Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методики изучения типа и типологии личности.




МИННЕСОТСКИЙ МНОГОАСПЕКТ­НЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК— опросник личностный. Предложен С. Хатуэем и Дж. Маккинли в 1940 г. М. м. л. о. является реализацией типологического подхода к изучению личности и занимает ведущее место среди других личностных опросников в психоди­агностических исследованиях (библио­графия составляет около 4000 названий). Опросник состоит из 550 утвержде­ний, образующих 10 основных диагности­ческих шкал. На каждое из утверждений обследуемые (лица в возрасте от 16 лет и старше с интеллекта коэффициентом не ниже 80) должны дать ответ: «верно», «неверно», «не могу сказать». Ответ, со­впадающий с «ключом», оценивается в один балл. Возможны различные вариан­ты предъявления утверждений, обычно это делается с помощью карточек, кото­рые обследуемый раскладывает на три группы в соответствии со своим ответом. Полученные данные заносятся экспери­ментатором в стандартный регистрацион­ный бланк, в котором отмечаются также сведения об обследуемом и время, затра­ченное на раскладку карточек. Заверша­ется обследование построением «профиля личности» (рис. 41), который вычерчива­ется на специальных бланках (два вида — для мужчин и женщин), где балльные оценки переводятся в стандартные, т. н. Т-оценки (см. Оценки шкальные) со сред­ним значением 50 и стандартным отклоне­нием 10. Для ускорения интерпретации структуры показателей, экономного опи­сания «профиля» используется система его числового кодирования (см. Кодиро­вание оценок тестовых). Для этого шка­лы записываются по их цифровому обозначению (см. ниже) в таком порядке, чтобы на первом месте оказалась шкала с наиболее высокими показателями, а за­тем — остальные по мере снижения. С по­мощью специальных значков показывают, как высоко расположены шкалы «профи­ля», напр.: расположенные на уровне 120 Т—«!!», 110-119 Т — «!», 100-109 Т — «**». Существует несколько способов ко­дирования «профиля».

Приведем основные клинические шка­лы М. м. л. о. и примеры утверждений по каждой из них (каждая из шкал включает ряд утверждений, одновременно входя­щих в другие шкалы).

1. Шкала ипохондрии (HS) — оп­ределяет «близость» обследуемого к астеноневротическому типу личности:

— Несколько раз в неделю меня беспоко­ят неприятные ощущения в верхней части живота (под ложечкой).

— У меня часто бывает такое чувство, будто голова стянута обручем.

2. Шкала депрессии (D) — предна­значена для определения степени субъективной депрессии, морального диском­форта (гипотимический тип личности):

— У меня беспокойный, прерывистый сон.

— Любая работа дается мне ценой боль­ших усилий.

3. Шкала истерии (Ну) — разрабо­тана для выявления лиц, склонных к невротическим реакциям конверсионного типл (использование симптомов физичес­кого заболевания в качестве средства разрешения сложных ситуаций):

— Я никогда не падал(-а) в обморок.

— Часто я ощущаю «комок» в горле.

4. Шкала психопатии (Pd) — на­правлена на диагностику социопатического типя личности:

— Иногда мне очень хочется уйти из дома

— В школе меня вызывали к директору за прогулы

5. Шкала мужественности—жен­ственности (Mf) — предназначена для измерения степени идентификации обсле­дуемого с ролью мужчины или женщины, предписываемой обществом:

— Я очень люблю охоту.

— Я люблю поэзию.

6. Шкала паранойи (Ра) — позволя­ет судить о наличии «сверхценных» идей, подозрительности (паранойяльный тип личности):

— Я думаю, что за мной следят. Большинство людей честны только по­тому, что боятся наказания.

7. Шкала психастении (Pt) — уста­навливает сходство обследуемого с больными, страдающими фобиями, навязчивы­ми действиями и мыслями (тревожно-мнительный тип личности):

— Меня беспокоит то, что я могу «сойти с ума».

— В школьные годы мне было трудно го­ворить перед всем классом.

