Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности сантехнического оборудования




В современном сантехническом оборудовании заложен целый ряд требований к изделиям, которые объединяют эргономические, экологические, объемно-пространственные и прочие решения.

Среди них:

• механизм «большого» (4—6 л) слива и наличие «экологической кнопки» для экономного
режима слива и подачи воды в кране (60%» 2 л);

• реостат для поддержания постоянной температуры даже при ее перепадах в
водопроводной сети (разница температуры в 2 °С вызывает неприятные ощущения);

• мягкие или жесткие крышки унитазов;

• подлокотники для унитазов;

• моечно-сушильная установка для унитаза;

• ванна с переливом;

• умывальник—столешница (керамическая или из литого мрамора);

• душевая штанга с подъемным устройством на любую высоту, с мыльницей и пр.;

• сидение, верхний купол, паронагреватель в душевой кабине;

• душевой поддон с передним съемным обрамлением и регулируемыми ножками;

• цоколь с уплотнением;

• душевая полка с вращающейся дверцей;

• смесители с экономным расходом воды.

Мебель для ванных комнат

Обтекаемые формы мебели и сантехнического оборудования предоставляют большие возможности для использования пространств ограниченной площади. Основное требование к мебельным покрытиям — их водонепроницаемость. Встречаются напольные и навесные, угловые и вертикальные пеналы, в которых верхние и нижние полки оснащены галогенными лампами с защитными стеклами; они дают мягкий естественный свет, который создает ощущение свежести. Встречаются металлические полки и блоки освещения с антикоррозийным покрытием и лакировкой. Мебель может иметь различную внутреннюю комплектацию: самозакрывающимися ящиками на направляющих, корзинами для белья, ящиками с прозрачным дном, аптечкой на замке и т.п. Раздвижные дверцы навесных шкафчиков могут быть выполнены из безосколочного сантехнического зеркала. Шкафчики могут быть оборудованы встроенными розетками, а все размещаемые розетки, предусмотренные для помещений с повышенной влажностью, должны иметь защитную крышку.

Встречаются решения потолочных плит, в которых размещен динамик, подключенный к домашней стереосистеме, обеспечивающий музыкальное сопровождение ванных процедур.

Аксессуары ванных комнат обеспечивают дополнительный комфорт и группируются в зонах тяготения к основному сантехническому оборудованию, учитывая оптимальную доступность. Среди них: перекладина для полотенец, держатель туалетной бумаги, мыльница, держатель зубных щеток (со стаканчиком); вешалка для полотенец — крючки, полочки, кольца для полотенец, щетка для унитаза и т.д.

Существенной деталью интерьера ванных комнат является полотенцесушитель, который дает дополнительное тепло. Его температура может регулироваться термостатом до +55°С.


о

1 о \о о


142


Безопасность

Прочность и долговечность безосколочных стекол, рам и их соединений — одно из основных требований к душевым кабинкам (в течение 10 лет семья из 4 человек в среднем приводит дверь в движение более 14 тысяч раз).

Специальные требования предъявляются к керамической напольной плитке для ванных комнат, препятствующей скольжению на влажном полу.

Психофизиологические аспекты

На примере ванной комнаты рассмотрим возможность обеспечения комфорта в широком толковании этого понятия. Для этого, кроме решения утилитарных задач, необходим одновременно учет психофизиологических и психологических моментов для достижения чувства эмоционального удовольствия.

Ванная комната, как и спальня, предназначена для отдыха. В отличие от спальни — кратковременного — и именно поэтому требующего большей эффективности и интенсивности воздействия. Поэтому здесь более активно могут использоваться различные средства, стимулирующие первичные каналы чувственной информации (а значит и пути получения удовольствия):

слух — музыка (или шумовые эффекты, имитирующие живую природу), льющаяся из
упрятанных в изголовье ванн колонок или встроенных в душевые кабинки радио и
магнитофонов, специальные акустические эффекты (и техническое обеспечение) для
любителей петь в ванной;

зрение — цветы, картины, арт-композиции, все большую роль (это уже результат прямой
зависимости от структуры свободного времени) начинают играть телевизоры;

тактильность (кожное чувство) — разнофактурные ткани халатов, полотенец, плетеных
ковриков и матов на полу; потоки теплого или прохладного воздуха, кремы и масла для
кожи — традиционные средства получения тактильных (осязательных) впечатлений;

обоняние — различного рода установленные на унитазах ароматизаторы и соединенные с
кондиционерами освежители воздуха;

мышечное (кинестетическое) чувство — размещение в ванной тренажеров или
совмещение ванной с небольшой танцплощадкой;

вкус — вообще-то еда плохо совместима с мытьем, однако индустрия лишенных
питательной ценности продуктов дает новые возможности для получения удовольствий; так
контрастный душ со жгучей или горько-соленой жевательной резинкой во рту способен
принести острые и новые впечатления любителям экстремальности.

