Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модуль 1. Тенденции и разновидности развития, управление развитием




ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Учебное пособие (практикум)

 

 

Содержание практического курса «Инновационный менеджмент»

 

Содержание разделов и тем стр.
Введение 4
1. Тенденции и разновидности развития, управление развитием 7
2. Нововведения как объект инновационного управления 12
3. Инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты 18
4. Организация инновационного менеджмента 22
5. Разработка программ и проектов нововведений 32
6. Создание благоприятных условий нововведений 52
7. Формы инновационного менеджмента 62
8. Инновационные игры 66
9. Прогнозирование в инновационном менеджменте 72
10. Инновационный менеджмент и стратегическое управление 84
11. Эффективность инновационной деятельности 92
ГЛОССАРИЙ 100
Список литературы 103

ВВЕДЕНИЕ

 

По мнению специалистов современного менеджмента, после эпохи эффективности, продолжавшейся в 1950-е и 1960-е годы, качества - в 1970-е и 1980-е, гибкости - 1980-е -1990-е, сегодня наступила эпоха инноваций, когда статус реального способа обеспечения устойчивого развития предприятий приобрела инновация во всех ее проявлениях.

В настоящее время мировая инновационная активность достигла такого уровня и масштаба, что конкурентные преимущества предприятий определяет уже не сама способность к нововведениям, а скорость коммерциализации инноваций, уникальность и экологичность разработанных технологий, продуктов и услуг, прогнозирование еще не осознанных потребностей рынка, что представляется возможным только в условиях вовлеченности всех элементов производственной системы в процесс непрерывного инновационного развития.

 Анализ концепций, отслеживающих эволюцию мировых производительных сил, человеческих потребностей и институциональной структуры всемирного хозяйства, позволяет определить в качестве ключевых движущих сил трансформации современных предприятий следующие факторы инновационной экономики:

- всеобщую глобализацию бизнеса;

- ускорение научно-технического прогресса, сопровождающееся революционной сменой базовых инновационных технологий;

- максимизацию ценности знаний, информации, интеллектуального и предпринимательского капитала.

В результате комплексного воздействия этих сил существенно меняется качественный состав производственных факторов, происходит перестройка и обновление содержания, форм и методов организации производства и управления предприятием.

В данных условиях возникает острая необходимость в совершенствовании инновационной деятельности предприятия, региона и государства в целом, что требует квалифицированного подхода к управлению данным процессом.

В теоретико-методологическом плане она связана с базовыми общетеоретическими и специальными дисциплинами «Менеджмент», «Маркетинг», «Организация производства», «Логистика», «Управление проектами».

Предметом изучения курса являются закономерности инновационного развития, теоретико-методические и практические аспекты управления инновациями в современных условиях.

Целью изучения курса является приобретение студентами теоретических знаний и овладение практическими навыками в области решения задач инновационного менеджмента для повышения экономической, экологической и социальной эффективности предприятий промышленности.

В результате изучения дисциплины менеджер должен

знать:

-  роль и последние достижения научно-технического прогресса в развитии мировых производительных сил и человеческих потребностей;

- факторы инновационной экономики, определяющие функционирование и развитие современных предприятий;

- основные категории и модели инновационного менеджмента, субъекты и объекты инновационной деятельности, формы коммерциализации новшеств и трансферта инноваций;

-  цели и задачи управления инновационными процессами на государственном и региональном уровнях; законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие инновационную деятельность предприятия; формы и инструменты государственной поддержки инновационной деятельности;

- содержание элементов системы управления инновационной деятельностью на предприятии: управляющая и управляемая подсистемы, техническое, методическое, финансовое и информационное обеспечение управления инновационной деятельностью;

- особенности формирования стратегий инновационной деятельности и маркетинга инноваций;

- основы оценки инновационной активности, инновационного потенциала и инновационных возможностей предприятия;

- основы управления инновационными проектами;

уметь:

- осуществлять выбор формы и построение рациональной организационной структуры управления инновационной деятельностью предприятия и научно-производственной структуры предприятия;

- применять современные инструменты и методы для планирования и прогнозирования инновационной деятельности;

- определять затраты на инновационную деятельность;

- проводить оценку эффективности инновационной деятельности и инновационных проектов;

- определять уровень инновационной активности, инновационной восприимчивости, инновационного потенциала, инновационных возможностей;

- осуществлять выбор оптимальной инновационной стратегии;

- разрабатывать стратегии маркетинга в отношении инновационной продукции и услуг;

- самостоятельно приобретать новые знания по теории управления инновационными процессами;

- творчески использовать теоретические знания в процессе последующего обучения в соответствии с учебным планом подготовки специалистов;

владеть:

- навыками принятия управленческих решений в области инновационной деятельности на уровне региона и предприятия;

- навыками командной работы и методическими инструментами выработки творческих и нестандартных решений;

- специальной терминологией и лексикой данной дисциплины как минимум на одном иностранном языке.

