Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Моральные следствия




Онтология сама по себе не может сформулировать моральные пред­писания. Она занимается единственно тем, что есть, и из ее указаний невозможно извлечь императивы. Однако она позволяет предугадать то, что будет этикой, которая берет на себя ответственность перед человечес­кой реальностью в ситуации. Она открывает нам в действительности происхождение и природу ценности; мы видели, что это — недостаток, по отношению к которому для-себя определяется в своем бытии в качест­ве обладающего недостатком. Поскольку для-себя существует, как мы это видели, появляется ценность, чтобы преследовать свое бытие-для-себя. Отсюда следует, что различные задачи для-себя могут стать предметом экзистенциального психоанализа, так как все они наце­лены на то, чтобы произвести недостающий синтез сознания и бытия под знаком ценности, или причины самого себя. Таким образом, экзистенци­альный психоанализ является моральным описанием, так как он придает этический смысл различным человеческим проектам; он указывает нам на необходимость отказа от психологии интереса, как и от всякой утилитар­ной интерпретации человеческого поведения, открывая нам идеальное значение всех установок человека. Эти значения находятся вне эгоизма и альтруизма, а также вне действий, называемых незаинтересованными. Могут сказать, что человек делает себя человеком, чтобы быть Богом, и самость, рассматриваемая с этой точки зрения, может показаться эгоизмом; но как раз потому, что нет никакого общего измерения между человеческой реальностью и причиной самого себя, которой она хочет быть, можно также сказать, что человек теряет себя, чтобы существовала причина самого себя. Тогда все человеческое существование будут рас­сматривать как страсть, при этом известная " любовь себя" будет только средством, свободно выбранным среди других, чтобы реализовать эту страсть. Но главная цель экзистенциального психоанализа состоит в том, чтобы заставить нас отказаться от духа серьезности. Дух серьезности имеет в действительности двойственную особенность: рассматривать ценности как трансцендентные данные, не зависимые от человеческой субъективности, и переносить свойство " желаемого" с онтологической структуры вещей на их простую материальную структуру. Для духа серьезности хлеб желаем, например, потому, что нужно жить (ценность, написанная на умопостигаемом небе), и потому, что он является пита­тельным. Результатом духа серьезности, который, как известно, правит миром, оказывается то, что символические значения вещей впитываются, как промокательной бумагой, их эмпирической идиосинкразией; он ста­вит впереди непрозрачность желаемого объекта и рассматривает его в самом себе как нередуцируемое желаемое. Таким образом, мы нахо­димся уже в плоскости морали, но вместе с тем и в плоскости " самообма­на", так как именно мораль стыдится себя и не осмеливается назвать свое имя; она затемняет все свои цели, чтобы освободиться от тревоги. Человек отыскивает бытие вслепую, скрывая от себя свободный проект, которым является этот поиск; он делает себя таким, что ожидается всеми задачами, находящимися на его пути. Объекты выступают как немые требования, а он — как пассивное следование этим требованиям. Экзистенциальный психоанализ собирается раскрыть человеку дейст­вительную цель его поиска, которым является бытие как синтетический сплав в-себе с для-себя; он собирается объяснить его страсть. По правде говоря, многие люди практиковали на себе этот психоанализ, не ожидая обрести знания его принципов, чтобы использовать их как средство освобождения и спасения. Многие знают, что целью их поиска является бытие; и в той степени, в какой они владеют этим знанием, они прене­брегают присвоением вещей самих по себе и пытаются реализовать символическое присвоение их бытия-в-себе. Но в той же степени, в какой в этой попытке еще участвует дух серьезности, и если они еще полагают, что их миссия заставить существовать в-себе-для-себя вписана в вещах, они осуждены на отчаяние, так как открывают в то же время, что всечеловеческие действия эквивалентны (поскольку все они имеют тенденцию пожертвовать человеком, чтобы появилась причина самого себя) и все они в принципе обречены на поражение. Таким образом, становится равнознач­ным, напьется кто-то в одиночку или станет руководителем народов. Если одно из этих действий берет верх над другим, то это происходит не из-за его реальной цели, а в силу степени сознания, которым оно владеет относитель­но идеальной цели; и в этом случае произойдет то, что квиетизм одинокого пьяницы возьмет верх над напрасной тщетой усилий лидера народов.

