Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

карнавал-мистерия по мотивам старинных легенд и сказок.

 

Программки в виде тантамаресок,

СТИЛИЗОВАНЫ ПОД СРЕДНЕВЕКОВУЮ ГОТИКУ (Шишканова)

 

1. Эпизод

Место действия. Улица.

 

  1. Куклы: печаточные в стиле готика 10, Татнамарески пара, плоские куклы,
  2. Ходули, деревянные 1пара
  3. Цирк
  4. Танцы
  5. Барабаны, дудки, трещотки
  6. Телега

 

Представление на телеге бродячих музыкантов и менестрелей.

Любые цирковые номера, фокусы.

Тема: СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА. Ставим вопрос

 

Флешмоб, стом моушен. (ритмы на любых предметах)

 

Песня-гимн. Тезисы для песни:

 

СВОБОДА ПЕТЬ И ТАНЦЕВАТЬ

 

И ВЫБИРАТЬ СЛОВА ДЛЯ ПЕСЕН,

ХОЛСТЫ И КРАСКИ ВЫБИРАТЬ

НЕТ ДЛЯ ДУШИ ОГРАНИЧЕНИЙ,

 

СЖИГАЛИ КНИГИ, РВАЛИ НОТЫ,

ССЫЛАЛИ В ДАЛЬНИЕ КРАЯ.

ПОЭТОВ, МУЗЫКАНТОВ

 

Стихи-переход к аудитории:

Слышишь ли, слышишь ли ты

В роще детское пенье?

Над серебряными деревьями

Звенящие, звенящие голоса?

 

В сумеречном воздухе

Пропадающие, затухающие постепенно

В сумеречном воздухе

Исчезающие небеса.

 

Проплывают облака,

Проплывают облака и гаснут.

Это дети поют и поют,

Черные ветви шумят.

Голоса взлетают между листьев,

Между стволов неясных,

В сумеречном воздухе

Их не обнять, не вернуть назад.

 

Только мокрые листья летят на ветру, спешат из рощи,

Улетают, словно осенний зов

Проплывают облака,

 

Это дети поют ночью. Ночью

От травы до деревьев биение, все дрожание голосов.

 

Весь цирк и Крысолов ведут всех участников в аудиторию

Из настоящего в прошлое?

Художник и танцовщица. Так же вместе со всеми

 

Ответственные: Суханова, Соколова.

 

 

Эпизод 2.Переход с улицы в аудиторию.

Труба (обручи с препятствиями в виде свисающих шаров-капель, нитей и т.д.). постепенное исчезновение Крысолова.

Звук – фонограмма постепенно меняется частотно.

Уход от звуков площади – под воду. Шаги по битому стеклу, звук флейты, нарастающий ритм барабанов. Текст стихотворения Бродского

 

Шум шагов, шум шагов, бой часов.

Снег летит на карниз, на карниз,

Если слышишь приглушенный зов,

То спускайся по лестнице вниз.

 

Город спит, город спит, спят дворцы.

Снег летит вдоль ночных фонарей,

Город спит, город спит, спят отцы,

Обхватив животы матерей.

 

В этот час, в этот час, в этот миг

Над карнизами кружится снег,

В этот час мы уходим от них,

В этот час мы уходим навек.

 

Нас ведет крысолов, крысолов

Вдоль карнизов и цинковых крыш,

И летит, и звенит из углов

Светлый хор возвратившихся крыс.

 

За спиной полусвет, полумрак,

Только пятнышки, пятнышки глаз,

Кто бы ни был - мудрец иль дурак?

Все равно, здесь не вспомнят о нас.

 

Так за флейтой настойчивей мчись,

Снег следы занесет, заметет,

От безумья забвеньем лечись,

От забвенья безумье спасет.

 

Так спасибо тебе, крысолов,

На чужбине отцы голосят,

Ах, спасибо за славный улов,

Никаких возвращений назад.

 

Как он выглядит, брит или лыс?

Наплевать на прическу и вид,

Но счастливое пение крыс,

Как всегда над землею звенит.

 

Вот и жизнь пронеслась, пронеслась.

Вот и город заснежен и мглист.

