Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

для детей с общим недоразвитием речи.




Учитель-логопед Михайлова Н.Ю.

Тема занятия. Автоматизация и дифференциация звуков [З] - [С].

Цели занятия.

· Закрепление правильного произношения звуков [З] и [С].

· Дифференциация данных звуков в слогах, словах, предложениях и тексте.

· Совершенствование фонематического восприятия.

· Развитие общей и мелкой моторики.

· Развитие зрительного и слухового внимания и памяти.

· Совершенствование навыка пересказа текста с опорой на сюжетную картину.

· Развитие словесно-логического мышления.

Оборудование: массажный стол, логопедические зонды, карточки со схематичным изображением звонких и глухих согласных звуков, наборное полотно, предметные картинки (з убы, автобу с, гнё з да, у с ы, з авод, с ук), разрезные сюжетные картинки, книга Т.А. Ткаченко «Фонетические рассказы с картинками: звуки [З], [З'], [Ц].»

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Логопедический массаж, направленный на расслабление органов артикуляции.

3. Артикуляционная гимнастика с применением речедвигательных упражнений на звуки [А], [О], [У], [И], [М]. (Описание движений дано в приложении.)

4. Слоговая разминка с применением речедвигательных упражнений.

· Произнесение слоговых рядов в сопровождении движений речедвигательной ритмики (далее - РР) (см. Таблица 1: автоматизация звуков [С], [З] в слогах.)

са – за – за

зо – со – зо

су – су – зу

сы – зы – сы

зэ – зэ – сэ

· Упражнение «Кнопочки»: составление и произнесение слогов со звуками [С], [З], [А], [О], [У], [Ы], [Э] с опорой на схемы (в процессе произнесения слогов, указательный палец ведущей руки «нажимает» на соответствующую «кнопочку»).

 
 

 


 

ЗА СА СА ЗА СА ЗА СА

 

5. Автоматизация и дифференциация звуков [С] и [З] в словах.

· Расположить картинки на наборном полотне в два ряда (по наличию звуков [С] или [З]).

· Назвать картинки с движениями РР.

· Перевернуть карточки, вспомнить и назвать картинки со звуком [С], затем - со звуком [З].

6. Автоматизация и дифференциация звуков [С] и [З] в предложениях.

· Составить и прочитать предложения из слов, написанных на обороте разрезанных сюжетных картинок (У Зои коза. У Сони сок).

· Проверить правильность составления, перевернув части картинки.

· Вспомнить и произнести предложения с движениями РР

7. Автоматизация и дифференциация звуков [С] и [З] в тексте.

· Прослушать текст.

Странная ваза.

(Кн. Т.А. Ткаченко «Фонетические рассказы с картинками: звуки [З], [З'], [Ц].»)

У Зои в столовой, на столе, стоит любимая мамина ваза. Она высокая, синяя, с золотыми узорами.

Как-то Зоя взяла со стола вазу. Она хотела рассмотреть узоры. Ваза выскользнула у Зои из рук и со звоном разбилась.

Мама вернулась с работы и спросила Зою: «Как разбилась ваза?». Зоя ответила: «Она сама свалилась со стола!». «Какая странная ваза! – удивилась мама. – А она, когда падала, сказала тебе «До свидания»?»

· Ответить на вопросы с движениями РР.

- Что стояло в столовой на столе?

- Какая была ваза?

- Что сделала Зоя?

- Что случилось с вазой?

- О чём мама спросила Зою?

- Что ответила Зоя?

- Что сказала мама?

- Догадалась ли мама, что Зоя её обманула?

· Пересказать текст с опорой на сюжетную картину.

8. Итог занятия.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2:

«Речедвигательные упражнения,

направленные на вызывание, автоматизацию и

дифференциацию звуков речи

(с графическими изображениями)»

 

 


ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Звук Исходное положение Движения Динамика Схема движения
  А   Руки впереди, подняты на уровне диафрагмы, локти до конца не выпрямляются, пальцы округлые. Спина прямая, ноги вместе.   При произнесении [А__] руки разводятся в стороны, поясница прогибается, подбородок приподнят.   Незначительное мышечное напряжение, не зависящее от громкости.
О   Руки впереди внизу округло соединены.   При произнесении [О__] руки разводятся через стороны, поднимаются вверх и округло соединяются над головой. Подбородок немного приподнимается. Во время движения поясница прогибается; работают мышцы спины вдоль позвоночника; напрягаются мышцы бёдер.     С мышечным напряжением.
У   Руки согнуты в локтях, кисти на уровне груди сильно сжаты в кулаки. Прыжком вверх выпускаются указательные пальцы.     При произнесении [У__] кисти выводятся вперёд, но указательные пальцы направлены вверх. Корпус прямой, подбородок приподнимается.   Сильная.  
Э     Руки впереди, подняты на уровне диафрагмы. Пальцы округлены, локтевые суставы до конца не выпрямляются.   При произнесении [Э__] руки разводятся в стороны, слегка поднимаются вверх, кончики пальцев опускаются на плечи, локти немного опускаются вниз. Подбородок в начале воспроизведения приподнимается, а в конце - опускается. [Э] произносится в диапазоне нарастания звучания, а затем – в диапазоне затухания.   Вначале - незначительное мышечное напряжение, переходящее в напряженность, затем – полное расслабление.
И   Руки согнуты в локтях, кисти на уровне груди слабо собраны в кулаки, указательные пальцы направлены вверх.   При произнесении [И__] руки вывести вверх. Одновременно приподняться на носки.   Значительная.  
Ы   Руки согнуты в локтях, плечи прижаты к бокам, кисти сжаты в кулаки и повёрнуты к себе.   При произнесении [Ы] воспроизвести полукруглые движения кулаками и предплечьями от себя, слегка подогнув колени. Подбородок опускается.     Очень сильная.  

Тренировочные упражнения

для автоматизации гласных звуков (кроме [Ы]).

Цели упражнений:

1. развитие речевого дыхания;

2. работа над силой, высотой и тембром голоса;

3. развитие общей и мелкой моторики;

4. работа над логическим ударением.

В процессе автоматизации гласных звуков

выполняются следующие упражнения:

1. Произнесение гласных:

- длительно по времени и громко по звучанию;

- кратко по времени и громко по звучанию;

- длительно по времени и тихо по звучанию;

- кратко по времени и тихо по звучанию (но не шёпотом);

- произнесение цепочки гласных звуков на одном речевом выдохе;

- произнесение звукового ряда со сменой логического ударения.


ДИФТОНГИ

Вызывание дифтонгов начинается только при условии правильного воспроизведения и чистого произношения двух составляющих гласных.

 

Исходное положение: такое, как на первый гласный звук.

Воспроизвести движение и произнести гласный [И]. Без интервала в движении и произнесении перейти к движению и произнесению второго гласного. Сокращая время движения и произнесения до минимума, получаем дифтонг.

На автоматизацию остаётся краткое движение для работы уголков рта во время произнесения дифтонга, то есть в начале движения указательные пальцы сильно повёрнуты к себе на уровне уголков рта. Произнося дифтонг, воспроизводить полукруглые движения указательными пальцами от себя и к себе.

 

ИА ИО ИУ ИЭ
     
 
 

 


Звуки [Р], [Л], [М], [Н], [Й].