Но онтология и экзистенциальный психоанализ (или стихийное и эм­пирическое применение этих дисциплин, которое всегда делалось людь­ми) должны открыть моральному субъекту, что он является бытием, посредством которого существуют ценности. Именно тогда его свобода осознает себя и откроется в тревоге в качестве единственного источника ценности и ничто, посредством которого существует мир. Как только поиски бытия и присвоение в-себе откроются ей как ее возможности, она поймет в тревоге и через тревогу, что они являются возможностями только на основании возможности других возможностей. Хотя возмож­ности могут выбираться и отвергаться ad libitum, темой, которая осу­ществляет единство всех выборов возможного, является ценность, или идеальное бытие ens causa sui. Что станет со свободой, если она обратит­ся к этой ценности? Не увлечет ли ее эта ценность за собой, что бы ни делала свобода, самим своим обращением к в-себе-для-себя? Не будет ли свобода захвачена сзади этой ценностью, которую она хочет созерцать? Или из того факта, что свобода себя понимает в качестве свободы, может ли она положить конец господству ценности? В особенности, возможно ли, чтобы свобода принимала себя за ценность в качестве источника всякой ценности, или она необходимо должна определяться по отношению к трансцендентной ценности, которую она преследует? И в случае, когда свобода могла бы желать себя в качестве своей собственной возможности и своей определяющей ценности, что можно было бы понимать под этим? Свобода, которая хочет себе свободы, является в действительности бытием-которое-не-есть-то-чем-оно-являет-ся и есть-то-чем-оно-не-является, и которое выбирает в качестве идеала бытия бытие-того-чем-оно-не-является и небытие-того-чем-оно-являет-ся. Следовательно, оно выбирает не брать себя снова, но бежать от себя, не совпадать с собой, а быть всегда на расстоянии от себя. Что нужно понимать под этим бытием, которое хочет для острастки быть на расстоянии от себя? Идет ли здесь речь о самообмане или о другом фундаментальном отношении? И можно ли жить этим новым аспектом бытия? В особенности, свобода, ставя себя своей целью, — может ли она избежать всякой ситуации? Или, напротив, она останется в ситуации? Или, располагаясь в ситуации более точно и более индивидуально, свобода будет проектироваться больше в тревоге как свобода в действии и будет больше требовать от себя ответственности в качестве существу­ющей, посредством которой мир приходит к бытию? На все эти воп­росы, которые мы ставим перед чистой и безучастной рефлексией, могут быть получены ответы только на основе морали. Ей мы посвятим будущее произведение.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

*1* Кастор, или Кастором (имя одного из близнецов в древнегреческой мифологии), Сартр называл спутницу своей жизни и единомышленницу, писа­тельницу Симону де Бовуар (1908—1986).

*2* Пуанкаре Жюль Анри (1854—1912) — французский математик, физик и философ; внес значительный вклад в развитие математической физики, теории дифференциальных уравнений, комбинаторной топологии и др. Его гносеологи­ческая концепция является конвенционализмом. Основные принципы научного знания трактуются как условно принятые учеными положения, конвенции; цен­ность научной теории характеризуется прежде всего удобством и целесообразно-тью ее практического применения.

*3*Дюгем (Дюэм) Пьер (1861—1916) —французский физик-теоретик, философ и историк науки; подверг философскому анализу физическую теорию в свете двух исторических традиций: линии Декарта — Лапласа (теория как объяснение) и линии Паскаля — Ампера (теория как описание). Цель теории, по Дюгему, в логической систематизации и классификации большого числа эксперименталь­ных законов. Дюгем отвергает понимание описания как индуктивного обобщения наблюдаемых явлений. Факты, считает он, всегда нагружены смыслом, сообща­емым теоретической системой в целом.

*4* Онтологическое доказательство — применяемый в истории европей­ской философии и теологии метод доказательства существования чего-либо на основе мысли о нем. Ансельм Кентерберийский, следуя традициям Августина, сформулировал в XI в. один из наиболее известных вариантов доказательства бытия Бога, выводящий существование последнего из понятия Бога как всесовер-шенной сущности, с необходимостью включающей в себя и бытийственность. Р. Декарт выводил необходимость существования Бога как абсолютного бытия (а на его основе — и реальности физического мира), исходя из безусловной истинности индивидуального бытия.

*5* Ноэма и ноэза (ноэсис) — термины древнегреческой философии, означающие мысль, мыслимое содержание (noema) и мышление, разумение, постижение (noesis). В феноменологии Э. Гуссерля ноэза (ноэсис) характеризует направленность сознания на предмет, акт придания ему смысла, а ноэма — пред­мет как носитель смысла. В структуре ноэмы вычленяется устойчивое единство смысловых слоев предмета (мыслимое содержание) в отличие от предмета как такового, чистого предметного нечто.