Только помнишь безумную власть

И безумный уверенный свист.

 

Так запомни лишь несколько слов.

Каждый день от зари до зари

Нас ведет крысолов, крысолов,

Нас ведет крысолов...

Повтори![1]

 

 

В аудитории темно. Мигающие глаза крыс.

 

Ответственные: Агафонова, Нароян.

 

3.Праздник на ратушной площади.

Красные глаза крыс

 

1. Куклы плоские (Шишканова) + эскизы

2. Бутафория (бочки с пивом)

3. Кружки с пивом

4. Гистрионы, Менестрели,

5. Художник, танцовщица

6. Тантамарески

7. Глашатай

8. Бургомистр

9. Ратушные часы

10. ширмы – резиновые, тилларии, поворотные ширмы

 

Зритель в центре на катающихся скамейках, или площадки на колесах, со стульями? Потом – как длинный подиум – Октобер фест.

Выход глашатаев – трубы- фанфары.

Мыльные пузыри+ бочки+ толстые попы. – танец под альпийский Йодль.

Мытье полов – танец.

 

Текст:

Горами навалена снедь.

Сало белее снега. Масло желтее солнца. Связками висят красные колбасы. Оранжевые тыквы лежат на прилавках. Янтарное пиво льется льётся из дубовых бочек. Остроконечные красные крыши упираются в синее небо.

 

Золото и жир – вот он каков, славный, богатый город Гамельн!

Счастливые лица людей, не знающих голода и беды.

Веселые голоса детей – счастье и радость Гамельна.

Они танцуют и поют, не ведая печали.

Песни, танцы и смех – прекрасен сон города Гамельна!

 

 

Не сотвори себе кумира. Старый завет. Забыли его жители Гамельна.

 

 

Зажиточные бюргеры, изобилье, жадность (нищего прогнали),

Художнику не заплатили.

Бургомистр считает деньги.

Музыка и танцы мешают считать деньги.

Отдельный номер – сгребания денег, пересчитывания монет. Счеты, мешки с деньгами и т.д.

Интерактив со зрителем, когда считают деньги.

 

Музыка и танцы не дают возможности правильно сосчитать монеты.

Запрет на танцы и песни.

Бургамистр (кукла)

–Повелеваю! Отныне в городе Гамельне запретить! Песни, мешающие слышать звон монет, танцы, цветные краски и т.д…….

 

Ответственные:

Гамов, Кружавицкая, Никитина, Помазан.

Эпизод 4. Крысы. Запрет.

Приход крыс. Красные глаза. Сползание, сдирание красок – Пластический номер – «крысы».

Оживают ширмы. Резиновые ширмы, лоскутки и костюмы на ширмах

.

 

Крысы:

– Нельзя петь! Запрещено! Нельзя танцевать! Запрещено! Музыка запрещена, книги – запрещены, краски запрещены! Все, что мешает считать золото – запрещено! Один кумир – золото! Золото! Золото!

 

–Можно крушить! Можно ломать! Можно разрушать! Можно воровать! Можно отбирать! Что это? Картина – рви, жги! Что это книга – рви, жги! Что там за звук? Отобрать! Ломать! Что это, скрипка? – ломай, жги! Кто там поет? Зарыть рот! Детям – молчать! Смирно сидеть! Что там? Театр? Ломай, жги! Можно все можно! Что это? Храм? Круши, жги! Можно, все можно! Что это – память? Ломать! Что это – сердце? Сжечь! Что это? Души? Крушить! Ломать! Можно!!!!!

 

 

Марш крыс. Эпизод сжигания книг.

 

 

1.

Сняты запреты, сбиты замки!

Настежь подвалы и чердаки!

Ярость азарта – душа в черепки!

Стаи за флейтой ведут вожаки!

 

Пропев:

Давай! Вскрывай! Отрывай! Избивай!

Жги и круши – давай! Завывай!

Выпотрошишь – добивай! Загнивай!

Рви и души – зарывай! Истлевай!

 

 

Жги! И не думай, чей это дом!

Режь! И не думай, что будет потом!

Бей! и не думай за кем ты идешь!

Жри! И не думай чью песню поешь!

