Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование механизмов выдвижения лидера в учебной группе при решении конкретной ситуации (кейса)




 

Исследование было решено проводить на учебных группах в моменты решения ими конкретных ситуаций - кейсов. В качестве учебных групп выбраны тренинговые группы. Участниками первой группы были руководители различных отделов и подразделений городской администрации (при проведении исследования группа разделялась на две подгруппы). В состав второй группы входили молодые специалисты, работающие в ООО "КраМЗ" и ОАО "КраМЗ", выдвинутые в оперативный и перспективный резерв на руководящие должности.

В ходе работы, как мы уже говорили, нами были выделены следующие характеристики этих учебных групп:

· "лабораторность" - специально создана для выполнения заданий в лабораторных условиях;

· "временность" - с окончанием решения кейса прекращает свое существование;

· "по выбору" - обучающиеся сами пожелали участвовать в работе группе, т.е. можно говорить о том, что они мотивированы на решение тех заданий, которые предлагает ведущий;

· "тройственность" - группа характеризуется особой структурой: кроме лидера самой группы и, группы как таковой, в ней есть тренер, который играет ведущую организационную роль; в рамках такой структуры появляются и особые отношения между тренером (руководителем учебной группы), группой, и лидером.

Целью нашего исследования является анализ работы учебной группы по поиску решения кейса, вычленение механизмов выдвижения лидера в группе в этом процессе, а также выделение и обоснование основного, ведущего механизма.

Полученные в ходе исследования данные, должны будут позволить подробно описать закономерности и механизмы развития малых групп и предоставить новые возможности управления группами. Помимо теоретической направленности, исследование механизма выдвижения лидера в группе, в процессе решения конкретной ситуации, имеет прикладное значение т.к. способствует эффективному решению задач в сфере управления персоналом. Полученные, в ходе наблюдения за работой группы по решению практической ситуации (кейса), данные могут использоваться руководством фирмы как основа для принятия решения об отборе кандидатов на управленческие должности и формирования резерва руководителей.

Объектом нашего исследования является учебная (тренинговая) группа.

Предметом - механизмы выдвижения лидера в группе при решении конкретной ситуации.

На основе проведенного нами анализа механизмов выдвижения лидера в группе мы пришли к выводу, что механизмы идиосинкразического кредита и разрешения внутри групповых противоречий свойственны только малым группам, с уже сформированной структурой, т.е. существующих длительный период времени. Как мы уже говорили, в нашем случае рассматривается временная группа, время ее существования ограничивается периодом решения кейса. И, т.к. в реальных, жизненных условиях эта группа не существует, а ее участники не знакомые, либо мало знакомые друг другу люди, то говорить о сформированности структуры группы не возможно. Основываясь на этих рассуждениях, нами была выдвинута гипотеза:

Гипотеза: ведущим механизмом выдвижения лидера в группе, при решении конкретной ситуации (кейса), является механизм ценностного обмена - обмен осуществляется между статусом члена в группе и его компетентностью (наибольшим вкладом в решение групповой задачи) реализуемой в ходе решения задачи.

В своем исследовании мы использовали следующие методики:

·   включенное наблюдение. Наблюдением обычно называют целенаправленное, преднамеренное и специальным образом организованное восприятие, обусловленное задачей наблюдателя и не требующего от него "вмешательства" путем создания специальных условий в "жизнь" наблюдаемого процесса [39]. Этот метод нами выбран в силу того, что, позволяет фиксировать все внешние проявления жизни группы. Поскольку для нашего исследования необходимо выявить механизмы групповой динамики и на их основе выделить ведущий механизм выдвижения индивида в позицию лидера, которые могут проявляться во взаимодействии членов группы и могут быть зафиксированы в наблюдении.

В нашем случае объектом наблюдения является группа людей в их совместной деятельности. Предметом - компоненты деятельности:

содержание и направленность речевых актов (себе, другому, группе);

характер действий (предлагающий, защитный, деструктивный);

содержание действий (решение задачи, выстраивание внутригрупповых отношений, выстраивание вертикальных отношений).

·   социометрия и референтометрия являются стандартными тестами в случае исследования малых групп, просты и экономичны. Следует заметить, что в настоящее время вопрос о границах применения социометрии при исследовании малых групп особенно актуален. Часть авторов, Дж. Морено, Горбатенко А.С., Горбатенко Т.М. и другие считает возможным использовать социометрию с целью выявления лидера малой группы. По мнению других авторов, например Багрецова С. А, Наумова В.В., Коломинского Я.Л., социометрия, представляет собой лишь внешнюю, лежащую на поверхности эмоциональных отношений систему связей. Она оказывается эффективной при анализе диффузных групп, в основе формирования которых лежит совместная деятельность, а также групп высокого уровня развития при условии, что доминирующий стиль межличностных отношений в группах носит демократический характер. Поэтому, авторы считают, что в реальных условиях диагностика лидеров должна осуществляться именно на основе совместного применения методов социометрии и референтных медов [11]. Нами было принято решение в первой группе провести только социометрию, а во второй социометрию и референтометрию совместно. Наше решение обосновывается желанием сравнить полученные результаты и на их основе сделать вывод (предположение) о возможности, или невозможности применять социометрию как самостоятельный инструмент для выявления лидера в учебной группе, в основе формирования которой лежит совместная деятельность по решению конкретной ситуации.

·   анализ сочинений и интервью - эти методики позволили получить информацию о ценностных представлениях членов группы и об изменениях происходящих в структуре группы, непосредственно от самих членов группы.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...