*6* Установка (" атгитюд" ) — состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной активности, т. е. к определенному восприятию и поведе­нию в той или иной ситуации. Как психическое явление была открыта немецким психологом Л. Ланге при изучении ошибок восприятия (1888). Сартр часто обращается к этому понятию, рассматривая отношения Я личности к Другому (см., например: Часть третья, глава III).

*7*Ален (псевдоним Эмиля Огюста Шартье) (1868—1951) — французский философ, литературный критик, эссеист. Оказал большое влияние на преподавание философии во Франции, на творчество А. Моруа, А. Камю, Ж. П. Сартра. Для Алена философия — не строгая система, а доступная всем мудрость обретения счастья на земле. Человек, по Алену, дуалистичен, так как является духовно-телесным существом, однако он способен к достижению гармонии духа и тела. В своих произведениях Ален продолжил традицию гуманистов и моралистов XVI—XVIII вв.

*8* См.: Пиаже Ж. (совместно с А. Шемнской). Генезис числа у ребенка (1941) // Избр. психологические труды. М., 1969. Пиаже Жан (1896—1980) — швейцарский психолог, логик и философ, создатель операциональной концеп­ции интеллекта и генетической эпистемиологии. Операция, согласно Пиаже, представляет собой внутреннее действие субъекта, генетически производное от внешнего предметного действия и скоординированное с другими действиями в определенную систему. Пиаже внес значительный вклад в психологию мышле­ния, детскую психологию, в исследование логических структур.

*9* Доказательство от случайности мира к Богу как необходимому бытию — третье из пяти доказательств бытия Бога, приводимое Фомой Аквинским в его сочинении " Сумма теологии".

*10* В логике стоиков различаются три аспекта слова: звуковой (phone), обозначающий (lekton) и значащий предмет (ektos hypokeimenon).

*11* См.: Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., 1974. С. 124.

*12* Ле Сенн Рене (1882—1954) — французский философ, спиритуалист, ученик О. Гамелена. Метафизической традиции, считает Ле Сенн, угрожает как позити­визм, так и чрезмерный субъективизм, делающий человека мерой всех вещей. Основной принцип Ле Сенна: я хочу или я борюсь, поэтому я есть. Человек участвует в абсолютной и трансцендентной ценности бесконечного бытия. Она выходит за границы личности, но тем не менее последняя ее актуализирует. Реальность является и органом самосознания, и тем, что ему препятствует.

*13*Гамелен Октав (1856—1907) — французский философ, продолживший неокритицизм Шарля Ренувье и Жюля Лашелье. Критиковал Канта за то, что тот не включил в априорные категории понятие личности, так как воля, по Гамелену, определяет мышление в меньшей степени, чем это делает спекулятивный разум. Следуя Гегелю, Гамелен изображает диалектическую эволюцию реальности через систему дополняющих друг друга противоположностей. Эта эволюция начинает­ся с абстрактных элементов и заканчивается созиданием сознательной личности, а не абсолютным духом, как у Гегеля.

*14* См.: Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. С. 220.

*15* См.: Гегель Г. В. Ф. Наука логики. Т. 1. М., 1970. С. 143.

*16* См.: Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. С. 220—221.

*17* Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

*18* Гештальт — образ, форма, конфигурация. Устойчивая пространствен­ная форма воспринимаемых предметов — главное понятие гештальтпсихологии, одного из основных направлений в психологии 20—30-х гг., созданного психоло­гами М. Вертгеймаром, В. Кёлером, К. Коффкой и др. Гештальтпсихология исходит из примата целого над частями, формы — над материалом.

*19* Эпохе (греч. остановка, задержка) — понятие, сформулированное античным скептицизмом и означающее воздержание от суждения (когда ничего не отрицается и ничего не утверждается). В феноменологии Гуссерля это, по сути, синоним феноменологической редукции, когда субъект исключает из своего поля зрения все накопленные ранее мнения, суждения, оценки, чтобы выявить смысл предмета, на который направлено его сознание.

*20* В диалоге " Федон" Платон, утверждая, что познание есть воспомина­ние, приводит выдержку из беседы Сократа с Симмием. Сократ говорит: Если человек, что-то увидев, или услышав, или восприняв... знает не только это, но примысливает еще нечто иное... разве не вправе мы утверждать, что он вспомнил то, о чем мыслит? — Как это? — Вот тебе пример. Знать человека и знать лиру

— это ведь разные знания? — Само собой. — Но тебе, конечно, известно, что испытывают влюбленные, когда увидят лиру, или плащ, или иное что из вещей своего любимца: они узнают лиру, и тут же в уме у них возникает образ юноши, которому эта лира принадлежит. Это и есть припоминание (Платон. Соч.: В 3 т. Т. 2. М., 1970. С. 35).

