Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностика вероятности наступления банкротства для ИП Марков




 

В данной главе постараемся пристальнее взглянуть в будущее деятельности предприятия, сместив основной акцент на планирование и предсказание возможного финансового положения предприятия.

В ходе анализа финансовой деятельности ИП Марков в течение периода 2006-2008 гг., было установлено, что данное предприятие является финансово неустойчивым по всем основным показателям. При этом динамика этих показателей является все более негативной. Поэтому весьма актуален вопрос о вероятности банкротства данного предприятия.

Экономическая несостоятельность (банкротство) — это неплате­жеспособность предприятия, имеющая или приобретающая устой­чивый характер, признанная хозяйственным судом или правомерно объявленная должником в соответствии с законодательством.

Банкротство предопределено самой сущностью рыночных от­ношений, которые всегда связаны с риском потерь, неопределен­ностью достижения поставленных целей или возможностью по­становки ошибочных целей. Рисковые ситуации могут возникнуть на всех стадиях хозяйственного процесса: от закупки и доставки сырья, материалов, комплектующих изделий до производства и продажи готовой продукции. Их причинами могут быть: неплате­жеспособность потребителей, невыполнение договорных обяза­тельств поставщиками ресурсов, длительные задержки с оплатой счетов за поставленную продукцию, некачественное по различ­ным причинам производство продукции, некомпетентность управ­ленческого персонала и многое другое.

Эти потери ведут к уменьшению прибыльности капитала и воз­никновению финансовых средств, что усугубляется, если кредито­ры не возобновляют финансирование. Тогда предприятие должно выплатить не только проценты, но и сумму основного долга. В ус­ловиях же отсутствия наличных средств появляется проблема ликвидности активов. Это состояние называют технической неплате­жеспособностью. Уже на этой стадии возможно обращение креди­торов в суд о признании предприятия банкротом. Смысл банкрот­ства состоит в том, что из хозяйственного оборота исключаются неплатежеспособные предприятия. Поскольку экономическая не­состоятельность одного предприятия сказывается на финансовом положении других субъектов хозяйствования, являющихся его контрагентами, то банкротство позволяет субъектам хозяйствова­ния улучшить свои дела и достичь финансовой стабильности.

Главная причина несостоятельности и банкротства предпри­ятия в условиях рыночной экономики состоит в неплатежеспособ­ности, обусловленной отсутствием оборотных средств, инфляци­ей и финансовой недостаточностью. Более глубокие причины сле­дует искать в невозможности работников аппарата управления предвидеть конъюнктуру рынка в отдаленной перспективе. Ни один, даже самый квалифицированный менеджер, не в состоянии прогнозировать развитие политических, экономических, социаль­ных и психологических процессов в том или ином государстве, ре­гионе, на конкретном рынке. Даже незначительные просчеты в изу­чении потребностей клиентов, стратегии конкурентов, политики правительства, калькуляции затрат на изготовление продукции, а также проникновение на рынок новых товаров, изменение цен на материалы, полуфабрикаты, сырье, энергоносители могут привес­ти к потере конкурентоспособности предприятия на рынке и бан­кротству.

Для оценки риска банкротст­ва и кредитоспособности предприятий широко исполь­зуются факторные модели известных западных эконо­мистов Альтмана, Лиса, Таффлера, Тишоу и др., разра­ботанные с помощью многомерного дискриминантного анализа.

Исследуем вероятность банкротства ИП Марков на основе некоторых моделей.

Наиболее широкую известность получила модель Альтмана:

Z =0,717 * Х1+0,847*Х2+3,107*Х3 + 0,42*Х4+0,995*Х5,

где Х1 — собственный оборотный капитал/сумма активов; Х2— нераспределенная прибыль/сумма активов; Х3— прибыль до уп­латы процентов /сумма активов; Х4 — балансовая стоимость собственного капитала/заемный капитал; Х5 — объем продаж (выручка)/сумма активов.

Константа сравнения — 1,23.

Если значение Z<1,23, то это признак высокой вероятности банкротства, тогда как значение Z>1,23 и более свидетельству­ет о малой его вероятности.

