Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок создания и ликвидации предприятий




Вновь созданные предприятия подлежат государственной регистрации. С момента государственной регистрации предприятие считается созданным и приобретает статус юридического лица. Для государственной регистрации предприятия учредители предъявляют следующие документы:

· заявление о регистрации предприятия, составленного в произвольной форме и подписанного

· учредителями предприятия;

· учредительный договор о создании предприятия;

· устав предприятия, утвержденный учредителями;

· документы, подтверждающие внесение не менее 50% уставного капитала предприятия на счет;

· свидетельство об уплате государственной пошлины;

· документ, подтверждающий соглашение антимонопольного органа на создание предприятия.

В учредительном договоре должны содержаться следующие сведения: наименование предприятия, место его нахождения, порядок управления его деятельностью, сведения об учредителях, размер уставного капитала, доля каждого учредителя в уставном капитале, порядок и способ внесения вкладов учредителями в уставной капитал.
В уставе предприятия должны обязательно содержаться также сведения: организационно-правовая форма предприятия, наименование, место нахождения, размер уставного фонда, состав и порядок распределения прибыли, образование фондов предприятия, порядок и условия реорганизации и ликвидации предприятия.
Для отдельных организационно-правовых форм предприятий в учредительных документах (учредительном договоре и уставе), помимо перечисленных, содержатся и другие сведения.
Государственная регистрация осуществляется в течении трех дней с момента представления необходимых документов, либо в течение тридцати календарных дней с даты почтового отправления, указанной в квитанции об оплате учредительных документов. Отказ в государственной регистрации предприятия может быть сделан при несоответствии представленных документов закону. Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суде.
Прекращение деятельности предприятия может быть осуществлено в следующих случаях:

· по решению учредителей;

· в связи с истечением срока, на которое создано предприятие;

· в связи с достижением цели, ради которой было создано предприятие;

· в случае признания судом недействительной регистрации предприятия, в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;

· по решению суда, в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с неоднократным или грубым нарушением закона или иных правовых актов;

· в случае признания предприятия несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

 

3 Планирование деятельности предприятий и показатели эффективности

Плановая деятельность фирмы — одна из первоочередных функций ее управления, взаимодействующая с такими функциями, как: организация, координация, контроль, регулирование, стимулирование и анализ. Планирование на фирме — экономический метод управления, представляет собой процесс проектирования желаемого будущего, а также эффективных путей его достижения. Задачи планирования заключаются в выявление перспектив изменения внешнего окружения фирмы, формирование целей и стратегии развития, определение первоочередных задач и действий для их решения. А также определение необходимых затрат и результатов, проектирование изменения состояния предприятия, согласование работы всех его подразделений, контроль за выполнением плановых заданий всеми подразделениями фирмы, анализ достигнутых плановых результатов.

Фирма как участник рыночной системы вынуждено подчиняться ценовому механизму, закону спроса и предложения и т.д. Однако во внутренней среде каждой фирмы, предприятия механизм цен вытеснен сознательными действиями и автономными решениями менеджеров и предпринимателей. Менеджер сознательно определяет основные направления внутрифирменной деятельности. Следовательно, внутренняя природа фирмы основывается на системе плановых показателей.

Планирование является естественной частью менеджмента. С этой позиции планирование отвечает на три основных вопроса:

1. Где находится фирма в настоящее время? Определяется экономическая позиция фирмы, каковы итоги и условия ее деятельности. Оцениваются сильные и слабые стороны в таких важных областях, как финансы, маркетинг, производство, научные исследования, трудовые ресурсы для того, чтобы определить, чего может реально добиться фирма.

2. Куда мы хотим двигаться? Оценивая конкуренцию, клиентов, законы, политические факты, экономические условия, технологию, снабжение и т.д., руководство определяет, какими должны быть цели организации и что может помешать их достижению.

3. Как, при помощи каких ресурсов фирма собирается достичь своих целей? Определяются функции и обязанности сотрудников?

Отвечая на эти вопросы, процесс планирования включает в себя три основных этапа:

1. Установление своевременно четких количественных показателей, целей, которые должна достигнуть фирма.

2. Определение основных действий, которые необходимо осуществлять для достижения целей, принимая во внимание воздействие внешних факторов и имеющиеся внутренние возможности фирмы.

