Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Память и переработка информации




Усвоение любой информации — сложный процесс, про­ходящий в три этапа:

–регистрация информации;

–сохранение информации;

–воспроизведение информации.

 

Ска­зать, какой из трех этапов самый важный, невозможно, так как они неразрывно связаны друг с другом и каждый играет свою, незаменимую роль в работе памяти.

 

Регистрация

 

На стадии регистрации, так же, впрочем, как и на стадии сохранения, используется особый код (образное запоми­нание), с помощью которого происходит шифрование данных. Это облегчает мозгу задачу фиксировать инфор­мацию. В дальнейшем данные можно легко извлечь из кла­довых памяти и расшифровать.

Но прежде чем запомнить какие-то сведения, их надо выделить из общего потока информации. Таким образом, фактор внимания приобретает одну из ключевых ролей в процессе запоминания. Главной проблемой многих лю­дей, недовольных своей памятью, является как раз тот факт, что они не берут во внимание самые разные вещи и явления и поэтому быстро забывают о них (или вообще не запоминают). Но если мы внимательны к окружающему миру, нам значительно легче сохранить в памяти и вос­произвести то, что мы видим и узнаем.

Значит, чем лучше работает наше внимание, тем легче идет запоминание и воспроизведение информации.

 

Сохранение

 

Чаще всего инструментом запоминания является знакомая каждому зубрежка. Вспомните, как вы готовились к экза­менам в институте или учили стихи в школе, — все своди­лось к тому, что вы несколько раз подряд повторяли усвоя­емый материал. Тому, что можно запоминать по-другому, нас не учили.

То, что вы узнаете из данной книги, заполнит этот про­бел и даст вам неоспоримые преимущества, потому что вы приобретете знания, которые позволят запоминать инфор­мацию намного лучше, быстрее и в больших объемах.

 

Воспроизведение

 

Воспроизведение, или вспоминание, информации показы­вает, крепко ли она засела в нашей памяти и способны ли мы без проблем извлечь ее оттуда.

С кем не случалось: не можешь вспомнить то, что вроде бы хорошо знаешь. То, что читал, видел, учил, вдруг выскакивает из памяти. Ответ вертится на языке — да и только. Чтобы процесс воспроизведения информации шел как по маслу, желательно прежде всего как можно чаще повторять ее. В противном случае вспоминание потребует слишком много времени или вы не сможете вспомнить части, а то и всей информации.

Существенно и то, насколько хорошо вы умеете кон­тролировать эмоции. Ведь когда человек плохо владеет со­бой, ему трудно восстановить в памяти даже то, что он, кажется, отлично знает.

Ясное сознание — тоже немаловажный фактор. Множе­ство абсолютно ненужных мыслей, которые, бывает, роятся у нас в голове, очень часто блокируют возможность вос­произвести информацию.

 

ЧАСТЬ 2. МНЕМОТЕХНИКА.

Что такое мнемотехника?

 

Наверное, в вашей жизни случалось и такое: вы хотели что-то запомнить, сосредоточили внимание на этом материале и даже поняли его, но через некоторое время все равно забыли. Иногда для лучшего запоминания необходимо использовать особые приемы, описываемые мнемоникой. Слово «мнемоника» происходит от имени греческой богини памяти

Итак, мнемоника – это искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Многим мнемоническим приемам легко научиться. Иногда мы используем подобные приемы, не зная, что они являются мнемоническими. Есть и очень трудные приемы, которыми могут пользоваться только особенно квалифицированные мнемонисты – люди, специально занимающиеся запоминанием большого объема информации.

Легенда приписывает изобретение мнемоники древнегреческому поэту Симониду (556–468 гг. до н.э.). Однажды некий богач Скопа заказал ему написать оду в свою честь. У Симонида были написаны стихи о братьях близнецах Касторе и Поллуксе, за которые поэт не получил гонорара. Чтобы творческие усилия не пропали даром, Симонид добавил к ним строки, поясняющие, что данная ода прославляет Скопу. Это произведение и было

прочитано на пире у Скопы. Однако богач заплатил поэту только половину ранее оговоренной суммы, посоветовав за второй половиной обратиться к божественным братьям. Среди пира Симонида вызвали на улицу, сказав, что его ждут двое юношей. В это время случилось землетрясение, зал обрушился, и все пировавшие были погребены под развалинами. Когда удалось раскопать останки, трупы были так изуродованы, что их невозможно было опознать.

Но Симонид помнил, где кто сидел в тот момент, когда он выходил из зала. По подсказкам Симонида родственники нашли своих близких. Таким образом, оказалось, что можно запомнить предметы, если расположить их в известных комнатах.

Овладение мнемотехникой – это овладение инструментальным навыком. Обучение мнемотехнике можно сравнить с обучением машинописи, стенографии. Очевидно, что для формирования навыка необходимо выполнять упражнения. Без упражнений освоить мнемотехнику нельзя. После формирования навыка запоминания человек может пользоваться этим навыком, а может и не пользоваться. Сама по себе информация запоминаться не будет. Для запоминания каждый раз придется применять сформированный навык запоминания – последовательность определенных мыслительных действий, ведущих к фиксации информации в мозге.

Качество запоминания, которое дает мнемотехника, можно сравнить с перемещением по папкам в компьютере. Но, к сожалению, в каждой "мнемонической папочке" может быть записано не так много информации - от одного до нескольких десятков телефонных номеров, например. Запомненные сведения могут быть воспроизведены как в прямом, так и в обратном порядке, а также выборочно, без перебора всей имеющейся в памяти информации.

Длительность сохранения информации в памяти полностью контролируется. Можно запомнить сведения всего лишь на один час, а можно сохранить на всю жизнь. Запомненные сведения можно сознательно стирать из своего мозга, путем запоминания на их места новых сведений.

Если раньше психологи пытались сравнивать память человека с памятью технических устройств, то в последнее время наблюдается совершенно противоположное. Создатели современных компьютеров и программного обеспечения черпают свои идеи из учебников нейрофизиологии. В результате компьютеры становятся все умнее и умнее. Ярким примером этого процесса может служить хорошо известная программа распознавания текстов FineReader, в которую заложены принципы работы зрительной анализаторной системы человека.

Мнемотехника значительно повысит вашу обучаемость любым дисциплинам и даст вам возможность не отставать от технического прогресса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...