На анализируемом предприятии величина Z-счета по модели

Альтмана составляет:

на начало 2008 года

ZH = 0,717*0,325 + 0,847*0,378 + 3,107*0,3167 + 0,42*0,6913+0,995*2,613= = 0,233+0,320+0,984+0,290+2,599 = 4,43;

на конец отчетного периода

ZK = 0,717*0,493+ 0,847*0,053 + 3,107*0,292+ 0,42*0,2513 +0,995*2,787 = = 0,353+0,045+0,907+0,1055+2,773 = 4,18.

Следовательно, можно сделать заключение, что на данном, предприятии вероятность банкротства мала.

Дискриминантная модель, разработанная Лис для Велико­британии, получила следующее выражение:

Z =0,063* Х1+0,092* Х2+0,057* Х3 + 0,001* Х4,

где Х1— оборотный капитал/сумма активов; Х2— прибыль от реализации /сумма активов; Х3— нераспределенная прибыль/ сумма активов; Х4— собственный капитал /заемный капитал.

Здесь предельное значение равняется 0,037.

По модели Лиса величина Z-счета для анализируемого пред­приятия равна:

ZH = 0,063 * 0,3252 + 0,092 * 0,3167 + 0,057 * 0,3778 + 0,001 * 1,718 = = 0,0205+0,02914+0,0215+0,001718 = 0,072858;

ZK = 0,063 * 0,493 + 0,092 * 0,282 + 0,057 * 0,053 +0,001 * 0,3212 = = 0,031+0,027+0,0030+0,00032 = 0,0613.

Таффлер разработал следующую модель:

Z = 0,53* Х1+0,13* Х2+0,18* Х3+0,16* Х4,

где Х1 — прибыль от реализаций/краткосрочные обязательства; Х2 — оборотные активы/сумма обязательств; Х3— кратко­срочные обязательства/сумма активов; Х4 — выручка/сумма активов.

Если величина Z-счета больше 0,3, это говорит о том, что у фирмы неплохие долгосрочные перспективы, если меньше 0,2, то банкротство более чем вероятно.

По данной модели анализируемое предприятие выглядит сле­дующим образом:

ZH = 0,53*0,861 +0,13*0,8841 + 0,18* 0,3679 + 0,16* 2,61= 0,4563+0,1149+0,0662+0,4176 = 1,055;

ZK = 0,53*0,385 + 0,13*0,651 +0,18*0,7568 + 0,16 * 2,787 = 0,2041+0,08463+0,1362+0,4459 = 0,8709.

Для наглядного изображения полученных результатов сведем их в следующие таблицы.

 

 

Таблица 13 - Диагностика банкротства на основе модели Альтмана

 

Показатель на начало 2008 года на конец 2008 года
Х1 Х2 Х3 Х4 Х5 0,325 0,378 0,3167 0,6913 2,613 0,493 0,053 0,292 0,2513 2,787

 

Таблица 14 - Диагностика банкротства на основе модели Лиса

Показатель на начало 2008 года на конец 2008 года
Х1 Х2 Х3 Х4 0,3252 0,3167 0,3778 1,718 0,493 0,282 0,053 0,3212

 

Таблица 15 - Диагностика банкротства на основе модели Таффлера

Показатель на начало 2008 года на конец 2008 года
Х1 Х2 Х3 Х4 0,861 0,8841 0,3679 2,61 0,385 0,651 0,7568 2,787

 

 

Однако следует отметить, что использование таких моделей требует больших предосторожностей. Тестирование других предприятий по данным моделям показало, что они не в полной мере подходят для оценки риска банкротства наших субъектов хозяйствования из-за разной методики отражения инфляцион­ных факторов и разной структуры капитала, а также из-за раз­личий в законодательной и информационной базе.

Произведенный выше анализ банкротства ИП Марков указывает на плохое финансовое состояние предприятия. При сложившейся ситуации существует возможность стать банкротом, поэтому необходимо применить ряд санкций:

· Реорганизация производственно-финансовой деятельности;

· Мировое соглашение между кредиторами и собственниками предприятия.

Реорганизационные процедуры предусматривают восстановление платежеспособности путем проведения определенных инновационных мероприятий. По результатам анализа необходимо выработать генеральную финансовую стратегию и составить бизнес-план финансового оздоровления предприятия с целью недопущения банкротства и вывода его из «опасной зоны» путем комплексного использования внутренних и внешних ресурсов.

