Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Товародвижение, роль логистики в товародвижении




 

Доведение товаров от места их производства до места потребления это одна из важнейших функций торговли.

Выбор самого короткого пути предполагает, что товар, проходящий от производителя до торговой сети, преодолевает наиболее короткое расстояние, не имея при этом встречных потоков товаров с аналогичным ассортиментом. Помимо встречных перевозок, следует избегать также слишком дальние и повторные.

Процесс доведения товаров от производителей через оптовых и розничных торговцев до конечного потребителя называется товародвижением. Товародвижение включает в себя не только перемещение товаров, но и различные операции, связанные с ними, такие как хранение, сортировка и подготовка их к продаже.

Для этого определяются наиболее благоприятные потоки и направления движения товаров, наиболее экономичные виды транспорта для перевозки товаров от производителя до потребителя. И, наконец, должна создаваться соответствующая сеть складов и различных баз. Оттого, насколько оптимизирован процесс товародвижения, во многом зависят уровень торгового обслуживания населения, а также время оборота товарно-материальных ценностей.

Товародвижение предполагает формирование некой технологической цепи, которая будет своевременно и бесперебойно доводить товары от мест производства до мест потребления в нужном количестве, нужного качества, при минимальных затратах труда, средств и времени.

Такая технологическая цепь должна включать в себя формирование партий товаров, их отгрузку, перевозку различными видами транспорта, прохождение товарной массы через определенные складские звенья и доставку товаров в розничную сеть. Как видно, процессы товародвижения составляют также частично и коммерческую работу.

Процесс товародвижения должен быть рационально организован, что предполагает:

- обеспечение наиболее коротких путей движения материальных ценностей;

- применение наиболее целесообразных форм движения и доставки товаров;

- определение оптимального количества звеньев;

- использование наиболее удобных и экономичных видов транспорта.

Значительное влияние на процесс товародвижения оказывает место размещения производства товаров. Близкое расположение производственных предприятий к источникам сырья нередко приводит к неравномерному распределению их на территории страны, удалению от районов потребления, а это, в свою очередь, усложняет процесс товародвижения, потому, что появляется необходимость перевозки товаров на большие расстояния, а это замедляет их доведение от производства до потребителей.

Не менее важную роль на организацию товародвижения оказывает специализация производственных предприятий на выпуске относительно узкого товарного ассортимента. Это особенно касается товаров со сложным ассортиментом, потому, что мелкие розничные магазины не способны получать их без предварительной подсортировки на предприятиях оптовой торговли. Следствием является то, что большинство товаров, прежде чем поступить в розницу, проходит предварительно через одно или более звеньев оптовой торговли.

При организации товародвижения не маловажное значение имеет также оптимальный выбор транспортных средств и их эффективное использование. При этом следует учитывать расстояние перевозки, вид и физико-химические свойства товаров. Должна быть обеспечена максимальная загрузка транспорта, сокращены его простои, исключены порожние пробеги.

Плюс ко всему высокую эффективность товародвижения обеспечивает постоянное совершенствование и оптимизация всей его технологической цепи. Это достигается её единством, соответствием её требованиям поточной обработки грузов, при которой каждая предыдущая операция одновременно является подготовкой к последующей. Особое значение здесь имеют операции, которые связаны с подготовкой товаров к продаже, а именно их фасовка, упаковывание, комплектование необходимого ассортимента и так далее. В современных условиях эти операции выполняются и на предприятиях оптовой и на предприятиях розничной торговли.

На практике существует две формы товародвижения: транзитная и складская.

Транзитная форма заключается в перевозке товаров непосредственно от производителя в розничную сеть, минуя оптовые базы, склады и прочих подобных посредников. Такая форма товародвижения обычно применяется по товарам с простым ассортиментом.

Довольно большое количество продовольственных товаров, в виду малого срока годности, завозятся в розницу транзитом. Также транзитом могут завозиться и некоторые непродовольственные товары (как правило, в крупные торговые фирмы), если они производятся на местных промышленных предприятиях.

На развитие транзитной формы товародвижения положительным образом влияют появление в районах потребления новых предприятий, связанных с легкой и пищевой промышленностью, укрупнение торговых предприятий, внедрение прямых связей розничной торговли с производством, а также развитие автомобильных и контейнерных перевозок.

Складская форма товародвижения является более распространённой и используется в основном при товарах со сложным ассортиментом. По числу складских звеньев различают однозвенную, двухзвенную и более складские формы товародвижения.

Необходимость подсортировки и разделения партий товаров, поступающих от производителя, а также создание устойчивых запасов, которые гарантируют надёжность и бесперебойность снабжения розничных сетей, вызывает потребность в промежуточных складских звеньях [10].

Как уже отмечалось выше, одним из основополагающих требований к рационализации товародвижения является обеспечение кратчайших путей движения товаров. С учетом форм и звенности формируются каналы товародвижения, выбор которых определяет рациональный и кратчайший путь движения товаров.

Канал товародвижения (распределения) – это все организации, через которые проходит товар при движении (или перепродаже) от производителя к потребителю. Различают каналы прямые и косвенные.

