Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Формирование речи в процессе онтогенеза




Литература:

1. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М., 1987.

2. Гвоздев А.Н.. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.

3. Грибова О.Е. Психолингвистика и логопедия: вопросы, предложения // Дефектология. – 1999. – № 3.

4. Елисеева М.Б. Развитие речи ребенка: взгляд лингвиста // Логопед. 2005. № 4.

5. Елисеева М.Б. Становление функций речи в онтогенезе // Логопед. – 2006. - № 3 .

6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.

7. Иванова А.И. Становление функций речи в онтогенезе // Логопед. 2006. № 3.

8. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М., 1968.

9. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи. М., 2000.

 

 

Онтогенез – совокупность последовательных преобразований организма от его зарождения до конца жизни.

А.Н.Леонтьев – 4 этапа речевого развития:

I. Формирование речевой деятельности в подготовительный период.

II. Формирование речевой деятельности в период первоначального овладения языком.

III. Формирование речевой деятельности в период обогащения языка и развития речи в дошкольный период.

IV. Формирование речевой деятельности в период школьного обучения.

Учет особенностей формирования речевой деятельности при логопедическом воздействии:

1. Опережающее развитие импрессивной речи над экспрессивной.

2. Неравномерность развития структурных компонентов речи (1 – лексика, 2 – грамматический строй, 3 – звуковое оформление).

3. Определенная последовательность развития функций речи: номинативная - коммуникативная – познавательная – регулирующая функция.

4. Опережающее развитие смысловой стороны речи перед формальной.

5. Определенная последовательность в развитии фонематического слуха.

Понятийно-категориальный аппарат логопедии

Логика формирования логопедического понятийно-терминологического аппарата:[32]

· лингвистические понятия и терминология

· медицинские понятия и терминология

· психологические понятия и терминология

· педагогические понятия и терминология

1.

Различение понятий нормы и нарушений речи

Под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности.

Речевой нормой называется совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации. Нормированность речи – это ее соответствие литературно-языковому идеалу.

Нарушение речи определяется как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

1. Они не соответствуют возрасту говорящего;

2. Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;

3. Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;

4. Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка;

5. Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают;

6. Требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.

Для обозначения нарушений речи используются термины:

· расстройства речи

· дефекты речи

· недостатки речи

· речевая патология

· речевые отклонения

??? нарушение речи ↔ нарушение развития речи

«…термин «нарушение» означает либо прерывание, расстройство какого-либо нормально протекающего процесса, либо повреждения, поломку, грубое изменение чего-то уже сложившегося. Поэтому не может быть нарушена речь у ребенка, у которого ее еще не было».[33]

Понятия «недоразвитие речи» и «нарушение речи»

Недоразвитие речипредполагает качественно более низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом. Нарушение речипредставляет собой расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности.

Под общим недоразвитием речив логопедии понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речи. Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает наличие симптомов несформированности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя). Общее недоразвитие речи может иметь различный механизм и соответственно различную структуру дефекта. Оно может наблюдаться при алалии, дизартрии и т. д.

Таким образом, термин «общее недоразвитие речи» характеризует только симптомологический уровень нарушения речевой деятельности. В большинстве случаев при этом нарушении возможно не столько недоразвитие, сколько системное расстройство речи.

Понятия «нарушения речевого развития» и «задержка речевого развития»

В отличие от нарушения речевого развития, при котором искажается сам процесс речевого онтогенеза, задержка речевого развития – это замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка.

Понятие «распад речи» предполагает утрату имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных или диффузных поражений головного мозга (инсульта, опухоли или травмы мозга).

2.

Симптом нарушения речи– это признак(проявление) какого-либо нарушения речевой деятельности.

Симптоматика нарушений речи– это совокупность признаков(проявлений) нарушения речевой деятельности.

Под механизмом нарушения речипонимается характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.

Патогенез нарушений речи– это патологический механизм,обусловливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.

Под структурой речевого дефектапонимается совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей.

3.

Логопедическое воздействиепредставляет собой педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением.

Логопедическое воздействие – это педагогический процесс, осуществляемый с помощью следующих средств: обучения, воспитания, коррекции, компенсации, адаптации, профилактики речевых нарушений. Логопедическое воздействие при необходимости может сочетаться с медицинским воздействием – медикаментозным, физиотерапевтическим, психотерапевтическим и т. п. [34]

Обучение– это двусторонний управляемый процесс, включающий активную познавательную деятельность детей по усвоению знаний, умений и навыков и педагогическое руководство этой деятельностью. Процесс обучения выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функцию в их органическом единстве.

Обучение процесс усвоения определенных знаний, умений и навыков под руководством специального лица (учителя, логопеда, воспитателя), включающий активную познавательную деятельность детей.

При локальных поражениях головного мозга в логопедической работе используется восстановительное обучение,которое направлено на восстановление нарушенных речевых и неречевых функций. В основе этого обучения лежит опора на сохранное звено функции и перестройка всей функциональной системы. Термин «восстановление речи» используется для обозначения обратного развития нарушенной речи при афазии.

Воспитание– это целенаправленное, систематическое, организованное управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества.

Воспитание процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в соответствии с потребностями общества.

