Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инвестирование в нововведения. Управление проектами нововведений.




Нововведение — это воспроизводство основных фондов, основанное на достижениях науки и техники, заключающееся в строительстве новых, реконструкции и техническом перевооружении действующих предприятий.

Инвестиции — это долгосрочное вложение капитала с целью получения прибыли. В более узком понимании инвестиции означают капитальные вложения. Различают финансовые и реальные инвестиции. К финансовым инвестициям относится приобретение ценных бумаг, акций, облигаций, вложение денег на депозитные счета в банках под проценты и пр. Реальные инвестиции — это вложение денег в капитальное строительство.

Финансовые ресурсы предприятий, предназначенные для инвестиций, направляются на достижение следующих целей:

· освоение и выпуск новой продукции;

· техническое перевооружение;

· расширение производства;

· реконструкция;

· новое строительство.

Однако четко разделить инвестиции по целям невозможно. Разграничение ведется, как правило, по доминирующему направлению.

Предприятиям наиболее выгодно концентрировать материальные, финансовые и трудовые ресурсы прежде всего на техническом перевооружении и реконструкции действующих предприятий. Новое строительство целесообразно только для ускорения развития наиболее перспективных и развивающихся продуктов и отраслей производства, а также для освоения новой техники и технологии.

Техническое перевооружение предприятия или его подразделения — это замена старой производственной техники и технологии на новую, с более высокими технико-экономическими показателями, без расширения производственной площади.

Расширение действующих предприятий — это инвестирование с целью увеличения объема производства путем строительства новых дополнительных цехов и других подразделений. Как правило, оно ведется на новой технической основе и способствует повышению технического уровня производства.

К реконструкции относятся мероприятия, связанные как с заменой морально устаревших и физически изношенных машин и оборудования, так и с совершенствованием и перестройкой зданий и сооружений. Реконструкция направлена на рост технического уровня производства и продукции и способствует более быстрому освоению мощностей.

При техническом перевооружении и реконструкции предприятия обновляется главным образом активная часть основных фондов без существенных затрат на строительство зданий и сооружений.
При расширении и новом строительстве структура капитальных вложений менее эффективна, чем при реконструкции и техническом перевооружении. Большая доля инвестиций при этом затрачивается на возведение зданий и сооружений.

Инвестиции в сфере производства начинается с проекта. Проект — это замысел какого-то мероприятия (события), описание замысла и план его реализации. Замысел излагается в проектном задании и содержит конечную задачу и ограничения по:

· срокам разработки и реализации проекта;

· затратам на реализацию проекта по этапам;

· характеристике, качеству и объемам продукта проекта.

Описание замысла содержится в технической документации, включающей:

· общее описание конечного продукта и его характеристику;

· рабочую документацию: подетальное, точное и однозначное описание конечного продукта и его частей, подетальное и пооперационное описание технологии процесса организации производства конечного продукта.

План реализации указывает:

· сроки реализации проекта в целом и по этапам;

· исполнителей проекта в целом и по разделам;

· затраты на реализацию проекта по этапам, структуру расходов в целом;

· систему контроля исполнения.

Как правило, план состоит из трех разделов:

· план подготовки технической документации;

· план строительно-монтажных работ;

· план технической и хозяйственно-экономической подготовки производства.

Нововведения, в том числе освоение производства новых изделий, внедрение новых технологий, машин и оборудования, осуществляются на основании отдельных планов.

58. Проектно-технологическая подготовка производства: этапы, система стандартов

Проектно-технологическая подготовка производства это комплекс поэтапно выполняемых технических и организационных мероприятий, регламентирующих проектно-конструкторскую, технологическую подготовку производства и систему постановки продукции на производство.

Комплекс нормативно-технологических мероприятий включает следующие стадии.

Стадия опытных проектно-конструкторских работ – это разработка и совершенствование характеристики изделия; подготовка документации технологических процессов, спецификаций на технологическую оснастку, оборудование; подготовка средств для технического контроля качества и испытаний продукции, ее упаковки, укладки на платформах транспортных средств. Проектно-конструкторская документация на товарную (основную) продукцию может быть получена предприятием-изготовителем от разработчика продукции или подготовлена им самостоятельно либо по договорам со сторонней организацией.

