и анализ учебно-воспитательного процесса
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 11 «А» класс является классом лицея педагогического профиля. В нем обучается 25 человек: 10 юношей и 15 девушек. Комплектование класса осуществлялось специальной приемной комиссией из числа выпускников 9-х классов, успешно освоивших общеобразовательную программу, обладающих творческими способностями, имеющих интерес и стремление заниматься педагогической деятельностью. Основными элементами содержания образования в лицейском классе являются: — базовый компонент общеобразовательной подготовки; — углубленное изучение не менее двух учебных предметов по выбору учащихся и в соответствии с профилем избираемой профессии и специальности; ( — основы педагогических и психологических знаний; — умения и навыки организаторского мастерства, получаемые учащимися в процессе педагогической практики. Таким образом, цели, задачи и содержание воспитательной деятельности определялись в соответствии со статусом класса, интересами и потребностями учащихся, родителей и педагогов. Воспитательная работа проводилась по трем основным направлениям: — формирование педагогической культуры учащихся; — сплочение классного коллектива, организация его жизнедеятельности в соответствии с нормами нравственности и творчества; — создание комфортных условий пребывания учащихся в классе. Подводя итоги жизнедеятельности классного сообщества в предыдущем году, можно сделать вывод о правильности выбранных нами целевых ориентиров и способов их реализации, о чем свидетельствуют положительные изменения в различных сферах. Так, о высоком уровне развития познавательных интересов учащихся класса свидетельствует посещение ими предметных факультативов (100%) и подготовительных курсов в вузах (около 90%). По итогам года в классе стопроцентная успеваемость, 72% составляет качество знаний. Среди учащихся класса есть победители предметных олимпиад, участники областной научно-практической конференции цкольников, участники и победители городской спартакиады школьников, участники школьной команды КВН а брейн-ринга. Многими педагогами отмечается повышение культуры общения, самостоятельность ребят, педагогические умения, проявляющиеся при участии их в педагогической практике.
Определенные результаты достигнуты в сплочении коллектива. По мнению учащихся и учителей, в классе хороший микроклимат. Ребята доброжелательны, активны, самостоятельны. Особенно отмечается дух товарищества и творчества. Проведенное в конце года социометрическое исследование показало, что в классе нет «отверженных» и у всех ребят существует круг общения. Наличие положительных лидеров обеспечивает высокий уровень самоуправленческой деятельности в классе (велика самостоятельность при планировании, организации и анализе деятельности). Особенно важно, что в классе есть ребята с высокой степенью нравственной ориентации («совесть класса»), которые существенно влияют на общественное мнение в коллективе. У нас престижно хорошо учиться, уметь дружить, творчески подходить ко всем делам. Значительно возросла активность учащихся класса в организации и проведении школьных мероприятий. Ребята делают это с удовольствием, являются застрельщиками многих дел в школе. Классный коллектив имеет авторитет среди старшеклассников. В течение года сложились добрые отношения с родителями учащихся. В значительной степени успехи в воспитании школьников связаны с заинтересованностью родителей в организации жизнедеятельности и воспитательного процесса в классе. Наиболее активные из них, вошедшие в родительский совет, оказывали помощь в сплочении родительской общественности класса, формировании активной позиции и усилении влияния родителей на процесс воспитания.