*21* См.: Кьеркегор С. Понятие страха // Кьеркегор С. Страх и трепет. М. 1993. С. 160. Кьеркегор Серен (1813—1855) — датский теолог, философ и писатель. Вел замкнутую жизнь одинокого мыслителя, многие из своих произведений публиковал под различными псевдонимами, облекая их в художественную форму. Философия Кьеркегора была антирационалистической реакцией на гегелевскую философию и оказала большое влияние на экзистенциализм XX в.

*22*Сартр имеет в виду то место из " Науки логики", где Гегель говорит, что " немецкий язык в глаголе " быть" (sein) сохранил в прошедшем времени (gewesen) [был] сущность (das Wesen), ибо сущность есть прошедшее, но временно прошедшее бытие" (Гегель Г. Б. Ф. Наука логики. Т. 2. М., 1971. С. 7).

*23* Шелер Макс (1874—1928) — немецкий философ и социолог, один из основателей философской антропологии, аксиологии и социологии знания. С помо­щью феноменологического метода Э. Гуссерля пытался обосновать этику и религию. В отличие от Канта априорность рассматривается им не формально, а материально.

*24* Пирс Чарлз Сандерс (1839—1914) — американский философ, логик, математик, естествоиспытатель, родоначальник прагматизма и семиотики. Сартр ссылается на метод оценки научных гипотез, вытекающий из так называемого " принципа Пирса". Согласно этому принципу, понятие (или представление) об объекте достигается в результате рассмотрения всей совокупности практических следствий, вытекающих из действий с этим объектом.

*25* Штекель Вильгельм (1868—1940) — австрийский психиатр, начинал как ученик Фрейда, в 1912 г. отошел от него. Автор исследований о всякого рода сексуальных расстройствах и отклонениях: " Фригидная женщина", " Мужчи­на-импотент", " Онанизм и гомосексуализм" и др. Подверг критике понятие бессознательного, на что обратил внимание Сартр.

*26* Шардонн (наст. фам. Бутейо) Жак (1884—1968) — французский писатель.

*27*Адлер Альфред (1870—1937) — австрийский психолог и психиатр, основа­тель " индивидуальной психологии". Примыкал к кружку Фрейда. Его концепция психической болезни основывается на идее компенсации чувства неполноценнос­ти. Адлер критиковал учение Фрейда за преувеличение роли сексуальности и бес­сознательного в поведении людей. В отличие от Фрейда акцентировал внимание на роль социальных факторов. Идеи Адлера способствовали модификации фрей­дизма и возникновению неофрейдизма.

*28*Мориак Франсуа (1885—1970) — французский писатель. Один из ведущих представителей " католического" направления во французской литературе XX в. Лауреат Нобелевской премии (1952). " Огненный поток" — название романа Мориака, вышедшего в 1923 г.

*29*Лоренс Дэвид Герберт (1885—1930) — английский писатель, автор ряда романов: " Сыновья и любовники", " Жезл Аарона", " Любовник леди Чаттерлей" и др. Его книги поднимают нравственные проблемы, в них используется психо­анализ Фрейда.

*30*Сарман Жан (1897—? ) — французский писатель.

*31* Жид Андре (1869—1951) — французский писатель. Автор романов " Пища земная", " Имморалист", " Подземелья Ватикана", " Фальшивомонетчи­ки", " Дневник фальшивомонетчика" и др. Лауреат Нобелевской премии (1947).

Кессель Жозеф (1898—1979) — французский писатель и журналист. Родился в семье врача, русского по происхождению; был летчиком. Известность ему принес роман " Экипаж" (1923) — один из первых романов об авиации. Он автор психологического романа " Пленники" и " сексуальной" трагедии — романа " Кра­сотка днем" (1929). В 1950-х гг. опубликовал роман " Круг несчастий" (т. 1—4).

*32* Валери Поль (1871—1945) — французский поэт и прозаик. Основные темы философской лирики (" Юная Парка", " Морское кладбище", цикл " Чары" и др. ) — размышления о сущности познания и природе творчества.

*33* Мегарская школа — одна из сократических школ древнегреческой философии, учившая, что бытие свойственно только идеям, и отрицавшая всякое другое бытие. Платон критиковал абсолютную разъединенность идей и вещей у мегарцев. Это же имеет в виду и Сартр.