Стадия опытно-экспериментальных работ играет значительную роль в формировании технического уровня будущей продукции. Здесь закладываются основные технические параметры новой продукции, недостатки которых трудно, а подчас невозможно компенсировать на последующих стадиях. На этой стадии проводятся экспериментальные работы – изготовление макетов, образцов, моделей, проверка работы отдельных составных частей технологического процесса.

Технологическая документация (технологические процессы, технологические условия, производственные инструкции, карты, чертежи на технологическое оснащение и нестандартное оборудование и др.), как правило, разрабатывается технологическими службами предприятия – изготовителя продукции.

На стадии производства технологического оснащения и оборудования реализуются проектные разработки, полученные на стадии опытно-экспериментальных работ. От качества и надежности изготовления названных средств оснащения зависит качество изготовления продукции.

Уровень проектно-технологической подготовки производств, зависит от многих факторов, а именно: технических, экономических, организационных и социальных.

К техническим факторам относятся разработка и внедрение типовых и стандартных технологических процессов, использование стандартизированных и унифицированных средств технологического оснащения.

Экономические факторы включают поэтапное опережающее финансирование работ по технологической подготовке производства, предоставление льготных кредитов, создание фонда стимулирования освоения (постановки на производство) новой продукции.

К организационным факторам относятся развитие и углубление специализации производства, аттестация качества технологических процессов и изготовленных средств технологического оснащения, нестандартного оборудования по результатам качества опытного образца или первой промышленной партии изделий основного производства, улучшение организации вспомогательного производства.

Социальными факторами являются повышение квалификации исполнителей, механизация и автоматизация производственных и вспомогательных операций с целью улучшения условий труда, развитие социальной сферы, улучшение психологической атмосферы в коллективе.

Технологическая подготовка производства осуществляется при выпуске новой продукции, а также перевооружении, реконструкции и расширении предприятия или его отдельных производственных участков. Таким образом, конструкторская и технологическая подготовка, а также мероприятия по постановке продукции на производство являются основой научно-технической организации производства на предприятии.

Процесс проектно-технологической подготовки производства регулируется соответствующими нормами, правилами, требованиями и стандартами.

В настоящее время используется около 27 систем межотраслевой документации, оформленной в виде стандартов:

• Государственная система стандартизации (ГСС);

• Единая система конструкторской документации (ЕСКД);

• Единая система технологической документации (ЕСТД);

• Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП);

• Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ);

• Система стандартов безопасности труда (ССБТ);

• Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП);

• Система государственных испытаний продукции (СГИП) и др.

Все вышеперечисленные стандарты в совокупности создают благоприятные условия для обеспечения проектно-технологической подготовки производства на высоком уровне, способной гарантировать конкурентоспособное качество выпускаемых изделий и сбыт их не только на внутреннем, но и международном рынках.

59.Система постановки продукции на производство.

СРПП (Система разработки и постановки продукции на производство) - комплекс взаимосвязанных основополагающих организационно-методических и общетехнических государственных стандартов, устанавливающих основные положения, правила и требования (далее в тексте - положения), обеспечивающие техническое и организационное единство выполняемых работ на стадиях жизненного цикла продукции, включающих исследование и обоснование разработки, разработку, производство, эксплуатацию (применение, хранение) продукции и ремонт (для ремонтируемой продукции), а также взаимодействие заинтересованных сторон. Цель СРПП- формирование организационно-методической основы обеспечения высокого технического уровня, качества и конкурентоспособности продукции в интересах наиболее полного удовлетворения потребностей населения, народного хозяйства и экспорта. Основные задачи СРПП- установление положений, направленных на: всестороннее технико-экономическое обоснование возможности и целесообразности разработки (модернизации, модифицирования) продукции; разработку, производство продукции высокого технического уровня и качества, отвечающей современным достижениям научно-технического прогресса с учетом новых технологий, безопасности для жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости, экономии материально-технических, энергетических ресурсов; сокращение сроков и затрат на разработку, производство и ремонт, а также затрат на эксплуатацию (применение, хранение) продукции; обоснование состава количественных и качественных показателей по стандартизации продукции; обеспечение стабильности показателей качества изготавливаемой, ремонтируемой продукции; повышение ответственности исполнителей работ за качество разработки, изготовления и обеспечения эксплуатации и ремонта продукции; своевременное обновление устаревшей продукции; обеспечение производственных возможностей для мобилизационной готовности промышленности; формирование правил и процедур обеспечения качества продукции, а также нормативной базы сертификации продукции, систем качества и производств, гармонизированных с международными (региональными) стандартами, нормами, правилами. Объектами стандартизации СРПП являются основные положения, обеспечивающие проведение работ на стадиях жизненного цикла продукции, взаимодействие заинтересованных сторон. Эффективность функционирования СРПП обеспечивается взаимодействием со стандартами других общетехнических систем и комплексов стандартов. Нормативными документами СРПП являются государственные основополагающие организационно-методические и общетехнические стандарты Российской Федерации, распространяющиеся на все виды продукции. Для установления положений, правил, дополняющих требования стандартов СРПП, а также установления терминов и их определений, применяемых в СРПП, выпускают Рекомендации (Р) и Правила (Пр) по стандартизации. Нормативные документы СРПП должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 1.0. Наименование стандартов должно состоять: из группового заголовка - полного наименования системы: «Система разработки и постановки продукции на производство»; заголовка, определяющего объект стандартизации.