Одним из основных и наиболее радикальных направлений финансового оздоровления предприятия является поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности производства и достижению безубыточной работы за счет более полного использования производственной мощности предприятия, повышения качества и конкурентоспособности продукции, снижения ее себестоимости, рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращения производственных расходов и потерь.

Основное внимание при этом необходимо уделить вопросам ресурсосбережения:

· Внедрение прогрессивных норм, нормативов и ресурсосберегающих технологий;

· Использование вторичного сырья;

· Организации действенного учета и контроля за использованием ресурсов;

· Изучение и внедрение передового опыта в осуществлении режима экономии;

· Материального и морального стимулирования работников за экономию ресурсов и сокращения непроизводственных расходов и потерь.

Большую помощь в выявлении резервов улучшения финансового состояния предприятия может оказать маркетинговый анализ по изучению спроса и предложения, рынков сбыта и формирования на этой основе оптимального ассортимента и структуры производства и оказания строительных услуг.

В особо тяжелом случае необходимо провести реинжиринг бизнес-плана, т.е. коренным образом пересмотреть производственную программу, материально-техническое снабжение, организацию труда и начисление заработной платы, подбор и расстановку персонала, управления качеством продукции, инвестиционную и ценовую политику и другие вопросы.

В результате всего вышеуказанного предлагаю применять к ИП Марков следующие мероприятия по улучшению финансового положения:

· Реструктуризация долгов по налогам и платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

· Отпуск продукции и выполнение ремонтно-строительных работ в счет долгов;

· Использование дебиторской задолженности предприятий должников, имеющих свободный расчетный счет;

· Предотвращение роста дебиторской задолженности;

· Лизинг;

· Снижение себестоимости;

· Разработка финансовой политики;

· Разработка учетной и кредитной политики.

 

 

Таблица 16 - Прогноз движения денежных средств на предприятии, структуры поступления средств и платежей, степени активности инвестиционной и финансовой деятельности на предприятии в 2009 г.

Показатели Сумма, млн. руб.
Текущая деятельность  
Поступления 669,4
Выручка от реализации продукции, работ, услуг  
Авансы полученные 2,3
Прочие 1,1
Платежи 667,5
По расчетам с поставщиками 319,7
Со своими работниками 182,3
С органами социального страхования и обеспечения 30,9
По расчетам с бюджетом 116,4
Прочие 18,6
Итого 1,9
Общее изменение денежных средств 1,9
Денежные средства на начало года -
Денежные средства на конец года 1,9

 

По данным таблицы 16 можно сделать следующий вывод: увеличение денежных средств будет обеспечено только за счет текущей деятельности предприятия. Общий приток денежных средств составит 19 млн. руб. Основным направлением поступления денежных средств по текущей деятельности будет выручка от реализации продукции, работ, услуг – 6660 млн. руб. Остальные поступления денежных средств от текущей деятельности не носят постоянный характер. Отток денежных средств на 6675 млн. руб. будет связан с оплатой поступивших на предприятие товарно-материальных ценностей и оказанных услуг (на 3197 млн. руб.), а также выплатами по фонду оплаты труда (1424 млн. руб.), отчисления в государственные внебюджетные фонды (309 млн. руб.), расчетами с бюджетом (1164 млн. руб.).

Совокупное увеличение денежных средств за 2009 год составит 19 млн. руб.

 

3.2 Применение логистических подходов для повышения управляемости деятельности ИП Марков

На уровне макрологистики задачами распределения на ИП Марков являются:

— выбор схемы распределения материального потока;

— размещение распределительных центров на логистическом полигоне, т. е. построение сети складских объектов.

Распределение уже достаточно давно является существенной стороной хозяйственной деятельности, однако положение одной из наиболее важных функций оно приобрело лишь сравнительно недавно.

В странах с развитой рыночной экономикой до начала 50—60 х годов системы распределения развивались в значительной степени стихийно. Вопросы выбора каналов распределения, вопросы производства и упаковки товаров, подготовки их к транспортировке и доставки получателю решались в слабой взаимосвязи друг с другом. Отдельные подфункции, которые в совокупности образуют функцию распределения, трактовались как самостоятельные функции управления.