В соответствии с поставленной целью в учебном пособии рассматриваются следующие вопросы инновационного менеджмента (далее ИМ):

- тенденции и разновидности развития, управление развитием;

- нововведения как объект инновационного управления;

- инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты;

- организация инновационного менеджмента;

- разработка программ и проектов нововведений;

- создание благоприятных условий нововведений;

- формы инновационного менеджмента;

- инновационные игры;

- прогнозирование в инновационном менеджменте;

- инновационный менеджмент и стратегическое управление;

- эффективность инновационной деятельности.

Учебное пособие предусматривает выполнение студентами комплекса практических занятий и самостоятельных работ, базирующихся на применении различных инструментов и методов, содержит методические рекомендации к их выполнению, включает контрольные вопросы и тесты для самопроверки.

 

 

Модуль 1. ТЕНДЕНЦИИ И РАЗНОВИДНОСТИ РАЗВИТИЯ, УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ

Родоначальником ИМ и теории инноваций в экономике большинство современных авторов считают австрийского экономиста Йозефа Шумпетера, который связал форму и содержание категории развития с понятием «осуществление новых комбинаций». Также впервые он говорил о предпринимателе и его роли в осуществлении новых комбинаций и экономическом развитии.

Теоретическое обоснование значимости инноваций в предпринимательской деятельности в начале XX века было предпринято Джоном Гобсоном, который расширил систему факторов стоимости «земля-труд-капитал», добавив четвертую составляющую - «талант», и ввел понятие «сфера прогрессирующей промышленности». Впоследствии данная концепция была расширена в трудах ведущего американского специалиста в П. Друкера и других современных ученых.

Существенное значение для понимания инновационного развития имела теория «длинноволнового развития» российского ученого Н.Д. Кондратьева, которая в 1939 г. была развита Шумпетером в работе «Экономические циклы» в форме оригинальной концепции циклического развития экономики на основе нововведенческого процесса.

Необходимость инновационного развития предприятий предъявляет особые требования к содержанию, организации, формам и методам управленческой деятельности и диктует закономерное появление особого инновационного типа менеджмента, направленного на управление процессами обновления всех производственных систем.

ИМ представляет собой самостоятельную область экономической науки, направленную на формирование и эффективное использование новых знаний, реализуемых в форме новых видов продукции, технологий и услуг, путем рационального использования материальных, трудовых, интеллектуальных, информационных и финансовых ресурсов.

Целью ИМ является определение основных направлений научно-технической деятельности организации, связанных с разработкой и внедрением новой продукции и технологии, усовершенствованием выпускаемой продукции и технологии, развитием производства традиционных видов продукции, снятием с производства устаревшей продукции, использованием современных методов и способов управления и организации.

В числе причин появления ИМ рассматривают:

1) необходимость управления процессами создания новых знаний;

2) потребность в формировании методологии управления творческим потенциалом созидателей новых знаний и ускорения процесса достижения новых решений;

3) проблему внедрения новаций, обусловленную неприменением новшеств в нужном направлении и требующихся масштабах;

4) противоречия между старым и новым, которые порождают социально-психологические проблемы реализации нововведений.

Содержание ИМ определяется последовательной реализацией его основных функций:  

формирование целей инновационной деятельности;

организация инновационной деятельности;

планирование инновационной деятельности;

мотивация инновационной деятельности;

контроль инновационной деятельности.

К ключевым целям предприятия в ИМ следует отнести: экономические, социальные, экологические, государственно-политические, правовые, рыночные, научные и технологические цели.

Организация инноваций на макроуровне предполагает создание экономико-правовых условий для поддержки и стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов, на микроуровне связана с определением научно-производственной структуры предприятия, структуры управления инновациями, выбором формы организации инновационной деятельности, распределением ответственности и ресурсов, формированием коммуникаций.

Планирование инноваций предусматривает детализацию инновационных целей предприятия и доведение их до отдельных структурных звеньев и исполнителей, установление состава реализуемых в рамках приоритетных направлений развития предприятия проектов, распределение заданий по участникам инновационных проектов, определение состава необходимых ресурсов, согласование очередности и сроков реализации отдельных работ.

Мотивация инновационной деятельности как функция менеджмента означает процесс стимулирования всех участников инновационной деятельности, направленный на достижение установленных целей развития инноваций.

Контроль за инновациями на предприятии предполагает сбор и анализ информации о состоянии инновационной деятельности, выявление отклонений от установленных параметров, выяснение причин таких отклонений, подготовку и реализацию решений, направленных на достижение намеченных целей развития.

