Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коммуникации в организации представляют сложную многоуровневую систему, охватывающую организацию и её элементы, а также её внешнее окружение. Поэтому выделяют




· внешние коммуникации и

· внутренние коммуникации (рис. 1)

 

 
 

 


Рис. 1 Классификация коммуникаций

 

Внешние коммуникации - информационное взаимодействие с внешней средой. Организации используют различные средства обмена информацией с субъектами внешнего окружения: это и реклама, выставки-продажи, связи с общественностью, через прессу; различные отчеты, справки, сведения в органы государственного контроля и регулирования, поддержка определенных политических партий, движений, отдельных депутатов и многое другое.

Внутренние коммуникации – это информационные обмены между уровнями управления подразделениями.

Различают: организационные и межличностные коммуникации

Организационные коммуникации осуществляются на уровне всей организации.

Межличностные коммуникации – это прямой межличностный обмен информацией между сотрудниками организации. Они делятся на:

- формальные или официальные и,

- неформальные.

Формальные коммуникации определяются политикой, правилами, должностными инструкциями данной организации и осуществляются по формальным каналам.

Неформальные коммуникации осуществляются на основе установившихся личных отношений между работниками организации.

Наличие неформальных коммуникации связано со стремлением работников знать ту информацию, которую они не могут получить с помощью формальных организационных коммуникаций. Неформальными коммуникациями иногда пользуются руководители, чтобы выяснить реакцию сотрудников на предполагаемые изменения.

Особенности этих коммуникаций является большая скорость передачи информации, значительный объём аудитории, не всегда высокая достоверность передаваемых сообщений.

Часто неформальные коммуникации имеют форму различных слухов. Хотя наличие в организации неформальных коммуникаций является явлением нормальным, но появление различных слухов – это всегда следствие недостатка информации, свидетельство неэффективности системы коммуникаций. Поэтому передача максимально возможной информации через каналы формальной коммуникации позволяет уменьшить количество слухов.

Среди формальных организационных коммуникаций выделяют: коммуникации между уровнями управления (вертикальные коммуникации) и коммуникации между подразделениями (горизонтальные коммуникации).

Вертикальные или межуровневые коммуникации – это обмен информацией между подразделениями или работниками, находящимся на разных уровнях управления. Они подразделяются на коммуникации сверху вниз (нисходящие) и снизу вверх (восходящие).

Коммуникации сверху вниз имеют своим содержанием приказы, решения, конкретные задания, изменения правил, инструкции и др.

Коммуникации снизу вверх имеют форму отчетов, сообщений о возникающих трудностях, проблемах и предложениях по их разрешению, просьб и др. К вертикальным коммуникациям относятся также коммуникации руководитель – подчиненный и руководитель – рабочая группа. Эти коммуникации оказывают непосредственное влияние на процесс деятельности и они наиболее подробно будут рассмотрены в отдельной теме.

Горизонтальные коммуникации осуществляются на одном уровне управления между равными по положению в организации подразделениями или работниками. Например, коммуникации между сотрудниками разных отделов. Эти коммуникации имеют форму обмена мнений, координации действий, сообщений и др.

Наиболее эффективными являются горизонтальные коммуникации, при их использовании информационные потери и искажения составляют порядка 10%, т. е. около 90% сообщений попадает к получателям и ими воспринимаются. Это объясняется тем, что работники, находящиеся на одном и том же уровне, хорошо знают характер работы своих коллег.

В вертикальных коммуникациях потери и искажения информации довольно значительны. Например, в нисходящих коммуникациях только 20% информации доходит до низших уровней и правильно понимается ими.

В восходящих коммуникациях потери и искажения информации еще значительней – только порядка 10% информации с низших уровней доходит до высших уровней управления.

Связано это с процессом фильтрации в межуровневых коммуникациях. Фильтрация означает, что с одного уровня управления на другой руководителем направляются только те сообщения, которые его касаются. При этом сообщения могут суммироваться или упрощаться, отсеиваться. Такой отбор может стать причиной искажения исходной информации. Искажение информации может возникать при передачи информации от подчиненных к руководителю, когда руководителя высшего звена стараются снабжать только положительно воспринимаемой информацией.

Искажение информации может поступать вследствие информационных перегрузок. Руководитель при этом менее важную информацию отсеивает. А этот отсев всегда субъективен.

Все виды коммуникаций связаны между собой и составляют единое целое – систему коммуникации организации. Деятельность организации в значительной степени зависит от эффективности системы коммуникации. Коммуникация как процесс обмена информацией возможен только при наличии 4 основных элементов: (рис. 2)

1. отправитель – это лицо, которое собирает или отбирает информацию и передает её;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...