Этапы работы над звуком Описание движений Схема движений
Звук [М] – согласный, звонкий, твёрдый. Губы сомкнуты без напряжения; расстояние между резцами и положение языка зависят от следующего гласного; мягкое нёбоопущено, выдыхаемая струя воздуха проходит через нос; голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
Вызывание И.П.Руки впереди подняты ладошками вверх, пальцы округлые. Произнести недолгое [А], и без интервала в движении и произнесении перейти на движение и произнесение [М__]. То есть, после [А] кисти поднимаются и поворачиваются тыльной стороной к щекам, локти приподняты. На [М__] ладони выводятся вперёд, слегка вверх. Динамика.Незначительное мышечное напряжение переходит в напряженность.    
Автоматизация в слогах На звук [М] руки, ладонями от себя, движутся от груди вперёд. При этом произносятся звукосочетания: АМА, АМО, АМУ, АМЫ, АМЭ, ОМА, ОМО и т.п.
Автоматизация в словах На звук [М] руки, ладонями от себя, движутся от груди вперёд и вниз.
Автоматизация в предложениях На звук [М] руки, ладонями от себя, движутся от живота вниз.
Автоматизация в тексте На звук [М] руки, ладонями от себя, движутся от живота вниз и в стороны.
Звук [Н] – согласный, звонкий, твёрдый. Губы находятся в положении следующего гласного; передние зубы сближены, но не сомкнуты; передняя часть спинки языка при сочетании [Н] с гласными [А], [О], [У], [Ы] прижата к верхним зубамилиальвеолам, образуя с ними смычку, которая при переходе к гласному размыкается; мягкое нёбо опущено, вследствие чего выдох происходит через нос; голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, образуется голос.
Вызывание И.П.Руки согнуты в локтях, локти направлены вниз; кисти на уровне груди, ладошками прижаты к себе; подбородок опущен. При произнесении [НА] руки резко разводятся в разные стороны, одновременно запрокидывается голова, и прогибается поясница, напряжены мышцы бёдер. Динамика.Значительная.    
Автоматизация в слогах При произнесении [Н] движение осуществляется от груди с переходом на движение, соответствующее последующему гласному звуку. При этом произносятся слоги: НА, НО, НУ, НЫ, НЭ и т.п.
Автоматизация в словах Движение на звук [Н] воспроизводится от диафрагмы.
Автоматизация в предложениях   Разведение кистей от живота.
Автоматизация в тексте Разведение кистей от живота.
Звук [Л] – согласный, звонкий, твёрдый. Губыраскрыты, занимают нейтральное положение или положение, необходимое для произнесения предшествующего (последующего) звука; зубысближены,разомкнуты; кончик языка упирается в верхние резцы или их дёсны, передняя и средняя части спинки языка опущены, боковые края языка тоже опущены, между ними и коренными зубами остаются щели, через которые выходит воздушная струя, задняя часть спинки языка поднята к мягкому нёбу и несколько оттянута назад; мягкое нёбо поднято, воздушная струя идёт через рот; голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, образуется голос.
Вызывание И.П.Руки согнуты в локтях, локти внизу, слегка выдвинуты вперёд. Кисти рук на уровне щёк сильно повёрнуты к себе, большие пальцы направлены вперёд, подбородок приподнят. Произнося [ЛА], воспроизводить резкое, полукруглое движение с сильной динамикой кистями и предплечьями от себя, прыгнуть вперёд. Динамика.Сильная.