60.Понятие качества продукции, показатели качества.

Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным стандартом, ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения» Качество — совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Покупатель считает качественной ту продукцию, которая отвечает условиям потребления независимо от того, какие специфические потребности ей предназначалось удовлетворять. Действительно, совокупность свойств продукции может быть той же (т.е. качество не изменилось), но для потребителя эта продукция может быть неприемлемой. Совокупность свойств не может быть плохой или хорошей вообще. Качество может быть только относительным. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить данные набор свойств (совокупность свойств) с каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные или международные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических условиях. При этом применяется термин «уровень качества» (в зарубежной литературе — «относительное качество», «мера качества»). Но любой документ или эталон узаконивает определенный набор свойств и характеристик лишь на какой-то период времени, а потребности непрерывно меняются, поэтому предприятие, изготовляя продукцию даже в точном соответствии с нормативное технической документацией, рискует выпускать ее некачественной, не устраивающей потребителя. Таким образом, основное место в оценке качества продукция или услуг отводится потребителю, а стандарты, законы и правил» (в том числе и международные) лишь закрепляют и регламентируют прогрессивный опыт, накопленный в области качества. Следовательно, качество как экономическая категория — это общественная оценка, характеризующая степень удовлетворения потребностей в конкретных условиях потребления той совокупности свойств, которые явно выражены или потенциально зало жены в товаре. Показатели качества продукции. Потребности обычно выражаются в свойствах, в их сравнении с аналогичными свойствами базового, или эталонного, образца. Такими свойствами могут быть вес, габариты, производительность, цвет, надежность, долговечность и др. Все свойства продукции выделены в группы: показатели назначения (производительность, модность, диапазон измерения); показатели надежности и технологичности; показатели унификации и стандартизации эстетические показатели; эргономические показатели; показателе транспортабельности; патентно-правовые показатели; экологические показатели; показатели безопасности. В зависимости от потребности используется тот или иной показатель. Так, например, в целях безопасности эксплуатации важен показатель безотказности; в целях экономии финансовых средств на проведение ремонтов — ремонтопригодность, а в целях снижения затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии — долговечность. Показатели назначения характеризуют основную функциональную величину полезного эффекта от эксплуатации изделия. Показатели надежности характеризуют изделие с точки зрения надежности эксплуатации — безотказность, ремонтопригодность, долговечность и т.д. Показатели технологичности—показатели, обеспечивающие рациональное использование материалов, средств труда и времени в процессе технологического цикла. Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все изделия могут быть подразделены на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем выше коэффициент стандартизации и унификации изделия, тем лучше с точки зрения производства и эксплуатации. Экономические показатели отражают удобство эксплуатации изделия человеком. Взаимодействие человека с изделием выражается через комплекс антропометрических, физиологических и психологических свойств человека. Эстетические показатели характеризуют композиционное совершенство изделия (сочетание цветов, выразительность формы). Показатели транспортабельности отражают степень возможности транспортировки изделия различным транспортом без нарушения его свойств. Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции. Экологические показатели отражают степень влияния вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при хранении, эксплуатации или потреблении продукции. Показатели безопасности определяют степень безопасности эксплуатации и хранения изделия, т.е. обеспечивают безопасность при соблюдении условий эксплуатации, ремонта, простоя. Указанные показатели в совокупности создают базу для сравнения с другой аналогичной продукцией, позволяют оценить их технический уровень и качество.

