Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Маркетинг в кадровых службах

Руководители высшего звена и линейные руководители являются теми внутренними заказчиками, чьи желания и потребности должна выявлять и удовлетворять кадровая служба. Как это можно сделать?

Прежде всего необходимо разобраться в потребностях бизнеса и важнейших факторах успеха: куда данное предприятие движется, как собирается достичь своих целей и каковы факторы, позволяющие отличить успех от неудачи?

Результаты маркетингового исследования должны быть преобразованы в маркетинговые планы развития товаров и услуг так, чтобы они удовлетворяли выявленные потребности предприятия, его руководителей и работников. Маркетинговый план обычно включает в себя стоимость введения и проведения подобного рода инициатив и те выгоды, которые будут получены в результате их осуществления. Нужно сделать все возможное для того, чтобы эти выгоды были выражены в цифрах на языке финансов.

Следующим шагом маркетингового процесса будет убедить менеджеров, что предприятию необходим именно этот продукт или услуга. Это означает подробное разъяснение затрат и выгод, включая финансовые аспекты и человеческие ресурсы, необходимые для того, чтобы разработать, ввести в действие и поддерживать этот продукт или услугу, а также того влияния, которое он окажет на показатели работы предприятия. Менеджеров будет легче убедить в том, что какой-то продукт или услуга принесут ожидаемые результаты с точки зрения удовлетворения потребностей бизнеса, если предварительно будут тщательно проведены мероприятия по исследованию заказчиков и развитию рассматриваемого продукта. Жизненно важным фактором является доверие; оно будет достигнуто, если предложение по затратам само по себе заслуживает доверия, но также важно, чтобы служба ЧР четко проработала то, что она на самом деле предлагает сделать.

Этот подход похож на «присвоение марки» при планировании продукта. Он позволяет определить продукт или услугу, подробно рассмотреть выгоды, которые они приносят, и отделить их от других услуг, таким образом предлагая его вниманию клиентов. Важно представить продукт с помощью логотипа и отдельной брошюры.

ПОДГОТОВКА, УТВЕРЖДЕНИЕ И ЗАЩИТА БЮДЖЕТОВ ОТДЕЛОВ ЧР

ПОДГОТОВКА

Подготовка бюджета отдела ЧР, как и подготовка бюджета любой другой службы, включает в себя следующие этапы:

1) определение целей и планов подразделения;

2) прогноз уровней деятельности, которые необходимы для достижения целей и выполнения планов, в соответствии с общим бюджетом предприятия и предположительным будущим уровнем активности предприятия и задачами по снижению накладных расходов или поддержанию их на прежнем уровне;

3) оценка ресурсов (рабочая сила и финансы), необходимых для того уровня активности, которого предстоит достичь;

4) расчет затрат для каждого направления деятельности – сумма этих затрат даст итоговую цифру бюджета.

УТВЕРЖДЕНИЕ

Утвердить бюджет означает предварительно согласовать цели и планы – в бюджете, представляемом высшему руководству, не должно быть сюрпризов. Для утверждения расходов должен быть подготовлен убедительный пример поддержки прогнозируемого уровня деятельности по каждому направлению на основе анализа затрат/доходов. В идеальном случае доход следует определять как прибыль на инвестированный капитал, выраженный на языке финансов.

ЗАЩИТА

Лучший метод защитить бюджет – заранее подготовить логическое обоснование для каждой группы расходов, которое покажет, что они необходимы и соответствуют предполагаемым затратам. Если все согласовано и достигнута договоренность об уровне услуг, это дает дополнительную основу для защиты подготовленного бюджета.

АУТСОРСИНГ В РАБОТЕ С ЧР

Раньше считалось, что предоставление услуг в сфере ЧР обязано обеспечить само предприятие. В настоящее время они все чаще приобретаются у сторонних поставщиков. Руководители сталкиваются с проблемой, которую сформулировал Том Петерс (1988): «Они должны доказать, что эта услуга не может быть оказана по контракту». Официальная политика одной крупной международной корпорации звучит так: «Производи только те изделия и применяй внутренние источники только для тех услуг, которые вносят непосредственный вклад в наше преимущество в конкурентной борьбе или помогают его поддерживать». Институт персонала и развития (1998) заявил, что «самой значительной причиной все большего привлечения внешних источников стала концепция центральной организации, т. е. организации, которая сосредоточивает свою внутреннюю деятельность на главной функции и покупает все остальное у ряда источников на периферии».