Автоматизация в слогах   Руки на уровне груди. Произнося [Л], воспроизводить полукруглое движение кистью и предплечьем от себя.
Автоматизация в словах   Кисти на уровне диафрагмы ладонями вверх. На звук [Л] воспроизводить полукруглое движение кистью и предплечьем вниз.
Автоматизация в предложениях   Кисти впереди внизу ладонями вперёд. На звук [Л] воспроизводить полукруглое движение кистью и предплечьем к себе.
Автоматизация в тексте Кисти впереди внизу ладонями вперёд. На звук [Л] воспроизводить полукруглое движение кистью и предплечьем к себе.
Звук [Р] – согласный, звонкий, твёрдый. Губы находятся в положении следующего гласного; зубы на расстоянии нескольких миллиметров; кончик языка поднят к альвеолам, напряжён и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам; посередине языка идёт воздушная струя; мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, воздухидёт через рот; голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, образуется голос.
Вызывание И.П.Руки согнуты в локтях, локти разведены, кисти сжаты в кулаки на уровне диафрагмы. При произнесении [Р__] интенсивно вращать один кулак вокруг другого от себя, одновременно немного наклоняя туловище вперёд. Колени во время произнесения звука ровные и напряжённые. Динамика.Очень сильная.
Автоматизация в слогах   Кулаки на уровне диафрагмы. Произнося [Р], вращать один кулак вокруг другого с переходом на движение последующего гласного звука: РА, РО, РУ, РУ, РЫ, РЭ.
Автоматизация в словах   Кулаки на уровне диафрагмы тыльной стороной вверх, локти опущены. Произнося [Р], воспроизводить полукруглое движение кулаками и предплечьем вверх.
Автоматизация в предложениях   Кулаки на уровне живота тыльной стороной вверх. Произнося [Р], воспроизводить полукруглое движение кулаками и предплечьем вверх.
Автоматизация в тексте   Кулаки по бокам внизу. Произнося [Р], воспроизводить полукруглое движение кулаками и предплечьем вперёд.
Звук [Й] – согласный, звонкий, мягкий. Губыприближены к зубам; зубысближены; кончик языка находится за нижними резцами; боковые края языка прижаты с внутренней стороны к коренным зубам; средняя часть спинки языка поднимается к твёрдому нёбу и образует с ним щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха; мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, воздушная струя идёт через рот; голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, образуется голос.
Вызывание I. И.П.Руки впереди, подняты на уровне диафрагмы, локти до конца не выпрямляются, пальцы округлые. Спина прямая, ноги вместе. Воспроизвести движение и произнести недолгое [А]. Без интервала в движении и произнесении перейти к движению и произнесению быстрого [И], прыгнуть вверх (получается [АЙ]). Сокращая до минимума время движения и произнесения, воспроизвести движение указательными пальцами от уголков рта вперёд и к себе, произнося [Й].     II. И.П.Руки впереди внизу округло соединены. Воспроизвести движение и произнести недолгое [О]. Без интервала в движении и произнесении перейти к движению и произнесению быстрого [И], прыгнуть вверх (получается [ОЙ]). Сокращая до минимума время движения и произнесения, воспроизвести движение указательными пальцами от уголков рта вперёд и к себе, произнося [Й]. I II.    
         

