Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

к выполнению курсового проекта

к выполнению курсового проекта

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Казанский государственный технологический университет»

Институт технологии легкой промышленности, моды и дизайна

Кафедра «Дизайн»

ОСНОВЫ ТЕОРИИ СИСЕМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Методические указания

к выполнению курсового проекта

Казань

КГТУ

УДК

 

 

Составители: ст.препод. Калимуллина А.Р.

 

 

Проектирование костюма: методические указания к выполнению курсового проекта / сост. В.В. Хамматова, А.С.Гуськова. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол., ун-та,2009. – 23 с.

 

 

Включают в себя перечень требований, указаний и примеров к выполнению курсового проекта по специальности «Художникстилист».

Даны краткие и емкие методические рекомендации и указания по всем разделам работы, а также освещены общие вопросы методики выполнения курсовой работы.

Предназначены для студентов специальности 071501.65 «Художественное проектирование костюма», изучающих дисциплину «Проектирование костюма».

 

Подготовлено на кафедре «Дизайн»

 

Печатаются по решению методической комиссии института технологии легкой промышленности, моды и дизайна.

 

 

Рецензенты: канд.техн.наук, доцент Е.В. Кумпан

зав. дн. отд. КТЛП Г.М. Нуретдинова

 

 

Курсовой проект – вид учебной работы, направленной на развитие навыков самостоятельной творческой работы студентов путем решения таких задач, как:

· обобщение, углубление и закрепление знаний, полученных при изучении курсов «Основы композиции», «Специальная композиция», «Основы теории и методологии дизайн-проектирования костюма», «История костюма», «Основы исторического и народного кроя», «Формообразование» и другие дисциплины;

· развитие умения самостоятельной работы с информацией (поиск, анализ, классификация);

· приобретение навыков по анализу исторического развития костюма, дизайна одежды и эволюции моды, развития кроя одежды.

Курсовой проект выполняется в форме теоретических исследований и практических разработок. Проект сопровождается пояснительной запиской. Требования к пояснительной записке по ГОС. Объём текстовой части пояснительной записки не должен превышать 25 авторских листов. Записка оформляется на электронных носителях. Студент представляет на кафедру экземпляр пояснительной записки, оформленный в соответствии с требованиями ГОС и электронную версию проекта. Защита курсового проекта проходит в присутствии комиссии из ведущих педагогов кафедры. На защиту приглашаются студенты младших курсов.

Решение курсовых проектов дает студенту опыт самостоятельной аналитической и практической работы и подготавливает его к дипломному проектированию.

Задание на курсовой проект выдается индивидуально каждому студенту и определяется тем кругом вопросов, которые рассматриваются в теме семестра и включают в себя, теоретический анализ темы в целом, т.е. анализ творческого источника и разрабатываемого ассортимента, разработка серии эскизов моделей в соответствии с конкретным назначением одежды.

 

Работа над каждым курсовым проектом должна осуществляться по следующим основным разделам:

Содержание пояснительной записки:

· титульный лист;

· задание на курсовую работу;

· лист нормоконтроля;

· содержание;

· введение;

· научно-исследовательский раздел;

· проектно-композиционный раздел;

· модельно-конструкторский раздел;

· заключение;

· список используемой литературы;

· приложение

Содержание ( оглавление). В содержании перечисляются все разделы, подразделы пояснительной записки с указанием страниц, на которых они находятся в соответствии с ГОСТОМ.

 

 

Введение (объем – 2 страницы)

Во вводной части в краткой форме описывается суть темы, обосновывается ее актуальность и идейность, приводятся основные принципы освоения наследия прошлого, отношения традиций и новаторства в современном дизайне, формулируется цель, в соответствии с которой ставятся задачи для ее решения.

 

1 Научно-исследовательский раздел (объем 10-15 страниц)

В научно-исследовательском разделе пояснительной записки ведется обоснование разработки темы, раскрываются основные вопросы, подлежащие изучению, сообщаются методы исследования, использованные автором при разработке курсового проекта, делаются краткие выводы.

Научно-исследовательский раздел включает в себя два основных пункта представления выбранной темы:

1. Непосредственное представление выбранной темы.

2. Доказательство актуальности выбранной темы.

Научно - исследовательский раздел, как обоснование выбора темы.

1.1. Исследовательскую часть необходимо связывать с проблемами дизайн-проектирования используя методологию;

1.2. Анализ решения темы дается в связи с конкретным методом проектирования, посредством которого проектируется коллекция.

