Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура Древнего Китая




Для культуры Древнего Китая характерны самобытность и неповторимость.

Даосизм, возникший в VI–V вв. до н. э., был основан китайским мудрецом Лаоцзы. Именно Лаоцзы ввел в своем труде «Книге о дао и дэ» главное понятие даосизма – дао. Дао имело огромное число значений, прежде всего – это духовное начало, источник всего сущего на земле. Именно дао, по мнению Лаоцзы, подчинены все законы в природе, потому что дао и есть главный единый закон.

Учения Лаоцзы и его последователей сформировались в так называемый философский даосизм, центральным понятием которого было учение о бессмертии. Позже обозначится другое направление даосизма, идущее от философского пути, – религиозный даосизм. В этом учении центральным понятием было абсолютное дао. Согласно этому понятию возвращение к истинному дао видится только через смерть.

Параллельно с даосизмом зародилась еще одна религия – конфуцианство. Основателем этой религии был Кунцзы (Конфуций). Причину многих бед на земле он рассматривал как следствие нравственного упадка людей. Конфуций призывал людей к гуманности, послушанию, почитанию старших.

В Древнем Китае формировались гуманитарные науки, поскольку технические дисциплины считались непрестижными. Но все же и остальные науки не стояли на месте.

Большими достижениями охарактеризовалась китайская астрономия, Большой вклад был внесен китайцами в мировую медицину. Именно они стали использовать иглоукалывание и прижигание, создали первые наркотики.

Больших высот достигли письменность и литература Древнего Китая. Интересен тот факт, что именно китайское иероглифическое письмо – единственное существующее и в наши дни.

На развитие письменности и литературы в целом сильно повлияло изготовление бумаги. Изобретателем ее был китайский чиновник Цай Лунь, именно он из древесной коры, конопли и других составляющих в 105 г. н. э. впервые получил бумагу.

Великолепны и значительны памятники древнекитайской литературы. Стоит отметить написанные в первом тысячелетии до новой эры «Книгу песен» и «Книгу перемен».

Развитие китайской художественной керамики дало предпосылку для получения фарфора.

Оригинальность была присуща и древнекитайской архитектуре. Они первыми стали строить многоэтажные здания. Наиболее характерными были здания, которые назывались пагодами.

Самое знаменитое сооружение в Китае – Великая Китайская стена протяженностью около четырех тысяч километров, построенная силами китайских заключенных в 221–207 гг. до н. э.

Уже во втором тысячелетии до новой эры в Китае существовало более двадцати различных музыкальных инструментов. Стали появляться первые книги, повествующие о музыкальных представлениях китайского народа.

 

4. Культура древних и средневековых цивилизаций Америки.

5. Античная культура.

. Понятие “Античной культуры” и её периодизация.

То, что принято называть Античностью, античной культурой явление далеко неоднозначное. Несмотря на имеющееся по данному вопросу огромное количество публикаций существует большая разноголосица в трактовке этого феномена, определения его исторических и географических границ.

К началу ХХ в. в научной литературе сложилось мнение, что под античной культурой следует понимать культуру древних греков и римлян. Вместе с тем, вопрос об исторических рамках эпохи Античности остаётся открытым. Некоторые исследователи определяют этот феномен едва ли не трёхтысячелетним периодом, другие - двухтысячелетним, третьи - полуторатысячелетним и т.д. С нашей точки зрения исторические рамки греко-римской культуры ограничиваются эпохой примерно в 1300 лет, начиная с Гомера (IX-VIII в. до н.э.) и до падения Западной Римской империи (V в.н.э.). В пределах этого времени выделяют различные этапы её развития.

Для греческой культуры:

1. Архаический период (IX-VIII - VI вв. до н.э.).

2. Классика (V-IV вв. до н.э.).

3. Ранний эллинизм (конец IV в. до н.э. - I в. до н.э.).

4. Поздний эллинизм (I в. н.э. - V в. н.э.).

Для римской культуры:

1. Культура царского периода (VIII - VI вв. до н.э.).