Отделы ЧР могут с успехом передавать некоторые виды деятельности внешним консалтинговым фирмам или другим агентствам, которые оказывают услуги в таких областях, как обучение, подбор персонала, подбор кандидатур на руководящие должности, предупреждение профзаболеваний и обеспечение безопасности труда, социальная помощь и консультирование, забота о детях, выплаты премии и юридические вопросы. Те отделы ЧР, на которые была возложена ответственность за такие виды деятельности, как общественное питание, управление парком машин, управление производственными помещениями и безопасность (потому что больше не на кого было возложить эти функции), могут с радостью передать их внешним фирмам.

КОГДА СЛЕДУЕТ ПРИБЕГАТЬ К АУТСОРСИНГУ

Существуют три причины для привлечения внешних ресурсов:

1. Экономия затрат – затраты кадровой службы снижаются, поскольку такие услуги дешевле и можно сократить размер отдела ЧР.

2. Концентрация усилий кадровой службы – работники подразделения не отвлекаются от решения ключевых задач, приносящих добавленную стоимость.

3. Получение специальных знаний – можно приобрести ноу-хау и специальные знания, которых нет в данной организации.

ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В СВЯЗИ С АУТСОРСИНГОМ

Преимущества привлечения внешних ресурсов кажутся неоспоримыми, но есть и проблемы. Некоторые фирмы бездумно вовлекали сторонние организации в процесс осуществления ключевых функций в каком-либо конкретном случае для того, чтобы получить кратковременное преимущество, в то время как другие видели, что их поставщики услуг завышают ставки. Фирмы могут сосредоточить внимание на ключевых видах деятельности, оправданных в данный момент, но не принимать во внимание будущие потребности. Кроме того, с внешней точки зрения, привлечение внешних сил к функциям, выбранным наугад, может привести к падению морали работников и возникновению настроений «кто следующий».

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О ПРИВЛЕЧЕНИИ ВНЕШНИХ РЕСУРСОВ

Решение об обращении к сторонним компаниям может быть принято только после скрупулезного анализа, который покажет, каким образом другие организации реализуют функции, относящиеся к ЧР. Это определит требуемый уровень услуг. Следует также оценить, каковы будут затраты, если услуга будет оказана внутри организации. Это будет легче сделать, если в организации применяется система расчета затрат по видам деятельности.

Чтобы свести проблемы к минимуму, нужно тщательно рассмотреть ситуацию, связанную с аутсорсингом. Необходимо скрупулезно оценить все возможности, чтобы определить, можно ли и следует ли привлекать внешние источники именно отсюда, и точно разобраться, чего можно достичь привлечением внешних ресурсов. Необходимо ответить на следующие вопросы: является ли данный вид деятельности основным или вспомогательным? насколько эффективно он осуществляется в настоящее время? какой вклад он вносит в финансовое благополучие данной организации и ее престиж? Это хорошая возможность перестроить отдел ЧР, подвергая каждый вид деятельности критической проверке, для того чтобы установить, могут ли услуги быть оказаны внутри организации или лучше привлечь их со стороны и стоит ли их оказывать вообще. Привлечение ресурсов со стороны может быть оправдано, если ясно, что так можно получить более качественную услугу по более низкой цене.

