Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Утоли мои печали Снятие стресса




На обходе музыкотерапевт видит молодую женщину, всхлипы­вающую сидя в кровати. Он просит ее пройти с ним.

В тесте Люшера у нее 4-й цвет коричневый. Весь сеанс длится минут 15.

Там,в зале, она слушает с закрытыми глазами и продолжая всхли­пывать — сначала звучит прекрасная минорная мелодия Марчелло, она соответствует выбору черного ирета, и этот уровень надо пройти.

Всхлипывания становятся сильнее. Звучит мелодия, соответ­ствующая коричневому цвету — печали, болезни и воспоминанию,это гениальная ирландская мелодия.

— Как вы чувствуете себя, слушая эту мелодию?спраши­вает врач.

— Хорошо, — шепотом произносит больная. Всхлипывания урежаются. Она встает и обмывает лицо.

Снова слушает, закрыв глаза.

Врач быстро дает мелодии нужных уровней — фиолетовый (мечта) и синий (блаженство), — это мелодии Шопена.

А вот и зеленый уровень — мелодия покоя. Есть исследования, где испытуемые, закрыв глаза, попадали в комнату, где стены зеле­ного цвета,у них уменьшался уровень билирубина в крови.

Сеанс закончен.

Цвета Люшера больная ставит гармонично.

Стало легче?

- Да,говорит больная.

Потом доктор узнает, что вызвало слезы - у нее поражение печени и беременность, и от ребенка придется избавиться.

Снятие трагической напряженности поможет ей преодолеть невзгоду и болезнь.

Борьба со страхом.

Я долго искан музыку страха и гнева. И вот пришла пора.

Ко мне обратилась женщинаона безуспешно в течение 12лет пыталась снять чувство страха.

Она быт трезвомысляищм умным человеком, но, несмотря на свой ум и волю, не могла находиться в комнате одна. Ей предоставилась возможность ткреселиться в отдельную квартиру из коммунальной, но она не решалась, так как боялась быть одна. Причина этого была крайне проста12 лет назад при ней умерла мать: той вызвали врача, но помочь не смогли. Перепуганный ребенок ее подсознания ощутил, что она будет следующей жертвой безжалостной и жесто­кой силы. Кто-то из взрослых должен быть рядом, чтобы вызвать врача, если возникнет такая же ситуация, как у матери.

Она прекрасно понимала всю нелепость своих страхов, только ничего не могла с собой поделать. Недоверчиво смотрела она на меня — 12 лет ходит по врачам, была у психологов, специалистов по иглоукалыванию, но страх ее не оставил.

Она, конечно, взяла темные тона первыми в пробе Люшера и выбрала трагические лики Эль Греко и Микеланджело. Желанная репродукция несла тревогу трагического пейзажа, где желтый цвет трагически красиво мешался с тенями и скудным светомвстреча происходила над долинами и полями под стремительно мчащимися тучами. Этот тревожный для обычного человека пейзаж люди с беспокойством и тревожностью воспринимали как спокойный, а иногдадаже как радостный.

179

Выбрала она также беспокойную картину Фридриха — прекрас­ного немецкого романтического художника (он страдал депрессией, дружил с. русским поэтом-романтиком Жуковским) На его картинах всегда есть знак трагичности. На выбранной картине было огромное искривленное, как бы распятое дерево, трагически перечеркивающее весь романтический пейзаж с его пасторальными панорамами.

В первый сеанс я играл светлую музыку, более всего ее привлек­ла светлая мелодия Шопена из фантазии экспромт — я называю ее «великая синяя мелодия».

Она струится со всей нежностью и красотой, как прекрасная река, иногда я ощущаю себя на поляне и чувствую аромат меда. Во время исполнения этой мелодии многие мои слушатели видят образы воды. Мои пациенты научили меня, что эту мелодию сле­дуют играть медленней, чем принято. (Это не концерт — это сеанс музыкотерапии, поэтому ради помощи человеку приходится сыг­рать не так, как написано композитором.)

Играя эту музыку и получив возможность насладиться кра­сотой звучаний левой руки, которые обычно пролетают слишком быстро, я сам впервые увидел подводный мир - подо мной были не пугающие скалы и приветливо колышащиеся водоросли.