3. Разработка гибкой системы планирования, обеспечивающая достижение поставленных целей.

Применение планирования на фирме позволяет:

· предвидеть перспективу развития фирмы в будущем;

· более рационально использовать все ресурсы предприятия;

· избежать риска банкротства;

· более целеустремленно и эффективно проводить научно-техническую политику;

· улучшать контроль в организации;

· увеличивать возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией.

Постоянная неопределенность будущего является одной из причин, по которой планирование должно осуществляться непрерывно. В силу внешних изменений или ошибок управления события могут разворачиваться не так, как предполагало руководство при выработке планов. Поэтому планы необходимо пересматривать, чтобы они согласовывались с реальностью. Там, где есть планирование, неопределенность сокращается. Однако полностью удалить ее не под силу ни одной фирме в силу разнообразия рыночной системы. Но можно осуществлять некоторый контроль над рынком, и такие усилия приносят определенный успех.

На фирмах используются такие методы планирования как: балансовый, расчетно-аналитический, графо-аналитический, программно-целевой, экономико-математический.

Балансовый метод обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниками их покрытия, а также между разделами плана. В процессе формирования плана фирмы составляют балансы: производственной мощности, материальный, энергетический, трудовой, финансовый, бухгалтерский.

Расчетно-аналитический метод используется при планировании показателей плана, изучении их динамики и количественного размера факторов, на них влияющих. Так, например, планируются по факторам такие обобщающие показатели плана, как производительность труда, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность.

Графо-аналитический метод позволяет графическими способами смоделировать инновационные, производственные и организационные процессы на предприятии. Графики и диаграммы дают возможность наглядно представить взаимосвязь и взаимозависимость различных показателей между собой.

Программно-целевой метод используется при разработке программ, а также лежит в основе разработки стратегического плана предприятия. Главная черта программы — нацеленность на достижение конечных результатов. Стержень программы — генеральная цель детализируемая в ряде стратегических целей и задач. На предприятиях разрабатываются программы: реализации сбытовой и товарной политики, повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, завоевания новых рынков сбыта, реконструкции предприятия и др.

Экономико-математические методы лежат в основе экономических моделей плановых показателей на основе выявления их количественной зависимости от основных факторов. С их помощью на основе использования вычислительной техники имеется возможность разрабатывать ряд альтернативных вариантов плана и выбирать из нескольких вариантов оптимальный.

На предприятиях используются технико-экономический и оперативно-календарный виды планирования. Их основой являются нормы и нормативы, а также система плановых показателей. Нормативная база определяет прогрессивность плановых решений.

К важнейшим видам норм относятся нормы использования ресурсов:

· материальных;

· орудий труда;

· трудовых;

· финансовых.

В оперативно-календарном планировании широко используются нормативы организации производственного процесса. В настоящее время актуальное значение обретают нормы и нормативы конкурентоспособности продукции, маркетинговые нормы, основные нормативы предприятий-конкурентов.

К важнейшим плановым показателям, составляющим основу плана, относятся: объем реализованной продукции; прибыль; рентабельность; производственная мощность предприятия и его основных цехов; емкость рынка и степень его использования; коэффициент эластичности спроса и т.д.

В зависимости от выбора планового периода планирование подразделяется на долгосрочное (10 — 15 лет), среднесрочное (5 лет), текущее (годовое) и оперативное (месяц, декада, смена, час). Новым перспективным видом долгосрочного планирования является стратегическое планирование. Стратегический план разрабатывается на основе программно-целевого метода и определяет стратегию развития предприятия на перспективу. Конечный результат плана — стратегия развития предприятия на перспективу. Стратегия развития на предприятии определяется в результате изучения внешнего окружения и возможных внутренних перспектив её деятельности с учётом непредвиденных рыночных обстоятельств. Этапы формирования стратегии развития фирмы:

· выработка миссии предприятия;

· определение его стратегического положения в отрасли и регионе;

· оценка сил конкуренции;

· анализ внешних и внутренних факторов успеха, сильных, слабых сторон, опасностей и возможностей предприятия (SWOT-анализ);

· разработка альтернативных стратегий развития предприятия, их оценка по системе показателей (увеличение или сокращение доли рынка, уровень рентабельности, размер чистой прибыли, окупаемость капитальных вложений, темпы роста объема продаж и емкости рынка);

· выбор окончательной стратегии, которая включается в план. Стратегический план уточняется в бизнес-плане и плане маркетинга.