Интегрированный взгляд на функцию распределения получил развитие в 60-х — начале 70-х годов. В этот период пришло понимание того, что объединение различных функций, касающихся распределения произведенного продукта в единую функцию управления несет в себе большой резерв повышения эффективности.

Результатом интегрированного подхода к реализации различных функций распределения стало включение распределения в структуру функционального управления организаций и предприятий.

В торговле примером интеграции различных подфункций распределения может служить выделение и развитие специальных структур, занимающихся снабжением магазинов. В странах с развитой рыночной экономикой такие структуры распределения в 70-е годы стали создавать и развивать крупные цепи розничной торговли. Отечественный опыт представлен организацией централизованной доставки товаров в магазины экспедиционными подразделениями торговых оптовых баз.

Рисунок 6 - Различные варианты каналов распределения изделий

Логистику по праву можно считать существенным фактором реализации мероприятий, направленных на увеличение экономической эффективности производства и сбыта. Значительный прогресс в деле рационализации этих сфер деятельности может быть достигнут путем максимальной координации материальных и информационных потоков при их объединении, что и является одной из основных задач логистики. Для ее решения необходимы широкое применение электронной обработки данных, стандартизация материально-технических связей, организация работы на основе научного функционального анализа и структуризации, а также применение новых технологий, ведущих к автоматизации операций.

В основном звене (на фирменном уровне) логистическая система распадается на ряд структур, которые можно представить в виде горизонтальных функциональных субсистем в области закупок, производства и сбыта. В свою очередь в рамках каждой из субсистем находятся структуры функционального характера — складское хозяйство, транспортировка, производство, услуги, обеспечение и обработка информации. Каждый из этих элементов неизбежно присутствует на любом производстве, а логистика объединяет их в систему с едиными целями и задачами, которые лежат в области минимизации издержек всего производства, а не отдельно взятого элемента.

Инструментом подобного объединения является информационное обеспечение процессов производства, начиная с закупки и кончая сбытом продукции. Во внешней сфере деятельности фирмы причиной успеха или неудачи на рынке могут служить: а) оперативное получение информации о том или ином событии или коммерческой ситуации, сложившейся на рынке; б) получение запроса на поставку или отказ от нее. И в том и в другом случае также первостепенную роль играет комплекс информационного обеспечения.

Потоки информации являются теми связующими нитями», на которые нанизываются все элементы логистической системы. При этом информационная сеть предполагает создание баз данных, коммуникаций внутри фирмы, наличие комплекса мероприятий по принятию оперативных решений и т. д.

Еще несколько лет назад основные проблемы, которые стояли перед создателями логистических систем, лежали в области физических потоков товаров и сырья. Под информационным обеспечением физического процесса движения товаров от поставщика к потребителю подразумевалась лишь сопроводительная информация.

По мере распространения логистических систем на предприятиях во все большей мере стала ощущаться необходимость развития и внедрения в практику логистических информационных систем, которые позволили бы органически объединить в единое целое все логистические субсистемы (логистику снабжения, производственную логистику, логистику распределения и др.).

Успешному претворению этой концепции в жизнь способствовало понимание того факта, что информация на современном уровне развития общественного производства — это самостоятельный производственный фактор, потенциальные возможности которого открывают широкие перспективы для укрепления конкурентоспособности фирм.

Чтобы анализ информационной деятельности в логистике был плодотворным, необходимо рассматривать всю логистическую систему как совокупность функционально ограниченных логистических субсистем, функционирование которых как целого обеспечивается информационной логистикой на уровне ее собственных информационных субсистем.

Ключевым пунктом планирования и управления производством является оптимальное соотношение централизации и децентрализации в деятельности от дельных подсистем. Оптимально организованная локальная деятельность каждой из подсистем, как правило, не приводит к оптимальному (наилучшему) результату в деятельности всей системы. Функциональная изолированность отдельных подразделений производства, даже при наличии высококвалифицированного персонала, может тормозить повышение эффективности всей системы в целом. Поэтому одним из важнейших условий успешного функционирования всего производства в целом является наличие такой системы информации, которая позволила бы связать воедино всю деятельность и управлять ею исходя из принципов единого целого.

