Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Непосредственное общение с аудиторией




 

Для начала нужно остановить свой выбор на способе выступления — можно произносить речь либо заглядывая в конспект, либо нет. Чтение заблаговременно написанного текста существенно понижает воздействие на аудиторию. Но и запоминание текста не самый лучший вариант, ибо это заметно сковывает оратора, особенно не обладающего должным опытом, и привязывает к заранее составленному плану, а данное обстоятельство не позволяет своевременно и свободно откликаться на реакцию аудитории. Советую использовать конспект. Очень результативно, так как речь звучит естественно, слова приходят сами собой.

Перед тем как выступать, обязательно обследуйте условия помещения. Если повезет, вы сможете определить и учесть акустические характеристики. Отметьте для себя дистанцию между трибуной и первым рядом слушателей. Если речь произносится не с трибуны или нет специально отведенного места для оратора, скрупулезно выберите, откуда вы будете изъясняться. Лучше всего говорить, находясь посередине, по возможности, в нескольких метрах от первого ряда и в метре от стены. Не суетитесь. Спокойно устремляйтесь к выбранному заранее месту. Не заглядывайте на ходу в ваши записи, не застегивайте и не расстегивайте пиджак, вообще не касайтесь своей одежды, не поправляйте прическу и не трогайте своего лица. Приступайте к речи, как только займете удобную и устойчивую позу.

Ораторство как таковое может стать не только необходимым ремеслом, но и увлечением. Много существует примеров, когда обычные, на первый взгляд, люди добивались головокружительных успехов исключительно за счет хорошо подвешенного языка и ораторского таланта. А потому хочу перечислить необходимые качества успешного оратора. Он должен обладать широким диапазоном конкретных знаний, умений и навыков, среди которых важнейшими являются:

♦ умелое и грамотное использование сведений об узловых социальных и психолого-педагогических свойствах процесса публичного выступления;

♦ умение подобрать материал для выступления и оформить его в соответствии с целью, законами композиции, логики и психологии;

♦ знание территориальных и социальных особенностей устной речи;

♦ знание психологических особенностей различных аудиторий;

♦ умение найти контакт с людьми, выступить перед ними, придерживаясь правил поведения на трибуне и применяя обратную связь с аудиторией;

♦ безупречное владение устной речью — голосом, интонацией, мимикой, жестикуляцией;

♦ быстрая реакция, умение оперативно давать правильные ответы на вопросы аудитории, вести диалог, беседу, спор;

♦ остроумие и общий интеллектуальный уровень выше среднего;

♦ харизма.

Приобрести вышеперечисленные знания, умения и навыки можно в результате упорного труда и постоянных тренировок. Но, утешу, даже начинающий оратор, если он искренен и хорошо владеет вопросом, о котором говорит, может увлечь аудиторию и достигнуть успеха.

 

Из практики успешного оратора

 

И все же навыки и умения не произведут ожидаемого впечатления без воодушевления. В некоторых случаях даже не совсем гладкая речь способна зацепить аудиторию, если оратор эмоционально и со знанием дела говорит о том, что волнует общественность. Красочный, свежий слог, энтузиазм оратора, его уверенность обладают значительной внушающей силой. Тогда как речь равнодушная, апатичная не вызовет отзвука в сердцах слушателей, какой бы значимой темы она ни касалась.

И все же, как бы ни была занимательна тема, активный интерес к ней аудитории с течением времени притупляется. Его поддерживают с помощью определенных ораторских приемов.

Прием «Вопрос-ответ». Оратор определяет вопросы и сам на них отвечает, выдвигает вероятные сомнения и противоречия, проясняет их и приходит к определенным выводам.

Прием «Полемика». Переход к диалогу дает возможность приобщить к дискуссии некоторых участников, инициировать тем самым их интерес.

Прием «Формирование проблемной ситуации». Слушателям предлагается обстоятельство, вызывающее вопрос: «Почему?», что стимулирует любознательность и активность.

Прием «Новая информация». Только что (якобы) поступившая информация, дополняемая гипотезами из зала, ставит аудиторию перед необходимостью думать, полагать, дискутировать.

Прием «Личный опыт». Опора на прошлый опыт оратора, размышления по поводу возможных вариантов решений и мнений, особенно если это преподносится в доверительной форме, всегда занимательны для слушателей.

Прием «Применение на практике». Обрисовка практической значимости информации не только «впечатывает» ее в память, но и четко определяет отношение к ней.

Прием «Юмористическое отступление». Использование юмора способствует стремительному приросту доверия и теплоты у аудитории.

Прием «Тихий голос». Замедление с синхронным уменьшением силы голоса способно привлечь внимание к словам, акцентировать на ключевых местах выступления.

Прием «Градация». То постепенно, то быстрее нарастает смысловой и эмоциональный фон слова. Градация дает возможность приумножить значение слова или фразы, добавить им эмоциональной выразительности.

Прием «Апелляция к собственным мыслям». Пояснять смысл нет необходимости, замечу только, что этот прием один из самых часто употребляемых нашими отечественными ораторами.

Краткое отступление от темы предоставляет возможность слушателям «передохнуть».

Гиперболы, сравнения, метафоры, эпитеты и т. д. Любые речевые обороты и некоторые слова, используемые в переносном значении, позволяют донести нужный эмоциональный заряд и добавляют образности речи, делая ее к тому же менее официальной.

 

Диалог

 

Следующей формой вербального общения является диалог. Диалоговой формой мы пользуемся постоянно. Кстати, ни одна «заочная» PR-акция не принесет такого успеха, как правильно проведенный блиц, удачные переговоры, конференция или презентация.

Итак, диалогические виды можно подразделить на следующие.

♦ Деловой разговор — непродолжительный контакт, главным образом на одну определенную тему.

♦ Деловая беседа — долговременный обмен знаниями и сведениями, точкой зрения, часто сопровождающийся принятием некоего решения.

♦ Переговоры — обсуждение с целью заключения контракта или договора.

♦ Интервью — беседа с журналистом, предназначенная для СМИ.

♦ Дискуссия.

♦ Совещание (собрание).

♦ Пресс-конференция.

♦ Контактный разговор — непринужденный «живой» диалог.

♦ Телефонный разговор, выключающий невербальный компонент общения.

Главная разница между монологом и диалогом заключается в том, что диалог организует равноправное межличностное общение людей или групп, обладающих одинаковой активностью партнеров. И, как вы понимаете, владение навыками правильного диалога чрезвычайно важно для создания нужного мнения у целевой аудитории.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...