Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правила ведения воздушной войны




Приняты в г. Гааге в декабре 1922 г. – феврале 1923 г. Правила не были приняты в качестве обязательных для выполнения // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

(Извлечение)

 

Статья 1

Правила воздушной войны применяются ко всем воздушным судам, как к тем, которые тяжелее, так и тем, которые легче воздуха, независимо от того, могут ли они держаться на воде.

 

Статья 2

Следующие воздушные суда будут считаться государственными:

а) военные воздушные суда;

б) невоенные воздушные суда, используемые исключительно на государственной службе.

Все остальные воздушные суда должны считаться частными.

 

Статья 3

На военных воздушных судах должен быть внешний отличительный знак, указывающий его государственную принадлежность и военное назначение.

 

Статья 4

Государственное невоенное воздушное судно, используемое в целях таможенной или полицейской службы, должно располагать документами, удостоверяющими тот факт, что оно занято исключительно на государственной службе. На таком воздушном судне должен быть внешний отличительный знак, указывающий на его государственную принадлежность и его невоенное назначение.

 

Статья 5

Государственные невоенные воздушные суда, иные, нежели суда, используемые для целей таможенной или полицейской служб, должны во время войны быть отмечены такими же внешними отличительными знаками и для целей настоящих Правил будут рассматриваться наравне с частными воздушными судами.

 

Статья 6

Воздушные суда, не перечисленные в статьях 3 и 4 и рассматриваемые как частные воздушные суда, должны иметь такие документы и такие внешние отличительные знаки, которые требуются в соответствии с правилами, действующими в их стране. Эти знаки должны указывать на их государственную принадлежность и характер.

 

Статья 7

Внешние отличительные знаки, требуемые предыдущими статьями, должны быть прикреплены таким образом, чтобы их нельзя было видоизменить во время полета. Они должны быть настолько большими, насколько это практически возможно, и быть видимыми сверху, снизу и с каждой стороны.

 

Статья 12

Во время войны любое государство, как воюющее, так и нейтральное, может запретить или регулировать доступ, передвижение или пребывание воздушных судов в пределах действия его юрисдикции.

 

Статья 13

Только военные воздушные суда пользуются правами воюющих.

 

Статья 15

Члены экипажа военного воздушного судна должны носить установленную отличительную эмблему, которую можно будет узнать на расстоянии в случае, если они будут находиться отдельно от своего воздушного судна.

 

Статья 16

Ни одно воздушное судно, кроме военных воздушных судов воюющих сторон, никоим образом не должно участвовать в военных действиях.

Термин «военные действия» включает передачу во время полета сведений военного характера для немедленного использования воюющей стороной.

Ни одно частное воздушное судно не должно быть вооружено во время войны, если оно находится вне пределов юрисдикции своей собственной страны.

 

Статья 17

Принципы, изложенные в Женевской конвенции 1906 г. и в Конвенции о применении начал означенной Конвенции к морской войне (X Г.К. 1907 г.), будут применяться к воздушной войне и санитарным воздушным судам, а также к контролю за санитарными летательными аппаратами, осуществляемому командиром воюющей стороны.

Для того чтобы пользоваться защитой и привилегиями, предоставляемыми подвижным медицинским формированиям Женевской конвенцией 1906 г., санитарные воздушные суда кроме обычных опознавательных знаков должны иметь отличительную эмблему красного креста.

 

Статья 18

Воздушным судам или против них не запрещается использовать трассирующие, зажигательные или разрывные снаряды.

Это положение относится равным образом как к государствам, подписавшим Санкт-Петербургскую декларацию 1868 г., так и к не подписавшим ее государствам.

 

Статья 19

Запрещается использование ложных внешних опознавательных знаков.

 

Статья 20

Если воздушное судно терпит бедствие, то покидающие его на парашюте лица не могут становиться объектом нападения в течение своего спуска на землю.

 

Статья 22

Запрещается воздушная бомбардировка с целью терроризирования гражданского населения, уничтожения частной собственности, не имеющей военного значения, или нанесения ей ущерба и поражения некомбатантов.

 

Статья 23

Запрещается воздушная бомбардировка с целью принуждения населения нести натуральные повинности или уплачивать денежные контрибуции.

 

Статья 24

1. Воздушная бомбардировка является законной только тогда, когда она направлена на военный объект, то есть объект, разрушение или повреждение которого может представить определенную военную выгоду для воюющей стороны.

2. Такая бомбардировка является законной только тогда, когда она направлена исключительно на следующие объекты: вооруженные силы; военные сооружения; военные учреждения или склады; заводы, являющиеся важными и хорошо известными центрами по производству оружия, боеприпасов или типично военных предметов довольствия; линии связи или транспорта, используемые для военных целей.

3. Бомбардировка городов, селений, жилых построек или зданий, не находящихся в непосредственной близости от района операций сухопутных сил, запрещается. Если объекты, перечисленные в пункте 2, расположены таким образом, что при их бомбардировании подвергнется неизбирательной бомбардировке гражданское население, то воздушное судно должно воздержаться от бомбардировки.