3.3 Стимулирование продаж продукции ИП Марков

 

ИП Марков предполагает использование следующих методов продвижения своей продукции:

I. Рекламная деятельность.

1). Предприятие будет рекламировать все виды товаров с помощью рекламных листовок. Эти листовки имеют красивое оформление и информационный блок. Можно порекомендовать предприятию рекламу тех товаров, которые не пользуются спросом, сосредоточив все усилия на рекламе только рентабельного ассортимента товаров.

2). Размещение рекламы в печатных изданиях, на телевидении. Но это является одним из самых дорогостоящих видов продвижения, и поэтому увеличение объема продаж за счет этого элемента комплекса маркетинга вряд ли сможет покрыть затраты, связанные с ним.

3). Кроме того, в настоящее время, очень эффективным способом размещения рекламы становится Интернет. Поэтому предприятию ИП Марков можно предложить создать свой сайт в сети Интернет. Это будет очень эффективно и не требует больших капитальных вложений.

II. Стимулирование сбыта

Скидки с цены товаров. При закупке определенного объема изделий, а также постоянным оптовым покупателям потребителю должны предоставляться 3- процентные и 5-процентные скидки.

Также существуют определенные скидки в праздничные дни для оптовых покупателей, и, например, 8 марта - для всех женщин, 23 февраля – для мужчин и прочее.

III. Связь с общественностью.

ИП Марков не сможет на первоначальном этапе использовать в качестве метода продвижения товара, т.к. эти мероприятия слишком дороги для нее. Безусловно, это предприятие в данный момент не имеет средств на спонсорство и благотворительные акции. Фирма сама не осуществляет презентации, конференции, симпозиумы опять же вследствие нехватки финансовых ресурсов.

Конечно, благоприятные отношения с общественностью играют важную роль для этой организации. Но мероприятия для их создания пока еще не могут быть профинансированы ИП Марков в желаемом объеме.

IV. Персональные продажи.

Личная продажа, по нашему мнению, должна занять не последнее место в средствах продвижения ИП Марков. Она, как следует из самого названия этого вида продвижения, предполагает личный контакт продавца с покупателем, диалог, а не монолог, как в случае с рекламой.

Негативные качества личной продажи (такие как: высокие издержки в расчете на одного покупателя, кратковременный эффект стимулирования и т.д.) частично снимаются в процессе организации творческой продажи. К этому можно отнести участие в выставках. Опыт общения с посетителями выставки позволит сделать вывод о спросе на продукцию предприятия. Участие в выставке позволяет одновременно осуществлять и коммуникативную, и ценообразовательную, и сбытовую, и товарную политику предприятия. Едва ли какой-нибудь другой из инструментов маркетинга обладает способность представить во всей полноте предприятие и его продукцию, одновременно предоставляя возможность личного контакта с клиентом.

С помощью продвижения товары проталкивают на рынок, завоевывают покупателей, стимулируют сбыт. Мероприятия по стимулированию сбыта стоят не дешево, но без них не обойтись, а затраты, как правило, относятся к производственным затратам. Проблема данного предприятия состоит в том, что оно не знакомо с научными подходами коммуникационной политики, и зачастую его усилия не оправдываются, а затраты, вложенные в продвижение товаров, не окупаются. Организация знает, что нужно стимулировать сбыт, знает какими способами это надо делать, но не умеет правильно распределить методы продвижения во времени в зависимости от специфики и жизненного цикла своей продукции.

Кроме того, фирме необходимо осуществлять продвижение всех выпускаемых изделий, зависимо от их жизненного цикла. Известно, что эффективность затрат по методам продвижения изделий на рынке различна на разных стадиях жизненного цикла. Поэтому фирма, для успешного сбыта своего товара, должна формировать стратегию продвижения, опираясь на эти научные выкладки.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В первой главе работы рассмотрены теоретические вопросы оценки деловой активности предприятия: показатели деловой активности предприятия, коэффициенты деловой активности предприятия, критерии деловой активности предприятия, факторный анализ прибыли предприятия.

Оценка деловой активности организации является одним из важных аспектов финансового анализа. Деловая активность проявляется в динамическом развитии фирмы, достижении поставленных целей, о чем позволяют судить абсолютные и относительные стоимостные показатели.