Итак, можно сделать вывод о том, что в значительной степени удалось решить поставленные задачи. Удовлетворенность большей части родителей и учащихся жизнью в классе показывает правильность выбранных ориентиров воспитательной работы. Следовательно, основные направления деятельности должны остаться прежними. Но следует внести коррективы с целью устранения недостатков: — не полностью реализованы возможности школьников в учебной деятельности; — не все учащиеся нашли свою нишу в школьном сообществе; — имеются случаи безнравственного поведения ребят. На основе анализа процесса и результатов воспитательной деятельности можно определить целевые установки на планируемый период и основные направления, формы и методы их достижения. //. Цели, и задачи воспитательной деятельности Цель: развитие творческой личности учащихся на основе формирования педагогической культуры и под- держки творческих устремлений учеников в индивидуальной и совместной деятельности. Задачи: 1)содействие процессам самопознания и самостроительства личности учащихся, их нравственной самореализации; 2) формирование педагогической культуры учащихся; 3) поддержка творческой активности учащихся во всех I сферах деятельности;, 4) индивидуальная работа с учащимися в целях эффективного взаимодействия в поле личностных проблем развития школьников. ///. Основные направления и дела класса (см. таблицу с. 124—125) IV. Работа с родителями Сентябрь 1. Родительское собрание «Перспективы жизнедеятельности классного коллектива». 2. Анкетирование родителей. 3. Выборы родительского совета и планирование его работы. 4. Уточнение социального паспорта класса. Октябрь 1. Посещение семей учащихся. 2. Индивидуальные консультации с учителями-предметниками. 3. Организация поездки в Царскосельский лицей. Ноябрь 1. Родительское собрание совместно с учащимися. Клуб «Круг общения» (знакомство с интересными профессиями). 2. Тематическая консультация «Итоговая аттестация. Советы педагога».
3. Табель успеваемости учащихся. Декабрь В1. Лекция психолога. 2. Организация дежурства на школьном вечере отдыха. 3. Благодарственные письма родителям о достижениях ребят в различных сферах деятельности. V. Изучение эффективности воспитательного процесса в классе
Список литературы 1. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе: Учеб. пособие. Ярославль, 1998, 2. Байкоеа Л.А., Гребенкина Л.К. и др. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие. Рязань, 1993. 3. Богуславская И. Деятельность классного руководителя в современной школе // Народное образование. 1999. № 6. С. 99-7-102., / V 4. Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя: Учеб. пособие. М., 1984. >; 5. Воронов В, Как составить план работы // Воспитание школьников. 1999. № 4. С. 23-28.;,.,...'',^.■ 6. Воспитательная система класса / Под ред. Е.Н, Степанова. Псков, 1998. 7. Вульфов Б.З., Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы: Содержание и методика • деятельности. М., 1983. 8. Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя): Метод, рекомендации. М., 1992. • [
9. Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива. М., 1984. 10. Гуткина Л.Д. Настольная книга классного руководителя // Классный руководитель. 1999. № 3. С. 17—29. 1.1. Иванов Г., Лямзина Л. Воспитательная работа на основе системно-ролевой модели // Народное образование. 1999. № 6. С. 103-106. 12. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М., 1990. 13. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989. 14 .Ильина Т.В. Педагогическое планирование в образовательных учреждениях. Ярославль, 1995. 15. Кабуш В.Т. Человек: Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся. Минск, 1995. 16. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М., 1991. 17: Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993. 18. Классному руководителю о воспитательной системе класса / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2000. 19. Личность в воспитательной системе школы / Под ред. А.В. Гаврилина и Л.И. Новиковой. Владимир, 1993. 20. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. М., 1999. 21. Маленкова Л. Классный руководитель: содержание деятельности // Народное образование. 1999. № 7—8. С. 247—249. 22. Певрушиш Л.В. План воспитательной работы классного руководителя // Классный руководитель. 1999. № 3. С. 41—49. 23. Планирование и организация воспитательной работы в классе: Метод, пособие / Сост. В.П. Минин. Мурманск, 1993. 24. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М., 1996. 25. Советы педагогу-воспитателю: Учеб.-метод. пособие / Сост. Л.А. Байкова и др. Рязань, 1995. 26. Соколинская Г.К. Планирование воспитательной работы в начальных классах // Классный руководитель.-1998г№ 5гС. 23-28. 27. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе /Авт.-сост. Л А Байкова и др. М., 1999. 28. Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику. М., 1999. 29. Шилина З.М. Классный руководитель: искусство воспитания. М., 1997. 30. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М., 1986. 31. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. М., 1999. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие..................................................„____3 Глава I. Общая характеристика планирования,,, воспитательной работы............... ■...............................6 Глава И. Содержание, форма и структура плана воспитательной работы.............................................26 Глава III. Формы, методы и приемы планирования воспитательной работы в классе.............................* 56 Планы, планы, планы... (вместо заключения и приложения).............................................................. 92 Список литературы................................................. 126
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|