4. В непосредственной близости от района операций сухопутных сил бомбардировка городов, селений, жилых построек или зданий является законной, только если существует обоснованное предположение, что сосредоточение военных объектов является достаточно значительным для того, чтобы оправдать такую бомбардировку, принимая во внимание опасность, которой подвергается в этом случае гражданское население.

5. Воюющее государство обязано заплатить компенсацию за ущерб, причиненный лицам или имуществу в результате нарушения положений данной статьи, допущенного любым из его офицеров или вооруженных формирований.

 

Статья 25

При бомбардировке с воздуха командир должен принять все необходимые меры для того, чтобы пощадить, насколько это возможно, здания, предназначенные для отправления культа, а также служащие целям искусства, науки или благотворительности, исторические памятники, госпитальные суда, госпитали и другие места для сбора больных и раненых, при условии, что такие здания, объекты или места не используются в данное время для военных целей. Днем такие здания, объекты и места должны отмечаться знаками, хорошо видимыми с воздушных судов. Использование знаков для обозначения зданий, объектов или мест иных, нежели перечисленные выше, будет рассматриваться как акт вероломства. Знак, используемый вышеозначенным образом для обозначения зданий, пользующихся защитой в соответствии с Женевской конвенцией, будет представлять собой красный крест на белом поле; для других зданий, пользующихся защитой, этим знаком будет большой прямоугольник, поделенный по диагонали на два треугольника – черный и белый.

Воюющая сторона, желающая обеспечить защиту больниц и других вышеперечисленных зданий ночью, должна принять необходимые меры для того, чтобы специальные знаки, о которых говорилось выше, были достаточно хорошо видны.

 

Статья 26

Принимаются следующие специальные правила для того, чтобы дать возможность государствам обеспечить более эффективную защиту важных исторических памятников, расположенных на их территории, при условии, что они готовы не использовать такие памятники и прилегающую к ним территорию в военных целях и согласиться на особый режим для ее пересечения.

1. Государство имеет право, если сочтет нужным, установить защитную зону вокруг таких памятников, расположенных на его территории. Такие зоны во время войны будут пользоваться иммунитетом от бомбардировок.

2. Другие государства должны быть в мирное время уведомлены дипломатическим путем о памятниках, вокруг которых будет установлена зона; в уведомлениях должны указываться границы зоны. Уведомление не может быть отозвано во время войны.

3. Защитная зона может включать, кроме территории, занимаемой собственно памятником или группой памятников, внешнюю зону, ширина которой не должна превышать 500 метров от периметра вышеупомянутой территории.

4. Знаки, ясно различимые с воздушных судов днем и ночью, будут использоваться для того, чтобы обеспечить идентификацию границ зоны авиаторами воюющей стороны.

5. На самих памятниках используются знаки, описанные в статье 25. Знаки, используемые для обозначения прилегающей к ним территории, будут установлены каждым государством, принимающим положения данной статьи; другие государства должны получить уведомления о них одновременно с уведомлениями о памятниках и зонах.

6. Всякое злоупотребление обозначающими зоны знаками, указанными в пункте 5, будет рассматриваться как акт вероломства.

7. Любое государство, принимающее положения настоящей статьи, обязано воздержаться от использования памятника и прилегающей территории в военных целях или каким-либо образом в интересах любой своей военной организации или от совершения в пределах такого памятника или зоны любого действия, имеющего военную цель.

 

 

Статья 27

Любое лицо на борту воздушного судна воюющей стороны или нейтрального воздушного судна будет считаться шпионом, только если, действуя тайно или обманным путем, оно получает или пытается получить, находясь в воздухе в пределах действия юрисдикции воюющего государства или в зоне действий воюющего государства, сведения с целью передачи их стороне противника.

 

Статья 33

Невоенные воздушные суда воюющей стороны, как государственные, так и частные, совершающие полет в пределах юрисдикции своего собственного государства, могут быть обстреляны, если они не совершат посадку в ближайшем подходящем пункте при приближении военного воздушного судна противника.

 

Статья 34

Невоенные воздушные суда воюющей стороны, как государственные, так и частные, могут быть обстреляны, если они совершают полет:

1) в пределах юрисдикции противника, или

2) в непосредственной близости от них и вне пределов юрисдикции своего государства, или

3) в непосредственной близости от района сухопутных или морских операций противника.

 

Статья 35

Нейтральные воздушные суда, совершающие полет в пределах юрисдикции воюющего государства, будучи предупреждены о приближении военных воздушных судов противостоящего воюющего государства, должны совершить посадку в ближайшем подходящем пункте. Не сделав этого, они подвергаются риску быть обстрелянными.

 

Статья 36

Когда военное воздушное судно противника попадает в руки воюющей стороны, члены экипажа и пассажиры, если таковые имеются, могут быть взяты в плен в качестве военнопленных.

Это же правило применяется по отношению к членам экипажа или пассажирам, если таковые имеются, государственного невоенного воздушного судна противника, за исключением случаев, когда государственное невоенное воздушное судно предназначено исключительно для перевозки пассажиров. В этом случае пассажиры должны быть освобождены, если они не состоят на службе у противника и не являются гражданами государства противника, годными к военной службе.