Количественная оценка и анализ деловой активности могут быть сделаны по двум направлениям:

• степень выполнения плана (установленного вышестоящей организацией или самостоятельно) по основным показателям, обеспечение заданных темпов их роста

• уровень эффективности использования ресурсов коммерческой организации.

Во второй части работы была рассмотрена характеристика ИП Марков, которое занимается продажей товаров бытовой химии и парфюмерии.

Финансовое состояние предприятия можно охарактеризовать как удовлетворительное, и хотя имеются довольно серьезные трудности, но предприятие расплатилось со всеми своими долгами.

Продолжительность операционного цикла после некоторого снижения снова увеличивается. Такая же тенденция наблюдается и у составляющих операционного цикла. Продолжительность финансового цикла в течение 2006 и 2007 г.г. имеет отрицательное значение, т.е. время, когда предприятию нужно отдать финансовые ресурсы больше, чем время, когда они находятся в виде материальных ресурсов и дебиторской задолженности, следовательно, можно предположить, что появляются излишние финансовые ресурсы, и это снижает эффективность финансовой деятельности предприятия. Но к концу периода данный показатель имеет положительное значение и задача предприятия не допустить его увеличения.

Таким образом, при существующих неблагоприятных тенденциях изменения коэффициентов оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженности, положение предприятия на данный момент нельзя назвать критическим. Для повышения коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности можно воздействовать на срок оборачиваемости путем изменения договорных условий расчетов с поставщиками. Таким же образом можно воздействовать на показатель оборачиваемости дебиторской задолженности. Для этого можно сократить сроки между поставкой товара и его оплатой.

Мотивация работников носит как правило материальный характер. Основными параметрам и, подлежащим и воздействию системы оплаты труда, являются: производительность труда, качество обслуживания покупателей, трудовая дисциплина.

В результате проведенного в работе анализа можно дать следующие рекомендации:

· предприятию необходимо снижать цены на продаваемые товары за счет снижения издержек продаж,

· повышать маневренность собственных средств,

· увеличивать долю инвестиционного капитала, в продажах использовать стратегию стабильности (ограниченного роста-минимизации влиянии слабых сторон).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Аникеев, С. Н. Методика разработки плана маркетинга: Сер. «Практика маркетинга». М.: Фолиум, 2002. – 323с.

2. Багиев, Г.Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии. Москва. 2001. – с. 80-83.

3. Баклин, Луис. Стратегия розничной торговли и классификация потребительских товаров. Классика маркетинга / Сост.: Б.М. Энис, К.Т. Кокс, М.П. Москва.— СПб.: Питер, 2001. – 432 с.

4. Ван Ватершут У. Маркетинг- микс. Маркетинг./Под ред. М. Бейкера.— СПб.: Питер, 2002. – 322 с.

5. Вебстер, Ф. Изменение роли маркетинга в корпорации. Классика маркетинга./Сост.: Б.М. Энис, К.Т. Кокс, М.П. Москва.— СПб.: Питер. 2001. – 319 с.

6. Говард, Д., Шет, Дж. Теория поведения покупателя. Классика маркетинга. /Сост.: Б.М. Энис, К.Т. Кокс, М.П. Москва.— СПб.: Питер, 2001. – 276 с.

7. Голубков, Е.П. Маркетинг: стратегия, планы, структуры. Москва: Дело, 2000. – с. 122 – 132.

8. Гордон, Я. Маркетинг партнерских отношений./Пер. с англ.; под ред. О.А. Третьяк — СПб.: Питер, 2001. – 284 с.

9. Градов, А.П. Организационная структура и функции службы маркетинга предприятия. /Учебное пособие; СПб., 2006. – с. 142 – 153.

10. Джоббер, Д. Принципы и практика маркетинга: Учебное пособие./ Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс». 2000. – 221 с.

11. Дихтль, Е., Хершген, Х. Практический маркетинг: Учебное пособие/ Пер. с нем. А.М. Макарова. /Под ред. И.С. Минько. М.: Высшая школа. 2002. – 377 с.

12. Дорошев, В. И. Введение в теорию маркетинга. Москва. 2000. – 288 с.

13. Друкер, П. Котлер, Ф./Под общ. ред. Е.М. Пеньковой. Основы маркетинга. Москва: Прогресс. 2002. – 387 с.