 

Рви! Раздирай! Отгрызи! Утащи!

В серую муть опустевшей души.

 

 

2.

Кто нас зовет, кто нас ведет –

Имя неважно, время сотрет!

Весело! Бешено! Пена у рта!

Можно плясать на крови! Красота!

 

Песни что пела мне мать – рвать!

Детские хрупкие сны – без цены!

Мастера памятный дар – в жар!

Дым! Огонь! Угар! Пожар!

 

 

3.

Рви, грызи, топчи и круши!

Все что в хранилищах древней души!

Не оглянись, не смотри назад!

Там серая шерсть, там красны глаза.

 

Черная ночь! Прошлое жечь!

Визгом выплескивай черную желчь!

Вольно, просторно нам будет жить

В черной дыре опустевшей души!

 

 

P.S.

Только не думай, чем ты ответишь.

Не свой ли ты мир обесцветишь?

 

Сжигание в костре картин, книг, муз инструментов, и т.д. пластический номер. Стираются краски.

М.б. экран. Проектор Видео пламени? И видеомонтаж сжигания, разрушения и т.д.????

 

Наступает ночь

 

Крысы:

–Серые стены, серый паркет.

Тусклый, бессмысленный и серый свет.

Серый мысли, серые люди.

Цвета и радости больше не будет.

Серое небо, серые птицы

С серою жизнью придется смириться!

Серые камни, серые зданья.

Серые души, порывы, желанья,

Серые звуки, серые воды,

Серые луны, серые годы…

 

Ответственные: Карапетян, Макеева

 

 

5. Ночь после праздника.

 

Встреча художника и плясуньи. Он ее одевает в цветное платье. Запрет на краски поэтому Создает ей платье из желтого листочка листьев, воды, своей крови, звезд и т.д.

Запрет на музыку. Поэтому они создают музыку из звуков города: Она танцует.

Стук сердца, капли воды, сверчки, звук птичьих крыльев и т.д.

Постепенно вливается звук флейты м.б.

Специальные костюмы, которые быстро меняют цвет.

 

Резиновые ширмы.

Пепелище, разноцветные стёклышки. Прожектор

 

Влюбленные их не замечают. Все становится серым, кроме них.

 

Ответственные: Карапетян, Борисенко

 

6. Утро после прихода крыс.

Утро после прихода крыс.

Мешки с серыми деньгами.

Монеты тоже стали серыми.

 

Большая юбка,

Куклы на магнитах.

Деньги стали серыми, не звенят.

 

«ворона» + попы (клоунада «чукчи»).

 

Сцена сумасшествия бургомистра. У него темнеет в глазах. Красные глаза.

Бургомистр:

–Крысы, крысы, кругом. Крысы сожрали богатство Гамельна!

 

Бургомистр (или все жители).

Вернуть звук, вернуть цвет, вернуть жизнь! Зовите крысолова!!!

Ответственные: Агафонова, Нароян,

 

 

7. Призыв крысолова.

 

Как зовут крысолова?

Приход крысолова. Договор крысолова с городом.

 

Крысолов:

–Я сердцем питаю мелодию флейты. А сердце нищает, оскудевает без красок, танцев, музыки и песен. Вы предали свои песни. Они остались лишь только в снах. Вы предали свою музыку, но она осталась с вами и звучит в ваших снах. И сны ваши радостны, и полны красок. Отдайте мне каждый по одному лишь прекрасному сну. И я избавлю вас от беды…

И серые крысы, и серые краски и серые звуки уйдут от вас прочь.

Согласны?

–Согласны!

–Так слушайте в эту ночь вы все закроете наглухо окна и двери.

Чтоб звук моей флейты не слышен был вам.

Звук флейты снимает запреты, но не все запреты можно снимать.

Знайте же: кто услышит сегодня ночью мой зов сам станет крысой.

 

 

8. Крысолов и крысы.

Перестановка. Наглухо закрываются окна.