Стратегическое планирование на фирме направлено на долгосрочное развитие, достижения более высоких темпов экономического роста на основе поэтапного совершенствования различных производственно — технических факторов и организационно — управленческих структур с целью обеспечения высокого качества работы. Стратегическое планирование начинается с исследования внешней и внутренней среды организации, затем определяются основные ориентиры фирмы. В рамках стратегического анализа фирма сравнивает результаты первого и второго этапов, определяет возможные варианты стратегий, затем выбирает один из вариантов и формулирует собственную стратегию. Этапами стратегического планирования являются:

· программа деятельности фирмы;

· цели и задачи предприятия;

· план развития хозяйственного портфеля;

· стратегия роста предприятия.

Программа деятельности фирмы позволяет четко сформулировать основные направления ее работы и ответить на вопросы: “Что представляет собой фирма? Кто клиенты? Каково будущее фирмы? Чем ценна фирма для клиентов?” Программа деятельности подготавливается руководством фирмы (часто в письменном виде), где с позиций рыночной ориентации определяются возможности по обслуживанию конкретных групп потребителей и (или) по удовлетворению конкретных требований и запросов.

Реализация программы деятельности предприятия осуществляется на втором этапе при формировании целей и задач для каждого уровня управления. “ Управление методом решения задач” состоит втом, что на основании программы деятельности и избранной цели перед каждой службой формируются конкретные задачи, которые уточняются по показателям количественного и временного измерения. Это позволяет фирмам превратить задачи в конкретные цели и облегчает последующее планирование и контроль над их реализацией. Так, в качестве задач могут выступать: рост сбыта; снижение издержек; увеличение доли отечественного рынка; выход на новые зарубежные рынки и т.д.

“План развития хозяйственного портфеля” состоит в анализе всех производств, входящих в состав фирмы и анализе товарного ассортимента фирмы. При этом анализу может подвергаться как простой (анонимный), так и марочный (фирменный) товар. Такой анализ позволяет выявить техническое состояние производств, уровень рентабельности товарного ассортимента и соответственно определить: необходимые объемы капитальных вложений, оценить привлекательность своей продукции, ее конкурентоспособность, размеры рынка, темпы его роста, объемы получаемой прибыли, интенсивность конкуренции, цикличность и сезонность деловой активности, возможности снижения себестоимости, конкурентоспособность цен, свою долю на рынка и др.

“Стратегия роста предприятия” оценивает перспективы технического развития фирмы в будущем и обновления ассортимента ее продукции. При этом стратегия роста анализируется по трем направлениям:

1. Интенсивный рост целесообразен и рекомендуется в тех случаях, когда имеются возможности увеличить сбыт, как правило, уже выпускаемых, т.е. старых товаров на старых, уже освоенных рынках. В этих случаях применяется так называемая методика “сетки развития товара и рынка”, которая включает следующие направления: глубокое внедрение на рынок, т.е. увеличение сбыта продукции на существующих рынках с помощью более активного, агрессивного маркетинга (более интенсивного использования рекламы, расширяющей круг потребителей, возможности сбыта, нового оформления товара, упаковки и др.); расширение границ рынка, т.е. сбыт существующих (старых) товаров на новых рынках путем освоения новых территорий сбыта; совершенствование товара, т.е. увеличение сбыта новых или усовершенствованных товаров на старых, уже освоенных фирмой рынках, освоение новых сегментов рынка.

2. Интеграционный рост оправдан в тех случаях, когда фирма занимает прочные позиции на рынке и может получить дополнительную выгоду за счет перемещения в рамках отрасли. Это достигается с помощью регрессивной интеграции, т.е. изменения своих взаимоотношений с поставщиками (усилить контроль за ними, поставить под жесткий контроль систему распределения); прогрессивной интеграции, предполагающей возможности контроля системы распределения, создания собственных оптовых или розничных служб; горизонтальной интеграции, смысл которой в расширении возможностей владения (контроля) предприятиями-конкурентами, закупить их.

