Тема 6. Нормы русского правописания. Орфография
ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» Для студентов I КУРСА Технических специальностей и направлений подготовки МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ Русский язык и культура речи вводятся в соответствии с ФГОС ВПО второго поколения в высших специальных учебных заведениях в качестве инвариантной дисциплины цикла ОГСЭ - «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Контрольная работа ориентирована на достижение следующих целей: · воспитание формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; · дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков; · освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения; · овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; · применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Основу контрольной работы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта высшего образования базового уровня.
Содержание заданий для контрольной работы ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека. СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ В процессе обучения студенты должны осознать различие между языком и речью, глубже усвоить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми. Углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах русского литературного языка; знать наиболее употребительные выразительные средства русского литературного языка. Содержательной основой контрольной работы по данному курсу является обобщение ранее приобретенных студентами знаний и умений по русскому языку, с более глубоким изучением общих вопросов русского языка, с разветвленной системой практической работы по применению лингвистических знаний к речевой деятельности студентов, к культуре их речи, к обогащению их речи изобразительно-выразительными средствами, к повышению уровня их грамотности. Тема 1. Фонетика. Орфоэпические нормы. Фонетические ошибки. В процессе обобщающего повторения фонетики и орфоэпии свои знания о соответствующих единицах языка фонетики, выявлять фонетические, орфоэпические ошибки и недочеты в специально подобранных текстах. Тема 2. Синтаксис. Грамматические нормы (синтаксис). Синтаксические ошибки. Особую важность приобретают анализ и преобразование студентами текстов с учетом нормативных требований. Основной частью этой работы является совершенствование навыков связной устной речи и грамотной, с точки зрения грамматических норм.
Тема 3. Части речи. Грамматические нормы (морфология). Морфологические ошибки. Повторяя морфологию обращаемся к типичным для данной профессии словоформам, в том числе терминологическим и к синтаксическим структурам, наиболее ориентированным на тексты по данной специальности.
Тема 4. Текст. Стили языка. Стилистические ошибки. Работа над стилями литературного языка предполагает более основательное ознакомление студентов с особенностями научного, публицистического и официально-делового стилей речи, с жанрами деловой и учебно-научной речи. При этом в качестве дидактического материала используются текстов, профессионально значимых для студентов данного образовательного направления, привлечение профессионально и социально значимой тематики анализируемых текстов. Тема 5. Лексика и фразеология. Лексические нормы. Лексические ошибки. Повторяя лексику, студенты будут обращаться к профессиональной лексике, к терминам. При анализе, например, лексики научного текста или официального документа важно не только выявить её в тексте, не только привлечь внимание студентов к словосочетаниям, характерным для данного жанра, для данной тематики научных текстов, но и представить возможные пути реализации этих знаний в речевой практике.
Тема 6. Нормы русского правописания. Орфография Орфографические и пунктуационные нормы на данном этапе обучения не являются предметом специальных занятий. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков осуществляется одновременно с работой над текстом, стилями речи, речевыми жанрами на том же дидактическом материале. Однако есть некоторые орфографические и пунктуационные трудности, с которыми студенты не знакомы, но которые профессионально значимы и потому требуют особого внимания. Таковы, например, употребительные для данной профессии слова специальной лексики, словосочетания с ними, пунктуационное оформление официальных документов, деловых бумаг. Тема 7. Словообразование
В процессе обобщающего повторения словообразования студенты обогащают свои знания о соответствующих единицах языка - морфемах, в то же время овладевают соответствующими языковыми нормами,выявляют словообразовательные ошибки в специально подобранных текстах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|