Крысолов:

-Можно! Можно! Все можно! Я победу вас в богатый сытый город. Амбары ломятся от зерна, сыры и мясо в изобилии лежат в амбарах! Ничего, что это чужое, заработанное честным трудом! Отберем! Можно воровать и лгать! Можно убивать и грабить! Можно обещать и не выполнять! Можно соблазнять чужих жен! Можно обижать слабых и беззащитных! Можно крушить памятники! Можно! Можно! Все Можно!

Пластический номер ухода крыс.

Экран, полиэтиленовые полосы, призрачный свет, сухой лед.

 

 

Ответственные: Зайцева, Левченко.

 

9. Обман крысолова. Избиение крысолова.

Утро.

Крысолов пришел с небольшим сундучком.

Открываются ставни, рассвет.

Жители несут в шкатулочках свои сны. Они светятся в ладонях разными цветами.

 

Художник и танцовщица тоже несут свой сон.

 

–Наш самый прекрасный сон – один на двоих. Но мы отдадим его, лишь бы в город вернулись краски и звуки. М

музыка и танцы, радость и смех.

Они отдают ему. Он накрывает их плащом и они остаются цветными. ей возвращается бубен. И т.д. Думать??

Жители складывают свои сны (фонарики) в сундучок.

Это выглядит как груда самоцветов.

Бургомистр видит это, жадность овладевает им.

 

И тут-то впервые задумались люди,

что именно отдают -

Бессонницей часто пугают детей

в этом теплом земном раю.

А это – бессонница вековая,

не отдых, а лишь туман.

И если отдать ему все свои сны

– недолго сойти с ума.

И в жителей прежний закрался страх,

мысли мешая снова:

Колья точить, разжигать огни

– нарушить данное слово.

Стихи редактировать

 

–Быть может откупиться золотом?

–Дадим ему мешок золота!

–Мешок золота?

– Ха-ха-ха!

– Целый мешок!

–Может, отсыпать ему горсть золота? Так... немного, для виду...

–А потом обложить податью людей победнее, кто вовсе не пострадал от крыс, потому что и так ничем не владел.

— А за что?

— За дурацкие песни? За дудку?

— Уморил!

— Золото ему подавай! А не хочешь ли пинка? А камня?

– Можно! Все можно! Не держать слово можно! Не отдавать долг можно! Отвечать злом за добро можно! Лгать можно! Предавать можно! Можно! Все можно!

 

Интерактив. Приглашать зрителя кинуть камень.

Сцена избиения крысолова. Пластический номер.

Эпизод убийства Крысолова

Убить крысолова!

1.

Если поглубже шапку надеть

То уже трудно тебя разглядеть

Не различишь, не увидишь примет

Ни твоих, ни его – никого....

 

Вместе не страшно нарушить запрет.

Вместе не видно − кто здесь, кого нет.

И не понятно, кто первый возьмет,

Камень, чтоб кинуть в Него.

 

2.

Руки, что камни взяли с земли

Медленно шерстью седой обросли.

Серою шерстью плечо и спина,

Серою шерстью лицо.

 

Вот уже бусины дикие глаз!

Крысы, мы крысы, бегите от нас!

Бешенство, ярость, из пасти слюна!

Эй, окружай кольцом!

 

3.

Бей! Не важно кого, и зачем

В шкуре своей не рискуешь ничем!

Если ты в стае, то делай как вся

Серая дикая стая!

 

Камень не кинешь, поддашься мольбе –

Мы повернем свои морды к тебе.

Месиво помыслов чистых гася,

Плоти ошметки глотая!

 

4.

Думать не сметь, оглянуться не сметь!

Вмиг превратишься в белый скелет!

Камень бросай, разрывай, поджигай

Зубы вонзай в тело!

 

Это свобода, кровавый азарт!

Пеплом повыжжены краски в глазах!

Если ты в стае, то присягай!

Смерть – наше общее дело!

5.

Только когда растерзаем в клочки,

Тихо запрячемся мы в уголки.

Шкуры уже не содрать − прижились −

Сомкнуты темные воды.

 

Серый рассвет мой порог не топчи…

Привкус во рту от кровавой ночи.

Ноздри забила вонючая склизь…

Вот послевкусье свободы!

 

Отступление 1

Только бешенство пеною – кап,кап, кап,

Только шкура к тебе приросла на века….