ВЫБОР ФИРМЫ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ УСЛУГИ

Кратко изложив потенциальным поставщикам услуг суть задачи, следует выяснить, что они могут предложить. Чтобы обеспечить себе возможность выбора, необходимо обратиться к трем или четырем поставщикам. В предложении должно быть подробно изложено, каким образом будет решена задача и сколько это будет стоить. При выборе необходимо учитывать то, насколько предложение удовлетворяет конкретной специфике организации, каков уровень и репутация фирмы и сколько это стоит (это важный, но не единственный момент – наиболее существенным является уровень оказания услуги). Необходимо получить отзывы о фирме до того, как будет составлен и подписан контракт. В контракте должны быть очень четко оговорены услуги, стоимость и условия прекращения действия контракта.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ АУТСОРСИНГА

Руководство организациями, оказывающими услуги, должно быть столь же и даже еще более внимательным, как руководство услугами внутри фирмы. Стандарты услуг и бюджеты следует регулярно пересматривать и согласовывать, а информационные управленческие системы организовывать таким образом, чтобы можно было следить за ходом выполнения работ. Если что-то не в порядке, необходимо быстро принимать корректирующие меры, а если возникают серьезные проблемы, то договор должен быть разорван.

В правовом отношении привлечение сторонних источников базируется на контракте об оказании услуг, и покупатель услуги имеет право настаивать на том, чтобы условия контракта строго выполнялись. Кроме того, на покупателей возлагается обязанность исполнять контракт со своей стороны, например, предоставлять согласованные производственные возможности, соблюдать условия лизинга, оговоренные в контракте по управлению парком автомобилей, и платить за оказываемую услугу в соответствии с контрактом.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛУГАМИ КОЛЛЕКТИВНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ЧР

Термин «услуги коллективного пользования» относится к услугам, которые центральный отдел ЧР предоставляет целому ряду сторон и которые, следовательно, одинаковы для всех, кто их потребляет. Природа этих услуг зависит как от тех, кто их оказывает, так и от тех, кто ими пользуется. Заказчик или пользователь определяет уровень обслуживания и решает, какими услугами пользоваться. Таким образом, тот, кто пользуется услугами, тот их и выбирает (Ульрих, 1995). Как пишет Рейли (2000), чаще всего к услугам коллективного пользования относятся такие административные задачи, как:

• изменение зарплаты;

• услуги при переезде на новое место работы;

• управление набором новых сотрудников;

• управление дополнительными льготами (включая гибкие выплаты и программы участия в прибылях);

• предоставление служебного автомобиля;

• управление пенсионными программами;

• предоставление материальной помощи;

• программы профессиональной подготовки;

• контроль посещаемости (прогулы);

• информация для руководства.

Услуги могут оказываться через Интернет, телефонную линию помощи клиентам, консультационное бюро или «центры совершенства», компетентные в таких сферах, как обеспечение ресурсами, отношения между работниками, поощрения или профессиональное обучение. Широкое и стратегическое применение информационных систем ЧР поддержало возрастающий интерес к услугам коллективного пользования.

Организации, в которых Рейли по поручению Института изучения вопросов трудовой занятости проводил исследование (2000), объясняя, почему следует предоставлять услуги коллективного пользования, указывали одну или несколько из следующих причин:

• услуги в сфере ЧР будут доступнее, профессиональнее и более ориентированными на потребителя;

• качество услуг в сфере ЧР повысится, поскольку будут применяться лучшие подходы, увеличится соответствие заданным параметрам, срокам и бюджету, начнут внедряться улучшенные практические решения, будет достигнута большая согласованность и точность;

• этот процесс поможет повысить гибкость организации – общедоступное обслуживание будет поддерживать заказчиков в период проведения изменений в бизнесе;

• это может способствовать изменению позиционирования отделов ЧР таким образом, что они перейдут от чисто оперативных функций к более стратегическим обязанностям, при этом отделы по ЧР станут исполнять роль «катализатора перемен… предсказывая проблемы, и “заставят колеса вращаться”» (Хатчинсон и Вуд, 1995).

Среди преимуществ предоставления услуг коллективного пользования фигурируют: более низкие затраты, более высокое качество, более эффективное обеспечение ресурсами и более высокий уровень обслуживание заказчика. Но существуют и недостатки, среди которых потеря личных контактов, потеря квалификации на административных должностях, возможное удаление от пользователей.