Звуки [С], [З], [Ц].

Этапы работы над звуком Описание движений Схема движений
Звук [С] – согласный, глухой, твёрдый. Губыв улыбке;зубысближены, но не сомкнуты;широкий кончик языканаходится за нижними резцами;передняя часть спинки языкаобразует щель с верхними зубами или альвеолами;посередине языка (по узкой щели в форме желобка) идёт холодная струя воздуха; мягкое нёбоподнято, прижато к задней стенке глотки;воздушная струяидёт через рот;голосовые складкине напряжены, разомкнуты.
Вызывание И.П.:кисти перед грудью ладошками от себя, пальцы разомкнуты. Произнося [С___], воспроизводить движение кистями от себя, слегка поднимая их вверх, и, под давлением плечевого пояса, кисти параллельно полу опускаются вниз. Локти разведены. Вслед за руками опускается голова; бёдра и колени напряжены. Динамикаочень сильная.
Автоматизация в слогах В прямых слогах: СА, СО, СУ, СЫ – движения от груди ладошками вперёд и немного вниз; без интервала в движении и произнесении переходим на гласный звук. Колени выпрямлены, напряжены; поясница прогнута.
Автоматизация в словах   Начиная со слов, движения воспроизводятся только на автоматизируемый звук. Ладошки продвигаются вниз от груди до уровня живота.
Автоматизация в предложениях Ладошкипродвигаются внизот уровня диафрагмы.
Автоматизация в тексте Ладошки располагаютсяпо бокам, внизу;в процессе произнесения – слегка опускаются параллельно полу.
Звук [З] – согласный, звонкий, твёрдый. Губыв улыбке;зубысближены, но не сомкнуты;широкий кончик языканаходится за нижними резцами;передняя часть спинки языкаобразует щель с верхними зубами или альвеолами;посередине языка (по узкой щели в форме желобка) идёт холодная струя воздуха; мягкое нёбоподнято, прижато к задней стенке глотки;воздушная струяидёт через рот;голосовые складки напряжены, сомкнуты, колеблются.
Вызывание И.П.:руки согнуты в локтях, локти направлены вниз. Плечо прижато к бокам. Кисти сильно сжаты в кулаки на уровне груди. Произнося [З___], интенсивно вибрировать кулаками и предплечьем. Плечо остаётся прижатым к бокам. Во время воспроизведения вибрации подбородок опускается вниз, колени подгибаются. Динамикаочень сильная, дрожащая.
Автоматизация в слогах В прямых слогах положение рук, как при вызывании, с резким переходом на гласный, без интервала в движении и произнесении.
Автоматизация в словах Кулаки направленывперёд;при вибрации плечи не отрываются от боков.
Автоматизация в предложениях Локти прижатык бёдрам; кулакинаправленывперёд и вниз.
Автоматизация в тексте Кулакинаправлены вниз, плечиприжатык бокам.
  *На всех уровнях воспроизведения движения при автоматизации [З] слегка подгибаются колени.  
Звук [Ц] – согласный, глухой, твёрдый. Губыв улыбке; зубысближены, но не сомкнуты;широкий кончик языкаопущен за нижние резцы;передняя часть спинки языкасначала образует смычку с верхними зубами, которая незаметно переходит в щель между ними;посередине языкаидёт сильная короткая воздушная струя, которая ощущается тыльной стороной руки, поднесённой ко рту, как толчок воздуха;мягкое нёбоподнято к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость,воздушная струяидёт через рот;голосовые складкине напряжены, разомкнуты.
Вызывание И.П.:руки согнуты в локтях, кисти на уровне диафрагмы сильно сжаты в кулаки. Кулаки поднять вверх, резко разжать, произнести [Т]. Без интервала в движении и произнесении перейти на движение и произнесение [С___]. Сокращая время движения и произнесения до минимума, получаем [Ц]. Динамикасильная. Для автоматизации остаётся краткое движение «брызгалка» вверх, то есть - движения пальцами на уровне рта вверх.
Автоматизация в слогах Рукина уровнерта или подбородка.
Автоматизация в словах Рукина уровне груди. «Брызгалка» направлена вперёд.
Автоматизация в предложениях Рукина уровне живота. «Брызгалка»направлена вперёд и вниз.
Автоматизация в тексте Руки впереди внизу. «Брызгалка» направлена вниз.