Шкура к тебе приросла на века…

Шкура к тебе приросла…

 

 

5.

Бьет лихорадка рассветной тиши.

Затхлая муть в опустевшей душе:

Из-под когтей выгрызаешь, скуля

Плоти чужой ошмётки.

 

Больше не мертвый и не живой.

Рвется наружу тоскливый вой.

В горло впивается страха петля −

Заперто сердце в клетке.

 

 

Крысолов исчезает, только плащ остается на площадке. И его тоже воровато растаскивают на лоскутки.

Праздник на ратушной площади, по поводу избавления от крыс и Крысолова. Йодль.

Ночь.

Молитва крысы.

 

Это сон… Не было, не было, это не я….

Я ведь не виноват? Меня ведь все знают! Я уважаемый человек! Ведь я только взял камень. Там лежало много. Ведь это ничего не значит, это не запрещено. И потом я не был первым! Это они! Я не понимал, я не хотел! Меня заставили! Я требую правосудия. Этого никто не видел! Меня не могли узнать.

Это не я… не я … У меня совсем другое лицо…

Это был сон, ведь правда? Господи,сделай так, что это был сон…

Это не я был, это не я.. не я…. я…

 

 

Что ж не приходит из небытия

Светлая Радуга снов?

 

Ответственные: Косяк, Шишканова

10. Месть крысолова.

 

Теневой театр, или экран

Вырастает тень крысолова. Большой плащ.

 

Крысолов:

–Раз честно не отдали мне мою плату. Не сдержали слово. Жадность не дала отдать лишь один сон,

Я сам у возьму вас все сны.

Я лишу вас сна!

 

Зовет:

–Дети, сокровище Гамельна! Дети, будущее Гамельна! Дети, песни и танцы Гамельна! Дети, смех и радость Гамельна! Дети, счастье Гамельна! Дети, последний сон Гамельна!

 

–Можно! Можно! Можно! Не надо слушаться! Нет запретов! Пусть спят отцы и матери! Нет правил! Пусть живут своей срой жизнью! Нет морали! Там, куда я вас отведу сегодня всё можно! Там светит жёлтое солнце! Я поведу вас в зелёные рощи! На медовые заливные луга! Там тёплое сине озеро! Босиком по лужам! Зарыться в сено! Петь! Танцевать под дождем! Есть сладости! Можно! Можно! Можно!

Прочь! Прочь из города запретов! Пусть звучат песни и смех! Пусть будут танцы и яркие краски!

Колыбельная крысолова

1.

Серый рассвет – спишь, спишь,

Сумрачный зов услышь, услышь.

Хочешь увидеть радугу снов

– следуй за мной.

 

Звуки легки – пьянят, манят

Не просыпайся, слушай меня!

Озеро чудное ждет свой улов

Там, под луной!

 

2.

Тихие воды зовут, манят

Мягкие травы звенят, звенят

Там, где звезда, сквозь пелену

Плещет вода…

 

Плещет вода, смывает гарь,

Светит со дна луны янтарь

на глубине – в плену, в плену

зовет тебя звезда:

 

3.

«Можно, не бойся иди ко мне!

Страхи утонут на глубине!

Здесь ты свободен – никто ничего

Больше не запретит!»

 

Весело, весело – будто летишь!

В радужных красках рыбкой блестишь!

Все наказанья, любой закон,

Озеро поглотит!

 

Радуга брызг – круги по воде –

Призрачный след на живой слюде…

Только Свободы божество

Белым туманом летит….

 

 

Шум шагов, шум шагов, бой часов.

Снег летит на карниз, на карниз,

Если слышишь приглушенный зов,

То спускайся по лестнице вниз.

 

Город спит, город спит, спят дворцы.

Снег летит вдоль ночных фонарей,

Город спит, город спит, спят отцы,

Обхватив животы матерей.

 

В этот час, в этот час, в этот миг

Над карнизами кружится снег,

В этот час мы уходим от них,

В этот час мы уходим навек.

 

Так за флейтой настойчивей мчись,

Снег следы занесет, заметет,

От безумья забвеньем лечись,

От забвенья безумье спасет.