Возможно также задействование дополнительных каналов: чувства равновесия и ритма (покачивание ванны, меняющийся напор и температура душа и т.д.); чувства жизни (живые рыбки в ванной).

6.4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ Эргономика безопасной и комфортной среды для детей

Детская комната в квартире — это особое место, в котором предполагается учет целого ряда специфических требований, обусловленных особенностями развивающегося организма. Комната ребенка, вышедшего из грудного возраста, представляет собой мир с особыми размерами и масштабом, обусловленными детской антропометрией (табл. 24). Обстановка комнаты ребенка в возрасте от 2 до 7 лет в дальнейшем трансформируется с учетом требований подростка, которые уже приближаются к запросам взрослого человека. Предпочтительна ориентация детской комнаты окнами на юг или юго-восток.

143


Комната маленького ребенка представляет собой целую Вселенную, в которой ребенок получает первые навыки ее освоения, Вселенную, являющуюся источником получения тактильных навыков, развития мелкой моторики, расширения круга знаний, получаемых в безопасных и удобных условиях.

Детская комната предназначена для осуществления в ней самых разнообразных функций — это и пространство для сна, игр, развития интеллекта, хранения необходимых вещей, а также одежды, игрушек, книг и прочего материала для развития и образования малыша, установки спортивных или игровых комплексов. Двигательная активность ребенка по продолжительности в течении дня занимает не менее 50 % времени бодрствования.

Таблица 24. Зависимость роста и веса детей от их возраста

 

Возраст, лет Вес, кг, мальчики Вес, кг, девочки Рост, см, мальчики Рост, см, девочки
  12,4—13,7 11,7—14,1 85—92 82—90
  13,7—15,3 13,1—16,7 92—99 91—99
  15,3—18,9 14,4—17,9 99—107 96—106
  17,4—22,1 16,5—20,4 105—116 104—114
  19,7—24,1 19,0—23,6 111—121 111—120
  21,6—27,9 21,5—27,5 118—129 118—129

Детская мебель

Мебель, находящаяся в комнате ребенка, должна соответствовать его анатомической структуре и антропометрическим данным. На рис. 71 представлены основные параметры детей дошкольного возраста, а соответствующие им размерные характеристики приведены в табл. 25 в соответствии с различными ростовыми группами.

Рис. 71 (А). Основные параметры тела ребенка дошкольного возраста в положении стоя и сидя

 

При проектировании отдельных зон в детской комнате — пространства для занятий, игр, хранения вещей и игрушек и т.п. — можно использовать универсальные основы эрго-дизайнерского проектирования, изложенные в разделе проектирования рабочих пространств. При определении компоновочных и габаритных размеров пространств в комнате ребенка особенно важно сохранить для него ощущение доступности всех элементов в комнате, удобства подхода к мебели, открывания дверок, выдвигания ящиков, чувство его равноправного существования наряду со взрослым человеком и т.д. (рис. 72).



Рис. 71 (Б). Антропометрические параметры детей

(по Alvin R. Tilley)

Параметры сгруппированы по перцентилям:

верхнее значение соответствует 97,5 перцентилю;

среднее — 50 перцентилю;

нижнее — 2,5 перцентилю


 