Звуки [Ш], [Ж], [Щ], [Ч].

Этапы работы над звуком Описание движений Схема движений
Звук [Ш] – согласный, глухой, твёрдый. Губыокруглены и слегка выдвинуты вперёд; зубысближены;широкийкончик языкаприподнят к альвеолам или к переднему краютвёрдого нёба и образует с ними щель; средняя часть спинки языкаопускается,нокрая языкаприжаты к боковым зубам; задняя часть спинки языкаподнимается и оттягивается назад;посередине языка идёт тёплая воздушная струя;мягкое нёбоподнято, воздух идёт черезрот;голосовые складкине напряжены, разомкнуты, голос не образуется.
Вызывание И.П.:руки согнуты в локтях, локти «смотрят» вниз; кисти на уровне груди ладошками от себя, пальцы разомкнуты. Произнося [Ш___], воспроизвести S – образное, волнообразное движение руками, головой, туловищем и ногами. В конце воспроизведения плечи прижать к бокам, кончики пальцев резко остановить не выше уровня рта (для образования «чашечки» из кончика языка); прыгнуть вверх; подбородок приподнять. Динамикаочень сильная.  
Автоматизация в слогах   Автоматизация звука [Ш] начинается с обратных слогов. После движения на гласный звук плавно перейти на круговое движение кистями на уровне груди ладошками от себя.
Автоматизация в словах   Воспроизводить круговое движение кистями на уровне диафрагмы (ладони повёрнуты вниз).  
Автоматизация в предложениях   Воспроизводить круговое движение кистями (руки впереди внизу, ладонями к себе).
Автоматизация в тексте   Руки по бокам внизу (вдоль туловища). При произнесении звука [Ш], кисти напрягаются, пальцы размыкаются.
Звук [Ж] – согласный, звонкий, твёрдый. Губыокруглены и слегка выдвинуты вперёд; зубысближены;широкийкончик языкаприподнят к альвеолам или к переднему краютвёрдого нёба и образует с ними щель; средняя часть спинки языкаопускается,нокрая языкаприжаты к боковым зубам; задняя часть спинки языкаподнимается и оттягивается назад;посередине языка идёт тёплая воздушная струя;мягкое нёбоподнято, воздух идёт черезрот;голосовые складкинапряжены, колеблются и дают голос.
Вызывание   И.П.:руки согнуты в локтях на уровне груди, сильно сжаты в кулаки. Произнося [Ж___], воспроизвести S – образное, волнообразное движение кулаками, головой, туловищем и ногами. В конце воспроизведения кулаки повернуть к себе и остановить их под подбородком, одновременно прыгнув вверх и прижав плечи к бокам. Динамикаочень напряженно дрожащая.  
Автоматизация в слогах   Автоматизация звука [Ж] начинается с прямых слогов. Воспроизвести круговое движение кулаками на уровне груди и без интервала в движении и произнесении плавно перейти на движение и произнесение гласного звука.  
Автоматизация в словах   Воспроизводить круговое движение кулаками на уровне диафрагмы.
Автоматизация в предложениях   Воспроизводить круговое движение кулаками (руки впереди внизу).
Автоматизация в тексте   Руки по бокам внизу (вдоль туловища). При произнесении звука [Ж] кисти собираются в кулаки.  
Звук [Щ] – согласный, глухой, мягкий. Губывыдвинуты вперёд; зубысближены;широкийкончик языкаподнят к альвеолам и образует с ними щель;посерединеязыка идёт воздушная струя; мягкое нёбоподнято,прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струяидёт через рот; голосовые складки не напряжены, разомкнуты, голос не образуется.
Вызывание   И.П.:руки согнуты в локтях, локти «смотрят» вниз, кисти на уровне груди ладошками от себя, пальцы разомкнуты, напряжены. Воспроизводить перед собой круговое движение, произнося [Ш]; без интервала в движении и произнесении перейти на движение и произнесение быстрого [И]; прыгнуть вверх (получается [ЩИ]). Сокращая время движения и произнесения до минимума, воспроизводить короткое полукруглое движение ладошками, переходящее на движение указательными пальцами, которые перед грудью чуть приподнимаются. На автоматизацию и дифференциацию звука [Щ] воспроизводить короткие полукруглые движения указательными пальцами сверху вниз. Динамика сильная.  
Автоматизация в слогах   Движением сопровождается только звук [Щ] (указательные пальцы на уровне груди).
Автоматизация в словах   Воспроизводить движение указательными пальцами на уровне диафрагмы.  
Автоматизация в предложениях   Воспроизводить движение указательными пальцами впереди внизу.  
Автоматизация в тексте   Воспроизводить движение указательными пальцами по бокам внизу (руки вдоль туловища).  
Звук [Ч] – согласный, глухой, мягкий. Губыокруглены и слегка выдвинуты вперед; зубыне смыкаются; кончик языка вместе со спинкойобразует смычку в верхними зубами или альвеолами. Эта смычка незаметно переходит в щель между ними; посередине языка идёт короткая воздушная струя; мягкое нёбоподнято, прижато к задней стенке глотки, воздушная струяидёт через рот;голосовые складкине напряжены, разомкнуты, голос не образуется.
Вызывание   И.П.:Руки согнуты в локтях, кисти на уровне диафрагмы сильно сжаты в кулаки. Кулаки поднять вверх, резко разжать, произнести [Т]. Без интервала в движении и произнесении перейти на движение и произнесение звука [Ш]. Сокращая время движения и произнесения до минимума, получаем звук [Ч]. При этом воспроизводить движение большими пальцами от себя вперёд на уровне талии (остальные пальцы собраны). Динамикасильная.      
Автоматизация в слогах   Воспроизводить движение большими пальцами на уровне талии.
Автоматизация в словах   Воспроизводить движение большими пальцами на уровне бёдер.
Автоматизация в предложениях   Воспроизводить движение большими пальцами впереди внизу.
Автоматизация в тексте   Воспроизводить движение большими пальцами по бокам внизу (руки вдоль туловища).
           

