воздействием научно-технического и технологического прогресса; закостенелость системы отношений между звеньями и работниками аппарата управления, обязанными строго следовать правилам и процедурам; медленную передачу и переработку информации из-за множества согласований; замедление прогресса управленческих решений.

4.Линейно-штабная структура управления, тоже построенная по принципу функционального разделения управленческого труда, используемого в штабных службах разных уровней. Главная задача линейных руководителей здесь - координировать действия функциональных служб и направлять их в русло общих интересов организации.

5.Дивизиональной. выделение из своего состава производственные отделения с предоставлением им определенной самостоятельности в осуществлении оперативного управления. При этом все важнейшие общекорпоративные функции управления оставались в ведении центрального аппарата управления.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...