*34* Кузен Виктор (1792—1867) — французский философ и политический деятель. Полагал, что все философские истины уже высказаны, поэтому задача философии заключается лишь в том, чтобы критически отобрать истины из прежних философских систем, руководствуясь при этом лишь " здравым смыс­лом". Знание, считал он, состоит из восприятия и идей-концепций, при помощи которых разум, являющийся посредником между Богом и человечеством, воз­вышается до абсолютных истин.

*35* Кутюра Луи (1868—1914) — французский философ, логик и матема­тик. Речь идет о его труде " Логика Лейбница по неизданным документам", вышедшем в Париже в 1901 г.

*36* Клапаред Эдуар (1873—1940) —швейцарский психолог, разрабатывал вопросы генетической, сравнительной и прикладной психологии, которая оказала влияние на психологию Ж. Пиаже.

Джеймс (Джемс) Уильям (1842—1910) — американский философ и психолог, один из основоположников прагматизма, в психологии придерживался взгляда на душевную жизнь как на поток сознания.

*37* Мальро Андре (1901—1976) — французский писатель, теоретик искус­ства, политический деятель. Основное внимание Мальро обращает на проблему активности человека, ответственности, жизни и смерти. На его философские взгляды оказали влияние Ницше, Гегель, Маркс, Фрейд, Шпенглер. Его филосо­фия близка французскому экзистенциализму.

*38* По всей вероятности, речь идет о французском философе Жаке Шевалье (1882—? ), авторе книги " Идея и реальность" (1932).

*40* В трагедии Софокла " Трахинянки" кроткая Деянира, стремясь сохранить любовь мужа (Геракла), невольно становится причиной его гибели.

*41* Главный персонаж трагедии П. Корнеля " Сид" (1636).

*42* См.: Пруст М. По направлению к Свану. М., 1973. С. 35—36.

*43* Мейерсон Эмиль (1859—1933) — французский философ и историк науки. Считал, что целью теоретического объяснения является замещение бес­конечного разнообразия мира ощущений тождественными во времени и про­странстве отношениями. Но разум постоянно наталкивается на то, что не ук­ладывается в рациональную схему тождества, что и является причиной стремле­ния интеллекта постоянно улучшать теории. Для Сартра именно реальность, бытие-в-себе представляет собой абсолютное тождество, в то время как сознание вносит туда различие и множество.

*44* Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1964. С. 388—389, 420 и ел.

*45* Речь идет о статье Сартра " Трансцендентность Эго". См. ссылка на с. 259.

*46* Поццо ди Борго Шарль Андре (Карл Андрей), граф (1764—1842) — французский и русский дипломат, политический деятель родом из Корсики, где был адвокатом. В 1791 г. был избран депутатом в Законодательное собрание. Заподозренный в роялизме, он вынужден был вернуться на Корсику. С этого времени идет вражда между двумя корсиканцами: мстительным и хитрым Поццо и Наполеоном Бонапарте. Где бы ни был Поццо, он везде способствовал ор­ганизации коалиции против наполеоновской Франции. После второй реставрации был посланником в Париже и пользовался своим влиянием, чтобы мстить всем сторонникам Наполеона.

*47* У Сартра здесь явная опечатка. По всей вероятности, имеется в виду следующее место из Диогена Лаэртского: " При смешении два вещества проница­ют друг друга насквозь, а не только прилегают и охватывают друг друга (как пишет Хрисипп в I книге " Физики" ); так, если в море упадет малая капля вина, то она в нем растворится, сколько бы ни сопротивлялась" (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 314).

*49* Пруст М. По направлению к Свану. М., 1973. С. 323—324.

*50* Именно такой смысл вкладывает Сартр, судя по контексту, в выраже­ние " le desir de 1'enlever a tout autre", которое в русском издании романа Пруста переводится как " желание вырвать из объятий другого" (см. вышеприведенную цитату); французский глагол " enlever" означает и " отбирать, отнимать", и " вос­хищать, увлекать".

*51* В оригинале стоит фраза " La tasse n'est pas 1'encrier", содержащая опечатку: вместо " la tasse" (чашка) должно быть " la table" (стол); пример со столом и чернильницей см. также на с. 206, 213.

*52* Имеется в виду концепция И. Ньютона, в соответствии с которой в результате первоначального божественного толчка или " щелчка" все небесные тела были приведены в движение.