61. Управление качеством продукции, работ, услуг. Система качества .

Управление качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры и ресурсы, необходимые для управления качеством

Политика в области качества это основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством. Она формируется таким образом, чтобы охватить деятельность каждого работника и ориентировать весь коллектив предприятия на достижение поставленных целей. Формирование и документальное оформление руководством предприятия политики в области качества является первичным актом при создании системы качества.

Система качества— это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществ­ления общего руководства качеством.

Модель обеспечения качества это стандартизованный или избранный набор требований системы качества, объединенных с целью удовлетворения потребностей обеспечения качества в данной ситуации.

С целью разработки единообразного подхода к решению вопросов управления качеством, устранения различий и гармонизации требований на международном уровне Технический комитет международной организации по стандартизации (ИСО) разработал стандарты серии 9000, которые приняты к применению на территории Российской Федерации:

ИСО 9000—94 — Стандарты по общему руководству качеством и обеспечению качества. Основное назначение стандарта — помочь предприятию в выборе и применении стандартов ИСО 9000. Стандарт содержит также ряд концептуальных положений о современных системах качества;

ГОСТ Р ИСО 9001—96 — Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании;

ГОСТ Р ИСО 9002—96 — Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже, обслуживании;

ГОСТ Р ИСО 9003—96 — Системы качества. Модель обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях.

Стандарты содержат требования к системе качества, которые можно использовать для внешнего обеспечения качества. Модели обеспечения качества, установленные в стандартах, представляют три четко различимые формы требований к системе качества. Требования стандартов к системе качества являются дополнительными по отношению к техническим требованиям, установленным на продукцию. Стандарты устанавливают требования, определяющие элементы, необходимые для включения в систему качества. Стандарты являются общими и не зависят от конкретной отрасли промышленности или сектора экономики.

«Петля качества» («спираль качества») — концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях: от определения потребностей до оценки их удовлетворения.

Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна охватывать все стадии «петли качества», или жизненного цикла продукции: 1) маркетинг, поиски и изучение рынка; 2) проектирование и/или разработка технических требований, разработка продукции; 3) материально-техническое снабжение; 4) подготовка и разработка производственных процессов; 5) производство; 6) контроль, проведение испытаний и обследований; 7) упаковка и хранение; 8) реализация и распределение продукции; 9) монтаж и эксплуатация; 10) техническая помощь и обслуживание; 11) послепродажная деятельность; 12) утилизация после использования изделия.

По характеру воздействия на этапы «петли качества» в системе качества могут быть выделены три направления: обеспечение качества, управление качеством, улучшение качества.

Обеспечение качества все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также дополнительные виды (если это требуется), необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования, предъявляемые к качеству.

Управление качеством методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований по качеству. Управление качеством включает методы и виды деятельности оперативного характера, направленные как на управление процессом, так и на устранение причин неудовлетворительного функционирования на всех этапах «петли качества» для достижения экономической эффективности.

Улучшение качества — мероприятия, проводимые для повышения эффективности и результативности деятельности и процессов с целью получения выгоды, как для организации, так и ее потребителей.

Руководство по качеству — документ, содержащий политику в области качества и описывающий систему качества организации. Оно может охватывать всю деятельность организации или только ее часть. Руководство по качеству обычно содержит или, по крайней мере, ссылается на: а) политику в области качества; б) ответственность, полномочия и взаимоотношения персонала, который исполняет, проверяет или анализирует работу, влияющую на качество; в) методики системы качества и инструкции; г) положение по пересмотру и корректировке руководства.

Руководство по качеству иногда называется руководством по обеспечению качества или руководством по административному управлению качеством.

Структуру системы качества отражают следующие документы: руководство по качеству для всей фирмы, включающее, кроме описанного выше, организационную структуру производства; методические документы общего характера; мероприятия и последовательность операций по обеспечению качества; рабочие инструкции, справочники и др.