Возраст Рост (А) Ширина плеч (В) Размер головы (С) Размер головы (D) Размер головы (Е) Высота плеча от пола (F) Высота ноги (G) Длина руки (Н) Длина СТОПЫ (3) Уровень глаз (К) Вес, кг
  1800 1675 1545 465 420 375 155 145 140 200 190 185 225 220 215 1460 137Q 1260 860 790 730 790 735 685 270 250 230 1685 1565 1445 76,5 69,0 62,0
  1625 1485 1350 395 350 300 155 145 135 200 185 170 215 215 210 1325 1205 1080 810 730 645 710 660 600 240 220 1520 1385 1250 51,5 37,0 23,5
  1440 1320 1200 350 310 265 150 140 130 200 185 170 210 205 205 1165 1065 960 705 630 560 640 585 515 220 200 175 1335 1220 1100 36,5 27,0 17,0
  1315 1220 1125 320 285 250 150 140 130 195 180 165 205 205 200 1060 970 890 630 565 505 585 525 470 200 180 160 1215 1 120 1025 28,0 22,0 16,5
  1185 1090 995 290 260 230 145 135 125 195 180 165 200 195 190 945 865 780 545 490 430 515 460 415 181 161 141 1085 995 890 22,0 18,0 13,5
                      13,0
                      9,0
Ново­рожден­ный                     3,5
  (L) (М) (N) (0) (Р) (Q) (R) (S) (Т) (U) (V)
  370 350 330 465 430 405 430 400 360 420 390 350 115 105 100 355 325 290 190 175 160 185 175 165 285 270 250 255 240 220 195 180 165
  345 320 295 420 390 360 385 345 305 375 335 300 100 95 90 320 280 250 170 150 130 170 160 150 260 245 225 230 215 195 175 160 145
  310 290 275 375 350 320 335 300 265 325 290 255 95 90 85 270 245 220 145 130 110 160 145 135 240 220 195 210 190 160 150 140 130
  290 280 260 345 325 305 300 270 245 290 260 235 90 85 80 245 220 210 130 115 100 145 140 130 220 200 175 190 165 150 140 130 120
  270 255 240 315 300 280 260 235 210 255 220 195 85 80 70 215 200 185 105 90 80 135 125 120 190 170 145 160 145 130 130 120 115

10 Э-924



 
 

Рис. 71 (В). Антропометрические параметры детей (по Alvin R. Tilley) Параметры сгруппированы по перцентилям:

верхнее значение соответствует 97,5 перцентилю; среднее — 50 перцентилю; нижнее — 2,5 перцентилю

 

 

Возраст Досягаемость руки (положение стоя) Досягаемость руки (положение сидя) Уровень глаз (сидя)
Вверх (А) Вниз (В) Вперед (С) Вверх (D) Вперед (Е) (F)
  2 085 1 915 1 765 815 730 665 735 685 635 1 440 1 375 1 315 660 610 570 1 215 1 160 1 100
  1 860 1 705 1 545 705 630 560 665 620 565 1 320 1 250 1 185 600 555 510 1 100 1 040 990
  1 645 1 510 1 345 605 555 510 600 550 485 1 175 1 120 1 040 540 495 435 975 925 880
  1 505 1 370 1 245 545 510 485 550 495 445 1080 1015 960 500 445 395 890 850 815
  1 330 1 210 1 085 500 465 425 480 435 390 970 915 865 430 385 345 815 770 720

 

Возраст Уровень унитаза
14 9—14 2—9 355 305 255

 

Данные приводятся на 50-и перцентиль        
Возраст Высота головы от пола стоя (G) Высота рако­вины (Н) Отметка рабочей по-верхости (J) Глубина рабочей поверхности (К) Высота стола (L) Глубина сиденья (М)
  1 675          
  1 485          
  1 320          
  1 220          
  1 090          
Возраст Высота сиденья (N) Высота поясницы от сиденья (0) Опора спины (Р) Расстояние между подлокотниками (0.) Ширина сиденья (R) Ширина стола (S)
             
             
  ' 325          
             
             

146


Таблица 25. Антропометрические данные детей

(пробел означает отсутствие конкретного значения)

 

 

 