*53* Фицджералд Джордж Фрэнсис (1851—1901) — ирландский физик; объясняя опыт А. Майкельсона, доказавший независимость скорости света от движения Земли, выдвинул гипотезу о сокращении длины любого тела в направ­лении его движения, чем внес вклад в подготовку почвы для разработки А. Эйнш­тейном теории относительности.

*54* УотсонДжонБродес(\818—1958) — американский психолог, основопо­ложник бихевиоризма — направления в психологии, трактующего психическую деятельность как поведение (behaviour), представляемое в качестве системы видимых и скрытых (к последним относится и мышление) проявлений моторной активности.

*55* Пробабилизм (от лат. вероятный, возможный) — система взглядов, основывающаяся на понятии вероятности, случайности или откровенном скеп­тицизме.

*56* См.: Гегель Г. В. Ф. Система наук. Ч. 1. Феноменология духа // Соч. Т. 4. М., 1959. С. 104.

*57*См.: Гегель Г. В. Ф. Философская пропедевтика // Работы разных лет. Т. 2. М., 1971. С. 90.

*58* Там же. С. 84, 87.

*59* Французский философ Никола Мальбранш (1638—1715) считал в духе платонизма, что человеческое знание о вещах ограничивается знанием об их идеях; созерцая же последние, человек видит их в Боге, отсюда — знание есть видение в Боге.

*60* Лаланд Андре (1867—1963) — французский философ, написал ряд логических исследований по истории теоретического описания, эксперименталь­ного метода и процессов индуктивного умозаключения. Цитируемое сочинение " Теории индукции и экспериментирования" вышло в Париже в 1930 г.

*61* Персонажи романов М. Пруста, входящих в цикл " В поисках утраченного времени" (1913—1927).

'" Понятие " годологического пространства" введено немецко-американским психологом Куртом Левином (1890—1947), который развил топологическую пси­хологию и применил понятие поля к психологии и социальной психологии. Психологическое поле он описывает в терминах топологии—раздела математики, изучающего наиболее общие свойства геометрических фигур. Поведение индивида, по Левину, есть функция его личности и ее окружения и, следовательно, его жизненного пространства, где " направление к" отличается от " направления от".

*62* Мен де Биран (псевдоним Мари Франсуа Пьера Гонтье де Бирана) (1766—1824) — французский философ и политический деятель. Человеческое Я, его внутренний мир, считал он, не могут быть поняты по аналогии с предметами внешнего мира. Хотя метафизическая природа души непостижима, ее проявления раскрываются нам в самонаблюдении. Основой сознания является волевое уси­лие, через сопротивление которому постигается бытие внешних вещей.

*63* Бройль (де Брольи) Луи (1892—1987) — французский физик, один из создателей квантовой механики. Доказал двойственную корпускулярно-волновую природу движения микрочастиц, выведя соотношения, описывающие связь энер­гии и импульса отдельных частиц с волновыми характеристиками движения (частотой и длиной волн). Лауреат Нобелевской премии (1929).

*64* Башляр Гастон (1884—1962) — французский философ, методолог науки и эстетик. В его концепции " интегрального рационализма" заметно влияние психоанализа, Бергсона и традиций эпистемологии. Последняя у Башляра являет­ся историческим исследованием тенденций развития науки, поэтому он считается основоположником исторической школы в философии науки. Сартр ссылается на его работу " Вода и грезы", в которой сказывается влияние психоанализа.

*65* Болдуин Джеймс Марк (1861—1934) — американский психолог и социолог.

*66* Чтобы разграничить проявления боли в физическом смысле и боль как психический объект, постигаемый рефлексией, Сартр употребляет два разных слова: " douleur" и " mal". Слово " mal" имеет еще одно значение — " зло", что, вероятно, тоже учитывает Сартр.

*67* Стробоскопия (от греч. strobos — кружение, беспорядочное движение и skopeo — смотрю, наблюдаю) — метод исследования быстрых движений (колебаний, вибраций) предметов. Установлено, что если быстро колеблющийся предмет освещать вспышками света, частота которых совпадает с частотой колебаний предмета, то создается стробоскопический эффект, т. е. иллюзорное впечатление неподвижности данного предмета.

*68* Сартр описывает это в романе " Тошнота": " Разнообразие вещей, их индивидуальность были только видимостью, облицовкой. Облицовка отпала, высвободив чудовищные бесформенные массы — оголенные, в страшной, бес­стыдной наготе... Это был Мир, обнаженный Мир, внезапно открывший себя, и я задыхался от ярости при виде этого огромного бессмысленного бытия" (La Nausee. Paris, 1949. P. 167; см. также: Сартр Ж. П. Тошнота // Сартр Ж. П. Стена Избр. произв. М., 1992. С. 136—137).