Иногда этот образ описывали и мои слушатели - конечно, им удавалось увидеть все это только закрыв глаза.

Мы записали кассету с выбранными ею мелодиямиутешающи­ми и несущими столь нужный ей покой. Через несколько дней больная сказала, что ей стало спокойнее — уменьшилась постоянная тревож­ная вибрация, воплощение ее страха, однако страх не исчез.

В следующий сеанс я решил прямо пойти в глубину ее трево­ги и стал играть неистовые мелодии страха и гнева, которые я так долго искал,

И произошло неожиданное.

Возможно, получив покой и силы от Шопена, она слилась с этой тревожной музыкой и восприняла ее как свою и желанную.

Полным воплощением ее страха и наиболее желанной оказалась музыка токатты Боельманасумрачная ревущая в глубинах низких органных звучаний мелодия неуклонно устремляется вверх, над ней кружится вихрь трагических фигурации. Трудно, пожалуй, найти более сумрачную и трагическую музыку.

Некоторые, слушая эту мрачную гордую музыку, видели горящий пламенный мир, где в жерле вулкана кружение этого 180

огня направлял сам Дьявол, некоторые воспринимали музыку как гордое преодоление.

Если человек может слиться, оседлать трагическую волну такой музыки, он становится частью этой стихии, как спортсмен, мчащийся на доске на гребне волны, или воин, устремившийся на врагов, — для него это музыка трагического преодоления.

Если эта музыка не с тобой, а устремлена на тебя — она становится воплощением ужаса и панического страха.

Пациентка испытывала глубокое наслаждение, слушая мело­дию Боелъмана. Самое удивительно, что при этом она испытала те же ощущения, которые были ей знакомы по приступам дикого страха. (Когда ее охватывал страх — ломало руки, возникало удушье.)

Она приняла трагические выкрики финала Лунной сонаты, са­мые вихревые пассажи Апассионаты, гневный выкрик 5-й симфонии, трагическую бурю с железным ритмом преодоления 6-го прелюда Рах­манинова.

Своим выбором она соединила две огненные темы, которые объе­динял энергетизм и общая тональность,это был знаменитый этюд Паганини с дьявольской загадочной мелодией и мелодия Армстронга, где слышен гневный голос: «Моисей сказал: «Отпусти мой народ».

Чтобы дать преодоление трагедии, я играл героическую тему 5-й симфонии Дворжакапод эту мелодию воины-чехи шли на смерть.

Она благосклонно приняла также музыку Грозы из 6-й симфо­нии Бетховена, где глухой композитор воплотил в звуках вспышки молнии, потоки дождя, а потом угасание гнева грозы и первые лучи солнца через капли воды на листьях.

В качестве преодоления трагедии я обратился к мелодиям вен­герских танцев Брамса, призывающих к мужеству, и финалу 3-го концерта Бетховена. По словам Пушкина — все грозящее гибелью притягивает и дает наслаждение, как страшная сказка манит ребенка.

Теперь глаза ее смотрели доверчиво и в них появился свет.

Мы записали все выбранные мелодии — в моей импровизации они как бы беседовали со страшжй и наиболее желанной ей темой Боелъмана.

Я позвонил через несколько дней.

— Слушаю кассету, очень нравится.

Впервые за 12 лет смогла быть дома одна.

Музыка сожгла страх, и она смогла избавиться от этого чувства.

Какого цвета "ля минор"

(победитель не заикается)

Ко мне приходит девочка Саша. Ей четыре года, она заикается. Источник волнений ребенка выявляется по ее рисунку: между собой и мамой она нарисовала старшего брата (при гармоничных отноше­ниях в семье ребенок нарисует себя и маму рядом). Старший брат к ней относится насмешливо, он — конкурент и главный герой семьи. В этом причина ее напряженности.

Я играю ей музыку Бетховена «К Элизе». Эту музыку дети пре­красно воспринимают. Она слушает с закрытыми глазами.

Я спрашиваю: —Ты что-нибудь видела?

— Видела.

— Ты можешь это нарисовать?

