Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификации управленческих решений




 

В соответствии с классом управленческого решения необходимо применять соответствующие методы разработки и реализации управленческого решения. От того, каким способом разрабатывать решение, будут зависеть его характеристики, качество и, соответственно, признаки, по которым это качество необходимо оценивать.

В организациях принимается большое количество самых разнообразных решений, различающихся между собой по содержанию, срокам действия и разработки, направленности и масштабам воздействия, уровню принятия и информационной обеспеченности. Их классификация позволяет выделить классы или виды решений, требующих различного подхода к организации процесса управления и методам принятия решений, а также неодинаковых по затратам времени и других ресурсов.

Критерии классификации управленческих решений - это основания, с помощью которых делят управленческие решения на классы или виды. Управленческие решения можно различать по степени структурированности, содержанию, количеству целей, длительности действия, способу принятия решения, уровню принятия решения, глубине воздействия на организационную иерархию, направлению решения.

Одним из важных критериев классификации управленческих решений является их группировка в соответствии со степенью структурированности на программируемые (высокоструктурируемые) и непрограммируемые (слабоструктурируемые), требующие разного подхода к разработке и реализации.

Управленческие решения могут быть направлены на ту или иную cферу управления или деятельности организации: экономическую, социальную, техническую, организационную и научную. Есть свои особенности разработки и реализации управленческих решений в каждой из этих сфер.

Особое место в классификации управленческих решений занимает деление по количеству целей на моноцелевые и многоцелевые. Хотя существует знаменитая русская пословица «за двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь», и ее необходимо учитывать - в управлении умение с помощью одного решения достигать нескольких целей свидетельствует о высоком управленческом мастерстве.

Известно, например, что количество оперативных решений, принимаемых в организациях, значительно (иногда многократно) превышает количество тактических и стратегических решений, однако по затрачиваемому времени самыми ресурсоемкими являются стратегические решения. Распределение общих затрат времени на принятие оперативных, тактических и стратегических решений в организациях крупного, среднего и малого размера также имеет особенности: в малых предприятиях основная доля затрат времени приходится на оперативные решения, но по мере роста размеров предприятий существенно увеличивается время, затрачиваемое на выработку стратегии развития.

Управленческие решения можно подразделить по способу принятия решения на индивидуальные и на групповые. При этом процесс принятия групповых решений требует от участвующих высоких коммуникативных способностей, владения культурой ведения дискуссий, ораторских способностей.

По уровню принятия решения можно разделить н общие, относящиеся ко всей организации в целом и принимаемые на самом высоком уровне управленческой иерархии, и частные, относящиеся к структурным подразделениям, функциональным службам и отдельным работникам.

По глубине воздействия на организацию выделяют одноуровневые - охватывающие один уровень организационной иерархии, и многоуровневые - охватывающие несколько уровней в организации управленческие решения. От глубины воздействия зависит структура решения и, следовательно, сложность его проектирования.

Также управленческие решения различаются по периоду их действия: на длительный срок (штатное расписание) и короткий срок (авария на производстве).

Решения могут иметь также различную направленность - внутрь организации, как системы, и за ее пределы, во внешнюю среду. Решения для воздействия на внешнюю среду предприятия касаются ближнего окружения, партнеров, клиентов, кредиторов (например, необходимость получения ссуды в банке).

Решения для воздействия на внутреннюю среду предприятия связаны с управляемой системой (например, изменение штатного расписания, которое повлечет за собой сокращение сотрудников или разработку новой структуры управления, в результате появится дополнительная должность топ-менеджера).

Более наглядно изучить классификацию управленческих решений можно в таблице 1.

 

Таблица 1 Классификация управленческих решений

Номер Классификационный признак Виды управленческих решений
1 По используемым методам программируемые непрограммируемые
2 По степени формализации проблемы высокоструктурируемые слабоструктурируемые
3 По количеству целей моноцелевые многоцелевые
4 По способу принятия индивидуальные групповые
5 По уровню принятия общие частные
6 По глубине воздействия на организацию одноуровневые многоуровневые
7 По типу направленности внутрь организации внешняя среда

Далее внимание следует уделить моделям принятия управленческих решений.

 

Модели принятия решений

 

Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Наука управления старается повысить эффективность организации путем увеличения способности руководства к принятию обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности с помощью моделей и количественных методов.

Особенность науки управления - использование моделей. Моделирование часто необходимо в силу сложности проблем управления и трудности проведения экспериментов в реальной жизни. Некоторые модели, используемые наукой управления, настолько сложны, что без компьютера обойтись невозможно.

Модель - это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самого объекта или системы. Например, схема организации - это модель, представляющая ее структуру. Главная особенность модели - упрощение реальной ситуации или системы. Модель менее сложна, не относящиеся к делу детали, маскирующие проблему в реальной жизни, устраняются, поэтому возможности понимания и разрешения проблем увеличиваются.

Модели подразделяются на физические, аналоговые и математические.

Физическая модель представляет собой увеличенную или уменьшенную копию объекта или системы. Особенность физической модели состоит в том, что в некотором смысле она выглядит как моделируемая целостность. Например, авиационные предприятия всегда изготавливают уменьшенные физические копии новых самолетов, чтобы проверить аэродинамическое сопротивление. Модель должна вести себя аналогично разрабатываемому новому самолету, при этом стоит она в миллионы раз меньше настоящего самолета.

Аналоговая модель представляет собой исследуемый объект аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой. Известные каждому экономисту или менеджеру графики, иллюстрирующие соотношения объема производства и издержек, являются аналоговой моделью. График показывает, как уровень производства влияет на издержки.