Для того чтобы ввести услуги коллективного пользования, – то, что часто описывается «как центр услуг по ЧР», – необходимо осуществить следующие шаги (все они затрагивают как пользователей, так и тех, кто предоставляет услуги):

1. Определить существующее положение дел.

2. Узнать мнения заказчиков о качестве существующих услуг и о том, как можно их усовершенствовать (включая набор услуг коллективного пользования).

3. Определить сферу услуг коллективного пользования.

4. Определить, каким образом будут поставляться услуги коллективного пользования, включая то, кто их предоставляет, где и каким образом (сюда относится возможность использования сторонних сил, см. далее в этой главе).

5. Определить приоритеты.

6. Составить программу (ее можно разбить на этапы и включить в нее экспериментальное исследование).

ПРИВЛЕЧЕНИЕ КОНСУЛЬТАНТОВ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ

Консультанты в сфере менеджмента предоставляют услуги в таких областях, как подбор кадров, подбор кандидатур на руководящие должности и повышение квалификации. Кроме того, они оказывают помощь со стороны, ориентируют своих клиентов, давая советы по поводу ввода новых систем или процедур, анализируют и диагностируют ситуацию, чтобы дать рекомендации по решению проблем или помочь улучшить показатели работы организации. Их роль заключается в предоставлении заключения специалистов и обеспечении ресурсами для помощи в развитии организации и осуществлении перемен.

Для эффективного подбора и использования консультантов предпримите следующие действия:

1. Определите потребность предприятия: какую добавленную стоимость будут создавать консультанты.

2. Соберите аргументы в пользу обращения за услугами к консультантам, принимая во внимание их эрудицию, объективность и способность привнести ресурсы, которые в противном случае были бы недоступны, – если анализ затрат и результатов подтвердит потребность во внешних консультантах, то оправданным будет привлечение именно их, а не внутренних ресурсов.

3. Точно определите цели консультирования с точки зрения конечных результатов.

4. Попросите три или четыре фирмы или независимых консультантов представить свои предложения.

5. На основе представленных предложений и собеседований («конкурса красоты») отберите предпочтительных консультантов – критериями должны быть степень понимания консультантом потребностей предприятия, соответствие и приемлемость предлагаемых им путей решения и программ работы, мощность фирмы и конкретных консультантов, то, смогут ли консультанты приспособиться к культуре и стилю руководства данной организации, степень, в которой они будут устраивать людей, с которыми им предстоит работать, и стоимость (значимый момент, но так же, как в отношении поставщиков услуг, не самый важный).

6. Получите отзывы до подтверждения согласия сотрудничать.

7. Согласуйте и подпишите контракт – он всегда должен быть составлен в письменном виде и в нем необходимо прописать все, что нужно сделать, время, стоимость, методы оплаты и условия расторжения договора.

8. Договоритесь о подробной программе действий.

9. Внимательно наблюдайте за выполнением задания, не вмешиваясь без необходимости в ежедневную деятельность консультантов, и оценивайте результаты.

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Если возникает серьезная проблема и одна из сторон явно нарушает условия контракта (независимо от того, заключен у вас официальный контракт или соглашение достигнуто путем обмена письмами), договор с консультантом следует расторгнуть. Клиенты могут подать на консультантов в суд за профессиональную халатность, если они считают, что их совет или действия привели к финансовым или другим убыткам, поддающимся измерению. Профессиональную халатность, однако, нелегко бывает доказать, особенно в сфере ЧР. Консультанты всегда могут заявить, что их совет был правильным, но клиент неверно применил его (что тоже трудно доказать). Предъявление иска консультанту может быть очень неприятным делом, и его следует начинать только тогда, когда вы чувствуете, что консультант (или его страховая компания) должен заплатить за свои ошибки и тем самым возместить убытки клиента. Следует также помнить, что независимые консультанты и даже небольшие фирмы могут не применять страхование профессиональной ответственности. В таком случае, если пострадавшие клиенты возбуждают дела, они, конечно, смогут сделать таких консультантов банкротами, но, хотя это может принести клиенту некоторое удовлетворение, это бессмысленно. Данной проблемы можно избежать, если обращаться только к застрахованным консультантам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...