№ п.п. Наименование Ростовые группы (размер, см)
70—79 80—89 90—99 100—115 115—130 130—145
  Рост без обуви 75,3 83,8 93,1 106,6 120,6  
  Высота от пола до линии плеч 57,5 63,8 71,1   97,4  
  Поперечный размер тела на уровне плеч   23,1 24,5 25,8 28,3 31,9
  Окружность головы 50,4 51,7 52,6
  Высота от пола до вытянутой вверх руки   88,5 101,6 123,2 142,3 178,2
  Длина руки   30,2 34,4 45,1 55,5 65,2
  Длина предплечья с кистью   20,5 22,8 26,8 31,1 36,3
  Длина плеча   9,7 11,6 18,5 24,6 28,9
  Длина ноги     57,9 66,7 137,9
  Ширина стопы 6,6 6,8 7,2
  Длина стопы   17,9 19,2
  Передне-задний размер грудной клетки     15,9 15,9   18,5
  Высота от пола до локтя стоя   50,4 56,7 65,3 74,3 84,5
  Высота от пола до линии глаз 66,6 74,4 82,9 96,1 110,9  
  Высота от сидения до линии глаз   41,6 44,3 48,8 54,5 61,9
  Длина голени со стопой до колена   25,2 29,6 33,6 38,9 45,3
  Длина бедра до подколенной ямки   20,1 23,1 27,3 31,5 35,8
  Длина бедра до колена   25,8 28,3 28,3 33,1  
  Высота гребня подвздошной кости от сиденья   11,6 12,6 ил   18,3
  Высота поясничного изгиба   14,3 15,5   19,2 21,3
  Высота угла лопаток от сиденья   24,5 25,7 27,2 30,6 33,9
  Рост сидя     54,5 59,4 64,2 71,9
  Высота от сиденья до линии плеч     33,1 36,3   46,9
  Высота от сиденья до локтя, прижатого к телу   15,4     16,4 18,4
  Расстояние между расставленными локтями   33,1 33,6 43,5 49,4 53,6
  Ширина таза   18,5 20,4 21,9   27,5

Ширина спинки стула, толщина крышки стола и т.п. должны учитывать возможность свободного их обхвата рукой ребенка.

Детская мебель должна соответствовать всем требованиям безопасности, быть экологически чистой, не должна иметь острых углов и выступающих деталей (болтов, гаек, механизмов и т.д.). Поверхности мебели должны быть гладкими, хорошо отшлифованными, без ворсистости, легкими и доступными для проведения уборки. При использовании мебели с трансформируемыми элементами в шарнирных соединениях должны быть предусмотрены фиксирующие устройства.

147



 


Таблица 26. Зависимость высоты письменного стола и стула от роста ребенка

 

Рост ребенка Высота сиденья стула Ширина сиденья стула Высота стула Высота верхнего края спинки
90—99 24,0 25,0 43,5 17,5
100—109 27,0 28,5 47,3 18,5
110—119 30,5 30,0 52,0 20,0
120—129 33,5 33,0 56,5 21,0

При размещении настенной визуальной информации в детской комнате нужно учитывать особенности восприятия ребенка. Оптимальный угол восприятия в вертикальной плоскости лежит в пределах 0—30°, допустимый угол — 30° вверх и 40° вниз от линии взора. Наилучшее восприятие обеспечивается в условиях, когда изображение перпендикулярно лучу зрения в пределах 30°. В связи с этим вся визуальная информация должна располагаться в пределах оптимальной зоны видения (рис. 73, табл. 27).

В пределах угла 50—60° (зона неясного различения формы) информация воспринимается периферийным зрением, для точного ее рассмотрения необходимо перевести взгляд.

Рис. 73. Основные визуальные данные:

а — основные визуальные данные; б — оптимальные зоны видения в вертикальной плоскости; 1 — верхний предел зрительного поля; 2 — оптимальное движение глаз; 3 — усредненная линия зрения; 4— нормальная линия взгляда стоя; 5 — оптимальное движение глаз; б — нижний предел зрительного поля

149



I


Таблица 27. Основные визуальные данные

 

 

 

 

 

 

№ п.п. Наименование Зоны видения, см
детей дошкольного возраста (по росто-возрастным группам) взрослого человека
80—115, 2—3 года 80—115; 3—4 года 90—130; 4—5 лет 90—145; 5—6 лет 100—145; 6—7 лет
  Оптимальная зона видения в верти­кальной плоскости            
  Верхний уровень максимальной зоны            
  Максимальная зона видения в вер­тикальной плоскости            
  Верхний уровень максимальной зоны видения            
  Нижний уровень максимальной зоны видения            
  Верхний уровень досягаемости руки 85,5 101,6 123,2 142,3 178,2 198,2