3. Диверсификационный рост используется в тех случаях, когда фирма в существующих рамках отрасли ограничена в развитии или рост возможен за пределами имеющихся связей. При этом существует три разновидности диверсификации: концентрическая, которая предполагает расширение товарного ассортимента и пополнение рынка новыми изделиями, близкими с технической или маркетинговой точки зрения к существующим товарам; горизонтальная, предполагающая выпуск новых изделий, но рассчитанных на своего существующего покупателя; конгломнративная, имеющая в виду создание новых товаров и освоение новых рынков сбыта, не имеющих никакого отношения ни к применяемой технологии, ни к нынешним товарам и рынкам.

Среднесрочный (5-летний) план нацелен на решение отдельных стратегических проблем, сформулированных в стратегическом плане.

Текущий план увязывает все направления деятельности предприятия и работу всех его подразделений на текущий финансовый год.

Основные разделы среднесрочного и текущего планов:

· производство и сбыт продукции;

· техническое развитие предприятия;

· нормы и нормативы;

· материально-техническое обеспечение;

· труд и кадры;

· охрана природы;

· себестоимость;

· фонды экономического стимулирования;

· показатели экономической эффективности производства;

· финансовый план;

· план внешнеэкономической деятельности;

· план социального развития.

Бизнес-план является одним из наиболее распространенных видов плановой деятельности фирмы в рыночных условиях. Бизнес-план является обязательным условием выделения инвестиций для реализации инвестиционных проектов, а также получения кредита в коммерческом банке. По своему характеру бизнес-план должен представлять собой четко структурированную систему данных о коммерческих намерениях и перспективах фирмы, финансовом и организационном обеспечении программы реализации намеченных мероприятий, а также выполнять функции рекламы.

Примерные разделы бизнес-плана.

1. Резюме. В сжатой форме изложена суть предлагаемого документа, его преимущества, подведены итоги маркетинговых исследований и финансово-экономических расчетов. Отмечается привлекательность, новизна, выгодность реализации целей бизнес-плана.

2. Сущность предлагаемого продукта. Приводится описание предлагаемой продукции, ее преимущественные характеристики и прочее.

3. Оценка рынков сбыта и конкурентов. Дается характеристика рынка, уровни продаж, покупатели.

4. План маркетинга. Планируются совокупность мероприятий направленных на формирование и завоевание рынка продаж.

5. План производства. Описываются производственная база, применяемые технологии, трудовые ресурсы, расчет себестоимости, и т.д.

6. Организационный план. Приводится организационная структура управления.

7. Финансовый план. Отражаются финансовые результаты и рассчитывается эффективность проекта по общепринятым критериям оценки эффективности.

8. Оценка и предупреждение риска. Обосновывается мера неопределенности достижения поставленной цели, определяется время и место наступления возможных рисков, разрабатываются мероприятия по их предупреждению и снижению ущерба.

9. Выводы.

10. Приложения. Копии контрактов, пояснения к расчетам и т.д.

Одним из наиболее ответственных и значительных этапов в управлении инвестиционным проектом является обоснование его экономической эффективности, включающее анализ и интегральную оценку всей имеющейся технико-экономической и финансовой информации. Оценка эффективности инвестиций занимает центральное место в процессе обоснования и выбора возможных вариантов вложения средств в операции с реальными активами.

Одним из основных методов планирования промышленного предприятия является система сетевого планирования и управления, основанная на графическом изображении определенного комплекса работ в их логической последовательности, взаимосвязи и взаимозависимости с использованием сетевых планов графиков (СПГ). Сетевой график отражает логическую последовательность событий, способствующих достижению поставленной цели. События обычно обозначаются кружками и указанными в них цифрами, а работа — стрелкой, соединяющей последовательно связанные события. Продолжительность работы обозначается числом единиц времени, которое указывается над стрелкой (дни, месяцы); под стрелкой часто указываются затраты на проведение работ (рубли, человеко-дни). Если для перехода от одного события не требуется затрат средств и времени, а на графике необходимо изобразить взаимосвязь этих событий, то их соединяют без указания затрат или пунктирной линией. План цеха включает: производственную программу, план совершенствования техники, технологии и организации производства, труд и кадры, смету затрат (предельную), прибыль (экономию от снижения себестоимости продукции).