 

Так спасибо тебе, крысолов,

На чужбине отцы голосят,

Ах, спасибо за славный улов,

Никаких возвращений назад.

 

Вот и жизнь пронеслась, пронеслась.

Вот и город заснежен и мглист.

Только помнишь безумную власть

И безумный уверенный свист.

 

Так запомни лишь несколько слов.

Каждый день от зари до зари

Нас ведет крысолов, крысолов,

Нас ведет крысолов...

Повтори!

Уводит детей.

Детские игрушки на веревках.

Исчезающие лица в тантамаресках.

Ответственные: Гамов, помазан, Зайцева.

12. Поиск детей

Интерактив среди зрителей: выбегают и убегают, спрашивают убегают и т.д.

Вы не видели мальчика? Маленький в коротеньких штанишках?

–Я слышал Топот маленьких башмаков по деревянным лестницам,

–Вы не встречали девочку? Светлые кудрявые волосы?

–Нет только слышала шаги по каменным ступеням...

–Вы не видели мальчика?

–Я видела как из всех дверей выбегают дети.

–Вы не встречали двоих детей, брата и сестру?

–Вдруг они бросили игру и пошли куда-то…

–Не видели ли вы ребенка, он совсем крошка?

–В конце улицы, на бегу подтягивая чулок, он бежал, торопился…

– Это его поясок…

–Это ее туфелька…

–Это их следы…

–Идем за ними!....

Слышишь ли, слышишь ли ты

В роще детское пенье?

Блестящие ветви дождя.

Переплетаются звенящие голоса.

Возле узких вершин

В новых сумерках на мгновенье

Видишь, сызнова, видишь сызнова

угасшие небеса.

 

–Они исчезают у кромки озерной воды…

–Дальше следов нет…

–Они ушли от нас…

–Они ушли от серости…

–Они ушли от жадности, предательства

–От обмана, …

–Пожалели малую частицу души и потеряли все!

 

–Дети, сокровище Гамельна! Дети, будущее Гамельна! Дети, песни и танцы Гамельна! Дети, смех и радость Гамельна! Дети, счастье Гамельна! Дети, последний сон Гамельна!

–Навек мы лишились сна. Навсегда… навсегда...

Мы навек ослепли, навек оглохли, навек застыли…..

Пусть же улица, по которой дети ушли, с этого дня будет называться Беззвучной улицей. Больше на ней никогда не раздадутся на ней звуки песен или музыкальных инструментов. навек они останется серой и не будет на ней света солнца и красок дня.

Прочь! Прочь из города обмана, прочь из города жадности и предательства.

Как вернуть свет в души?

Цветные стеклышки, дарят каждому зрителю, на экране – калейдоскоп, цветная вода, луч солнца через воду.

Уводят зрителей.

Ответственные Борисенко, Никитина, Кружавацкая.

Эпилог

 

Это древней легенды прядь,

Колдовского озера гладь.

Это флейты слепой звук,

Это сердца глухой стук,

Это радости светлая вязь,

И кровавых пожарищ грязь.

Это лунной тропы обман,

Это крови в висках дурман,

 

Это дикой свободы гарь,

И сожженный тобой алтарь,

И глухих барабанов бой…

Это миг, чтобы стать собой.

 

 

Это темной воды слюда

Это крик «никогда, никогда»,

Это серой зари свет…

Это детской ноги след…


Тезисы:

Солнце спрятано в каждом!

Надо лишь вовремя вспыхнуть,

Не боясь, что окажется мало

Вселенского в сердце огня.

Я видел, как от травинки

Загорелась соседняя ветка,

А от этой ветки – другая,

А потом принималось дерево,

А потом занималось зарево

И было светлее дня!

В тебе есть капелька солнца

(допустим, что ты травинка),

отдай ее, вспыхни весело,

Дерево пламенем тронь.

Быть может оно загорится

(хоть ты не увидишь),

Поскольку отдашь свою капельку,

золотую огневику).

Все умирает в мире. Все на земле сгорает.

Все превращается в пепел. Бессмертен только огонь.