14. Котлер, Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок./Под ред. Б.А. Соловьева. М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 433 с.

15. Котлер, Ф. Маркетинг и менеджмент. СПб.: Питер Ком, 2005. – 533 с.

16. Котлер, Ф. Основы маркетинга. Москва: Прогресс, 2004. – 421 с.

17. Ламбен, Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская инициатива. СПб.: Наука, 2003. – 385 с.

18. Лоусон, Р. Поведение потребителей. Маркетинг./Под ред. М. Бейкера. 2002.

19. Маркетинг/Под ред. М. Бейкера. СПб.: Питер, 2002. – 153 с.

20. Николаева, М.А. Маркетинг товаров и услуг.— М.: Деловая литература. 2001. – с. 177 – 178.

21. Панкратов, Ю. В. Коммерческая деятельность. М.: Экономика. 2001. – 219 с.

22. Парамонова, Т.Н. Маркетинг в розничном торговом предприятии. М.: МГУК, 2002. – 342 с.

23. Романов, А. Н. И др., Маркетинг. / Учебник для вузов. Москва: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. – 228 с.

24. Российская торговая энциклопедия. Том 1. М.: РООИ.П за социальную защиту и справедливое налогообложение, 2005. – 319 с.

25. Росситер, Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров/Пер. с англ./ Под ред. Л.А. Волковой.— СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 386 с.

26. Рынок и логистика. — М.: Экономика, 2003. – 295 с.

27. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник. 2-е изд. /Под общ. ред. проф. Брагина Л. А. М.: «ИНФРА-М», 2000. – 277 с.

28. Торговое дело. Учебник. / Под ред. Брагина Л. А.,М.: ИНФРА-М, 2002. – 348 с.

29. Уэллс, У., Бернетл, Дж., Мориарти, С. Реклама: принципы и практика.— СПб.: Питер. 2000. – с. 275 – 284.

30. Щур, Д. П. Основы торговли. Оптовая торговля. Настольная книга. М.: «Прогресс». 2003. – с. 311 – 326.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Факторы внешней среды

 

Международные Общеэкономические Цикличность экономического развития. Финансовая политика транснациональных банков и фондов
  Стабильность международной политики Заключение международных соглашений: образование свободных экономических зон, зон свободной торговли. Тарифные соглашения. Международный маркетинг
  Международная конкуренция Финансовая состоятельность зарубежных партнеров. Лицензионная торговля. Организация совместных предприятий. Стратегические зоны хозяйствования.
Национальные Политические Состояние финансовой системы. Отношение к собственности. Принципы земельной политики государства. Отношение политики к предпринимательству. Налоговая политика. Ограничение монополизма. Защита конкуренции.
  Экономические и демографические Покупательная способность (уровень цен, возможность получения кредита). Уровень доходов, накопления населения. Цикличность экономического развития. Предпринимательская активность.
Рыночные Пожелания потребителя Потребительский выбор. Привычки, традиции и нормы потребления.
  Научно-технические Новизна конструкций и технологий. Конкурентоспособность продукции.
  Формы конкуренции Уровень издержек производства. Качество продукции. Уровень маркетинга

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Внутренние факторы среды предприятия

Конкурентная позиция предприятия Цель деятельности (миссия): традиции, репутация, имидж. Квалификация руководства и сотрудников. Доля рынка и стадия жизненного цикла.
Принципы деятельности Форма собственности Организационная структура управления. Инновационная деятельность. Организация производства Адаптивность Форма специализации Концентрация производства Диверсификация производства
Ресурсы и их использование Прогрессивность средств и методов производства Длительность производственного цикла Уровень производственных запасов Оборачиваемость средств
Маркетинговая стратегия и политика Сегментация рынка (соотношение массовых и целевых рынков сбыта, рыночные окна и ниши) Товарная политика Ценовая политика Сбытовая политика Стратегические цены и прогнозирование сбыта
Финансовый менеджмент Структура баланса платежеспособность, ликвидность Соотношение собственных и заемных средств Стоимость капитала Структура имущества Инвестиционная привлекательность Доход на акцию Уровень прибыли и рентабельность

 

 

 



 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...