Развитие является основной характеристикой любой социально-экономической системы.

Различают следующие формы развития:

экзогенное и эндогенное;

экстенсивное и интенсивное;

прогрессивное и регрессивное;

эволюционное и революционное.

Экономическое развитие страны характеризуется показателями экономического роста.

Современный этап развития жизни общества и мирового хозяйства - это становление «инновационной экономики», понятие которой в литературе часто ассоциируется с такими категориями, как «экономика знаний», «постиндустриальная экономика», «информационное общество», «высокотехнологичная цивилизация» и т.п. 

Ключевыми факторами инновационной экономики являются:

всеобщая глобализация бизнеса;

ускорение научно-технического прогресса, сопровождающееся революционной сменой базовых инновационных технологий;

максимизация ценности знаний, информации, интеллектуального и предпринимательского капитала.

Глобализация предполагает устранение государственных барьеров на пути движения капиталов, товаров, услуг, трудовых ресурсов и информации.

«Открытость» глобальной экономики:

инициирует процесс международного и межфирменного сотрудничества, способствуя распространению операционно-технологической и научно-технической кооперации в международном разделении труда;

ускоряет появление и развитие новых крупных форм организации инновационного бизнеса;

обеспечивает образование в рамках крупных хозяйствующих субъектов различных форм малого инновационного предпринимательства, базирующихся на углубленной специализации инновационной деятельности и максимальной концентрации интеллектуального и предпринимательского капитала;

способствует организации эффективных сетевых форм инновационного бизнеса: созданию виртуальных предприятий, формированию сетевых структур управления предприятиями в составе различного рода объединений, развитию методов сетевого маркетинга и электронной коммерции;

обеспечивает трансферт технологий, обмен данными, знаниями и информацией.

В условиях инновационной экономики в состав приоритетных факторов производства вступают такие ресурсы предприятия, как знания и информация. На предприятиях происходит становление особой информационной культуры.

Изменяется качественный состав основных факторов производства.

Под воздействием научно-технического прогресса происходит совершенствование средств производства: получают развитие автоматизированные и роботизированные технологические линии, развиваются технологии экологически чистого и ресурсосберегающего производства.

В условиях применения прогрессивного оборудования происходит интеллектуализация труда. Получает инновационное развитие культура условий труда. Изменяется структура потребностей персонала.

Определяющее значение для характеристик выпускаемой продукции имеют: высокая конкуренция, насыщенность рынка, повышение степени информированности потребителей, усложнение запросов клиентов, сокращение жизненных циклов товаров. Важными требованиями к продукции предприятия, безусловно, остаются качество, конкурентоспособность и экологичность. Ключевые же направления разработки инновационной продукции сегодня состоят в достижении мультифункциональности изготавливаемых изделий и применении в основе технической новизны продукции уникальных и радикальных высоких технологий и минифункциональности продукции.

Трансформация предприятия, происходящая под воздействием факторов инновационной экономики, - это, прежде всего, трансформация его культуры, инновационная перестройка системы сложившихся материальных, духовных и экологических ценностей. В условиях качественно новой динамики научно-технического прогресса, максимизации роли знаний, информации и интеллектуального капитала, гуманистической и экологической направленности корпоративной стратегии получает развитие инновационный тип организационной культуры.

В конце XX века в государственных документах называются следующие классы технологий, определяющих мировое экономическое развитие:

- макротехнологии;

- прорывные и критические технологии;

- технологии двойного значения;

- информационные технологии;

- нанотехнологии;

- региональные технологии;

- глобальные технологии.

Содержание современной информационно-технологической парадигмы приведено в таблице.

Особенности современной информационно-технологической парадигмы

Положения Комментарии
Информация является сырьем Технология предназначена для воздействия на информацию. В предшествующие технологические революции информация воздействовала на технологию
Всеохватность эффектов новых технологий Все процессы индивидуального и коллективного существования непосредственно формируются новым технологическим способом
Сетевая логика любой системы или совокупности отношений Морфология сети хорошо приспособлена к растущей сложности взаимодействий и к непредсказуемым моделям развития, возникающим из творческой мощи таких взаимодействий
Гибкость технологий Организации и институты можно модифицировать и даже фундаментально изменять путем перегруппировки их компонентов. Способность к реконфигурации – решающая черта в обществе, для которого характерны постоянные изменения и организационная текучесть
Растущая конвергенция конкретных технологий в высокоинтегрированной системе В новой системе старые изолированные технологии становятся неразличимыми. Дифференциация между производителями размывается растущей интеграцией фирм в стратегические союзы и совместные проекты

Инновационная экономика характеризуется широким использование информационный технологий, которые существенно повышают эффективности бизнеса. Их применение, прежде всего, обеспечило создание новых знаний, которое позволило увеличить объемы продаж.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...