*****

Звуки раздольные, звуки поющие,

Звуки немолчные, вечно живущие, звуки манящие, дивные тайные,

Звуки щемящие, звуки печальные, как вы волнуете, как восхищаете, как от уныния вы защищаете, как возбуждаете как нежно таете, слившись в гармонию музыкой разною, Жизнь украшаете явью прекрасною: хлынете в душу горной лавиною. Иль ручейка перезвоном малиновым, вы опечалите, вы и утешите, звуки святые, хрустально безгрешные, звуки мгновенные, звуки протяжные, звуки любовные, звуки отважные, звуки мучения, звуки терпения, звуки всегранные, песнь вдохновения. Людмила Кудрявцева.

Сумерки белые, словно в муке,

Белая ленточка в кулаке.

В камень истоптана времени пыль,

Гнется к земле человечий ковыль.

Цветом надежды, морским маяком,

Вспыхнет звезда далеко-далеко

Тем, кто из дома ушел налегке

Только свободу держа в кулаке.

 

 

Тезисы для финала:

Легенда просто напомнила нам,что ……

Нельзя и можно.

Свобода созидания, свобода разрушения.

Человек должен сам решать, какими свободами пользоваться, каким запретам следовать.

Тень и свет. Лишь человек способен выбрать. Лишь внутренний нравственный закон способен выдержать свободу. Лишь сердце способно остановить темные страсти.

Нельзя заставить птицу молчать.

Нельзя запретить человеку творить.

Выводят зрителей из зала через трубу на улицу.

 

Обманите меня… но совсем, навсегда…

Чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда…

Чтоб поверить обману свободно, без дум,

чтоб за кем-то идти в темноте наобум…

И не знать, кто пришел, кто глаза завязал,

Кто ведет лабиринтом неведомых зал,

Чье дыханье порою горит на щеке,

Кто сжимает мне руку так крепко в руке…

А, очнувшись увидеть лишь ночь и туман…

Обманите и сами поверьте в обман.

(Максимилиан Волошин)

 

13.Финал на улице:

Там повозка, на ней сидят: весь цирк, Крысолов, Танцовщица, Художник, они медленно едут то улице и исчезают вдали. Звучит песня, которая звучала вначале.

 


исходники

 

По преданию, летом 1284 года бродячий музыкант избавил город от наводнивших его крыс, выманив их звуками флейты и утопив в реке Везер. Не получивши за это условленной платы, Крысолов в отместку увёл из города всех детей.


Улица, по которой дети ушли из Гамельна, ещё в XVIII веке называлась Беззвучной улицей. На ней никогда не раздавались звуки песен или музыкальных инструментов.

На старой городской ратуше была сделана надпись: «В году 1284 чародей-крысолов выманил из Гамельна звуками своей флейты 130 детей, и все они до одного погибли в глубине земли».

Иногда предполагается также, что крысы, пришедшие в легенду позднее, навеяны не только реальными обстоятельствами, так как в Средние века они действительно представляли собой бедствие для многих городов, хотя и не в столь драматической форме, как рассказывает легенда, но и древними германскими верованиями, будто души умерших переселяются именно в крыс и мышей, собирающимися на зов бога Смерти. В виде последнего, при такой интерпретации, представляется дудочник.

 

Иоганн Гете
стихотворение
«Крысолов»

Певец, любимый повсеместно, Я крысолов весьма известный, И в этом городе с моим Искусством впрямь необходим. Хоть крыс тут водится - дай боже, Да и хорьков как будто тоже, - Мне стоит только заиграть, И вам их больше не видать. Певец, хвалимый повсеместно, Я также детолов известный. Под лютню запою, и вмиг Стихают детский плач и крик! И как мальчишки ни резвятся, И как девчонки ни дичатся - По струнам проведу рукой, И все они бегут за мной. Певец, честимый повсеместно К тому ж я женолов известный. Такого городишка нет, Где мною не оставлен след. Пускай девицы боязливы, Молодки чинны и спесивы - Все покоряются сердца Искусству пришлого певца. Перевод - В. Бугаевского


Но не знают эти люди -

Зреет туча злобой лютой,

Маршируют отовсюду

Сотни лап.