В процессе перевоспитанияосуществляются коррекция и компенсация личностных особенностей лиц с нарушениями речевой деятельности.

Коррекция нарушений речи– это исправление речи или ослабление симптоматики нарушений речи (устранение, преодоление речевых нарушений).

Коррекция нарушений речи это исправление недостатков речи, преодоление речевых нарушений.

Компенсацияпредставляет собой сложный, многоаспектный процесс перестройки психологических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма. Компенсаторная перестройка включает восстановление или замещение утраченных или нарушенных функций, а также их изменение.

Компенсация это восстановление или замещение утраченных функций посредством их перестройки или использования сохранных функций.

Адаптация – приспособление организма к условиям существования.

Адаптация приспособление ребенка с патологией к условиям общества.

Профилактика – совокупность предупредительных мер, направленных на сохранение речевой функции и предупреждение ее нарушений.

 

Логопедическое воздействие может быть направлено как на устранение нарушений речи (например, дислексии), на исправление (например, звукопроизношения), так и на преодоление отрицательных симптомов неречевых нарушений (например, психологических особенностей заикающихся).

Эффективность логопедического воздействия обусловлена следующими факторами:

ü степенью выраженности дефекта,

ü возрастом ребенка,

ü соматическим состоянием ребенка,

ü особенностями психики,

ü особенностями эмоционально-волевой сферы,

ü влиянием микросоциального окружения,

ü сроками начала логопедической работы и ее продолжительностью,

ü возможностью использования комплексного воздействия,

ü профессионализмом педагога.

 

 


[1] Стариченок, В.Д., Рудь, Л.Г. Культура речи и деловое общение: слов.-справ. – Мн.: БГПУ, 2008.

[2] Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М: Просвещение, 1968.

[3] Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2005.

[4] Понятийно-терминологический словарь логопеда /Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997.

[5] Образовательный стандарт Республики Беларусь «Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1 – 03 03 01 Логопедия». – Мн., 2008.

[6] Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи. – М., 2000.

Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – СПб., 1997.

[7] Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова: В 2 т. – М.: ВЛАДОС, 1997. –Т. 2.

[8] Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова: В 2 т. – М.: ВЛАДОС, 1997. –Т. 2.

 

[9] И.М. Бобла, И.Ю. Макавчик История становления и развития специального образования детей с ОПФР в Беларуси. Мн., 2010.

 

 

[10] Орлова О.С. Состояние логопедической помощи в Западной Европе // Психосоциальные проблемы психотерапии, коррекционной педагогики, специальной психологии: Материалы III съезда Российск. Психотерапевт. Ассоциации и науч.-практ. конф.– Курск, 2003.

[11] Георгиева А. Современные концептуальные рамки логопедии и высшего образования по логопедии в Болгарии // Проблемы подготовки кадров по специальной педагогике и специальной психологии в России и Болгарии на рубеже веков. – София-Москва, 2001.

[12] Основные показатели развития системы специального образования в Республике Беларусь. – Мн., 2003… 2012.

[13] Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2005.

[14] Понятийно-терминологический словарь логопеда /Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997.

[15] Образовательный стандарт Республики Беларусь «Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1 – 03 03 01 Логопедия». – Мн., 2008.

[16] -«-

[17] Единый квалификационный справочник должностей служащих (Мн., 2011).

[18] Бейлинсон, Л.С. Профессиональная речь логопеда / Л.С. Бейлинсон. – М.: ТЦ СФЕРА, 2005.

[19] Степанов С. Рейтинг вашей профессии // Мы и мир. Психологическая газета. 2004. №3. С. 12.

[20] Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2005.

[21] Современная логопедия: теория, практика, перспективы: Материалы междунар. науч.-практ. конф.; 12–14 сентября 2002 г. / Моск. гос. откр. пед. ун-т; отв. ред. О.С. Орлова. – М., 2002.

[22] Доронина К.М., Путреша Т.М. Актуальные проблемы совершенствования логопедической помощи в учреждениях здравоохранения // Психолого-педагогические проблемы речемыслительной деятельности детей с особенностями психофизического развития: Материалы междунар. науч.-практ. конф., 8 – 9 июня 2004 г. / – Минск, 2004.

[23] Понятийно-терминологический словарь логопеда /Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997.

[24] Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989.

Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов н/Д., 2008.

[25] Визель Т.Г. Мозговая организация речевой функции и ее нарушения // Логопед. 2004. № 6.

 

[26] Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2005.

[27] Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. СПб., 2006.

[28] Понятийно-терминологический словарь логопеда /Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997.

[29] Старичёнок В.Д., Алексина Л.И., Вержбицкая Т.Н., Григорьева Т.А. Основы фонологии. – Мн., 1998.

Винарская Е.Н., Богомаз Г.М. Возрастная фонетика. – М., 2005.

Российская Е.Н., Гаранина Л.П. Произносительная сторона речи: Практический курс. – М.: АРКТИ , 2003.

[30] Варпахович Л.В. Лингвистика в таблицах и схемах. – Мн., 2000.

Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М., 2007.

[31] Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.

Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М., 2007.

 

[32] Понятийно-терминологический словарь логопеда /Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – С. 5 – 26.

 

[33] Лубовский В.И. Развитие науки и недостатки терминологии // Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития. – М., 2005, т. III. – С. 110.

[34] Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т. В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 16.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.