*69* Абрахам Пьер (1892 —? ) — французский писатель и литературовед. Участник двух мировых войн, летчик, полковник авиации, с 1927 г. профессио­нальный журналист. Исследователь творчества О. Бальзака (1929), М. Пруста (1930).

*70* Кречмер Эрнст (1888—1964) — немецкий психиатр, создатель теории зависимости психического склада личности от конституционального типа, т. е. от биологических особенностей строения организма. Разработал классификацию типов конституции человека, каждому из которых соответствуют особенности темперамента и характера. См. его труд " Строение тела и характер". М.; Л., 1930.

*71* Понятие аппрезентации (Appresentalion) ввел Э. Гуссерль для пости­жения другого Я в опосредованной интенциональности, понимаемой как сопред-ставление, сопереживание, вчувствование. Уже в непосредственном восприятии вещи есть аппрезентация, так как вещь дается только одной видимой стороной, другие же аппрезентируются. На с. 380, применяя термин " аппрезентироваться", Сартр имеет в виду не постижение другого Я, а свой образ в сознании другого.

*72* Роман А. Жида (1909).

*73* Захер-Мазох Леопольд фон (1836—1895) — австрийский писатель. Известен прежде всего эротическими романами (" Венера в мехах" [1870] и др. ), с патологическими мотивами которых связано происхождение термина " мазо­хизм" (автор последнего немецкий психоневролог Рихард фон Крафт-Эбинг; см. его труд " Половая психопатия". М., 1996. С. 69, 137—228).

*74* Реплика из пьесы " Атласный башмачок" (" Атласная туфля", 1924) французского поэта и драматурга Поля Клоделя (1868—1955). Действие проис­ходит в Испании во времена Конкисты.

*75* Фолкнер У. Свет в августе. Собр. соч.: В 6 т. М., 1985. Т. 2. С. 314.

*76* Валь Жан (1888—1974) — французский философ, стоял на позициях экзистенциалистского истолкования гегелевской диалектики, особое внимание уделял проблеме " несчастного сознания" в философии Гегеля; автор работ по истории экзистенциализма (" Esquisse pour une hlstoire de 1'existentialisme", 1950 и др. ).

*77* Ромен Жюль (псевдоним Луи Фаригуля) (1885—1972) — французский писатель. Попытался создать эпопею жизни Франции 1908—1933 гг. в многотомном романе " Люди доброй воли" (1932—1946, в 27 т.; русский перевод, 1933. Т. 1—4).

*78*Буланжизм — шовинистическое движение во Франции в конце 80-х гг. XIX в. под лозунгами реваншистской войны против Германии, пересмот­ра республиканской конституции (1875) и роспуска парламента; возглавлялось генералом Жоржем Буланже (1837—1891, кончил жизнь самоубийством).

*79*Ружмон Цепи де (1906—1985) — швейцарский франкоязычный писа­тель, один из основателей (вместе с французским философом Э. Мунье) персо-налистского журнала " Эспри" (" Дух" ), создатель " Европейского центра куль­туры" в Женеве (1950), автор многочисленных психологических, исторических и этических эссе.

*80*Лионские восстания 1831 и 1834 гг. — первые вооруженные выступле­ния французского пролетариата, вызванные крайне тяжелым положением рабо­чих и мелких ремесленников, занятых в шелкоткацком производстве г. Лиона. Были жестоко подавлены правительственными войсками.

*81* Берже Гастон (1896—1960) — французский философ и психолог. Отправляясь от психологических и логических проблем познания, пришел к кри­тическому исследованию феноменологии Гуссерля (в частности, вопроса о транс­цендентальном субъекте, или cogito). В конце жизни занимался конкретной психо­логией (изучением особенностей характера и личности).

*82* Катаплексия (от греч. испуг, ужас, смятение) — кратковременная, наступающая приступообразно утрата мышечного тонуса, приводящая в выра­женных случаях к падению больного без потери сознания, возникающая обычно на фоне сильных эмоциональных реакций.

*83* Хлодвиг I (ок. 466—511) — король галлических франков (с 481), завоевавший почти всю Галлию, что положило начало Франскскому государству. В 496 г. принял христианство в ортодоксальной форме.

*84*Арианство — возникшее в IV в. направление в христианстве, связанное с именем и учением александрийского пресвитера Ария, который расходился с основными догматами учения о Троице, доказывая, что Бог-Сын " ни в чем не подобен Отцу" и является Сыном Божиим лишь по благодати. Арианство было осуждено Константинопольским собором 381 г. Однако до VI—VII вв. арианство пользовалось большим влиянием у варварских народов (готов, вандалов, лан­гобардов и др. ).