В детской комнате, помимо общего освещения, следует предусмотреть т.н. «дежурный свет» в виде настольной лампы или бра. Светильники-ночники создают минимальный уровень освещенности и помогают ориентироваться ребенку в случае его внезапного пробуждения. Выключатель света следует размещать на высоте 114 см от чистого пола, что позволяет ребенку самому включать и выключать свет по своему желанию. При выборе цветового решения, акцентов и деталей необходимо помнить, что в возрасте 5—9 лет красный (у девочек — пурпурный и розовый) — самый предпочтительный цвет; от 9 до 11 предпочтение отдается оранжевому, желтому и зеленому, а по мере развития абстрактного мышления к 12 годам предпочтение отдается синему цвету. При этом надо помнить об общем спокойном цветовом климате в детской комнате и обширные поверхности оформлять в светлых тонах, а цветовые акценты использовать в элементах меньшей площади. Рабочие поверхности столов для занятий и игр также должны быть нейтральными.

150


ГЛАВА 7.

ОБОРУДОВАНИЕ ИНТЕРЬЕРОВ

ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ

Понятие общественное здание охватывает широкую гамму строений и помещений различного функционального назначения. В частности:

• административные учреждения государственного и местного управления, общественных
организаций и пр.;

• залы ожидания вокзалов, аэропортов, предприятия связи, банки;

• больницы, поликлиники, оздоровительные учреждения;

• детские учреждения, учебные заведения (от начальных до высших);

• предприятия торговли, бытового обслуживания, гостиницы, рестораны, кафе и т.д.;

• театрально-зрелищные учреждения, музеи, выставочные залы;

• юридические консультации, нотариальные конторы, посреднические фирмы по оформлению
купли—продажи недвижимости и пр.

Приведенный далеко не полный перечень показывает, сколь разнообразны по функциям, характеру деятельности и, следовательно, оборудованию и оснащению эти здания.

Комплексное оборудование общественных зданий требует всестороннего учета многих факторов и требований, в частности необходимо реализовать организацию функциональных процессов на основе возможностей строительных конструкций и отделочных материалов, использования инженерного оснащения, применения оборудования для различных видов жизнедеятельности, содействуя достижению целостности восприятия среды и ее эмоциональной выразительности.

Оборудование общественных зданий подразделяются на две большие группы:

• «бытовое», общее для всех видов общественной среды (мебель, сантехника,
электроосветительные приборы и т.д.);

• технологическое, обусловленное спецификой функциональных процессов (медицинские
приборы и оснащение, тренажеры, прилавки и витрины, копировально-множительные
системы и пр.).

Второй тип оборудования имеет чрезвычайно разнообразные формы эргономического контакта с потребителем и подробно освещается в специальной литературе.

Нами рассматриваются только некоторые аспекты эргономического формирования «бытового» оборудования общественных зданий, прежде всего на примере зданий административного назначения.

7.1. РАБОЧЕЕ МЕСТО В ОФИСЕ

Для офиса эстетические соображения, являющиеся неотъемлемой частью любого дизайн-проектирования, красота и гармония интерьера не могут быть главными, самодостаточными факторами.

Офис — рабочее помещение, предназначенное для определенных процессов, которые необходимо осуществлять с максимальной полнотой и в заданные временные сроки.

Промышленное здание создается при участии технолога, т.к. процесс производства подразумевает определенную оптимальную технологическую организацию. Лучшие современные офисные здания следуют этому принципу; работа в офисе рассматривается как специфический процесс со своими четкими технологическими требованиями.

151


Своя специфика присуща офисам (представительствам):

• юридических фирм;

• проектных бюро;

• торговых компаний;

• банков;

• арт-салонов;

• издательств;

• страховых компаний и пр.

Однако при всей специфике и многообразии функций можно выделить две основные категории офисной работы:

• концентрация;

• общение.

В зависимости от основной специфики офиса соотношение этих категорий меняется; нахождение оптимальных условий для конкретного равновесия между концентрированной работой и общением — одна из главных задач, от решения которой будет зависеть конкретный дизайн-проект.

Для сосредоточенной, с максимальной концентрацией внимания работы лучше всего подходит отдельный кабинет, а для общения — открытое в большей или меньшей степени пространство.

Основные принципиальные решения:

• офис закрытого коридорного типа;

• единое общее пространство;

• комбинированный офис.

Офис кабинетного типа характерен для компаний, разделенных на отделы с небольшим количеством сотрудников, когда важнее изоляция, а не общение.