8. Шкала шизофрении (Sc) — на­правлена на диагностику шизоидного (аутического) типа личности:

— Когда вокруг никого нет, я слышу странные вещи.

— Я опасаюсь пользоваться ножом, дру­гими острыми и колючими предмета­ми.

9. Шкала гипомании (Ма) — опре­деляется степень «близости» обследуемо­го гипертимному типу личности:

— Я — значительная личность.

— Временами у меня мысли текут быст­рее, чем я успеваю их высказать.

10. Шкала социальной интроверсии (Si) — диагностика степени соответ­ствия интровертированному типу лич­ности. Клинической шкалой не является, добавлена в опросник в ходе его дальней­шей разработки:

— Люблю поухаживать за женщинами (пококетничать с мужчинами).

— Мне нравится ходить туда, где шумно и весело.

Особенностью М. м. л. о. является ис­пользование в нем четырех оценочных шкал (см. Шкалы контрольные).

1. Шкала «?» — шкалой может быть названа условно, т. к. не имеет относя­щихся к ней утверждений. Регистрирует количество утверждений, которые обсле­дуемый не смог отнести ни к «верным», ни к «неверным».

2. Шкала «лжи» (L) — предназначе­на для оценки искренности обследуемого.

3. Шкала достоверности (F) — со­здана для выявления недостоверных ре­зультатов (связанных с небрежностью обследуемого), а также аггравации и си­муляции.

4. Шкала коррекции (К) — введена для того, чтобы сгладить искажения, вно­симые чрезмерной недоступностью и ос­торожностью обследуемого.

Соотношения между показателями, полученными по этим шкалам, позволяют судить о достоверности результатов об­следования.

Собственной теоретической основы М. м. л. о. не имеет. Для составления утверждений авторы использовали жалобы больных, описания симптоматики тех или иных психических заболеваний в клини­ческих руководствах (классификация пси­хических заболеваний, предложенная Э. Крепелином), ранее разработанные оп­росники. Первоначально утверждения были предъявлены значительной группе здоровых людей, что позволило опреде­лить их нормативные показатели. Затем эти показатели были сопоставлены с дан­ными, полученными при обследовании различных клинических групп. Так были отобраны утверждения, которые досто­верно дифференцировали здоровых и каж­дую из изученных групп больных (рис. 42). Эти утверждения объединили в шкалы, названные в соответствии с клинической группой, по которой та или иная шкала была валидизирована.

При интерпретации полученных ре­зультатов исходят из того, что любой пока­затель, равный 70 Т или выше (пик «профиля»), принимается в качестве нор­мативного для выявления патологических отклонений. В то же время необходимо учитывать, что значение одного и того же показателя как «патологического» может изменяться от шкалы к шкале. Следует избегать буквальной интерпретации шкал М. м. л. о.; в частности, нельзя полагать, что высокий показатель по шкале шизо­френии указывает на ее наличие. Авторы подчеркивают, что с помощью шкал М. м. л. о. «измеряется» не, скажем, истерия, а симптомы, присущие лицам с дан­ным психическим расстройством. На осо­бенности «профиля личности» влияют воз­раст, пол, образование обследуемого, его отношение к процедуре тестирования и не­которые другие переменные. Любая гипо­теза, исходящая из интерпретации веду­щих пиков профиля, должна быть под­тверждена показателями других шкал (и прежде всего независимыми от результа­тов, полученных с помощью М. м. л. о.), данными о личности обследуемого.

Помимо основных и оценочных шкал на базе утверждений М. м. л. о. создано множество дополнительных шкал (около 500). Напр., шкала академических спо­собностей, алкоголизма, социальной от­ветственности, ригидности и т. д. Важную роль при интерпретации «профиля лично­сти» играют те дополнительные шкалы, с помощью которых конкретизируются, уточняются результаты основных. Так, шкала депрессии имеет следующие допол­нительные шкалы: D, — субъективной депрессии; D2 — психомоторной затормо­женности; D3 — физической слабости; D4 — психологической скованности; D5 — мрачной угрюмости.

