Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность, измерение и условия инфляции.




Сущность инфляции. Инфляция - от итальянского слова «inflatio», что означает «вздутие», т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, которые не обеспечены соответствующим ростом товарной массы.

В реальной жизни инфляция проявляется как повышение общего уровня цен. Поэтому инфляцию определяют как устойчивую тенденцию роста общего уровня цен.

В этом определении важны следующие слова:

1. устойчивая, что означает, что инфляция – это длительный процесс, устойчивая тенденция, и поэтому ее следует отличать от скачка цен;

2. общего уровня цен. Это значит, что инфляция не означает роста всех цен в экономике. Цены на отдельные товары могут вести себя по-разному: повышаться, понижаться, оставаться без изменения. Важно, чтобы увеличился общий индекс цен, т.е. дефлятор ВВП.

При постоянном росте цен наблюдается снижение покупательной способности денег. Под покупательной способностью (ценностью) денег понимают количество товаров и услуг, которое можно купить на одну денежную единицу. Если цены на товары повышаются, то на одну и ту же сумму денег можно купить меньше товаров, чем раньше, поэтому ценность денег падает. Поэтому инфляцию можно определить как процесс обесценивания денег, или как образно говорят, — ситуацию, когда слишком большое количество денег «охотится» за меньшим количеством товара.

Измерение инфляции. Главным показателем инфляции выступает темп (или уровень) инфляции - p, который рассчитывается как процентное отношение разницы уровней цен текущего и предыдущего года к уровню цен предыдущего года:

или или (11.1)

где Pt - общий уровень цен (дефлятор ВВП) текущего года,

Pt – 1 - общий уровень цен (дефлятор ВВП) предыдущего года.

 

Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует не темп роста общего уровня цен, а темп прироста общего уровня цен.

Показателями инфляции могут служить также индексы розничных цен по отдельным видам товаров, индекс стоимости жизни, характеризующий динамику стоимости набора потребительских товаров и услуг.

С помощью так называемого “ правила величин 70” можно подсчитать количество лет, необходимое для удвоения цен. Для этого необходимо разделить число 70 на темп ежегодного увеличения уровня цен, или темп инфляции. Если темп инфляции равен 10 %, то можно сказать, что через 7 лет (70:10) инфляция увеличится вдвое.

В качестве косвенных показателей уровня инфляции могут использоваться данные об отношении товарных запасов к сумме денежных вкладов населения и о превышении доходов населения над расходами в процентах к доходам.

Термин “стагфляция” является производным от стагнации и инфляции и означает высокую инфляцию при медленном или нулевом росте реального объема производства. Часто этот термин употребляется для характеристики инфляции при одновременном спаде объема производства.

Виды инфляции.

В зависимости от критериев выделяют разные виды инфляции.

По темпам инфляции выделяют: умеренную инфляцию, галопирующую инфляцию и гиперинфляцию.

· Ползучая инфляция. Для данного типа инфляции характерны невысокие темпы роста цен (до десяти процентов в год). Ползучая инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой и даже считается стимулом для увеличения объема выпуска.

· Галопирующая инфляция. Темп роста цен при галопирующей инфляции составляет от 10 до 40 % в год. Такая инфляция становится трудноуправляемой и считается серьезной экономической проблемой для развитых стран.

· Гиперинфляция измеряется процентами в неделю и даже в день, и уровень ее составляет более 50% в месяц, или более 1000% в год. Гиперинфляция практически неуправляема, однозначного представления о том, как бороться с гиперинфляцией не существует.

По форме проявления инфляции различают: явную (открытую) инфляцию и подавленную (скрытую) инфляцию.

· Открытая (явная) инфляция проявляется в наблюдаемом росте общего уровня цен.

· Подавленная (скрытая) инфляция имеет место при жестком государственном контроле над ценами, когда государство устанавливает цены на уровне ниже, чем равновесный рыночный (Рисунок. 11.1).

Рисунок 11.1. Подавленная (скрытая) инфляция

PM – равновесная рыночная цена, PG – цена, установленная государством, YS – величина совокупного выпуска YD – величина совокупного спроса

Разница между YD и YS есть дефицит товаров и услуг. Дефицит служит формой проявления инфляции, поскольку одной из характерных черт инфляции является снижение покупательной способности денег. Дефицит означает, что деньги вообще не обладают покупательной способностью, поскольку человек не может на них ничего купить. По источникам различают инфляцию, вызванную внутренними причинами и импортируемую.

· К числу внутренних причин инфляции принадлежат: деформация народнохозяйственной структуры, наращивание капиталовложений и одновременное падение их эффективности, отставание отраслей потребительского сектора, недостатки в механизме денежного обращения, дефицит государственного бюджета и др.

· К внешним причинам относятся: отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов, неблагоприятная конъюнктура на мировом рынке, например, падение цен на экспортируемые товары и рост цен на импортируемую продукцию, неблагоприятное изменение валютного курса.

По сбалансированности инфляция может быть: Сбалансированная – цены на различные товары растут в одинаковых пропорциях. Несбалансированная – цены изменяются в разных пропорциях и направлениях, но общий уровень цен растет.

43. Антиинфляционная политика. Адаптивная политика. Активная политика. Монетарные и немонетарные меры антиинфляционной политики. Антиинфляционная политика подразделяется на два вида:

1. Адаптивная политика – приспособление к условиям инфляции, смягчение ее отрицательных последствий. Она включает:индексацию доходов;соглашение с предпринимателями и профсоюзами о темпах роста цен и заработных плат.

2. Активная политика – направлена на ликвидацию причин, вызвавших инфляцию.Главными ее составляющими являются контроль и регулирование совокупного спроса и совокупного предложения

Активная политика проводится монетарными и немонетарными мерами.

Монетарные меры антиинфляционной политики:

Ø Контроль за денежной эмиссией осуществлять путем установления жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы;

Ø Недопущение эмиссионного финансирования дефицита госбюджета

Ø Текущий контроль денежной массы путем осуществления операций на открытом рынке

Ø Денежная реформа конфискационного типа.

Немонетарные антиинфляционные меры могут быть направлены против инфляции спроса и против инфляции издержек.

Меры против инфляции спроса:

1. Сокращение бюджетного дефицита, повышение налогов и снижение расходов государства

1. Сокращение государственного финансирования предприятий.

2. Погашение инфляционных ожиданий населения, которые нагнетают текущий спрос. Для этого правительство должно проводить четкую последовательную антиинфляционную политику и завоёвывать таким образом доверие населения.

3. Повышение процентных ставок по депозитам для отвлечения денежной массы с рынка товаров услуг.

4. Продажа части государственной собственности. В результате растут поступления в государственный бюджет, и облегчается решение проблемы его дефицита, а также понижается инфляционный спрос за счет продажи большого количества акций новых частных предприятий,

Меры против инфляции издержек:

1. Сдерживание роста факторных доходов.

2. Борьба с монополизмом, проведение антимонопольной политики. Создание условий для развития предпринимательства с целью создания устойчивой конкурентной среды.

3. Проведение либеральной внешнеторговой политики; ослабление таможенных и импортных ограничений.

4. Увеличение совокупного предложения посредством структурного преобразования народного хозяйства, государственного стимулирования научно-технического прогресса.

5. Стабилизация валютного курса путем его фиксирования.

6. Уменьшение предельных ставок налогообложения, что способствует усилению трудовой мотивации, росту сбережений и инвестиций, развитию конкуренции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...