2. Культура периода республики (V - I вв. до н.э.).

3. Культура периода империи (I - V вв. н.э.).

3.1.2. Происхождение греков и римлян.

Небезынтересен вопрос о том, “кто такие греки и римляне, какова их древнейшая история?”. Ответить на него с высокой степенью достоверности очень сложно. Греки и римляне (точнее италики) - народы арийского происхождения, которые на очень раннем этапе откололись от других ариев и пошли собственным путём. Вначале совместно, а затем самостоятельно. Начиная примерно с ХХ в. до н.э. греческие племена (ахейцы, ионийцы, эолийцы, дорийцы) переселились с севера Балканского полуострова на юг и близлежащие острова. Позже других это сделали дорийцы - наиболее воинственное греческое племя. Ощущая стеснённость в территории, греки колонизировали едва ли не всё побережье Средиземного моря. Они основали поселения даже в Крыму. То, что называют Древней Грецией - понятие условное (скорее культурное, чем политическое), ибо греки не представляли собой единого целого. Это был конгломерат огромного числа небольших городов-государств, которые жили по собственным законам, часто конфликтовали. Наиболее значительными из них являлись Афины, Спарта, Коринф, Милет, Эфес, Дельфы, Фивы. Надо сказать, что греки никогда не называли себя греками. Подобное название им дали римляне. Сами же греки именовали себя вначале данайцами, затем ахейцами и с IX в. до н.э. эллинами, а территорию, которую они населяли, обобщёно называли Элладой. В силу этого справедливее древнегреческую культуру называть эллинской.

Истоки римлян еще более темны, чем эллинов. Римский народ образовался из большого числа разных племён. Его основу составили латины, умбры, вольски, герники, сабины, этруски, эквы. Не исключено и присутствие троянцев, о чём свидетельствуют мифы и другие источники. Рим, начиная с VIII в. до н.э., стал постепенно разрастаться и укреплять свои позиции, вначале на Апеннинском полуострове, которым полностью завладел к III в. до н.э., затем на соседних с ним территориях. Ко II в. н.э. образовалась гигантская по масштабам, мощи и культурной развитости держава, которая впоследствии не сумела устоять под натиском варваров, а также в силу внутренних противоречий расколлась на две части, а затем Западную римскую империю завоевали германские племена.

Причины культурного взлёта

Античность - это уникальный феномен в истории мировой культуры. Эллинам и римлянам удалось создать невиданную раннее, а в некоторых отношениях и позже, высокоразвитую, гармоничную культуру, ставшую для европейцев архетипичной, классической.

Чем можно объяснить столь блистательный культурный взлёт? Однозначно ответить нельзя. Можно лишь предполагать.

Во-первых, Греция - приморская территория, а море с его удобными сообщениями способствует активному освоению окружающего мира, изучению культурного опыта других народов;

во-вторых, недостаток земельных угодий и скудность природных ресурсов (включая воду) побуждал к разнообразной деятельности, поиску новых источников, возможностей. В то же время в изобилии имелся строительный материал (камень, мрамор), что способствовало развитию архитектуры, скульптуры и др.;

в-третьих, интенсивный характер экономики, её многопрофильный характер (садоводство, овощеводство, скотоводство, строительство, ремесло, кораблестроение, производство оружия и др.), активные торговые отношения, важная роль денег, банковского дела, наличие конституированной частной собственности;

в-четвертых, широкое использование рабского труда, благодаря чему греки освобождались от тяжёлой физической работы и занимались политической и духовной деятельностью;

в-пятых, природный талант эллинов, их увлечённость делом, любопытство, творчество, состязательность (агон), диалогичность, рациональный склад ума, любовь к знанию, критичность мышления, открытость, стремление к совершенству, терпимость;

в-шестых, стремление понять природу человека, сильные и слабые стороны его души, высокая ценность человека, человеческой жизни, его знаний и умений, развитой индивидуализм;