Неоднократно предлагались сокра­щенные варианты опросника. Один из наиболее известных — Mini-Mult, состо­ящий из 71 утверждения, отобранного на основе факторного анализа. В зарубеж­ных исследованиях валидности конст-руктной Mini-Mult указывается на его достаточную валидность при групповой диагностике, а при индивидуальной — только в случаях выраженных психичес­ких отклонений. На русском языке Mini-Mult адаптирован В. П. Зайцевым (1981), однако имеются данные об отсутствии ва­лидности этой методики.

Утверждения М. м. л. о. часто ис­пользуют для конструирования других личностных опросников (см. Айзенка личностные опросники, «Проявления тревожности» шкала). В последние годы для облегчения обработки данных все шире привлекаются различные компь­ютерные программы.

М. м. л. о. широко применяется в оте­чественных психодиагностических иссле­дованиях. Адаптация опросника началась еще в 60-е гг. Первым был предложен вариант, состоящий из 384 утверждений (Ф. Б. Березин и М. П. Мирошников, 1967). Ф. Б. Березиным с соавт. разрабо­тана оригинальная интерпретация шкал М. м. л. о., осуществлена его тщательная стандартизация. Большая работа по адаптации опросника проводилась также в Ле­нинградском психоневрологическом ин­ституте им. В. М. Бехтерева, московски­ми психологами (Л. Н. Собчик, 1971). На основе утверждений М. м. л. о. петербургскими психологами и психиатрами созданы новые дифференциально-диагно­стические шкалы: параноидной шизофре­нии, уровня невротизации и психопатизации, депрессивных состояний. Предпринимались попытки использования ЭВМ для интерпретации данных, полученных с помощью М. м. л. о.

В 1989 г. опросник был значительно переработан (рестандартизационный про­ект начался в 1982 г.) и опубликован под названием MMPI-2 (Дж. Бучер, В. Далст­ром, Дж. Грэхем, А. Теллиджен и Б. Кэммер, 1989). Одновременно были изданы как обычная, так и компьютерная версии (см. Тесты компьютерные). Новая ре­дакция опросника содержит 567 утверж­дений, из которых 394 взяты из раннего варианта, 66 модифицированы и 107 разработаны вновь. MMPI-2, так же как MMPI, содержит три шкалы контрольные и 10 шкал клинических (утверждения 1-370). Новые шкалы были разработаны специально для MMPI-2. С их помощью оцениваются такие свойства, как: тревож­ность (1); подверженность страхам (2); обсессивность (3); депрессивность (4); за­бота о здоровье (5); причудливость, стран­ность мышления (6); гневливость (7); ци­ничность (8); склонность к антисоциальным поступкам (9); близость типу А лич­ности (10); низкая самооценка (11); се­мейные проблемы (12); социальный дис­комфорт (13); помехи в работе (14); нега­тивные индикаторы для лечения (15).

MMPI-2 содержит и три новые конт­рольные шкалы (Fb, VRIN и TRIN). Пер­вая шкала состоит из редко подтвержда­емых утверждений. Вторая и третья — шкалы несовместимости ответов, с помо­щью которых оценивается степень выра­женности у обследуемого тенденции отве­чать в противоречивой манере. Новые нормативные данные базируются на вы­борке, состоящей из 1138 мужчин и 1462 женщин в возрасте от 18 до 84 лет.

В последнее время обсуждается воп­рос об имеющихся различиях в подъеме профиля по данным MMPI и MMPI-2. В общем отмечается, что профиль по клиническим шкалам MMPI-2 менее под­нят, нежели в MMPI. В итоге снижается «демаркационная линия» подъема клини­ческих шкал (от Т больше 70 в MMPI до Т больше 65 в MMPI-2). Различия в профи­лях представлены на рис. 43.

Также для изучения типа и типологических особенностей личности применяются опросники Д.Кейрси, Дж.Холланда, Л.Н. Собчик (Опросник «Тип личности» Дж.Холланда. Опросник Д.Кейрси для определения социального типа личности. Индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик).

 

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...