Она перепробовала разные, цвета и взяла коричневый. Это был поразительный рисунок: фантастические облака, звезды, волны. Ребенок инстинктивно выбрал цвет для этой мелодии Бетховена, соответствующий настроению музыки.

Этот жадно ожидаемый нами рисунок был сделан синим цве­том, в нем была гармония покоя неба и земли. Это было изображение этюда Шопена — зримая музыка, воплощение творческой одаренно­сти 4-летнего ребенка.

Энергичную музыку с юмористическим началом Саша превратила в рисунок красного цвета с охальными зайцами, полями и дамами.

Рисунки Саши и ее импровизация на электророяле вызывали искреннее восхищение. Я решил сменить ее жизненную роль.

Смеющийся и победитель не заикаются

Этих ролей, соответствующих эмоциональному уровню выбора желтого и красного цвета, можно достигнуть путем заслуженного триумфа.

Музыкотерапевт вызвал многих коллег, чтобы поддержать му­жественную борьбу ребенка со своими проблемами.

Саша стояла на стульчике и читала стихи, и ее чтение со­провождалось громом аплодисментов. Психологи, педагоги и психотерапевты в восторге чуть не падали со стульев. Это был заслуженный триумф, потому что ребенок старался справиться со своим страхом.

Девочка стала собой гордиться, ходила особой походкой — та­инственной и самоуверенной.

По словам мамы, появилась легкая тень наглости.

Она заявила: — Вообще-то я лучше братика!

И самое главное — она перестала заикаться. Общение с музыкой зажгло огонь творческого подсознания. Она сменила роль 182

Гадкого Утенка на роль победителя — Кота в Сапогах. Она перестала заикаться и стала моим учителем по цветотональ-ному восприятию вместе с Бетховеном, Скрябиным и Лютером, показав, какого цвета «ля минор» и музыка «к Элизе» Бетховена.

Белая медведица

Ко мне на семинар пришла молодая и очень красивая женщина-ncwcuamp. Она сказала, что почувствовала необходимость музыко-терапии для себя, услышав мою кассету «Голос Ангела» с записью мелодических шедевров.

Наша группа собралась на семинар после Нового года. В зале, где мы собрались, стояла елочка. Нечто просветленное было разлито в зимнем мерцании за окном и в нашем настроении.

Наша знакомая снимала на видеокамеру наш семинар.

Я сыграл светлую мелодию Дворжака, отдаленно напоминаю­щую «Колыбельную» Моцарта, хотя обычно начинаю сеанс совсем с другой мелодии.

И тут идиллия закончилась. Красавица-психиатр, сидевшая в углу, отреагировала на эту мелодию самым ужасным образом.

Ее просто трясло, было впечатление, что у нее начнется какой-то приступ. Она гневно воскликнула, указывая пальцем на очарова­тельного психолога, снимавшего фильм.

— А это что за папарацци!!! (скандальный репортер)

Все, проявляя сочувствие, не стали беспокоить страдающего человека. Психолог, названная папарацци, клятвенно пообещала, что не будет ее снимать ни в коем случае.

Через несколько месяцев женщина, так бурно принявшая мело­дию Дворжака, пришла ко мне на сеанс. Мы продолжили и завершили сеансы арттерапии.

Что же она увидела, слушая эту мелодию с закрытыми глазами?

Она увидела себя в виде белой медведицы, погибающей на льдине вместе со своим медвежонком. Этот трагический образ был скоро нами расшифрован, не понадобился психоанализ.

Оказалось, что ее любимый муж не хочет детей. Иначе говоря, он как бы убивал этих еще не рожденных детей.

Какое существо возникло из глубин ее подсознания в результате сеанса музыкотерапии? Это была Белая Медведица.

Попробуйте нанести вред ребенку белой медведицы, и я Вам не позавидую.

 

 

Мощь этого существа огромна, гнев ее опасен.

Так и произошло в реальной жизни. Муж вылетел из семьи впереди звука собственного голоса, получив мощный пинок от жен­щины -медведицы.

Вряд ли я забуду этот сеанс, да и Вы, я думаю, тоже.

Левый глаз

Этот удивительный сеанс музыкотерапии я буду помнить всегда.