Например: изучение многочисленных методов при проектировании костюма; изучение работ дизайнеров работающих для промышленного производства и использующих как источник методы проектирования;

Анализ метода проектирования:

· проанализировать науку методология;

· определить конкретный метод, его основные характеристики;

· определить масштаб возможного применения;

· проанализировать варианты использования метода в костюме, в зависимости от назначения такового;

 

1.2.1. Просмотр, копирование и анализ аналогичного теме проекта ассортимента изделий (по материалам международных конгрессов и семинаров по направлению моды, показов мод, выставок и журналов мод);

1.2.2. Перспективные направления моды, доказывающие существование данной темы в моде будущих сезонов;

1.2.3. Творческое обоснование художественной авторской концепции, подкрепленное иллюстративным материалом и самостоятельными выводами.

Весь собранный иллюстративный материал по данному исследованию – зарисовки, схемы, копии – оформляется в приложении в соответствии с требованиями нормоконтроля.

2 Проектно-композиционный раздел (объем 15-20 страниц)

 

Эта часть пояснительной записки занимает центральное место в ее структуре и является наиболее важной частью курсовой работы.

Проектно-композиционный раздел непосредственно опирается на результаты и выводы предшествующего научно-исследовательского раздела, в частности на типизированные и узнаваемые элементы предметов исследования и на прогноз геометрических структур типовых и базовых костюмных форм. В данном разделе определяется и описывается содержание моделей коллекции, разрабатываемых в курсовом проекте.

Проектно-композиционный раздел курсовой работы включает в себя следующие подразделы:

· проектный образ;

· морфология;

· технические эскизы;

· конструктивные особенности построения моделей.

 

2.1 Проектный образ (объем 2-5 страниц)

 

В процессе обучения перед студентом стоит задача научиться переводить свои авторские впечатления и ощущения от окружающего мира в образы проектируемых костюмов, находя в многообразии жизни творческие ассоциативные источники для своей проектной деятельности. В данном случае источником является выбранная тема курсовой работы. Однако не стоит забывать, что проектный образ – это авторское видение темы, а никак не буквальный перенос на более современные формы.

Проектируя изделия для человека, вещи и предметную среду в целом, в соответствии с его потребностями и вкусами, дизайнер проектирует самого человека: его облик, эмоции, стиль жизни. Непосредственно дизайнер проектирует вещь, а опосредованно – человека и общество. Таким образом, действительная цель дизайна – проектирование человека, его облика, его образа жизни, поэтому основой проекта должна быть концепция образа человека, концепция общества.

Проектный образ носителя костюма – это созданный в результате художественного проектирования образ, гармоничного единства носителя – человека и его костюма, отвечающий всем требованиям композиции костюма и имеющий функциональное назначение в среде потребления.

Не стоит забывать, что проектный образ – это авторское видение темы, разрабатываемый в соответствии с общим стилем, идеей и концепцией проектируемого гардероба.

Исключительная образность достигается целым комплексом средств: одеждой, обувью, головными уборами, сумками, прическами, париками, макияжем, очками, украшениями и прочими дополнениями.

Поиски стилизации и средств эмоциональной выразительности проектного образа находят свое выражение в композиционном решении ее формы, характере и способах графической подачи.

В курсовом проекте осуществляется описание проектного образа, процесс его трансформации, в виду большей информативности.

В курсовом проекте разрабатывается проектный образ коллекции в количестве трех штук, два из которых являются поисковыми. Образ проектируется в зависимости от выбранного метода, учитывая его характерные особенности.

Образы создаются используя плотную бумагу формата А4, и оформляются в приложение, следуя требованиям нормоконтроля. Пример представлен на рисунках 2.1и 2.2.

 

Рисунок 2.1 – Проектный образ коллекции

Рисунок 2.2– Проектный образ коллекции 2

 

2.2 Морфология коллекции (объем 4-5 страниц)

Создание модельного ряда коллекции основывается на выводы научно-исследовательского раздела и выражает уже заданный проектный образ.

Построение модельного ряда коллекции основывается на опорных аспектах, установленных при исследовании темы, определенных методах проектирования. Таким образом, раздел включает описание морфологии разработанной коллекции, а так- же описывает методы проектирования, использованные при создании коллекции.

Под морфологией понимается материальная форма, организованная в соответствии с ее функциями. Автору в процессе проектирования необходимо четко прослеживать зависимости морфологических и функциональных характеристик формы отдельных моделей и всей коллекции в целом.

Основные элементы морфологической структуры: силуэт, величина, положение, порядок, связь с фигурой носителя.

Силуэт – очертание пространственного тела, проекция на плоскость контура фигуры человека в костюме. Силуэт обусловлен фигурой носителя, функциями костюма и тенденциями моды. Поиск композиционных идей силуэтов многообразен и строится по принципам формообразования, искать простое в сложном и открывать сложное в простом.

Величина – это категория качества.

Сходные по типологическим свойствам силуэты могут иметь разные величины, и наоборот. Категория величины определяет отношение большого и малого. Противоречие большого и малого разрешается посредством умения автором их сочетать: создавать большое в малом и акцентировать внимание на малом в большом.

Положение – категория, определяющая пространственное положение одного элемента по отношению к другому: выше –ниже, справа – слева, …и связь с фигурой человека.