Прямые каналы распределения предполагают перемещение товаров непосредственно от производителя к потребителю, без независимых посредников, то есть прямо в розничные магазины. Такая система позволяет контролировать весь процесс, помогает обеспечить тесный контакт с потребителем, а значит и более полную информацию о его предпочтениях. Недостатком прямого канала является то, что он требует разветвленной системы управления и больших затрат.

Косвенные каналы распределения связаны с использованием независимых посредников, к которым товар переходит от производителя, и которые затем реализуют его потребителям [24].

Все логистические системы состоят из совокупности звеньев, между которыми устанавливаются определённые функциональные связи и отношения.

Звено логистичесой системы это некий функционально обособленный объект, который не подлежит последующей декомпозиции (делению единого целого на отдельные части) в рамках поставленной задачи анализа и синтеза логистической системы и выполняющий локальную целевую функцию. Под звеньями логистической системы подразумеваются предприятия-поставщики, производственные предприятия и их подразделения, сбытовые предприятия, торговые организации, посреднические организации (опт и розница), транспортные предприятия, банки и так далее.

Звенья логистической цепи бывают трёх основных видов: генерирующие, преобразующие и поглощающие материальные и сопутствующие им потоки. Нередко встречаются и смешанные звенья. В них указанны три основных типа звеньев, которые комбинируются в различных сочетаниях. В звеньях логистической системы все потоки могут сходиться, разветвляться, дробиться, изменять содержание и параметры.

Звенья в определённой последовательности (упорядоченности) составляют логистическую цепь. Понятия «логистическая система», «логистическая цепь» и «цепь поставок» чётко не разграничены и нередко применяются как синонимы, особенно в зарубежной логистической практике. Логистические цепи могут формироваться путём слияния и поглощения фирм, а также путём добровольного сотрудничества различных служб, подразделений и фирм. Информационные связи между отдельными звеньями логистической цепи создаются с помощью совокупности современных средств обработки и передачи информации (информационные технологии).

На рисунке 1.1 представлен пример простейшей элементарной логистической цепи, состоящей из трёх звеньев: производитель/продавец, перевозчик и потребитель. Стрелками обозначено движение различных потоков.

Рисунок 1.1 – Простая логистическая цепь. ЗЛС1, ЗЛС2, ЗЛС3 – звенья логистической системы, ГП – готовая продукция.

 

Данная схема очень проста. На практике, в таком виде, она встречается крайне редко. Между перевозчиком и потребителем обычно находятся посредники (оптовые и розничные торговцы), могут иметь место какие-либо финансовые организации.

Для рационализации товародвижения следует избегать лишних звеньев между производителем и розницей. Наиболее желательной является однозвенная форма, при которой склад будет находиться территориально приближённо к пункту снабжения. Двухзвенная форма используется реже, как правило, при снабжении торговых сетей отдалённых населённых пунктов.

С логистической точки зрения самые значимые участники товародвижения это оптовые и розничные предприятия [7].

Схема более сложной логистическая цепи представлена в приложении А.

Процесс организации товародвижения состоит из следующих этапов: выбор места хранения товарных запасов, а также способа складирования, определение системы перемещения грузов, введение системы управления товарными запасами, установление процедуры обработки заказов, выбор способов транспортировки продукции.

Оптовики при реализации товаров выполняют работы по логистическому сервису (хранение, транспортировка, экспедирование, сортировка, упаковка и маркировка товаров).

Совершенствование розничной торговли (так же как и оптовой), с логистической точки зрения, следует рассматривать как совершенствование звена в системе товародвижения. Под объектом рационализации в этом случае понимается совокупность всех участников товародвижения.

Решения логистического характера принимаются уже на стадии появления магазина, помещения которого должны удовлетворять требованиям всех технологических процессов.

Не маловажную роль играет и транспортный аспект. Организация транспортировки товаров в процессе распределения существенно влияет на стоимость доведения этих товаров до конечного потребителя.

Решения, принятые относительно складирования, поддержания товарно-материальных запасов, а также транспортировке этих самых запасов требуют тщательной координации. Предприятия организуют в своей структуре функциональные подразделения по товародвижению, а также постоянные комитеты, в состав которых входят управляющие, которые несут ответственность за различные аспекты деятельности по организации товародвижения. Такой комитет на регулярных заседаниях разрабатывает основные установки по повышению эффективности системы распределения в целом.

Применение логистического подхода к управлению товарными потоками в логистической системе является весьма важным для повышения эффективности функционирования всех звеньев этой системы. Цель совершенствования торговли на базе концепций логистики – создание высокоэффективных товаропроводящих логистических систем, которые будут обеспечивать наличие нужного товара в нужном месте, в нужное время, в нужном количестве и с минимальными затратами [4].

Таким образом, система распределения товаров и услуг представляет собой внешний ключевой ресурс, на построение которого обычно уходят годы, и изменить его не так просто. По своей значимости система распределения сравнима с такими важнейшими внутренними факторами, как производство, исследования, уровень технического обеспечения, торговый персонал. Она составляет значительную часть всей принятой в компании политики, фундаментом построения всех долгосрочных отношений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...