Различают два вида офисов кабинетного типа:

• кабинеты для одного—двух человек (Западная Европа до 1970) с четкой пространственной
организацией и статичностью оборудования; недостатки: невозможность организации
коллективной работы, неэффективное использование пространства;

• комнаты большого объема, рассчитанные на пребывание трех и более сотрудников
(Западная Европа, 1970-е — эпоха ранней компьютеризации), недостатки: статичность,
малая гибкость оборудования, слабый командный дух.

Офис «открытого пространства» (открытый план) — большие многометровые помещения, рассчитанные на значительное количество людей — родился и был популярен многие годы в Америке. Пространство ограничено только наружными стенами; рабочие места отделяются невысокими мебельными перегородками. Подобная организация работы дает возможность быстрой перепланировки при смене профиля деятельности фирмы; имеет достаточно высокую гибкость и мобильность. Такие офисы имели распространение в 1980-е годы и в Европе (для растущих компаний, больших корпораций). В последней трети XX века в Америке они дополнились понятием «горячий стол», когда одно рабочее место интенсивно используется в течении дня несколькими чередующимися сотрудниками, что позволяет в 2—3 раза уменьшить необходимую офисную площадь, количество оборудования и мебели.

Разновидностью открытого пространства является групповой офис, когда общее пространство делится на отдельные зоны невысокими перегородками. Имеются общие зоны для обмена информацией, встреч и пр. В этом случае усиливается чувство коллективизма, обеспечивается максимально эффективное использование пространства, гибкость плана, динамичность впечатлений. Отрицательный момент — недостаточная звукоизоляция.

152


Комби-офис — сочетание преимуществ двух предыдущих планировочных решений, которые наиболее ярко сконцентрировались в «скандинавской» модели.

Социальные моменты (понимаемые в России, в лучшем случае, как комнаты гигиены женщин, комнаты приема пищи, т.е. учет физиологических процессов) стали одними из основополагающих факторов в конце 90-х годов XX века в Западной Европе и, прежде всего, в Скандинавских странах. Доминирование социал-демократических идей, высокий уровень занятости привели к кардинальным изменениям не только в сфере социальной защиты населения (сфера распределения), но и в промышленности, а также в сфере услуг и бизнесе.

Идеи социального партнерства изменили сам подход к проектированию офисов. Доминирующими
стали идеи демократической общины, чем-то напоминающей клуб, коммуну, племя и артель
одновременно. В частности, расположение рабочего места у окна было возведено чуть ли не в
неотъемлемое право каждого сотрудника. Поэтому офисным зданиям стали присущи более узкие и
сложные планы постройки, высокое качество и множественность общественных зон. Индивидуальные
и групповые комнаты отделяются прозрачными (драпируемыми или с матовыми стеклами)
перегородками от центральных зон, служащих для коллективного пользования, где проходят
«мозговые атаки», осуществляются контакты с сотрудниками других отделов, посетителями и прочие
•* коллективные мероприятия оперативного характера.

I

Так, в комплексе зданий «Скандинавских авиалиний» (Стокгольм, Швеция), воздвигнутом в конце

1980-х годов на берегу искусственного озера, вокруг обширного центрального пространства (улица с карманами) формируются коммунальные пространства второго ранга (кафе, магазины, бассейн, фитнес-центр, которыми пользуются как 1,5 тыс. служащих, так и все желающие), а также локальные «коммунальные» зоны собственно офисной части. Такая зона на 30—40 человек включает в себя сектор для переговоров и неформального общения, кустовой центр оргтехники и телекоммуникационного оборудования, кухню-столовую.

Главные функциональные модули — персональные кабины площадью около 12 м2 — группируются вокруг «коммунальных зон». Перегородки и двери кабинетов, входящих в эти зоны, сделаны из стекла, что устраняет эффект физической изоляции, обеспечивает «перетекание» пространства компактных кабинетов в более просторные объемы. Поэтому каждый сотрудник может себя хорошо чувствовать психофизиологически.

Мебель и оборудование, детали кабинетов решены в местном шведском духе, хотя в целом доминирует интернациональный стиль. Мебель из древесины — «грубоватая», функциональная, простых форм — создает деловую атмосферу. В то же время каждый сотрудник может дополнить интерьер кабинета по своему вкусу декоративно-художественными изделиями, предметами крестьянского и домашнего быта, личными вещами.