Система качества должна обеспечивать: управление качеством на всех участках «петли качества»; участие всех работников в управлении качеством; неразрывную связь деятельности по повышению качества с деятельностью по снижению затрат; проведение профилактических проверок по предупреждению несоответствий и дефектов; обязательность выявления дефектов и устранения их в производстве. Система качества также должна устанавливать: ответственность руководителей; порядок проведения периодических проверок, анализа и совершенствования системы; порядок документального оформления всех процедур системы.

62.Стандартизация продукции, работ, услуг.

Стандартизация – это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспе­чения: безопасности продукции, работ, услуг (объектов стандарти­зации) для жизни и здоровья людей, окружающей среды, имущества; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; качества продукции и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; единства измерений; экономии всех видов ресурсов; безопасности хозяйствующих субъектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Объектами стандартизации являются продукция, работа (про­цесс), услуги, которые в равной степени относятся к любому мате­риалу, компоненту, оборудованию, системе, правилу, процедуре, функции, методу или деятельности. Перечень нормативных документов по стандартизации, допус­каемых к применению на территории России, и общие требования к ним закреплены Законом «О стандартизации».

К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории России, относятся:

государственные стандарты Российской Федерации – ГОСТ Р;

применяемые в установленном порядке (ГОСТ Р 1.5-92) международные (региональные) стандарты;

общероссийские классификаторы технико-экономической информации;

стандарты отраслей (ОСТ);

стандарты предприятий (СП);

стандарты научно-технических, инженерных обществ и других
общественных объединений;

Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р) – стандарт, принятый Комитетом РФ по стандартизации, метроло­гии и сертификации (Госстандарт России) или Государственным комитетом РФ по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой России). Международный (региональный) стандарт – стандарт, принятый международной (региональной) организацией по стандартизации (ИСО).

В зависимости от специфики объекта стандартизации и содер­жания, устанавливаемых к нему требований, разрабатываются стан­дарты следующих видов: основополагающие стандарты; стандарты на продукцию (услуги); стандарты на работы (процессы); стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

63.Сертификация продукции.

В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» в России стали проводиться работы по сертификации продукции, услуг, работ. Сертификация продукции – это Сертификация может иметь обязательный и добро­вольный характер. Обязательная сертификация является методом объективного контроля качества продукции, а также средством государственного контроля за безопасностью продукции. Добро­вольная сертификация способствует повышению конкурентоспо­собности.

Объектами сертификации могут быть продукция производст­венно-технического назначения, товары народного потребления, услуги, оказываемые населению и предприятиям, системы каче­ства, иные объекты. Импортные товары также подлежат серти­фикации, причем преимущественно сертификация производится у изготовителя (предконтрактная сертификация и сертификация систем качества).

Для проведения сертификации той или иной группы продук­ции государственными органами управления, предприятиями и учреждениями создаются системы сертификации. Система сертификации – это совокупность участников сертифи­кации, осуществляющих сертификацию по правилам, установлен­ным в этой системе.

деятель­ность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

64.Сущность, виды, методы планирования прибыли.

Планирование прибыли - составная часть финансового планирования. Оно проводится раздельно по всем видам деятельности предприятия (организации). Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложении прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на размер прибыли, и моделируются финансовые результаты от принятия управленческих решений.

В планировании прибыли используются: (1) метод прямого счета, (2) аналитический метод и (3) основанный на эффекте производственного (операционного) рычага.

1. Метод прямого счета. В его основе поассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализации продукции.

2. Аналитический метод используется при незначительных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции. Применяется при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости, т.е. при наличии стабильных условий хозяйствования.

При использовании аналитического метода расчет ведется раздельно по сравнимой и несравнимой товарной продукции. Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая полная себестоимость и объем выпуска. По этим данным можно определить базовую (отчетную) рентабельность Ро:

Ро = (По: СТ.П) · 100%,

где По - ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базисною года, когда точный размер прибыли еще не известен);

Ст.п - полная себестоимость товарной продукции базисного года.

3. Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага, базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные и расчете маржинальной прибыли. Из выручки от реализации продукции (без НДС, акцизов, таможенных пошлин) вычитаются переменные затраты и получается маржинальная прибыль. Далее из маржинальной прибыли вычитаются постоянные расходы и определяется финансовый результат (прибыль или убыток).

В процессе планировании прибыли важно определить, за счет каких факторов она растет или снижается.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...