в-седьмых, стремление к автаркии (самоудовлетворению), автономии (жизни по своим законам), самостроительству, полисный характер государственного уклада, правовой характер взаимоотношений между индивидами, между личностью и государством;

в-восьмых, отсутствие деспотии, преимущественно демократический характер власти, её сменяемость и ответственность перед народом, контроль за её деятельностью, свобода личности, активное участие в культурном созиании большинства населения;

в-девятых, светский характер древнегреческой религии; отсутствие профессионального жречества как тормозящей консервативной силы, свободомыслие;

в-десятых, высокий уровень образованности и воспитанности граждан, патриотизм, здоровый образ жизни, органичное сочетание личных и общественных интересов, высочайший накал духовной жизни, приоритет духовного нача по отношению к остальному;

и, конечно же, субъективный (личностный) фактор, т.е. гений таких выдающихся личностей как Гомер, Гесиод, Солон, Клисфен, Перикл, Демосфен, Эсхил, Софокл, Еврипид, Фидий, Скопас, Пракситель, Харес, Аполлодор, Апеллес, Фалес, Пифагор, Анаксагор, Демокрит, Сократ, Протагор, Платон, Аристотель, Феофраст, Аристарх, Гиппарх, Евклид, Архимед, Гиппократ.

Некоторые из перечисленных черт были присущи в разной степени и римлянам, но, разумеется, с оговорками. Они были более сдержанны, прозаичны, строги, прагматичны.

 

 

6. Средневековая культура Западной Европы

7. Культура Византии.

8. Русская средневековая культура.

 

В XVII в. не все было гладко в России. Если к этому времени большинство европейских стран пошли по пути «буржуазного развития», то Россия задержалась на этапе феодальных отношений. Это во многом мешало развитию русской культуры, которая как бы осталась на этапе средневековья. Но несмотря на это, стали намечаться новые тенденции.

Попытки вывести Россию на более высокий уровень делаются во время правления первого российского императора Петра I Великого (1672–1725). Развиваются внешние связи России с другими государствами мира. В XVIII в. начинает складываться капиталистический уклад. Главное культурное событие этого времени – окончательное формирование национальной русской культуры. Начинают развиваться новые направления культуры, такие как наука, светская живопись, художественная литература, театр и др.

Поворотным моментом в истории культуры России стало обмирщение культуры, т. е. отклонение от церковных традиций в сторону светской жизни. Этот процесс также называют секуляризацией.

Несмотря на возвращение к традициям, к концу XVII в. а начинают складываться новые архитектурные направления. Одним из наиболее ярких стилей, богатых на украшения и узоры, был стиль московского барокко.

Огромное развитие имела живопись. Здесь появляется новый бытовой жанр, портретная живопись, которая использует приемы иконописи. Такая портретная живопись получила название парсуна.

В XVIII в. большое значение в развитии государства приобретает образование, особенно стоит отметить период правления Петра I, когда образование стало государственной политикой. Появляются школы, в том числе и ряд профессиональных школ (Инженерная, Артиллерийская, Медицинская и др.), с 1724 г. начинает работать Академия наук, а в 1755 г. при содействии русского ученого мирового значения Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765) открывается первый Московский университет. Уже к концу XVIII в. в России насчитывается 550 учебных заведений.

Стала развиваться и художественная литература. Крупнейшими ее представителями стали русский поэт, представитель русского классицизма Гаврила Романович Державин (1743–1816), русский писатель-просветитель Денис Иванович Фонвизин (1744/1745-1792), российский историк и писатель Николай Михайлович Карамзин (1766–1826).

В 1702 г. по приказу Петра I был создан первый в России публичный общедоступный театр в Мос– кве. Вскоре театры стали появляться и в других городах России. Наиболее известным театральным деятелем этого времени был русский писатель Александр Петрович Сумароков (1717–1777). Он работал в петербургском театре, где ставил пьесы русских мастеров, включая и свои, в качестве актеров выступали кадеты.

 

 

9. Культура эпохи Возрождения и Реформации. 30,31

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...