*85*Лот Фердинанд (1866—1952) — французский историк. Автор ряда моно­графий, посвященных исследованию средневековья. На одну из них (" Конец античного мира и начало средневековья", 1927) ссылается Сартр.

*86* См.: Джойс Дж. Улисс. М., 1993. С. 55.

*87* Сартр ссылается здесь на произведение А. Жида " Дневник фаль­шивомонетчика" (1926), которое представляет собой продолжение известного его романа " Фальшивомонетчики" (1925) и содержит критические размышления ав­тора над своим созданием. Своей формой роман оказал влияние на французскую модернистскую литературу.

*88* Петлопа — в поэме Гомера " Одиссея" жена скитавшегося Одиссея за ночь распускала все, что успевала соткать за день, чтобы никогда не закончить свою работу и тем самым не дать согласия на новый брак.

*89* Жане Пьер (1859—1947) — французский психолог, психопатолог и психотерапевт. Описал ряд психотерапевтических методов, создал учение о пси­хастении (1903) и навязчивых состояниях, возникающих, по Жане, у психастеников в результате конституционально обусловленной слабости высших форм психичес­кой деятельности. Предшественник 3. Фрейда в учении о роли бессознательного.

*90* Главный персонаж произведения А. Жида " Филоктет" (1894—-1898).

*91* Пневма (от греч. ) — в древнегреческой философии первоначально вдыхаемый воздух, дыхание, затем дух. В стоицизме означает тончайшую, отличаю­щуюся крайней подвижностью материю (Хрисипп рассматривал ее как смесь огня и воздуха), которая, как жизненное дыхание, пронизывает космос, объединяя его в целостный организм.

*92* Шлюмберже Жан (1877—1968) — сын эльзасского фабриканта, французский писатель, друг А. Жида. Автор ряда романов, в которых анализ сложных психологических коллизий связан с проповедью стоической жизненной позиции. В годы Второй мировой войны придерживался антинацистской позиции.

*93* Лафайет Мари Жозеф де(1757—1834) — маркиз, французский военный и политический деятель, активный участник революционных событий во Франции 1789 г. После взятия Бастилии 14 июля 1789 г. стал командующим Национальной гвардией. До этого, начиная с 1777 г., сражался в рядах восставших американских колонистов против английской короны, получив в 1780 г. звание генерала американ­ской армии.

*94* Халъбвакс Морис (1877—1945) — французский социолог и социаль­ный психолог. Приверженец реформистского социализма. Автор трудов по воп­росам образа жизни, уровня потребления, психологии социальных классов.

Ман Анри (Гендрик) де (Де Man) (1885—1953) — бельгийский политический деятель и публицист, один из лидеров Бельгийской социалистической (до 1940 г. — рабочей) партии. Автор нашумевшей книги " По ту сторону марксизма" (1927).

*95* Полан Жан (1884—1968) — французский писатель. Занимался теорией языка и литературы. Сартр ссылается на его книгу, посвященную проблемам литературного творчества (1941).

*96* Парен Брис (1897—1970) — французский философ и эссеист. В своих произведениях большое внимание уделял проблемам языка и коммуникации. Наряду с работой о платоновском Логосе, к которой обращается Сартр, в начале 40-х гг. написал книгу " Исследования природы и функций языка" (1942).

*97* Алъбигойцы — последователи еретического движения в Западной Европе (во Франции, Италии, Германии) в XII—XIII вв. Одним из центров движения во Франции был г. Альби (южная провинция Лангедок).

*98* Монфор Симон IV де (ок. 1150—1218) — граф, предводитель французских рыцарей, предпринявших в 1209 г. крестовый поход против альбигойцев. Жестокость и насилие Монфора и его рыцарей вызвали восстание населения Тулузы и возобновление войны. Монфор был убит восставшими.

*99*Виконт Роже Трансавель и граф Тулузский Раймонд VI (1156—1222) — феодалы, поддерживавшие движение альбигойцев, преследуя при этом свои цели.

*100*Катары — еретическое движение в Западной Европе в XI—XIV вв., отвергали многие христианские догматы, таинства, почитание икон, креста, про­поведовали аскетизм. Многолетние преследования со стороны католической цер­кви и светских властей привели к их упадку и исчезновению.

*101*Л. A. F. (Royal Air Force) — королевские военно-воздушные силы; название было дано 1 апреля 1918 г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...