Планирование базируется на отчетных и перспективных данных. Поэтому надежность планирования в значительной степени зависит от достоверности и полноты отчетных показателей, а также объективности и целесообразности применения тех или иных показателей в перспективе. Во всех случаях исходными данными являются показатели рынка: оборот продаж (количество); стоимость продаж (оборота); продажные цены собственной и конкурентной продукции; динамика спроса на все поставляемые товары на рынке; динамика покупательной способности; потребление товаров в расчете на душу населения; прогнозы сбыта по группам товаров и др.

В первую очередь предпринимательство связано с эффективным использованием всех факторов производства в целях экономического роста и удовлетворения потребностей отдельных граждан и общества в целом в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимой для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами, получения в конечном итоге материального и морального вознаграждения. Поступательное развитие предпринимательства направлено на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг), их доведение до конкретных потребителей (домохозяйств, других предпринимателей, государства) с наименьшими затратами и является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов ВВП и национального дохода, повышения эффективности общественного производства.
В буквальном смысле слова «эффективный» означает «дающий эффект, приводящий к нужным результатам, действенный», а также относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение [10, с.88].
В экономическом смысле существует много определений эффективности, которые в общем отражают одну проблему:
- эффективность достигается, когда ресурсы распределены таким образом, что при использовании получают максимально возможный суммарный чистый выигрыш;
- эффективность - отсутствие потерь или такое использование экономических ресурсов, при котором достигается максимально возможный уровень удовлетворения при данных затратах и технологии, сокращенное обозначение термина аллокативная эффективность;
- эффективность - относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определенные как отношение результата к расходам, которые обусловили и обеспечили его получение;
- эффективность (аллокативная) - производство продукта рациональной или заданной структуры с помощью использования эффективной комбинации ресурсов, обеспечивающей минимальные расходы;
- эффективность - соотношение между получаемыми результатами производства - продукцией и материальными услугами, с одной стороны, и затратами труда и средств производства с другой. При капитализме (мы живем в эпоху капитализма) для предпринимателя затраты имеют форму авансируемого им основного и оборотного капитала, а результаты - форму прибыли. Сопоставление затрат и результатов используется в практике управления капиталистическими фирмами в целях извлечения максимальной прибыли [4, с.96].
Эффективность производственной деятельности является важнейшей качественной характеристикой хозяйствования на всех уровнях. Под экономической эффективностью производственной деятельности следует понимать степень использования производственного потенциала, которая определяется соотношением результатов и затрат производства. Чем выше результирующее значение при тех же затратах, чем быстрее растет результат в расчете на единицу затрат необходимого труда, или чем меньше затрат на единицу полезного эффекта, тем, соответственно, выше эффективность производства, то есть показатель деятельности фирмы по распределению и переработке ресурсов с целью производства товаров.
Каждый предприниматель, то есть бизнесмен стремится достичь наибольшей эффективности и на протяжении всего времени было создано много способов и направлений ее достижения, опыт передавался и пополнялся поколениями по мере развития производства, торговли и самой экономики в целом. Пробегая всю историю предпринимательства с возникновения как токового и по наши дни, видно, что весь прогресс в нем был направлен на повышение эффективности производства, что является одним из основных критериев эффективности самого предпринимательства [9, с.152].
Измерение экономической эффективности предприятия требует ее качественной и количественной оценки, а для правильного определения важнейших направлений ее повышения необходимо сформулировать критерии и показатели эффективности.
Эффективность производства зависит от ряда факторов: персонала предприятия, оборудования, квалификации менеджера (управляющего) предприятием и эффективностью работы управляющего офиса компании. Уровень квалификации рабочих и качество используемого оборудования должны соответствовать технологическому уровню предприятия, иначе эффективность производства снижается.
Структура модели предпринимательства должна включать три крупных блока: модель развития производства, модель развития коммерческой деятельности и финансовую модель. Являясь, по существу, крупными структурными элементами единой модели предпринимательства, эти модели обладают значительной долей самостоятельности. Возможность их трактовки как самостоятельных моделей обусловлена следующими факторами:
- стремлением к достижению четко фиксированных целей;
- однозначностью объекта рассмотрения (моделирования);
- спецификой используемого методического инструментария;
- своеобразием показателей и характеристик, используемых для оценки состояния рассматриваемого объекта и так далее.
В целом же, эффективность производства - основной индикатор того, насколько хорошо, слаженно на предприятии организованно производство. Стопроцентная эффективность говорит об оптимальном, наилучшем уровне соотношения между размером предприятия, технологическим уровнем с одной стороны, а также количеством и качеством оборудования, количеством и квалификацией персонала, квалификацией и загрузкой директора предприятия и эффективной работе управляющего офиса, с другой. Высокая эффективность говорит и о том, что предприятие функционирует на пределе своих технологических и производственных возможностей. Это значит, что дальнейшее наращивание производства, как правило, может быть выполнено только увеличением размера производства или повышением технологического уровня. Низкая эффективность приводит к тому, что снижается объем производства и качество продукции, а также растет удельный вес бракованной продукции. Все это приводит к повышению себестоимости производства, а значит, к потере конкурентоспособности предприятия, падению рейтинга, убыткам и даже к банкротству компании.