Звуки [П], [Т], [К], [Б], [Д], [Г].

Этапы работы над звуком Описание движений Схема движений
Звук [П] – согласный, глухой, твёрдый. Губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха; кончик языка немного отходит от нижних зубов; языкплоский; выдыхаемая струя воздуха проходит через рот; голосовые связки не напряжены, голос не образуется.
Вызывание И.П.Руки согнуты в локтях, кисти на уровне диафрагмы собраны в кулаки. При произнесении [ПА – ПА – ПА] попеременно не резко опускать то один, то другой кулак. Дыхание произвольное. Динамиканезначительная.  
Автоматизация в слогах   Руки на уровне диафрагмы собраны в кулаки. Воспроизводить звук [П] с переходом на гласный без интервала в движении и произнесении (работа проводится в прямых и обратных слогах).  
Автоматизация в словах   Воспроизводить на звук [П] движение вниз двумя кулаками на уровне диафрагмы.
Автоматизация в предложениях   Воспроизводить кулаками движение вниз на уровне живота.
Автоматизация в тексте   Воспроизводить кулаками движение вниз впереди внизу.
Звук [Т] – согласный, глухой, твёрдый. Губы находятся в положении следующего гласного;зубы сближены, но не сомкнуты; передняя часть спинки языка при сочетании [Т] с гласными [А], [О], [У], [Ы] прижата к верхним зубамилиальвеолам, образуя с ними смычку, взрываемую выдыхаемой струёй воздуха; мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идёт через рот; голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.
Вызывание И.П.Руки согнуты в локтях, кисти на уровне диафрагмы сильно сжаты в кулаки. При произнесении [ТА – ТА – ТА] попеременно поднимать вверх и «выбрасывать» вниз кисть то одной, то другой руки, разжимая кулак и слегка наклонив туловище. Одновременно с силой топать соответствующей ногой. Динамикаочень сильная.  
Автоматизация в слогах Воспроизводить резкое движение раскрытием кистей вниз на уровне диафрагмы с переходом на гласный без интервала в движении и произнесении (работа проводится в прямых и обратных слогах).
Автоматизация в словах Воспроизводить резкое движение раскрытием кистей вниз на уровне диафрагмы.
Автоматизация в предложениях   Воспроизводить резкое движение раскрытием кистей вниз на уровне живота.    
Автоматизация в тексте Воспроизводить резкое движение раскрытием кистей впереди внизу.
Звук [К] – согласный, глухой, твёрдый. Губыраскрыты, занимают нейтральное положение; зубыразомкнуты; кончик языкалежит у нижних зубов и не касается их, передняя и средняя части спинки языка опущены, боковые края языка слегка касаются задней части твёрдого нёба, задняя часть спинки языка поднята и упирается в мягкое нёбо; мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость; воздушная струя при выходе попадает в ротовую полость и взрывает смычку между задней частью спинки языка и мягким нёбом; голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.
Вызывание И.П.Руки согнуты в локтях, локти подняты, кисти рук сжаты в кулаки на уровне ключиц. Перед воспроизведением сгруппироваться: кулаки прижать к груди, локти вывести вперёд, опустить голову и подогнуть колени. При произнесении [К] или [КА] одновременно резко запрокинуть голову; локти отодвинуть назад (не опуская их и не разводя кулаки); прыгнуть назад. Динамикасильная.
Автоматизация в слогах   Воспроизводить резкое движение локтями назад на уровне талии с переходом на гласный без интервала в движении и произнесении (работа ведётся с прямыми и обратными слогами).
Автоматизация в словах   Воспроизводить резкое движение локтями назад на уровне талии.
Автоматизация в предложениях   Воспроизводить резкое движение локтями назад на уровне талии.
Автоматизация в тексте   Воспроизводить резкое движение локтями назад на уровне талии.  
Звук [Б] – согласный, звонкий, твёрдый. Губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха; кончик языка немного отходит от нижних зубов; языкплоский; выдыхаемая струя воздуха проходит через рот; голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, образуется голос.
Вызывание И.П.Руки согнуты в локтях, локти опущены. Кисти на уровне груди ладошками к себе. При произнесении [БА – БА – БА] слабо встряхивать кистями от себя, одновременно наклонить туловище вперёд (чтобы не надулись щёки). На итоговое [БА] (для озвончения) выпрямить корпус, руки поднять вверх и, наклонив туловище, «выбросить» вниз. Динамиканезначительная.  
Автоматизация в слогах   Воспроизводить движение кистями от себя с переходом на гласный без интервала в движении и произнесении, не наклоняя туловище вперёд (работа ведётся с прямыми слогами; при произнесении обратных слогов для озвончения после [Б] необходимо без движения произнести [МА]).
Автоматизация в словах   Воспроизводить движение кистями от себя с переходом на гласный без интервала в движении и произнесении, не наклоняя туловище вперёд.
Автоматизация в предложениях   Воспроизводить движение кистями от себя с переходом на гласный без интервала в движении и произнесении, не наклоняя туловище вперёд.
Автоматизация в тексте   Воспроизводить движение кистями от себя с переходом на гласный без интервала в движении и произнесении, не наклоняя туловище вперёд.
Звук [Д] – согласный, звонкий, твёрдый. Губы находятся в положении следующего гласного;зубы сближены, но не сомкнуты; передняя часть спинки языка при сочетании [Д] с гласными [А], [О], [У], [Ы] прижата к верхним зубамилиальвеолам, образуя с ними смычку, взрываемую выдыхаемой струёй воздуха; мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идёт через рот; голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
Вызывание И.П.Руки согнуты в локтях, локти опущены, кисти на уровне груди ладошками от себя, пальцы разомкнуты. При произнесении [ДА – ДА - ДА] воспроизводить утвердительные движения руками и головой.   Динамикасильная.  
Автоматизация в слогах
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...