Специалисты по рефлексотерапии посылали мне своих паци­ентов и проводили обследование до и после сеанса арттерапии. Если мой сеанс был удачен, исследователи часто обнаруживали у пациентов по своим методикам улучшение в зонах различных ор­ганов и систем. Если сеанс был менее удачен, то изменения были незначительны.

Ко мне пришла пациентка, судя по цветодиагностике у нее было достаточно много проблем и разочарований за последние месяцы, а может, и раньше.

Она выбирает тревожные картины, среди образов животных ее внимание привлек несчастный тюленчик, который горестно и на­стороженно смотрел на мир.

Мы провели сеанс музыкотерапии, и многие мелодии оказались для нее желанными. Закончив сеанс, я ушел по своим делам.

Самое неожиданное произошло потом. После сеанса она стала плакать.

Что же в этом удивительного — человека растрогала музыка. Уди­вительно бьто то, что она плакала левым глазом. Плакала несколько часов. Известно, что левая сторона отражает правое полушарие.

Огорченный ребенок правого полушария выплакал все свои горе­сти — и человеку стало легче.

После дождя может посветлеть, тучи рассеются — и мы уви­дим солнце.

«Дворянское гнездо» и Маргарет Тэтчер (гармонизация личности)

В психологический центр приходила мама с ребенком. Ребенок был застенчив и льнул к маме. Она хотела большей его приспособ­ленности к трудной школьной жизни.

Робость и неуверенность ребенка соответствовали облику мамы. Эта хрупкая чувствительная женщина вызывала в памяти образы 184

«Дворянского гнезда». Незащищенность, мягкость, неприспособленность мало соответствовали нашему беспокойному и тревожному времени.

Она посещала сеансы музыкотерапии с ребенком несколько ме­сяцев, они были необходимы прежде всего ей самой.

Женщина работала бухгалтером, мечтала стать искусство­ведом. Конечно, она выбирала в пробе Люшера фиолетовый цвет и была человеком искусства, не зная об этом.

Она удивительно воспринимала музыку. Ее рассказы о том, что она видела, слушая музыку, были необычны, искренни и напоминали фильмы Тарковского - смелость, красота и неожиданность образ­ных решений, ассоциативность этого образного восприятия делали ее видение музыки своеобразным шедевром.

Даже вальс Штрауса она зрительно реализовала не банальным об­разом танца, но ощущением свободы, свежего ветра, моря, деревянных поручней и яхт, отправляющихся в скользящий путь по морской глади.

Этюд Шопена превратился в тревожную бурю на море.

Музыкальное кружево Моцарта стало сначала образом круга света около лампы, роем мошек, образом луны, затем закружилось бельм платьем женщины в танце.

Способность образно воспринимать музыку была для нее вопло­щением нереализованных творческих инстинктов.

Посещение сеансов продолжалось три месяца. И вот однажды к нам пришел совершенно иной человек. Не было больше неприспособ­ленной, никнущей перед проблемами, милой слабой женщины.

Это было что-то среднее между Маргарет Тэтчер и Брунгилъ-дой. Она решила все проблемы — с ребенком, с семьей, с мужем и с начальством. Ребенок, связанный с матерью единый эмоциональным полем, тоже стал более независимым и свободным.

Это был результат живого исполнения, домашнего музициро­вания, забытого в нашей жизни.

Стало понятно, что воздействие музыкой может глубинно из­менить личность человека, но это происходит не молниеносно и требует времени.

Око лшраи выход из тупика (от кессона к катарсису)

У нашей пациентки были тягостные проблемы, мучившие ее. Сеансы музыкотерапии она посещала длительное время. Слушая музыку, видела удивительные образы, яркие, как фильмы Феллини или картины Босха.

Первые сеансы музыкотерапии вызывали бурю переживаний, были и тягостными, и волнующими. Но после она изжила стрессовое состо­яние, пугающие трагические образы и эмоции стали ее оставлять.