Важное значение в системе управления производством занимает умение наиболее объективно определять эффективность производства предприятия.
Назначение системы показателей эффективности производства состоит в том, чтобы дать всестороннюю оценку использования всех ресурсов предприятия и содержать все общеэкономические показатели. Важно, чтобы расчеты эффективности производства проводились последовательно и регулярно: на стадиях проекта плана, утверждения плана и по мере его выполнения.
Среди показателей эффективности производственной деятельности каждый из них имеет свою значимость для анализа. Существуют главные и дополнительные (дифференцированные) показатели. Если первые принято называть обобщающими, то вторые являются функциональными, характеризующими какую-либо определённую сторону деятельности.
Обобщающие показатели, как правило, характеризуют конечные результаты производственной деятельности и выполнение стратегических заданий фирмы. Применение функциональных показателей необходимо для анализа и выявления резервов эффективности, ликвидации «узких мест» в производстве, то есть элементов управления, нарушение работы которых особенно сильно отражается на успехе фирмы.
Следует отметить, что, опираясь только на темпы роста как на показатель, оценивающий эффективность производства, можно упустить главный фактор эффективности – интенсификацию производства, поскольку высокие темпы роста могут быть получены и за счет экстенсивных факторов, то есть в результате дополнительных капитальных вложений на расширение сферы производства -новое строительство, обновление оборудования, реконструкция предприятий, хотя использование средств и внутренних резервов производства при этом может оставаться на низком уровне. Однако было бы ошибочно из сказанного делать вывод о непригодности показателя темпов роста для оценки эффективности производства и отдельных технико-экономических показателей.
Одним из основных показателей эффективности деятельности фирмы является её прибыль.
Прибыль является конечным финансовым результатом деятельности предприятия. В условиях рынка результаты деятельности фирмы характеризуются системой показателей, главным среди которых является рентабельность, вычисляемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования производственного предприятия. При расчете показателя рентабельности могут быть применены различные показатели прибыли, что позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы организации, но и оценить другие стороны его деятельности [12, с.120].
Показатель рентабельности, вычисленный процентным отношением суммы чистой прибыли к объёму товарооборота или стоимости всего капитала, называется нормой прибыли.
Общая экономическая рентабельность (прибыльность) деятельности фирмы рассчитывается по формуле:
Ро = П/Т • 100, (1)
где Р0 общая экономическая рентабельность деятельности фирмы;-
общая сумма прибыли (валовой или чистой);-П
величина товарооборота (без НДС).-Т
Данная формула используется и для определения прибыльности капитала (вложенных средств) фирмы: показатель товарооборота необходимо заменить на показатель капитала. Преобразовав данную формулу расчета посредством умножения и деления на показатель товарооборота, получаем два показателя: рентабельность товарооборота и оборачиваемость капитала:
Ро = П/К • Т/Т = П • Т/Т • К = П/Т • Т/К или Ро = Рт • Ок, (2)
где Рт рентабельность товарооборота (продаж);-
К – величина капитала предприятия;
оборачиваемость капитала предприятия (число оборотов).-Ок
Рентабельность товарооборота (продаж) (Рт) описывает зависимость между прибылью и товарооборотом и характеризует величину прибыли, полученную после реализации единицы товара. Поскольку бухгалтерский учёт хозяйственных операций производится в денежном выражении, коэффициент рентабельности продаж, умноженный на 1000, описывает, какая прибыль была получена с одной тысячи рублей проданных товаров. Соответственно, чем выше прибыль фирмы, тем выше рентабельность её товарооборота [13, с.127].