Из Щелкунчиковой сказки

От начала до развязки

Черной траурной окраски

Крыс полки

Выгрызли из строчек буквы,

Выползли из закоулков,

Злые дьявольские куклы -

Вопреки!

Кошек нет, и нет спасенья,

На восьмое воскресенье

Крысы съели все посевы

Хлеб и рожь.

Напустили дикий голод

На могучий славный город

И когда наступит холод -

Пропадешь.

Но беда беде начало,

Смерть немного заскучала.

Ветер снова источает

Тлена смрад.

Это едет злая леди

В черной призрачной карете

Убивает жрица смерти

Всех подряд.

Не успели уберечься,

Нет и кошек после сечи,

Даже некому перечить -

Их беда.

Крысы жизни затоптали,

Черной Смертью вскоре стали,

И молитвы замолчали

Навсегда.

У Крысолова - домашний хлеб,

У Крысолова в миру бардак,

Четыре счастья и восемь бед

Он с болью сплевывает в кулак.

И длится торг уже семь часов,

Слова расчетливы и честны.

А на другой пиале весов -

"За крыс свои мне отдайте сны"

В его речах неприкрытый йод,

А флейта - страшное колдовство,

Никто не знает, куда ведет

Ее волшебное естество -

Тростинкой встала среди зимы

Из той могилы, где погребен

Ребенок, умерший от чумы

И ставший первым ее рабом.

Чья жизнь прервалась, ладонь пуста,

А смерть - начало другим смертям.

Питал он сердцем тростинки стан,

Чтоб только несколько зим спустя

Заворожила своей игрой

Живых и мертвых, волков, ягнят.

Правитель кошек вершит добро,

В сердечной мышце мотив храня.

И манит крыс на нездешний зов,

А флейта время ломает вспять,

И эта сила пророчит то,

Что Черной Даме не устоять.

На этих правилах договор

В их руки врезал свою печать,

Бубонной даме наперекор -

Чужого темного палача.

Им Крысолов дал один наказ -

Все окна к ночи свои забить.

А сам он крыс изведет за раз,

И можно будет о них забыть...

 

IV

По улицам, брошенным тварями темными,

По призрачным крышам, пустым коридорам,

По затхлому тлену в пустующих комнатах,

По кромке разрушенных стен и заборов,

Мелодия льется по узким карнизам,

Меж труб водосточных взвывая порою,

В час поздний, ночной, когда спят даже мысли.

Меж волком и псом, петухом и совою.

Проносится мимо костей мародеров,

Рискнувших нажиться в домах опустевших,

На выходе пойманных девушкой в черном.

Не знают оттуда живыми ушедших.

Идет вдоль домов с кружевными крестами -

Домов, где когда-то спасался Единый,

Сейчас же остался лишь нимб над костями,

И ворон с монахом теперь побратимы.

И шепотом, нотой, тягучим напевом

Вливается в уши предвестница мести.

Выходят на улицы, справа и слева,

Полчища смерти, пушистые бестии.

За музыкой призраком едет карета,

Проплывают облака,

Это жизнь проплывает, походит,

Привыкай, привыкай,

Это смерть мы в себе несем,

Среди черных ветвей облака

С голосами, с любовью.,

Проплывают облака,

Это дети поют обо всем,

 

Слышишь ли, слышишь ли ты

В роще детское пенье?

Блестящие ветви дождя.

Переплетаются звенящие голоса.

Возле узких вершин

В новых сумерках на мгновенье

Видишь, сызнова, видишь сызнова

угасшие небеса.

 

Проплывают облака, проплывают,

Проплывают над рощей,

Где-то льется вода,

Только плакать и петь вдоль осенних оград,

Все рыдать и рыдать, все смотреть вверх,

Быть ребенком ночью,

И смотреть вверх, только плакать и петь

И не знать утрат,

 

Где-то льется вода вдоль осенних оград,

Вдоль деревьев неясных,

В новых сумерках пенье, только плакать и петь,

Только листья сложить,

 

Что-то выше нас, то-то выше нас

Проплывает и гаснем,

Только плакать и петь,

Только плакать и петь,

Только жить.

 


[1] И. Бродский. Романс Крысолова. Поэма «Шествие»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...