Математическая модель - это описание свойств объекта или системы с помощью математических символов. В математической модели используются символы для описания свойств или характеристик объекта либо события. Математические модели чаще всего используются при принятии организационных решений.

В настоящее время в управлении применяются разнообразные типы моделей, к числу самых распространенных моделей в менеджменте относят: теорию игр, модели математического программирования, имитационное моделирование, модели системного анализа.

Теория игр - это теория математических моделей принятия решений в условиях конфликта или неопределенности. Решения, получаемые с помощью теории игр, полезны при составлении планов в условиях возможного противодействия конкурентов или неопределенности во внешней среде. Например, с помощью теории игр руководство может установить, что при повышении цен конкуренты не последуют их примеру, и вовремя отказаться от этого шага, чтобы не проиграть в конкурентной борьбе.

Теория игр включает в себя: матричные игры, теории очередей и модели управления запасами.

Матричные игры. Для выбора решения применяется платежная матрица, или матрица решений. Она представляет собой таблицу, в которой по вертикали указываются возможные решения, а по горизонтали - состояние среды, на которую нельзя влиять. На пересечении строк и столбцов указывают результаты решения при данном состоянии среду - «платежи». Они могут быть выражены в суммах издержек, прибыли, поступлений денежных средств.

Теории очередей используются для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в них. Они используются для минимизации издержек в сфере обслуживания, производстве, торговле. При этом учитываются три фактора: 1) ритм изменения количества клиентов и заявок; 2) вероятностные соображения, например, каковы шансы столкнуться с необычно большим наплывом покупателей; 3) способ определения издержек ожидания и улучшения обслуживания.

Примерами использования моделей могут служить следующие ситуации: ожидание в очереди на машинную обработку данных, ожидание мастеров по ремонту оборудования, очередь грузовиков под разгрузку на склад, очередь в кассу. Однако если, например, клиентам приходится слишком долго ждать кассира, они могу решить перенести свои счета в другой банк. Модели очередей снабжают руководство инструментом определения числа каналов обслуживания, обеспечивающего минимум издержек и максимум прибыли.

Модели управления запасами используются для определения времени размещения заказов на ресурсы и их количества, объема готовой продукции на складах. Организации должны поддерживать некоторый уровень запасов во избежание простоев производства и задержек в сбыте. Цель использования моделей - сведение к минимуму издержек, которые подразделяют на три вида: 1) на организацию закупок (они тем больше, чем чаще делаются закупки); 2) на хранение (они пропорциональны средней величине запаса); 3) потери, связанные с отказами клиентам при исчерпании запасов.

Модели математического программирования - это многочисленные модели оптимальных по определенным критериям планов. Задачи математического программирования состоят в отыскании максимума или минимума некоторой функции при наличии ограничений на переменные - элементы решения.

Линейное программирование объединяет методы решения задач, которые описываются линейными уравнениями, оно используется наиболее широко при составлении оптимального по прибыли плана производства; выборе структуры инвестиций; составлении расписаний; разработке маршрутов перевозок.

Постановка задач линейного программирования состоит в формулировке целевой функции и ограничений - уравнений или неравенств.

Имитационное моделирование - это процесс создания модели и ее экспериментальное применение для определения изменений реальной ситуации. Специалисты по производству и финансам разрабатывают модели, позволяющие имитировать ожидаемый прирост производительности и прибыли в результате применения новой технологии или изменения состава рабочей силы.

Имитация используется в ситуациях, слишком сложных для применения отдельных математических методов, например, математического программирования. Эти трудности преодолеваются путем создания моделей, состоящих из отдельных элементов, в которых используется как теоритические модели, так и опытные данные.

Модели системного анализа представляют организации в виде систем. Следующие ситуации требуют применения методов системного анализа: 1) выявление и четкое формулирование проблемы в условиях большой неопределенности; 2) выбор стратегии анализа и подготовка выводов на его основе; 3) точное определение систем - границ, входов, выходов и других компонентов; 4) выявление целей развития и функционирования систем; 5) выявление функции и состава вновь создаваемой системы.

Многообразие и принципиальное различие объектов, процессов, проблем, подлежащих системному анализу, обусловило многообразие его специфических методов. Наибольшее распространение получили следующие методы:

.   Дерево анализа проблемы применяется для выявления и структуризации, трудно понимаемых проблем, характеризующихся сложными взаимосвязями. Дерево проблемы, как правило, включает три основные ветви: 1) объект анализа и создания; 2) структуры системы, решающей данную проблему; 3) порядок работы системы и способ ее взаимодействия с другими системами.

.   Дерево целей - эффективный способ анализа целей и задач организации. Дерево целей включает ветви основных подцелей, которые должны быть достигнуты до того, как станет возможным достижение главной цели. Ветви основных подцелей разделяются на ветви подцелей более низкого уровня.

.   Дерево решений - один из наиболее эффективных способов поэтапного выбора решений. Дерево решений начинается с выбора одного из вариантов - одной из ветвей, далее на этой «ветви» вновь появляется разветвление - приходится вновь проводить выбор при более ограниченных возможностях.

На рис. 3 проиллюстрировано применение метода дерева решений для разрешения проблемы, требующей определенной последовательности решений.

 

 


Рис. 3 Дерево решений

 

Экономический анализ вбирает колоссальное множество методов и моделей оценки издержек и экономических выгод, экономической эффективности проведения отдельных мероприятий и деятельности предприятия в целом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...