Порядок – это тип пространственного отношения между фигурой человека и формой модели, между частями и деталями, между моделями и их группами:

· симметрия – асимметрия; ритм; масштаб; пропорции;

· сокращение – добавление; повтор; группировка и перестановка.

Взаимодействующие модель и человек рассматриваются не только как единая конструктивная система (техноформа), но и как целостный образ – компонент коллекции. Таким образом, автор, создавая материальную систему человек-костюм, должен работать по двум уровням: быть инженером и удовлетворять человеческие потребности, и быть режиссером, включая единичный, но целостный образ в последовательный ряд коллекции.

Техноформа определяется тремя основными категориями: техническая функция, материал, структура.

Техническая функция характеризуется соответствием изделия фигуре носителя, удобством; удобством в носке и пользовании отдельных его элементов; навешиванием – обертыванием; сборностью – разборностью; закрытостью – открытостью и т.д.

Материал – выбор материала должен определяться функциональными задачами, а способ формирования должен учитывать природные и технологические свойства материала. Однако не стоит следовать стереотипам, необходимо испытывать материал новыми формами.

Структура является результатом двух основных направлений проектного действия: решение задач, связанных с материалом. При создании коллекции автор должен попеременно исследовать возможности проектирования по функции и по материалу, чтобы найти оптимальный путь решения поставленных задач.

Данный раздел необходим для описания процесса создания коллекции. Описание представляет собой построение своеобразной лингвистической модели коллекции. Описательная модель служит связующим звеном между источником исследования и результатом проектирования, а также дает представление о знаниях студента, полученных за годы обучения.

Зарисовки моделей коллекции выполняются в выбранной технике графической подачи и оформляются в приложении в соответствии с требованиями нормоконтроля.

В курсовом проекте морфологическому анализу подвергается вся коллекция из 15 моделей.. Пример представлен на рисунке 2.3.

 

 

Рисунок 2.3- Модели из коллекции «Versace», 2010 г.

2.3 Технический эскиз

В техническом эскизе модель изображается на фигуре человека, вид спереди и сзади с точным черно-белым графическим воспроизведением конструктивных линий, художественно-декоративных элементов, отделочных строчек и фурнитуры. Пример оформления технического эскиза представлен на рисунке 2.3.1

Технические эскизы выполняются на 6 основных моделей коллекции.

 

Рисунок 2.3.1– Технический эскиз

2.4 Конструктивные особенности построения моделей

Представляются в табличной форме (таблица 2.1)

Таблица 2.2-конструктивные особенности моделей

Ассортимент Силуэт общий по модели Пропорция Конструкция Рукава Горловина Детали
Модель 1.Жакет - юбка Прилегающий   С втачным рукавом среднего объема. Прямая юбка ¾       Вариан- ты деталей (карма- ны, пояса, хлясти- ки, шлевки и т.д.)

3 Рекламное обеспечение

 

Реклама - динамичная быстро трансформирующаяся сфера человеческой деятельности. Под рекламой понимается целенаправленная информация о товарах или услугах и их производителях.

Выпускник кафедры «Дизайн» за годы обучения приобретает навыки, позволяющие ему создавать журналы мод, плакаты, оформление упаковки и выставок; приобретает навыки торговой и иной рекламы и т.д.

Студенту необходимо разработать фирменный стиль, который включает в себя следующий элемент рекламы такой как логотип (товарный знак).

Товарный знак - официальный графический образ организации. Он должен смотреться единой фигурой, быть эмоционально насыщенным, обладать долговечностью, приспособляемостью. Логотип - образ компании в миниатюре напоминает людям, что есть такая компания и эта компания - именно то, что им нужно. Логотип может способствовать формированию сильного бренда и превратить компанию в лидера, а может помешать построению имиджа компании.

Профессионально разработанный логотип способен сделать марку запоминающейся, а также выделить продукт среди недремлющих конкурентов. Эскиз логотипа коллекции оформляется в приложение В по требованиям нормоконтроля. Пример логотипа представлен на рисунке 3.1

 

 

Рисунок 3.1 – Логотип

 

Заключение

В разделе «Заключение» помещаются краткие выводы по результатам выполнения курсового проекта, в которых отражаются ответы на задачи поставленные во Введении.

 

Приложение

Раздел «Приложение» включает в себя весь иллюстративный и графический материал, который не вошел в основную часть пояснительной записки. Также в приложение помещают чертежи и рисунки.

Приложение А - включает в себя весь иллюстративный материал, связанный с научно-исследовательским разделом: источники проектирования, современные аналоги.

Приложение Б – включает в себя иллюстративный, графический и эскизный материал: проектный образ, модельный ряд коллекции из 15 эскизов, 5 техник графических подач.

Приложение В – включает в себя логотип коллекции.

Приложение Д – включает в себя фотоизображение плакатного листа коллекции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...