Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Введение в экономику отраслевых рынков. История развития




ЭКОНОМИКА ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ

(Часть I)

 

 

НОВОСИБИРСК

ИЗДАТЕЛЬСТВО НГТУ


 

Рецензенты:

В.Н. Павлов, д.т.н., профессор, зав. сектором межотраслевых исследований народного хозяйства ИЭОПП СО РАН

Т.О. Тагаева, к.э.н., доцент кафедры экономической теории НГУ, с.н.с. ИЭОПП СО РАН

 

 

Работа подготовлена на кафедре

«Экономической теории» для студентов старших курсов ФБ НГТУ (направление 521600 – Экономика)

 

 

Гильмундинов В.М.

Экономика отраслевых рынков. Ч. 1: Учеб. пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. – 83 с.

Учебное пособие составлено на основе лекций, читаемых автором на факультете бизнеса НГТУ по курсу Экономика отраслевых рынков. Подробно раскрываются основные теоретические части курса по наиболее актуальным для российской экономики темам.

Пособие предназначено для студентов старших курсов, обучающихся по экономическим специальностям.

 

 

© Новосибирский государственный

технический университет, 2003

© В.М. Гильмундинов, 2003


 

Оглавление

 

Предисловие. 3

Тема 1. Введение в экономику отраслевых рынков. История развития 4

Тема 2. Фирма, рынок и отрасль: подходы к определению.. 12

2.1. Современная теория фирмы.. 12

2.2. Альтернативные цели фирмы.. 20

2.3. Отраслевой рынок, подходы к идентификации. Показатели размера фирмы.. 26

Тема 3. Обобщенные рыночные структуры.. 29

3.1. Классификация рыночных структур. 29

Таблица 3.1. Типы рыночных структур на рынке однородной продукции. 30

3.2. Совершенная конкуренция. 31

3.3. Совершенная монополия. 33

Тема 4. Олигополистические рынки однородных продуктов. 36

4.1. Модель Курно. 37

4.2. Модель олигополии Штакельберга. 42

4.3. Модель олигополии Бертрана. 44

4.4 Модель доминирующей фирмы Форхаймера. 46

Тема 5. Рынки неоднородных продуктов. 49

5.1. Дифференциация продукции. 49

5.2. Модель Бертрана для случая дифференцированной продукции. 52

5.3. Монополистическая конкуренция. 54

5.4. Пространственные (адресные) модели. 58

Модель линейного города (модель Хотеллинга) 58

Модель кругового города Салопа. 62

5.5. Модель Ланкастера. 65

5.6. Модель вертикальной дифференциации продукции Саттона. 68

Тема 6. Монопольная власть фирмы и концентрация продавцов на рынке 71

6.1. Монопольная власть фирмы.. 71

6.2. Концентрация продавцов на рынке. 78

Список литературы.. 83

 

 


 

Предисловие

 

Вашему вниманию предлагается учебное пособие по курсу «Экономика отраслевых рынков», подготовленное на основе лекций, читаемых на 4 курсе Факультета бизнеса Новосибирского государственного технического университета. Теоретической базой для данной учебной дисциплины выступает теория отраслевых рынков, оформившаяся в качестве самостоятельного раздела экономической теории в середине XX века и получившая очень быстрое развитие, в особенности благодаря использованию достижений теории игр, что позволило существенно обогатить арсенал используемых методов анализа и моделирования, а также высокой актуальности решаемых задач и широкой возможности практического применения и эмпирической проверки основных результатов и положений. Для российской экономики, многие отраслевые рынки которой характеризуются несовершенно конкурентной средой и сталкиваются с внутренними и внешними ограничениями развития, экономика отраслевых рынков приобретает особую актуальность.

Исследования, проводимые в рамках теории отраслевых рынков, имеют высокую практическую применимость и основаны на анализе реальных рыночных взаимодействий. Высока и интеллектуальная привлекательность экономики отраслевых рынков как самостоятельного раздела экономической теории. Многие аспекты функционирования рыночной экономики до сих пор изучены недостаточно полно, что позволяет находить новые актуальные направления исследований.

 

 

Тема 1. Введение в экономику отраслевых рынков. История развития

Экономику отраслевых рынков [1] можно определить как науку об особенностях организации и экономических последствиях функционирования отраслевых рынков и стратегического поведения производителей в условиях несовершенно конкурентных рынков.

Под отраслевым рынком понимается совокупность предприятий, выпускающих схожую по потребительскому назначению продукцию при использовании близких технологий и производственных ресурсов и конкурирующих друг с другом за реализацию своей продукции на рынке.

Основное внимание в экономике отраслевых рынков уделяется исследованию отраслей промышленности и сферы услуг. Центральное место отводится отраслям обрабатывающей промышленности, вследствие их масштаба и стратегической значимости в национальной экономике. Главная задача заключается в определении роли рыночных процессов в удовлетворении производителями потребительского спроса, причин, ведущих к нарушению рыночной эффективности, и способов регулирования отраслевых рынков с целью повышения эффективности их функционирования. В этой связи экономика отраслевых рынков выступает теоретической основой для принятия решений в рамках отраслевой политики государства.

Многие вопросы, рассматриваемые в экономике отраслевых рынков, являются в то же время и предметом микроэкономической теории. Вместе с тем используемые подходы и преследуемые цели данных направлений экономической теории имеют существенные отличия:

1) в экономике отраслевых рынков превалирует системный подход, основанный на анализе множества различных взаимосвязей, как количественного, так и институционального характера, в то время как микроэкономическая теория основана на строгом описании наиболее важных простых взаимосвязей;

2) экономика отраслевых рынков имеет высокую практическую применимость результатов и богатую эмпирическую базу для проверки положений, микроэкономическая теория оперирует исключительно с теоретическими моделями.

Множество практических проблем, с которыми имеет дело экономика отраслевых рынков, достаточно широко, от определения оптимального поведения фирмы-производителя на рынке своей продукции до проведения системного отраслевого анализа и выработки государственными органами комплексных решений по проведению отраслевой политики. К примеру, Р. Шмалензи в качестве основных вопросов, на которые отвечает экономика отраслевых рынков, указывает следующие[2]:

1. Что представляет собой рынок отдельного товара в мире дифференцированной продукции, что определяет его границы?

2. Какие факторы определяют размер и структуру фирм?

3. Какие факторы, определяющие структуру рынка, являются ключевыми?

4. Какие цели преследует фирма?

5. Какая политика ценообразования характерна для фирм, обладающих рыночной властью, и как она воздействует на общественное благосостояние?

6. Какими возможностями обладают действующие в отрасли фирмы для предотвращения входа в отрасль новых фирм или вытеснения части существующих?

7. Какие факторы определяют возможности сговора фирм и иных форм межфирменной координации?

8. Какой ущерб общественному благосостоянию возникает, в случае если фирма обладает рыночной властью?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...