Она слушает с закрытыми глазами, как сверкающий поток зву­ков воплогцает мелодии Вивальди и Шумана, Шопена и Моцарта. Рассказывает, что увидела, слушая музыку, — ее видения зримой музыки тревожны и поразительны:

— она видит синего кита, который пульсирует как сердце;

— она тонет в темной воде;

— возникал образ полета и падения о землю («разбилась об асфальт»).

Мелодии Вивальди вызвали ощущение, что она, слушая высокую музыку, радостную и мажорную, страдая, поднялась на огромную высоту, выше облаков, и увидела пугающие огромные трубы, направ­ленные вверх до бесконечности и втягивающие ее.

Однажды возник поразительный образ — она находилась внутри огромного глаза, в зрачок этого глаза она видела панораму земли, природу, весь мир; голос сзади спокойно сказал: «Видишь, как сложен и прекрасен мир». Этот образ похож на картину Босха «Семь смертных грехов», где из зрачка огромного глаза — «Око мира» смотрит Христос.

Она пытается понять суть этих таинственных образов йот-важно идет по этому пути. Превращая свои тягостные проблемы в образы таинственного творческого сна, навеянного музыкой, она избавляется от них.

Комфортно женщина воспринимала фиолетовый цвет и связан­ные с ним проявления искусства и музыки — это были эмоции, грезы, мечты. На тональностях и мелодиях, близких своему внутреннему состоянию, она воспринимала музыку гармонично, видела идилличес­кие пейзажи, возносилась к облакам.

Тревожные образы возникали на первых сеансах -- «образный кессон» на отрицаемых уровнях музыкального воздействия, а сказочно красивые пейзажи на близких ее принимаемым цветам тональнос­тям. Она не прекращала музыкотерапию, снова и снова приходила на сеансы и отважно погружалась в мир музыкальной импровизации, концерта для одного слушателя.

Она хотела слушать музыку разного воздействия и пыталась понять язык своего подсознания, уяснить, что означали образы.

Изживая в этих образах свои проблемы, больная сняла стресс. Появилось чувство умиротворения и гармонии. Она стала принимать высокую светлую гармоничную музыку, но теперь по отношению к более низкой, темной, минорной музыке появлялось ощущение, что ее тянет в пещеру, видела темную пугающую воду, захлебывалась в мутной воде.

Постепенно пациентка гармонично и радостно стала воспри­нимать различные уровни музыкального воздействия, наслаждалась Григом и Моцартом, Шуманом и Бахом, мажорной и минорной музыкой.

Теперь, слушая музыку, она видела не опасную темную воду, а плавала в прозрачно-синей воде, высота манила взлететь. Возникло желание рисовать, которого не было с детства.

Наконец возник яркий образ, решивший ее проблему. Она увиде­ла дорогу в лесу, след машины, проходивший через огромную лужу, и внезапно поняла, как найти выход из мучившей ее ситуации.

Она внезапно поняла, что ее дорога зашла в тупик, и стало ясно — как выйти из этого тупика.

Так началось преодоление. На последующих сеансах она как бы увидела себя со стороны и смогла примириться с собой. Увиденный выход был ею реализован, и она вышла из мира музыкотерапии в ре­альный мир, где и справилась со всеми своими трудностями.

Творческое подсознание, воспламененное музыкой, сожгло тягостные мучительные проблемы и осветило выход из тупика. Потом я узнал, что ее мучило и как она решила свою проблему: рождение ребенка помогло отбросить свои тягостные переживания, сделать их малозначимыми.

Музыкотерапия у детей как выявление скрытой одаренности

Дети — лучший народ в каждом народе.

К ребенку следует относиться

с величайшим уважением.

В психологическом центре мы старались помочь детям с прояв­лениями невроза, заикания, энуреза, со всеми проблемами, которые приводят родителей за помощью к психотерапевту.

Ребенок выбирал цвета в пробе Лютера, находил среди изоб­ражений животных самое интересное для него, среди репродукций шедевров живописи — наиболее близкую ему картину, старался играть на рояле и на электропианино.

Слушал музыку и рассказывал о возникших образах, рисовал их. После многих лет работы музыкотерапевтом с детьми у нас сло­жилось впечатление о высокой одаренности каждого ребенка.

