Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормативы качества окружающей среды




По действующему экологическому законодательству нормати­вы качества окружающей среды устанавливаются в форме норма­тивов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных ве­ществ, а также вредных микроорганизмов и других биологичес­ких веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды и почву, и нормативов предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных физических воздействий на окружающую среду.

Деятельность по нормированию допустимого загрязнения при­родной среды начала развиваться в бывшем СССР еще в 30-е гг., когда в 1939 г. были приняты Правила об условиях сброса сточ­ных вод в водоемы. В конце 40-х гг. получило развитие нормиро­вание предельно допустимого загрязнения атмосферного воздуха.

Развитие правового регулирования нормирования качества окружающей среды в новейшем законодательстве можно охарак­теризовать как непоследовательное. Если ранее, в 80-е гг. — на­чале 90-х в экологическом законодательстве был отражен научно обоснованный подход к нормированию качества окружающей среды, то к концу 90-х гг. было допущено отступление от эколо-го-правовых принципов. Это проявилось, в частности, в том, что Закон об охране атмосферного воздуха предусмотрел установле­ние гигиенических и экологических нормативов качества атмо­сферного воздуха (о научной обоснованности такого подхода см. в разд. XVIII «Особенности правового режима природных объек­тов»).

Нормативы качества окружающей среды выполняют ряд функций. Прежде всего они устанавливают предельные величи­ны вредных химических, физических и биологических воздейст­вий на природную среду. К примеру, предельно допустимая кон­центрация двуокиси азота (NOa) (максимальная разовая и среднесуточная) в атмосферном воздухе не должна превышать 0,085 мг/м3; свинца и его соединений —0,0007 мг/м3; сернистого ангидрида —0,5 (максимальная разовая) и 0,05 (среднесуточная) мг/м3; соляной кислоты —0,2 мг/м3.

Такие нормативы служат также для оценки состояния атмо­сферного воздуха, вод, почв по химическим, физическим и био­логическим характеристикам. Это означает, что если в атмосфер­ном воздухе, воде или почве содержание, например, химического вещества не превышает соответствующий норматив предельно до­пустимой его концентрации, то состояние воздуха, воды или почвы является благоприятным, т.е. не представляющим опас­ности для здоровья человека и для других живых организмов. Ус­тановленные в соответствии с требованиями законодательства нормативы качества окружающей среды служат одним из юриди­ческих критериев определения благоприятного состояния окру­жающей среды. На практике это важно иметь в виду в случае необходимости, к примеру, защиты права граждан на благопри­ятную окружающую среду. Состояние вод, почв, атмосферного воздуха, соответствующее нормативам качества, т.е. благоприят­ное, свидетельствует либо об отсутствии антропогенной нагрузки на природу, либо о высокой эффективности действия механизма по охране окружающей среды. И наоборот.

Нормативы качества окружающей среды учитываются также при оценке воздействия планируемой хозяйственной деятельнос­ти, реализация которой будет связана с отрицательным воздей­ствием на природу, при развитии городов и иных населенных пунктов. Соблюдение этих нормативов и других экологических требований при разработке природоохранных мер при проектиро­вании предприятий и иных объектов может рассматриваться как критерий экологической обоснованности соответствующих про­ектных решений.

Рассматриваемые нормативы качества образуют основу для регулирования охраны окружающей среды от химических, физи­ческих и биологических воздействий на природную среду отдель­ными источниками — предприятиями, транспортными средства­ми и т.п.

В законодательстве определены юридические критерии, с уче­том и на основе которых устанавливаются нормативы качества окружающей среды. Под критериями в данном случае понима­ются те общественные интересы, которые учитываются при раз­работке нормативов. Такие критерии выражены в законодатель­стве. В соответствии с Законом об охране окружающей среды нор­мативы качества окружающей среды устанавливаются для оцен­ки ее состояния в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других орга­низмов (ст. 21). Сохранение естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов, по мнению законодателя, является критерием нормирования качества окружающей среды. В предшествующем законе — «Об охране окружающей природной среды» предусматривалось, что нормативы предельно допустимых концентраций вредных ве­ществ устанавливаются в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и живот­ного мира. Данное положение представляется научно более обо­снованным. В новом Законе отсутствует существенный крите­рий — охрана здоровья человека.

Соответственно нормативы качества окружающей среды должны быть определены на уровне, исключающем причинение вреда здоровью человека, растительному и животному миру, что автоматически будет способствовать сохранению и генетического фонда. Государственные природоохранительные органы, ответст­венные за разработку и утверждение этих нормативов, должны выполнять данное правило.

Согласно экологическому законодательству нормативы каче­ства окружающей среды являются едиными для всей территории России. Одновременно допускается установление более строгих нормативов ПДК с учетом природно-климатических особеннос­тей, а также повышенной социальной ценности отдельных терри­торий (заповедников, заказников, курортных и рекреационных территорий). Потребность в дифференциации нормативов качест­ва окружающей среды возникает также в связи с наличием на территории России различных природных и климатических зон и соответственно с различной реакцией растительных и живот­ных организмов на однотипные воздействия.

Реализации этой меры настоятельно требует практика. Уста­новление более жестких нормативов качества окружающей среды для особо охраняемых природных территорий служит одной из мер сохранения природных комплексов этих территорий и объ­ектов.

К достоинствам Закона об охране окружающей среды следует отнести полномочие органов государственной власти субъектов РФ разрабатывать и утверждать нормативы не ниже установлен­ных на федеральном уровне (ст. 6). Прежде всего это полномочие касается возможности установления нормативов качества окру­жающей среды. Субъект РФ может управлять охраной окружаю­щей среды на своей территории посредством более жесткого, чем на федеральном уровне, нормирования качества окружающей среды. Это полномочие полезно осуществлять избирательно, при­менительно к наиболее экологически вредным загрязняющим ве­ществам.

К настоящему времени установлен значительный массив нор­мативов ПДК вредных веществ в окружающей среде: для атмо­сферного воздуха — ПДК более 500 вредных веществ; для вод­ных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения -- ПДК более 1600 вредных веществ; для почв -более 30 ПДК вредных веществ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...