Коэффициент прибыльности продаж (П/Т) показывает долю прибыли в товарообороте предприятия. Анализируя соотношение чистой прибыли и товарооборота можно говорить о финансовом результате деятельности производственного предприятия.
Анализ чистой рентабельности продаж носит долгосрочный характер, так как он определяет решение инвестора о вложении средств в капитал фирмы посредством покупки её ценных бумаг.
Показатель рентабельности товарооборота называется коммерческой маржой, которая выражается в процентах, и её величина колеблется от 5 до 30% в зависимости от характера и объёма деятельности производственного предприятия.
Число оборотов капитала (Ок) характеризует отношение товарооборота к величине капитала фирмы. Используя данный показатель можно вычислить сумму товарооборота на одну тысячу рублей вложенного капитала. Чем выше объём товарооборота, тем большее число оборотов совершает вложенный капитал. Рассмотренный показатель можно рассматривать как оборачиваемость капитала, поскольку он иллюстрирует, сколько раз за данный период времени оборачивается каждый рубль вложенного капитала.
Регулирование общей экономической рентабельности заключается в воздействии на составляющие её показатели - рентабельность продаж и оборачиваемость капитала.
Для характеристики эффективности использования собственного капитала (Кс) используется показатель рентабельности собственного капитала:
Рк = П/Кс, (3)
Значение показателя рентабельности собственного капитала (Рк) особенно важно для акционеров производственного предприятия. Он является критерием оценки котировок акций предприятия на фондовой бирже, данный показатель позволяет инвесторам определить потенциальный доход от вложения средств в различные ценные бумаги. Используя данный показатель, можно определить период - число лет - в течении которого средства, вложенные в производственное предприятие, окупятся в полном объеме.
Показатель рентабельности производственных фондов предприятия находится путем сопоставления суммы прибыли (валовой, чистой) и средней стоимости основных и материальных оборотных средств, умноженной на 100:
Рф = [П: (ОФ + МС) • 100], (4)
рентабельность основных фондов,-где Рф
сумма прибыли (валовой или чистой);-П
средняя стоимость основных средств (фондов);-ОФ
средняя стоимость материальных оборотных средств.-МС
Для систематизации показателей, характеризующих эффективность деятельности производственного предприятия, рекомендуется использовать таблицу.
Наряду с показателями товарооборота, капитала, основных и оборотных средств для расчёта уровня рентабельности (коэффициентов) используются и прочие показатели: издержки обращения, площадь, численность персонала, каждый из которых отражает определённый аспект результатов деятельности производственного предприятия.
Показатель уровня рентабельности, рассчитанный отношением суммы прибыли от реализации товаров к сумме издержек обращения, показывает эффективность текущих затрат. Рост или снижение издержек обращения оказывает прямое влияние на уменьшение или рост прибыли. Данный показатель рентабельности характеризует эффективность сделки по товарам.
Рентабельность деятельности фирмы, рассчитанная по отношению к численности занятых на предприятии работников, оценивает эффективность использования рабочей силы и показывает размер полученной прибыли в расчёте на одного работника. Вместе с этим показателем исчисляются величины валовой и чистой прибыли по отношению к фактической сумме затрат на оплату труда с учётом суммы обязательных отчислений во внебюджетные фонды (на социальное страхование, в пенсионный фонд, фонд занятости, фонд медицинского страхования). Данный показатель рентабельности характеризует размеры валовой и чистой прибыли, полученной в расчёте на одну тысячу рублей средств, затраченных на оплату труда и социальные нужды. Чем меньше численность персонала организации, тем, большая доля прибыли создается одним работником, что говорит о росте эффективности использования рабочей силы. В указанном случае реализуется принцип - с меньшей численностью работников достигается больший эффект. Кроме того, появляется возможность оценить зависимость пол

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...