Если частное воздушное судно противника попадает в руки воюющей стороны, члены экипажа, которые являются гражданами страны противника или гражданами нейтральной страны, состоящими на службе у противника, могут быть взяты в плен в качестве военнопленных. Нейтральные члены экипажа, которые не находятся на службе у противника, должны быть освобождены, если они дают письменное обещание не служить на воздушном судне противника до тех пор, пока продолжаются военные действия. Пассажиры должны быть освобождены, если они не состоят на службе у противника и не являются гражданами страны противника, годными к военной службе. В противном случае они могут быть взяты в плен в качестве военнопленных.

 

Статья 37

Члены экипажа нейтрального воздушного судна, которое было задержано воюющей стороной, должны быть безусловно освобождены, если они являются гражданами нейтрального государства и не находятся на службе у противника. Если же они являются гражданами страны противника или находятся на службе у противника, они могут быть взяты в плен в качестве военнопленных.

Пассажиры должны быть освобождены, если они не находятся на службе у противника и не являются гражданами государства противника, годными к военной службе. В противном случае они могут быть взяты в плен в качестве военнопленных.

 

Статья 39

Воздушные суда воюющих сторон должны уважать права нейтральных держав и воздерживаться в пределах действия юрисдикции нейтрального государства от любых актов, предотвращать которые является обязанностью этого государства.

 

Статья 40

Военным воздушным судам воюющих сторон запрещено входить в пределы действия юрисдикции нейтрального государства.

 

Статья 41

Воздушные суда, находящиеся на борту военных кораблей, в том числе авианосцев, должны считаться частью таких кораблей.

 

Статья 46

Нейтральное правительство обязано использовать имеющиеся в его распоряжении средства для того, чтобы:

1. воспрепятствовать отправке с территории, находящейся под его юрисдикцией, воздушного судна, которое в состоянии нанести удар по воюющей державе или которое транспортирует или сопровождается устройствами или материалами, установка или использование которых даст ему возможность осуществить нанесение удара, если есть основание считать, что такое воздушное судно предназначено для использования против воюющей державы;

2. воспрепятствовать отправке воздушного судна, экипаж которого включает любое лицо из состава боевых сил воюющей державы;

3. воспрепятствовать проведению работы, целью которой является отправка воздушного судна в нарушение целей настоящей статьи.

Что касается отправки по воздуху любого воздушного судна, направляемого лицами или компаниями под нейтральной юрисдикцией по заказу воюющей державы, нейтральное правительство должно предписать такому судну маршрут, который не позволит ему приблизиться к зоне, где противостоящая воюющая сторона проводит военные операции, и должно получить все необходимые гарантии того, что воздушное судно следует предписанному маршруту.

 

Статья 47

Нейтральное государство обязано принять все меры, которые ему позволяют имеющиеся в его распоряжении средства, с тем чтобы воспрепятствовать в пределах действия его юрисдикции воздушному наблюдению за передвижениями, операциями или оборонительными сооружениями одной воюющей стороны с целью передачи этой информации другой воюющей стороне.

Это положение равным образом применяется к военным воздушным судам воюющей стороны на борту военных кораблей.

 

Статья 52

Частные воздушные суда противника подлежат захвату при всех обстоятельствах.

 

Статья 53

Нейтральное частное воздушное судно подлежит захвату, если оно:

а) мешает осуществлению законных прав воюющих;

б) нарушает запрет, уведомление о котором было направлено ему командиром воюющей стороны в соответствии со статьей 30;

в) оказывает неприятелю противные нейтралитету услуги;

г) вооружено во время войны, когда находится за пределами действия юрисдикции своего государства;

д) не имеет внешних отличительных знаков или использует ложные знаки;

е) не имеет документов или имеет неудовлетворительные или ненадлежащие документы;

ж) находится явно не на пути между пунктом отправления и пунктом назначения, указанными в документах, и после расследования, которое воюющая сторона сочтет необходимым, не выявляется никаких причин, обусловливающих такое отклонение от курса. Воздушное судно вместе с экипажем и пассажирами, если таковые имеются, может быть задержано воюющей стороной до завершения расследования;

з) перевозит или само является военной контрабандой;

и) участвует в прорыве должным образом установленной блокады, эффективность которой обеспечивается;

к) было передано воюющей стороной нейтральному государству в то время и при тех обстоятельствах, которые указывают на намерение избежать последствий, которым подвергается воздушное судно противника как таковое.

При условии, что в каждом случае (за исключением пункта «к») основанием для захвата будет служить действие, предпринятое в процессе полета, во время которого нейтральное воздушное судно попало в руки воюющей стороны, то есть после того, как оно покинуло пункт отправления, и до того, как оно достигло пункта назначения.

 

Статья 61

Термин «военный», употребляемый в данных Правилах, должен пониматься как относящийся ко всем родам вооруженных сил, то есть к сухопутным войскам, военно-морским силам и военно-воздушным силам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...