Коммунальные зоны для неформального общения сотрудников между собой и с посетителями расположены на открытых террасах, выходящих на озеро; мебель здесь как на курортах — плетеная, дополненная вьющимися растениями и декоративными элементами.

Все вместе взятое обеспечивает оптимальный психологический климат в коллективе, способствует психофизиологическому комфорту каждого сотрудника.

В концентрированном виде эргономичность офиса включает в себя комплекс следующих понятий

(факторов):

• планировка помещения (нормативы площади, изолированность рабочих мест, возможность контактов и общения, вариабельность оборудования, многофункциональность или узкая специализация помещения, его поочередное использование, коллективное использование, индивидуальное с учетом не только общих

153



 


 


тенденций, но, в первую очередь, конкретных функций: банк, юридическая контора, управление фирмой и пр.);

• эргодизайн оборудования: регулировка по высоте столов, возможность смены положения в
процессе работы, перегородки с навесными элементами, оборудованием (как между
столами, так и между ячейками, зонами); стационарные и мобильные элементы мебели;
расположение рабочих элементов (клавиатура, мониторы, различные виды связи и пр.);
стул-кресло с учетом гаммы требований;

• микроклимат (температура, влажность, состав воздуха);

• оптимальное освещение и цветовой климат;

• психологические моменты (общая удовлетворенность и удовольствие от работы,
возможность активного участия в компоновке и подгонке под себя оборудования,
психологический климат микроколлектива из двух—трех человек и пр.);

• социально-психологические факторы, ставшие приобретенными (социальное партнерство
всех членов коллектива, забота об оптимизации социально-психологического климата,
оптимальные условия труда с местом у окна, индивидуальная «ячейка», удобная мебель с
подгонкой и наполнением рабочего места, возможность расслабиться, передохнуть,
полноценное питание, общение с др. членами коллектива, создание атмосферы гордости за
фирму и т.д.).

Мебель последнего поколения создается с учетом изменений в организации работы и новейших достижений в техническом обеспечении. Если в 1990-е годы персональный компьютер стал доминирующим на каждом столе, то теперь — портативные компьютеры, плоские экраны, мобильные телефоны, беспроводные средства связи. Общая тенденция — переход к небольшим, мобильным рабочим столам, которые легко приспосабливаются к конкретным работникам по высоте и компоновке. Стол дополняется подвижными разнообразными элементами (тумбочки, шкафы, столы для переговоров и пр.).

Офисный работник проводит за столом более 80 тыс. часов своей жизни, поэтому такое большое внимание уделяется столу и креслу, обеспечивающим более здоровую рабочую обстановку. Смена положения при работе (высота стола, трансформация кресла), правильное положение при сидении позволяют существенно снизить риск возникновения болей в пояснице и спине, сохранить работоспособность и высокий тонус в течение всего рабочего дня.

Ассортимент офисной мебели включает:

• многофункциональные гибкие рабочие места (как для индивидуальной творческой работы,
так и для контактов с клиентами);

• престижные комплекты для кабинетов руководителей;

• гарнитуры для приемных и переговорных помещений, комнат отдыха.

В качестве рекомендаций по проектированию рабочего места в офисе можно представить наработки, сделанные компанией BENE, которые базируются на принятых международных стандартах. «Оборудование рабочего места должно давать возможность выполнять максимум рабочих операций с минимумом перемещений» — рекомендация Европейского Сообщества 90/270.

2 м2 — единый стандарт оборудования рабочего места на 1 человека. Эта площадь включает в себя поверхность письменного стола и место, занимаемое работником офиса. Глубина этого пространства составляет приблизительно 100 см {рис. 74).

При планировании рабочего места принимается во внимание соблюдение организационных и индивидуальных требований к среде. В основе этих требований лежат вышеизложенные принципы гибкого сочетания габаритных и компоновочных параметров.

Для полноценного использования рабочего места к базовым параметрам необходимо добавить площади для дополнительного хранения деловых бумаг, установки принтера, ксерокса и для


I

X

о.

(X)


154


,

X

01

Vo о

M О

о

VO

о

Га m та


       
 
 
   


Рис. 74. Рабочее место. Рабочее пространство. Рекомендации по оборудованию современного офиса

компании

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...