Чем более напряжен и несчастен ребенок, тем чувствительней он к музыке и к ее влиянию. Он подхватывает интонации игры

музыкотерапевта, меняет регистры, улавливает тональность, в ко­торой идет импровизация. Изображает:

— выбранную картину;

— свою любимую собаку;

— музыкальный портрет другого ребенка, музыкотерапевта, мамы;

— стихии, импровизируя на темы — вода, земля, воздух, огонь.

Ребенок пытается выразить звуками все, что доступно вооб­ражению, воплощает в звуках свое состояние и могущество своей фантазии и интуиции. Он включается в спонтанную импровизацию с музыкотерапевтом. Иногда такая импровизация длится в течение часа, производя удивительное впечатление на всех свидетелей и на самого ребенка.

Общеизвестна талантливость детских рисунков — так же спонтан­но, интуитивно дети превращают свои эмоции в образы и звуки.

Впечатление от импровизации ребенка усиливается, когда ему ставится художественная задача. Ребенок выбирает картину Чюрле­ниса или Ван Гога и безбоязненно берется изобразить ее в звуках. Взрослый бы на это не отважился, но ребенок создает звуковую вязь, выражая неистовый восторг звездного кружева великого Ван Гога. Он способен на это, потому что он — ребенок.

Мы убедились, что мать и ребенка соединяет единая психоло­гическая атмосфера. Напряженность родителей часто реализуется в психологических проблемах детей. Бог дал хорошего ребенка, если у него проблемы — это «заслуга» родителей.

Ребенок реализует подсознательные образы и эмоции матери, то есть ее внутреннего ребенка. Этих двух детей надо лечить вме­сте. Улучшив психологическое состояние родителей, можно снять и проблемы маленького пациента.

Я вижу

На сеанс apmmepanuu мама приводит десятилетнюю дочку. Девочка перенесла заболевание с изменениями в правом полушарии мозга. Она хорошо занималась, говорила подчеркнуто четко и по­ходила на биоробота, который все правильно делает, но не умеет чувствовать. Хотелось помочь этому ребенку.

Первым она выбрала серый цвет, последним — зеленый. У нее были проявления аутизма — отстранение от людей. Серый цвет го­ворил — оставьте меня в покое. Как будто монашеский серый плащ окутал ее сознание. А зеленый цвет — цвет воли и самоутверждения — ушел вниз от того места, где ему положено быть, отрицался.

 

 

* Ты держишь руль — это роль зеленого цвета.

• Ты смотришь вперед на открывающийся пейзаж — это программа желтого цвета.

И ты получаешь наслаждение от поездки — это программа синего цвета.

Образ поездки на велосипеде оживим шедевром прозы Набокова. Я позволил себе выделить некоторые образы, чтобы читатель был более зорким к чтению выдающейся прозы.

— На закате я катил Бог весть куда на старом велосипеде,с чувством бесплотности я углублялся в цветной вечерний воздух и летел по парковой аллее, следуя вчерашнему оттиску моих же шин, тщательно объезжал коряжные корни и гуттаперчевых жаб намечал издали палую веточку и с легким треском надламывал ее чуткой шиной, ловко лавировал между двумя листочками, мгно­вение наслаждался краткой гладью мостка над ручьем, толчком переднего колеса отпахивал беленую калитку, и в упоении воли и грусти стрекотал по твердой липкой обочине полевых дорог... Пройдут годы, но велосипедист Набокова всегда будет оживать

в этих поразительных строках.

Закончим нашу книгу советом Хаббарда и стихотворением Волошина.

— Всякий раз, как вы выходите из дому, подтяните подбородок, держите голову высоко, наполните легкие воздухом.

Жадно впитывайте солнечный свет, приветствуйте своих друзей улыбкой, не теряйте ни минуты на размышление о врагах. Желание осуществляется, держите подбородок подтянутым, а голову высоко. (Хаббард)

Живи текущим днем

Благослови свой синий окоем.

Будь прост, как ветр, неистощим, как море,

И памятью насыщен, как земля.

Люби далекий парус корабля

И песню волн, шумящих на просторе.

Весь трепет жизни всех веков и рас

Живет — всегда. Теперь, сейчас. (Волошин)

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...